Дело № 2-733/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 сентября 2015 года город Кушва
Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Заварихина А.Ю.,
с участием помощника прокурора гор. Кушва Мартыновой Е.Е.,
при секретаре Алексеевой Л.В.,
рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в интересах Ситникова Е.Н. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Кушве, государственному учреждению – Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации,
суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Кушва, в порядке ст.45 ГПК Российской Федерации, в интересах Ситникова Е.Н. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Кушве (далее УСП СО по г. Кушва), государственному учреждению – Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее ГУ СРО ФСС РФ) в котором просит обязать:
1. Государственное учреждение – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить инвалида Ситникова Е.Н. техническими средствами реабилитации – лупой и лупой с подсветкой восьмикратного увеличения
2. Управление социальной политики Свердловской области по городу Кушва осуществить контрольные мероприятия по обеспечению Ситникова Е.Н. техническими средствами реабилитации.
В судебном заседании помощник прокурора г.Кушва Мартынова Е.Е. требование иска поддержала и в его обосновании суду пояснила, что прокуратурой г. Кушвы проведена проверка соблюдения законодательства в сфере реализации прав инвалидов по зрению и слуху. Установлено, что Ситников Е.Н. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом <данные изъяты> и по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации.
Согласно медицинским документам, индивидуальной программе реабилитации инвалида от ДД.ММ.ГГГГ. № Ситников Е.Н. в период проведения мероприятий медицинской реабилитации, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должен быть обеспечен обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке, лупой с подсветкой, электронным ручным видео увеличителем, лупой, обувью ортопедической сложной без утепленной подкладки и тростью опорной, регулируемую по высоте, с устройством противоскольжения.
В качестве исполнителя проведения реабилитационных мероприятий с применением технических средств реабилитации определен Фонд социального страхования Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Ситников Е.Н. написал заявление в филиал № ГУ Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ, о предоставлении названных выше технических средств реабилитации. Обособленным структурным подразделением территориального органа Фонда социального страхования РФ в адрес заявителя направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации.
До настоящего времени Ситников Е.Н. не обеспечен данными техническими средствами реабилитации, хотя очень в них нуждается. Инвалид должен проходить медицинскую реабилитацию с использованием указанных технических средств постоянно.
Поскольку, ГУ – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не исполнен индивидуальный план реабилитации инвалида Ситникова Е.Н., что является нарушением требований ч. 2 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", согласно которой индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также нарушен пятнадцатидневный срок выдачи инвалиду направления на получение технических средств реабилитации, определённый пунктом 5 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240.
В силу п.п. 9 п. 7 «Положения о Министерстве социальной политики Свердловской области", утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 12.05.2012 N 485-ПП, Министерство осуществляет на территории Свердловской области следующие полномочия - осуществляет координацию взаимодействия органов управления, учреждений и организаций Свердловской области в сфере реабилитации инвалидов в рамках компетенции Свердловской области. Просит суд иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ГУ СРО ФСС РФ в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания надлежащим образом уведомлён, что подтверждается ходатайством ответчика и его отзывом, в которых выражено не согласие с иском и просьба на передачу дела для рассмотрения по подсудности в <данные изъяты> районный суд <адрес> (л.д.19-20, 32-33).
Суд отдельным определением в удовлетворении ходатайства о направлении дела по подсудности отказал.
Представитель ответчика УСП СО по гор. Кушва ФИО1, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ года, с первым пунктом искового заявления о возложении обязанности на Государственное учреждение – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить инвалида Ситникова Е.Н. техническими средствами реабилитации – лупой и лупой с подсветкой восьмикратного увеличения, согласилась и просила его удовлетворить.
По поводу второго пункта искового заявления о возложении обязанности на Управление социальной политики Свердловской области по городу Кушва осуществить контрольные мероприятия по обеспечению Ситникова Е.Н. техническими средствами реабилитации не согласилась и пояснила, что осуществлять контрольные мероприятия по обеспечению Ситникова Е.Н. техническими средствами реабилитации они не могут, с Государственным учреждением – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ могут только обмениваться информацией. Просит суд второй пункт иска не удовлетворять.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В отношении первого требования иска касающееся возложения обязанности на Государственное учреждение – Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить инвалида Ситникова Е.Н. техническими средствами реабилитации – лупой и лупой с подсветкой восьмикратного увеличения.
Суд находит данное требование иска обоснованными и подлежащим удовлетворению.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон РФ № 181-ФЗ).
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов», регламентирующие отношения в области создания условий в сфере реабилитации инвалидов корреспондируют с положениями Конституции Российской Федерации, закрепляющими политику социального государства, обеспечивающую достойную жизнь человека, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Приведенный комплекс мероприятий определяется индивидуальной программой реабилитации, которая является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от оплаты в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид, либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм собственности (ст.11 Закона РФ № 181-ФЗ).
Также в соответствии со ст.11 Закона РФ № 181-ФЗ, индивидуальная программа реабилитации инвалида, разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
В силу ст. 11.1 указанного Закона РФ, к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Техническими средствами реабилитации инвалидов являются: специальные средства для самообслуживания, для ухода, для ориентирования (включая собак-проводников с комплектом снаряжения), общения и обмена информацией, специальные средства для обучения, образования (включая литературу и слепых) и занятий трудовой деятельностью, протезные изделия.
Частью 14 ст. 11.1 Закона РФ № 181-ФЗ определено, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской федерации, Фондом социального страхования Российской федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008г. №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации /далее Правила/.
В пункте 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, предусмотрено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется на основании заявления и в соответствии с индивидуальными программами реабилитации путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Право на соответствующее обеспечение возникает с момента подачи соответствующего заявления.
Вместе с тем, финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования РФ.
Таким образом, Фонд социального страхования РФ наделен полномочиями по обеспечению граждан, в том числе инвалидов техническими средствами реабилитации. На указанные цели Фонду социального страхования РФ выделяются средства из федерального бюджета.
Судом установлено следующее.
Ситников Е.Н. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию и по состоянию здоровья, нуждается в технических средствах реабилитации (л.д. 5).
В индивидуальной программе реабилитации инвалида Ситникова Е.Н. выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико - социальной экспертизы (карта № к акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ) указано, что в период проведения мероприятий медицинской реабилитации, срок которой определён с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, он должен быть обеспечен: обувью ортопедической сложной на утепленной подкладке, лупой с подсветкой, электронным ручным видеоувеличителем, лупой, обувью ортопедической сложной без утепленной подкладки, тростью опорной, регулируемой по высоте, с устройством противоскольжения (л.д.5-6)
ДД.ММ.ГГГГ от Ситников Е.Н. в филиал № ГУ Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования РФ подано заявление о предоставлении технических средств реабилитации – лупой восьмикратного увеличения. (л.д.4).
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что Ситников Е.Н., как инвалид обладает безусловным правом на обеспечение техническими средствами реабилитации в виде – лупы и лупой с подсветкой восьмикратного увеличения.
Необходимость предоставления ему данных средств определена в индивидуальной программе реабилитации, соответственно право инвалидов на обеспечение техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации, не ставится в зависимость от каких-либо условий. Обязанность обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации согласно указанным выше нормативным актам лежит на Фонде социального страхования РФ и его структурных подразделениях.
Однако и на день рассмотрения иска в судебном заседании Ситникову Е.Н. так и не предоставили упомянутые технические средства.
Следовательно, первое требование иска подлежит удовлетворению.
В отношение второго требования иска касающееся возложения обязанности Управление социальной политики Свердловской области по городу Кушва осуществить контрольные мероприятия по обеспечению Ситникова Е.Н. техническими средствами реабилитации.
Суд не находит оснований для его удовлетворения.
Как следует из представленных материалов УСП СО по г. Кушва действительно не обладает какими-либо контрольными функциями по отношению к ГУ Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ, соответственно и осуществлять контрольные мероприятия оно не вправе.
Таким образом, исковые требования прокурора г. Кушва, действующего в интересах Ситникова Е.Н., подлежат удовлетворению частично.
В соответствии с п.п. 9, 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации,
Суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Кушвы в интересах Ситникова Е.Н. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Кушве, государственному учреждению – Свердловскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации об обязании обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить инвалида Ситникова Е.Н. техническими средствами реабилитации – лупой и лупой с подсветкой восьмикратного увеличения.
В удовлетворении остальной части иска, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд путём подачи апелляционной жалобы через отдел Кушвинского городского суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья :