Дело № 2-1557/9/2019 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 февраля 2019 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Павловой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску Илгунова Э.Н. к администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении жилого помещения,
установил:
Илгунов Э.Н. (далее – истец) обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к администрации Петрозаводского городского округа (далее – ответчик, администрация) о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения.
Представитель истца Илгунова Е.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истец был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом льгот, предоставляемых детям-сиротам. Истец включен в список граждан, подлежащих обеспечению жильем на праве специализированного найма по Петрозаводскому городскому округу. Права собственности или права пользования на какое-либо жилое помещение у истца нет, он живет в общежитии по месту учебы. Зарегистрирован был побывшему месту жительства матери в квартире, где проживают совершенно посторонние люди, которые сейчас обратились в суд с иском о признании Илгунова Э.Н. утратившим право пользования этим помещением. Фактически истец останется без какого-либо жилья. На предоставление жилья после окончания учебы они не согласны, так как Илгумнов Э.Н. может уйти в академический отпуск, дальше пойти учиться. Доводы третьего лица и ответчика о том, что квартира должна быть предоставлена только после окончания учебы, незаконен и несправедлив, так как право на жилье у него возникло после наступления восемнадцати лет, администрация жилье не предоставила.
Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного разбирательства. В письменном отзыве администрация указала на отсутствие правовых оснований для удовлетворения иска, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Истец, представители третьих лиц – Министерства социальной защиты Республики Карелия и управления по вопросам семьи и детства комитета социального развития администрации Петрозаводского городского округа в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом требований статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 67 и 68 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц и их представителей.
Заслушав объяснения стороны истца, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 11.03.2002 ФИО16 была лишена родительских прав в отношении истца. Постановлением главы администрации Петрозаводского городского округа от 05.04.2002 № 1448 несовершеннолетнему Илгунову Л.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был назначен опекуном ФИО17 В последующем на основании постановления администрации от 07.05.2014 № 2143 опекуном назначена ФИО18
На основании решения городской жилищной комиссии от 28.09.2017 Илгунов Э.Н. был признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения и включен в список по Петрозаводскому городскому округу.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости Республики Карелия утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Илгунов Э.Н. признан нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включен в список под номером №. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указано на то, что датой наступления права на предоставление жилого помещения является 28.09.2017.
Жилых помещений в собственности истца не имеется, что подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости, информацией ГУП РК РГЦ «Недвижимость».
Истец проживает в общежитии <данные изъяты>, расположенном по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>. В образовательном учреждении истец обучается на <данные изъяты> курсе по специальности «<данные изъяты>» на очной форме обучения. Предполагаемый срок завершения обучения 30.06.2019.
Ранее истец проживал вместе со своими опекунами в квартире, расположенной по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>.
Илгунов Э.Н. зарегистрирован был по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, <адрес>. Указанная квартира является муниципальной, в ней зарегистрированы ФИО19, ФИО9, ФИО10, которые 04.12.2018 обратились в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к Илгунову Э.М. о признании его утратившим право пользования жилым помещением. Это связано с тем, что Илгунов Э.М. был зарегистрирован вместе со своей матерью ФИО16, которая, в свою очередь, была зарегистрирована в квартире, будучи супругой ФИО19 Брак между ними был расторгнут, но сама ФИО16 была признана утратившей право пользования квартирой только по решению суда от 25.10.2010. При этом Илгунов Э.М. не являлся членом семьи <данные изъяты>.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон о поддержке детей-сирот) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (пункт 1).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка (пункт 3 статьи 8).
Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации (подпункт 2 пункта 4 статьи 8 вышеуказанного закона).
По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи 8).
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации (пункт 8 статьи 8).
Ранее в соответствии с частью 6 статьи 3 Закона Республики Карелия от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу части 1 статьи 3.1 вышеназванного Закона Республики Карелия дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 16.04.2013 № 129-П был утвержден «Порядок предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Порядок).
Согласно пункту 3 Порядка благоустроенные специализированные жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений однократно предоставляются по месту их жительства в границах соответствующего муниципального района или городского округа.
В соответствии с пунктом 4 Порядка решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, принимается органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, наделенными Законом Республики Карелия от 28 ноября 2005 года N 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» государственным полномочием Республики Карелия по принятию указанного решения (далее – орган местного самоуправления) на основании списка.
Для предоставления благоустроенного специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения лицо, указанное в пункте 1 настоящего Порядка, включенное в список, представляет в орган местного самоуправления заявление с приложением копии паспорта гражданина Российской Федерации.
Орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня представления документов, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, принимает решение о предоставлении благоустроенного специализированного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, информирует указанное лицо в письменной форме о принятом решении (пункт 5 Порядка).
Договор найма специализированного жилого помещения заключается органом местного самоуправления с лицом, указанным в пункте 1 настоящего Порядка, в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении ему благоустроенного специализированного жилого помещения (пункт 6 Порядка).
Ответчиком не оспаривается право истца на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, при этом необходимые сведения своевременно были направлены.
Суд считает возможным возложить на администрацию Петрозаводского городского округа обязанность по предоставлению истцу благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда общей площадью не менее установленной нормы предоставления, так как истец подлежит обеспечению специализированным жилым помещением в соответствии с приведенными выше требованиями действующего законодательства.
Как следует из «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания или временного пребывания.
В статье 20 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Из смысла статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что у гражданина не может быть более одного места жительства.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истец постоянно проживает на территории г. Петрозаводска. Принимая во внимание, что вышеуказанные нормативные правовые акты предусматривают предоставление жилого помещения по месту жительства лица, оставшегося без попечения родителей, Илгунов Э.Н. имеет право на предоставление жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа.
Суд не может принять доводы ответчика и третьего лица о том, что жилое помещение может быть предоставлено истцу только после окончания обучения в ФГБОУ ВО «ГУМРФ им. адмирала С.О. Макарова», по следующим основаниям.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1 статьи 8 Закона о поддержке детей-сирот).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 статьи 8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий названной статьи).
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2018 № 41-КГ18-17 отражена судебная практика по аналогичным спорам.
Как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Закона о поддержке детей-сирот.
К их числу относятся, в частности, достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.
При этом федеральный законодатель не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Установленный региональным законодательством порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Вместе с тем, что соблюдение данной процедуры не означает, что определенные в федеральном и региональном законах обязанности по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления исполнены.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истец состоит на учете лиц, нуждающихся в предоставлении жилых помещений в списках лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 18 лет достиг, таким образом, у него в соответствии с положениями статьи 8 Закона о поддержке детей-сирот возникло право на обеспечение жилым помещением, однако в нарушение закона жилое помещение ему не было предоставлено.
То обстоятельство, что истец еще продолжает обучение в образовательном учреждении, не может влиять на обязанность органа местного самоуправления предоставить истцу жилое помещение. Истец закончил общеобразовательное учреждение (школу), достиг восемнадцати лет, его обучение в техникуме является получением среднего профессионального образования (см., в том числе Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Суд считает, что истец может в дальнейшем поступить в образовательные учреждения для получения профессионального образования по иной специальности, для получения высшего образования, уйти в академический отпуск, быть отчисленным из образовательного учреждения, но это не означает, что каждый раз срок предоставления жилого помещения должен откладываться до окончания обучения и пр.
Кроме того, исходя из буквального толкования положений абзаца третьего пункта 1 статьи 8 Закона о поддержке детей-сирот, перенос срока предоставления жилого помещения на период после окончания срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также окончания срока завершения получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях, является заявительным. То есть на этот перенос должно быть волеизъявление лица, имеющего право на предоставление жилого помещения. Истец таких заявлений не подавал, при обращении с заявлением на постановку на учет не оговаривал условия отложения срока предоставления жилья.
По мнению суда, позиция ответчика и третьего лица идет в разрез с той политикой, на которую ориентировал государственные органы и органы местного самоуправления Президент Российской Федерации В.В. Путин в перечне поручении Правительству Российской Федерации от 03.02.2017, относящихся к обеспечению жильем детей-сирот. Кроме того, суд полагает, что отказ истцу в иске будет противоречить общепринятым основам нравственности, приведет к минимизации авторитета государства в области социальной политики.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия
решил:
Исковые требования Илгунова Э.Н. удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа предоставить Илгунову Э.Н. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории Петрозаводского городского округа общей площадью не менее нормы предоставления.
Взыскать с администрации Петрозаводского городского округа за счет средств казны муниципального образования «Петрозаводский городской округ» в пользу Илгунова Э.Н. судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в размере 300 руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья П.А. Малыгин
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2019 года.