Судья Куриленко Р.В. Дело № 12-299/18
РЕШЕНИЕ
Судья Верховного суда Республики Коми Машкина И.М.,
при секретаре Буткиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре Республики Коми 03 октября 2018 года жалобу Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми на постановление судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 июля 2018 года, по которому производство по делу об административном правонарушении в отношении руководителя временной администрации ПАО "Банк "Югра" Алексенцевой Г.А., предусмотренного ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено.
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 23 июля 2018 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.6 Кодекса Российской Федерации об административных, в отношении руководителя временной администрации ПАО "Банк "Югра" Алексенцевой Г.А., на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствуем состава административного правонарушения.
Не согласившись с указанным постановлением, должностное лицо Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми Брагин А.В. обратился в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит состоявшееся судебное постановление отменить и вынести постановление о привлечении Алексенцевой Г.А. к административной ответственности.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании, прихожу к следующему.
Часть 1 статьи 15.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 2 статьи 86 Налогового кодекса РФ Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации в электронной форме в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налогового органа.
Как следует из материалов дела в ходе проведения мероприятий налогового контроля, а именно истребования при проведении камеральной проверки декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2017 года ЗАО "..." в рамках статьи 93.1 Налогового кодекса РФ документов и информации у контрагента проверяемого лица - ООО "...", Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми в адрес ПАО "Банк ЮГРА" направлен запрос № 2236 от 27.11.2017 о предоставлении выписок по операциям на счетах ООО "Версоргунт" за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 в отношении всех счетов, открытых обществом в банке.
Запрос № 2236 от 27.11.2017 получен ПАО "Банк "ЮГРА" 05.12.2017, что подтверждается уведомлением о вручении заказного почтового отправления <Номер обезличен>.
По состоянию на 00.01 часов 09.12.2017 документы (банковские выписки по операциям на счетах налогоплательщика ООО "Версоргунт"), истребованные запросом и подлежащие предоставлению банком в инспекцию в срок не позднее 24 часов 08.12.2017, банком в инспекцию не представлены.
Документы (банковские выписки по операциям на счетах налогоплательщика), истребованные налоговым органом, направлены ПАО "Банк "ЮГРА" 13.12.2017 сопроводительным письмом № 701-06/4204-ВА в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи в адрес Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми, то есть с нарушением установленного срока.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица - руководителя временной администрации ПАО "Банк "Югра" Алексанцевой Г.А. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении на основании пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (за отсутствуем состава административного правонарушения), судья городского суда, исходил из отсутствия доказательств того, что нарушение сроков исполнения запроса налогового органа возникло по вине должностного лица Алексенцевой Г.А.
Вместе с тем, данный вывод сделан без учета всех обстоятельств, подлежащих выяснению в силу требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и является преждевременным.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Данные требования закона судьей при вынесении решения выполнены не были.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из материалов дела видно, что 28.07.2017 Приказом Банка России № ОД-2138 у ПАО "Банк "Югра" отозвана лицензия на осуществление банковских операций.
В связи с этим Приказом Банка России от 28.07.2017 № ОД-2140 (далее - Приказ № ОД-2140) назначена временная администрация по управлению кредитной организацией ПАО Банк "Югра" в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций, руководитель временной администрации ПАО Банк "Югра" - Алексенцева Г.А.; на период временной администрации полномочия исполнительных органов кредитной организации приостановлены.
В период с 06.12.2017 по 08.12.2017, когда имело место несвоевременное исполнение запроса налогового органа, руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией ПАО "Банк "Югра" Алексенцева Г.А. находилась на рабочем месте в ПАО "Банк Югра", и ею подписаны ответы на запросы налогового органа.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 183.11, а также статьи 189.31 Федерального закона от 26.10.2002 № 127 - ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федерального закона от 26.10.2002 № 127 - ФЗ) в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации временная администрация по управлению кредитной организацией реализует полномочия исполнительных органов кредитной организации.
Порядок назначения, осуществления и прекращения деятельности временной администрации регламентирован Положением Банка России "О временной администрации по управлению кредитной организации", утвержденной Банком России 09.11.2005 № 279-П (далее - Положение).
Согласно пункту 5.3 Положения в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации руководитель временной администрации осуществляет предусмотренные учредительными документами кредитной организации полномочия руководителя кредитной организации.
Руководитель временной администрации осуществляет контроль и несет ответственность за соблюдение порядка регистрации и своевременным рассмотрением входящей корреспонденции (в том числе поступающей в форме электронного документа), анализирует содержание поступающих обращений и направляет в установленные сроки письменный ответ по существу поставленных в них вопросов. Обращения, по которым сроки исполнения не установлены, должны быть рассмотрены в течение 30 дней со дня их регистрации временной администрацией (пункт 5.14 Положения).
Из представленных в материалы дела документов следует, что несвоевременное предоставление выписок по запросу № 2236 от 27.11.2017 допущено по причине нарушения порядка регистрации входящей корреспонденции.
Прекращая производство по делу, судья городского суда не учел, что руководитель временной администрации по управлению кредитной организацией, в соответствии с требованиями статей 189.28, 189.29 Федерального закона от 26.10.2002 № 127 - ФЗ, распределяет обязанности между ее членами и несет ответственность за ее деятельность; и в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения руководителем временной администрации по управлению кредитной организацией своих обязанностей он несет ответственность в соответствии с федеральными законами.
Вопреки требованиям закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, судья городского суда, рассматривая дело об административном правонарушении, не дал оценки тому надлежащим ли образом руководитель временной администрации осуществила контроль за соблюдением порядка регистрации и своевременным рассмотрением входящей корреспонденции, и выполнены ли ею все необходимые организационно-распорядительные функции руководителя организации при установленном факте нарушения ПАО "Банк "Югра" срока исполнения запроса на 3 дня.
Указанные существенные нарушения требований КоАП РФ не позволили судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление судьи нельзя признать законным и обоснованным.
Принимая во внимание вышеизложенное, нахожу постановление судьи подлежащим отмене в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, дело возвращению на новое судебное рассмотрение, поскольку срок привлечения к административной ответственности по части 1 ст. 15.6 КоАП РФ в силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не истек.
При новом рассмотрении дела суду необходимо установить юридически значимые обстоятельства по делу, учитывая вышеизложенное и принять законное и обоснованное решение по делу в соответствии с требованиями КоАП РФ.
В связи с отменой постановления судьи по указанным основаниям вышестоящий суд не входит в обсуждение доводов жалобы о виновности должностного лица Алексенцевой Г.А., поскольку они подлежат оценке судьей городского суда при новом рассмотрении дела.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Сыктывкарского городского суда от 23 июля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.6 КоАП РФ, в отношении руководителя временной администрации ПАО "Банк "Югра" Алексенцевой Г.А. отменить, дело направить в Сыктывкарский городской суд Республики Коми на новое рассмотрение.
Судья .
.