Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1442/2016 ~ М-1266/2016 от 21.04.2016

Дело №***

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2016 года г.Орёл

Советский районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Михеевой Т.А.,

при секретаре Дмитриевой Ю.Л.,

с участием истца Лаврухиной Т.Н.,

её представителя – Качаровой Н.Е., действующей на основании доверенности б/н от 22.04.2016 года сроком действия на три года,

представителя администрации г.Орла Карасевой Е.В., действующей на основании доверенности б/н от 09.02.2016 года сроком действия по 31.12.2016 года,

представителя департамента финансов Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Морозовой Ю.А., действующей на основании доверенностей,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1442/16 по иску ФИО25 к администрации г.Орла, третьи лица - Департаменту финансов Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о предоставлении жилого помещения по договору найма,

У С Т А Н О В И Л :

ФИО26 обратилась в Советский районный суд г. Орла с исковым заявлением к администрации г.Орла, третьи лица - Департамент финансов Орловской области, Департаменту строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о предоставлении жилого помещения по договору найма жилого помещения.

В обоснование заявленных требований указала, что в соответствии с постановлением Администрации г. Орла № 1621 от 05.05.2015 года её семья в составе двух человек, а именно: она и малолетний сын ФИО24 были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на соответствующий учёт. Она является инвалидом третьей группы на срок до 22.05.2017 года. Согласно справке БУЗ Орловской области ООПД она страдает <данные изъяты> входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №***, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и на основании Постановления №*** от ДД.ММ.ГГ дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь.

В соответствии с постановлением администрации г.Орла от 05.05.2015 года семья ФИО28. признана малоимущей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, включена в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

В настоящий момент истец с семьёй проживает по договору найма в квартире общей площадью 41,5 кв.м, расположенной по адресу: <...>, в которой зарегистрировано 7 человек. Нанимателем квартиры является её мать Левина Н.А..

Просит суд предоставить ФИО27 на состав семьи один человек вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории г. Орла общей площадью, соответствующей установленным нормам предоставления жилья, с учетом права Лаврухиной Т.Н. на дополнительную площадь.

В судебном заседании истец и её представитель исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении, просили их удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика администрации г. Орла Карасева Е.В. возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что предоставление жилого помещения Лаврухиной Т.Н. относится к государственным полномочиям РФ и должно предоставляться за счёт средств федерального бюджета.

Представитель третьих лиц Департамента финансов Орловской области, Департамента строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области Морозова Ю.Н. поддержала позицию представителя администрации г.Орла.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приводит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (ч. 1 ст. 57 ЖК РФ) и установил исключение для отдельных категорий граждан (ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Так, в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

В соответствии с п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью первой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из статьи 31 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Частью пятой и шестой статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей- инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Судом установлено, что в соответствии с постановлением Администрации <...> №*** от ДД.ММ.ГГ семья истца в составе двух человек, а именно: она и малолетний сын ФИО2, 2014 года рождения, были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставлены на соответствующий учёт. Решением Советского районного суда г.Орла от 29.02.2016 года ФИО1 ограничена в родительских правах в отношении сына ФИО2. Также истец имеет двоих малолетних детей ФИО8, ДД.ММ.ГГ года рождения и ФИО4, ДД.ММ.ГГ года рождения, в отношении которых решением Советского районного суда г.Орла от 12.07.2012 года она лишена родительских прав.

ФИО1 является инвалидом <данные изъяты> на срок до 22.05.2017 года. Согласно справке БУЗ Орловской области ООПД ФИО16 страдает <данные изъяты>, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №***, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и на основании Постановления №*** от 21.12.2004г. дающим инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь. Истец недееспособной не признана.

В соответствии с постановлением администрации г.Орла от 05.05.2015 года семья ФИО1 признана малоимущей, поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, включена в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также в Книгу учета граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

В настоящий момент истец с семьёй проживает по договору найма в квартире общей площадью 41,5 кв.м, расположенной по адресу: <...>, в которой зарегистрировано 7 человек: наниматель ФИО3, 1953 года рождения (мать ФИО1). ФИО5, 1948 года рождения, ФИО6, 1973 года рождения, ФИО7, 1984 года рождения, ФИО8, 2007 года рождения, ФИО4, 2009 года рождения, ФИО2, 2014 года рождения.

Наличие у ФИО1 хронического заболевания, предусмотренного Перечнем тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ №***, а также проживание её в квартире, занятой несколькими семьями, само по себе недостаточно для внеочередного предоставления жилья, поскольку право истца на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признании ее малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по п.3 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Согласно ч.2 ст.49 ЖК РФ, к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Признание граждан малоимущими осуществляется в порядке, установленном Законом Орловской области от 06.02.2006 г. №578-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма».В силу п.1, 6 ст.8 указанного Закона, орган местного самоуправления на территории муниципального образования устанавливает предельную величину среднедушевого дохода и предельную величину стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений по договорам социального найма.

Заявитель и члены его семьи (одиноко проживающий заявитель) признаются малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении и предоставления им по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, если:

1) среднедушевой доход заявителя и членов его семьи не превышает размера предельной величины среднедушевого дохода, установленного на территории муниципального образования;

2) стоимость имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, не превышает предельной величины стоимости имущества, установленной на территории муниципального образования.

Указанные предельные величины установлены решением Орловского городского Совета народных депутатов от 29.06.2006 г. № 5/059-ГС. Согласно упомянутому решению, предельная величина среднедушевого дохода устанавливается в размере удвоенной величины прожиточного минимума, установленного в Орловской области на момент обращения гражданина с заявлением о признании малоимущим с целью постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Предельная величина стоимости имущества, находящегося в собственности граждан и подлежащего налогообложению, для признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, с 01.01.2010 установлена этим решением в размере не превышающем семнадцатикратную среднюю цену 1 кв. метра общей площади по информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Орловской области для одиноко проживающих граждан.

Согласно представленным сведениям ФИО1 на настоящий момент не трудоустроена. По сообщению ГУП МРИ ОО «БТИ» и Управления Россреестра по Орловской области, в собственности ФИО1 недвижимого имущества не имеется. Согласно сведения ГИБДД транспортных средств в собственности ФИО1 также не имеется.

Из анализа данных сведений следует, что истец относится к категории малоимущих граждан в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда.

Таким образом, анализируя представленные выше приведенные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что право ФИО1 на получение жилого помещения во внеочередном порядке прямо предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, и реализация данного права не может быть поставлена в зависимость от каких-либо дополнительных факторов, соответственно органы местного самоуправления обязаны во внеочередном порядке обеспечить ее жильем.

Определяя площадь жилого помещения, подлежащего предоставлению ФИО1, суд учитывает норму предоставления жилых помещений с учетом права ФИО1 на дополнительную площадь жилого помещения, то есть площадь предоставляемого жилого помещения не должна быть более 36 кв.м.

Доводы ответчика администрации г.Орла, о том, что обязанность по обеспечению жиль данной категории граждан, не может быть возложена на органы муниципального самоуправления, суд находит необоснованными в силу следующего.

Как установлено в судебном заседании ФИО1 была поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после 01.01.2005 г. и с заявлением о получении социальной выплаты на приобретение жилья в органы местного самоуправления не обращалась.

Согласно части третьей ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, Жилищным кодексом РФ установлена иная форма оказания социальной помощи инвалидам, а именно: внеочередное предоставление жилья по договору социального найма.

Учитывая заявленные исковые требования, истец желает воспользоваться правом, предоставленным ей жилищным кодексом.

Жилищное законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (ст. 76 Конституции Российской Федерации). В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, принятым в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Часть 3 статьи 57 ЖК РФ предусматривает, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления.

В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Развивая названные конституционные положения, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац десятый части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50).

Аналогичные положения закреплены и в статьях 14 (часть 1) и 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 г. N 20-П, определения от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 5 марта 2009 г. N 376-О-П).

При этом в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").

Учитывая, что ни законодательством о социальной защите инвалидов, ни жилищным законодательством на органы субъектов Российской Федерации не возложена обязанность по предоставлению инвалидам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, суд приходит к выводу, что из анализа вышеуказанного законодательства усматривается, что органы местного самоуправления обеспечивают реализацию жилищных прав граждан, страдающих тяжелыми видами хронических заболеваний, и вставших на учет после 01 января 2005 г.

При этом возмещение расходов понесенных муниципальными образованиями по обеспечению данной категории граждан, в дальнейшем обеспечивается в том числе и из федерального бюджета Российской Федерации, что отражено в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.02.2015 г. №303-Эс15-1145. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 49, 51, 57 ЖК РФ, ст. 194- 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования ФИО1 к администрации г.Орла, третьи лица - Департамент финансов Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области о предоставлении жилого помещения по договору найма, удовлетворить.

Обязать администрацию г.Орла предоставить ФИО1 на состав семьи один человек, с учётом права на дополнительную жилую площадь, вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на территории г.Орла общей площадью не более 36 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Советский районный суд г.Орла в течении одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья                                          Т.А. Михеева

Мотивированное решение изготовлено 4 июля 2016 года.

2-1442/2016 ~ М-1266/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лаврухина Татьяна Николаевна
Ответчики
Муниципальное образование г. Орёл Администрация г. Орла
Другие
Департамент строительства, ТЭК,ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства
Департамент социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области
Судья
Михеева Татьяна Анатольевна
21.04.2016 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2016 Передача материалов судье
25.04.2016 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.04.2016 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.04.2016 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.05.2016 Судебное заседание
24.05.2016 Судебное заседание
07.06.2016 Судебное заседание
15.06.2016 Судебное заседание
27.06.2016 Судебное заседание
04.07.2016 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2016 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.07.2016 Дело оформлено
24.01.2018 Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)