№33а-770/2023
Судья: фио
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 марта 2023 года адрес
Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего Гордеевой О.В.,
судей фио, адресВ.,
при секретаре Дорониной К.В.,
с участием прокурора фио,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи фио административное дело №2а-1116/2022 по апелляционной жалобе административного истца фио на решение Кунцевского районного суда адрес от 17 октября 2022 года, которым постановлено:
«В удовлетворении административного искового заявления Алексеева Алексея Алексеевича к территориальной избирательной комиссии адрес об отмене решений отказать»,
УСТАНОВИЛА:
Алексеев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к территориальной избирательной комиссии адрес и просил отменить решение от 11 сентября 2021 года о результатах голосования в округе № 2, оформленное соответствующим протоколом и сводной таблицей по избирательному округу № 2, а также решение от 12 сентября 2021 года об определении результатов выборов депутатов совета депутатов муниципального адрес в округе № 2.
Требования мотивированы тем, что 23 июня 2022 года решением избирательной комиссия ВМО в адрес - муниципального адрес на 11 сентября 2022 года назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес. Административный истец был зарегистрирован в качестве кандидата на указанных выборах.
21 июля 2022 года Московской городской избирательной комиссией (далее- МГИК) принято решение №15/2 о дистанционном электронном голосовании (далее-ДЭГ) на выборах представительных органов местного самоуправления.
28 июля 2022 МГИК принято решение №17/8 о порядке дистанционного электронного голосования на выборах представительных органов местного самоуправления.
Правительство Москвы и «Московская торгово-промышленная палата» в период избирательной кампании по выборам депутатов совета депутатов проводили среди избирателей проводили агрессивную акцию «#ВыбираемВместе2022» за участие в фио — «Миллион призов». Из сообщения на сайте https://aa-vmeste.ru/events/22 победителями стали 646 100 человек. Правила розыгрышей опубликованы на сайте https://aa-vmeste.rU/events/22#pubiic-offer. Как следует из публичной оферты, для участия в розыгрыше не требуется никаких специальных действий, кроме регистрации и участия в фио (пункты 3.1 - 3.3 оферты). Одним из соорганизаторов акции «#ВыбираемВместе2022» являлось Правительство Москвы. Информация о розыгрыше многократно размещалась на интернет - портале Правительства Москвы. Правительство Москвы возглавляет мэр фио Собянин и он же являлся членом высшего совета ВПП "Единая Россия". Считает, что акция мэра фио “#ВыбираемВместе2022” оказала воздействие на свободное волеизъявление избирателей, побудила граждан участвовать в муниципальных выборах не в целях реализации своего конституционного права по избранию депутатов совета депутатов, а для получения материальной выгоды, а также побудить их проголосовать в электронной форме за кандидатов, выдвинутых «Единой Россией» и объединением адрес, поддержанными мэром фио.
30 марта 2021 года Департаментом адрес по конкурентной политике была размещена закупка на «Выполнение работ по созданию государственной информационной системы «Система дистанционного электронного голосования». Победителем было признано акционерное общество «Лаборатория Касперского». Данная система должна была отвечать требованиям безопасности. Однако, разработанная система не прошла надлежащих испытаний и не являлась гарантированно безопасной.
В помещении ТИК у комиссии и наблюдателей не было какой-либо информации о ходе голосования посредством фио, кроме цифр явки и числа, полученных и использованных бюллетеней; доступ наблюдателей, кандидатов и членов ТИК к базе данных блокчейна в ходе расшифровки голосов и после нее отсутствовал; ТИК не видела, кто получает бюллетени, их выдавал ДИТ; ТИК, наблюдатели и кандидаты не видели, как бюллетени вынимают из электронной урны; ТИК и наблюдатели сами не могли проверить правильность подсчета, за них это тоже сделал ДИТ. Аномальное распределение голосов в пользу административных кандидатов в фио не позволило административному истцу оказаться в числе избранных кандидатов. Голосование в системе фио разительно отличается от голосования на участках, что свидетельствует о вмешательстве лиц, заинтересованных в избрании кандидатов, выдвинутых «Единой Россией» и объединением адрес, поддержанными мэром фио Таким образом, административный истец проиграл на выборах исключительно благодаря вмешательству названных лиц в фио, что позволяет ему сделать вывод о недостоверности итогов голосования в фио.
Решением Кунцевского районного суда адрес от 17 октября 2022 года в удовлетворении административного иска было отказано.
В апелляционной жалобе Алексеев А.А. ставит вопрос об отмене решения суда, поскольку судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, допущены существенные нарушения норм материального права.
В заседании судебной коллегии представитель административного ответчика фио и фио, а также представитель МГИК фио просили оставить решение без изменения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора фио, полагавшей решение суда законным и обоснованным, сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 КАС РФ, рассмотреть дело в отсутствие административного истца и представителя Департамента информационных технологий адрес, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших об отложении слушания дела, проверив решение, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, и их доказанности совокупностью собранных по делу доказательств; выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам административного дела, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения, сделаны без нарушения норм процессуального права.
В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 23 июня 2022 года № 1/1 назначены выборы депутатов Совета депутатов муниципального адрес на 11 сентября 2022 года.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 28 августа 2003 года № 3/5-29 полномочия по организации выборов возложены на территориальную избирательную комиссию адрес (далее - Избирательная комиссия).
Решением Избирательной комиссии от 11 июля 2022 года № 5/9 Алексеев А.А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу № 2.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 24 июня 2022 года № 11/1 установлены дни голосования в течение нескольких дней подряд - 9, 10 и 11 сентября 2022 года.
Решением Московской городской избирательной комиссии от 21 июля 2022 года № 15/2 определено проведение дистанционного электронного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес в единый день голосования 11 сентября 2022 года - с 8.00 9 сентября 2022 года до 20.00 11 сентября 2022 года.
Протоколом избирательной комиссии внутригородского муниципального образования в адрес - муниципального адрес от 12 сентября 2022 года установлены результаты выборов по многомандатному избирательному округу № 2.
Избранными депутатами Совета депутатов муниципального адрес по многомандатному избирательному округу № 2 признаны фио, фио, фио, фио, фио
Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая положения Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее- Федеральный закон №67-ФЗ), суд нашел несостоятельными доводы административного истца, поскольку они не подтверждены объективными доказательствами по делу, пришел к выводу о законности принятых решений, об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Названные суждения судебная коллегия признает правильными, они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, правильно оцененных судом в соответствии со статьей 84 КАС РФ; по делу не имелось оснований для удовлетворения требований.
Правовой основой регулирования отношений, связанных с осуществлением конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, является Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №67-ФЗ).
Порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти адрес и выборов в органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в адрес, а также иные вопросы проведения выборов в адрес, отнесенные федеральным законодательством к ведению адрес, урегулированы Законом адрес от 6 июля 2005 года №38 "Избирательный кодекс адрес" (далее - Избирательный кодекс адрес).
Согласно пункту 2 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ кандидатам, избирательным объединениям, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, а также иным лицам и организациям при проведении предвыборной агитации запрещается осуществлять подкуп избирателей: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу); производить вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение; проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума; предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействовать на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Таким образом, действующим законодательством четко определено какие именно действия представляют собой подкуп избирателей.
Согласно пункту 3 статьи 56 Федерального закона № 67-ФЗ в период избирательной кампании, кампании референдума не допускается проведение лотерей и других основанных на риске игр, в которых выигрыш призов или участие в розыгрыше призов зависит от итогов голосования, результатов выборов, референдума либо которые иным образом связаны с выборами, референдумом.
Акция «#ВыбираемВместе» в период голосования проводилась в рамках программы стимулирования потребительского спроса «Миллион призов», не имела целью подкуп избирателей, так как не имела соответствующих юридических признаков, не побуждала избирателей голосовать за тот или иного кандидата или избирательное объединение.
Данная акция направлена на повышение уровня гражданской активности населения и расширению использования дистанционных электронных каналов взаимодействия в адрес, популяризацию выборов как таковых и привлечение максимального количества граждан для реализации активного избирательного права.
Также данная акция не может быть расценена как игра, основанная на риске.
То обстоятельство, что акция проводилась Правительством Москвы, не свидетельствует об агитации в поддержку мэра фио
Использование на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес государственной информационной системы «Система дистанционного электронного голосования» предусмотрено пунктом 3 Решения Московской городской избирательной комиссии от 21 июля 2022 года №15/2.
Порядок дистанционного электронного голосования на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, утвержден Решением Московской городской избирательной комиссии от 28 июля 2022 года № 17/8 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 1.3. Порядка принять участие в дистанционном электронном голосовании имеет право гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по месту жительства на территории адрес, обладающий активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, на которых проводится дистанционное электронное голосование, достигший возраста 18 лет на 30 августа 2022 года, являющийся пользователем Портала Москвы с действующей полной учетной записью в этой системе, данные которого сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС «Выборы» по состоянию на 30 августа 2022 года.
В пункте 2.1 Порядка определено, что избиратели, указанные в пункте 1.3 Порядка, участвуют в дистанционном электронном голосовании без подачи заявления об участии в дистанционном электронном голосовании.
Согласно пункту 2.2. Порядка, если у избирателя, обладающего активным избирательным правом, данные которого сопоставлены с данными Регистра избирателей, участников референдума ГАС «Выборы», адрес места жительства находится в границах избирательного участка, соответствующего данным, содержащимся в Регистре избирателей, участников референдума ГАС «Выборы», то избиратель подлежит включению в сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании.
В противном случае избиратель не подлежит включению в сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании.
Порядок осуществления наблюдения за дистанционным электронным голосованием установлен разделом 10 Порядка, которым предусмотрено, что в Общественном штабе по наблюдению за выборами в адрес предоставляется доступ к отдельному узлу (ноде) распределенной базы данных СПО фио Москвы. Регламент использования функций ноды, в том числе на запись проверочных транзакций, определяется Мосгоризбиркомом. На средствах отображения СПО фио Москвы в помещениях Мосгоризбиркома, Общественного штаба по наблюдению за выборами в адрес, ИКМО производится постоянное непрерывное отображение следующей информации в табличной, графической и текстовой форме в разрезе избирательных округов: число электронных бюллетеней, доступ к которым предоставлен участникам фио; число электронных бюллетеней, использованных участниками фио; цепочки блоков информации в распределенной базе данных ГИС фио, в том числе содержащие анонимизированные зашифрованные результаты волеизъявления участников фио.
Из указанного следует, что административный истец не был и не мог быть лишен возможности осуществлять наблюдение за ходом дистанционного голосования.
Порядок не содержит положений, позволяющих вмешательство посторонних лиц в подсчет голосов избирателей. Наоборот, Порядком предусмотрены нормы для исключения такого вмешательства: использование специального программного обеспечения для формирования ключей зашифрования и расшифрования результатов волеизъявления избирателей, а также разделение ключа расшифрования на заданное количество частей и последующей сборки ключа расшифрования из предоставленных частей.
Из решения Московской городской избирательной комиссии от 6 сентября 2022 года № 25/3 следует, что формирование ключей зашифрования и расшифрования результатов волеизъявления участников дистанционного электронного голосования, разделения ключа расшифрования на части было осуществлено Московской городской избирательной комиссией 8 сентября 2022 года. Ключ расшифрования был разделен на 5 частей и эти части были переданы на хранение лицам, указанным в решении. После загрузки в специальное программное обеспечение государственной информационной системы «Дистанционное электронное голосование» ключ зашифрования, записанный на внешний носитель информации (USB-накопитель), подлежит хранению в Московской городской избирательной комиссии.
Пункта 1.4. Порядка предусмотрено, что при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления в адрес, назначенных на 11 сентября 2022 года, формирование территориальной комиссии дистанционного электронного голосования не производится.
В целях обеспечения проведения дистанционного электронного голосования Московская городская избирательная комиссия осуществляет следующие действия: формирует сведения об избирателях, имеющих возможность принять участие в дистанционном электронном голосовании; утверждает форму бюллетеня дистанционного электронного голосования; передает оператору ТИС фио исходные данные для формирования электронных бюллетеней; организует с использованием специального программного обеспечения ключей шифрования формирование ключа зашифрования и ключа расшифрования, разделение ключа расшифрования на отдельные части и сборку ключа расшифрования из отдельных частей; определяет количество частей, на которое разделяется ключ расшифрования; формирует список принявших участие в дистанционном электронном голосовании; записывает электронную копию списка принявших участие в дистанционном электронном голосовании на внешний носитель информации; - запускает процедуру расшифрования результатов волеизъявления участников дистанционного электронного голосования; - формирует в электронном виде данные об итогах дистанционного электронного голосования отдельно по каждому избирательному округу и направляет их в соответствующие избирательные комиссии внутригородских муниципальных образований (далее - ИКМО), определяющие результаты выборов.
Пунктом 7.9. Порядка определено, что после расшифрования результатов волеизъявления участников фио с использованием фио, формируются в электронном виде данные об итогах дистанционного электронного голосования отдельно по каждому избирательному округу в соответствии с итогами волеизъявления участников фио, зарегистрированных в соответствующем избирательном округе, и выводятся на средствах отображения информации СПО фио Москвы.
В силу пункта 7.10 Порядка данные об итогах дистанционного электронного голосования подписываются электронной подписью председателя и секретаря Мосгоризбиркома.
Мосгоризбирком направляет данные об итогах дистанционного электронного голосования в электронном виде в соответствующие ИКМО, определяющие результаты выборов.
Пунктом 8.1. Порядка установлено, что на основании полученных из Мосгоризбиркома в электронном виде данных об итогах дистанционного электронного голосования по соответствующему избирательному округу, ИКМО составляет протокол об итогах дистанционного электронного голосования по соответствующему избирательному округу (форма протокола приведена в приложении № 3 к Порядку), данные которого в последующем учитываются при определении результатов выборов.
Протоколы ИКМО об итогах дистанционного электронного голосования по соответствующим избирательным округам подписываются присутствующими членами комиссии и вводятся в ГАС «Выборы».
Данные протокола об итогах дистанционного электронного голосования включаются в сводную таблицу ИКМО о результатах выборов отдельной графой с наименованием «Дистанционное электронное голосование» и учитываются в протоколе о результатах выборов согласно утвержденным формам протокола и сводной таблицы (пункт 8.2. Порядка).
При суммировании данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий для составления сводной таблицы и протокола ИКМО о результатах выборов данные об итогах дистанционного электронного голосования учитываются в соответствии с приложением № 4 к Порядку (пункт 8.3. Порядка).
Если при проведении дистанционного электронного голосования были допущены нарушения, не позволяющие с достоверностью определить результаты волеизъявления участников фио, итоги дистанционного электронного голосования по соответствующему избирательному округу признаются недействительными, данные об итогах дистанционного электронного голосования не включаются в сводную таблицу ИКМО о результатах выборов, и не учитываются в протоколе о результатах выборов (пункт 8.4. Порядка).
Из вышеприведенного следует, что избирательная комиссия не является субъектом правоотношений, связанных с проведением процедуры дистанционного электронного голосования.
Все необходимые действия в пределах компетенции, установленной Порядком, избирательной комиссией были осуществлены, а именно был подписан протокол об итогах дистанционного электронного голосования, правомерно были учтены итоги дистанционного электронного голосования при определении результатов выборов.
Судом, с учетом вышеприведенного, не было установлено обстоятельств, которые не позволяли бы выявить действительную волю избирателей, поэтому пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания недействительными результатов выборов.
Оценка доводов административного истца дана судом в решении, они признаны несостоятельными.
Судебная коллегия, приходит к выводу, что нарушения избирательного законодательства, на которые ссылался административный истец, своего подтверждения не нашли, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей. Оснований считать, что проведенная акция «#ВыбираемВместе2022» является агитационной, не имеется.
При этом в смысле принципов, на основе которых осуществляется избирательный процесс, отмена результатов выборов судом является крайней мерой, применение которой в каждом конкретном случае должно быть, безусловно, обоснованным и следовать из обстоятельств дела.
В рассмотренном случае, действительная воля избирателей установлена верно, оснований ставить ее под сомнение судом первой инстанции не выявлено, поэтому судебная коллегия полагает возможным согласиться с существом постановленного судом решения.
Таким образом, по доводам апелляционной жалобы и изученным материалам дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции, судебной коллегией не установлено; решение суда мотивировано и по своему содержанию соответствует положениям статьи 180 КАС РФ, собранные по делу доказательства получили надлежащую оценку, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется. Нарушений процессуального характера, влекущих безусловную отмену решения, не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 177, 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кунцевского районного суда адрес от 17 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06 марта 2023 года.
Председательствующий:
Судьи: