Дело № 2-387/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Алнаши УР 21 апреля 2014 г.
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А.С.,
с участием старшего помощника прокурора Алнашского района Щелчкова А. Н., прокурора Алнашского района УР Полканова О. В.,
при секретаре Зайцевой С. Н.,
с участием законного представителя БУ СО УР КЦСОН Петрова П. Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Алнашского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, бюджетному учреждению социального обслуживания Удмуртской Республики «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» о понуждении выполнить мероприятия по пожарной безопасности,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алнашского района первоначально обратился в суд с иском к ответчикам Администрации МО «Алнашское» и Администрации МО «Алнашский район», мотивируя тем, что в БУ СО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения» с круглосуточным пребыванием граждан пожилого возраста и инвалидов выявлены нарушения противопожарного режима, в связи с чем необходимо устранить технические неисправности пожарного гидранта, расположенного в 90 метрах на север от здания, расположенного по адресу: <***>, путем замены сети водопровода по ул. <***> и подключения пожарного гидранта к сети водопровода.
В ходе судебного разбирательства по ходатайству процессуального истца определением суда от дд.мм.гггг была произведена замена ответчиков Администрации МО «Алнашское» и Администрацию МО «Алнашский район» УР на БУ СО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения» и Министерство социальной защиты населения УР и уточнены исковые требования.
В окончательном варианте заявленных исковых требований прокурор, обращаясь в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать БУ СО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» установить источник противопожарного водоснабжения для тушения пожаров, а МСЗН УР – обеспечить финансирование БУ СО УР КЦСОН для установки источника противопожарного водоснабжения.
Исковое заявление мотивировано следующим обстоятельствами. Прокуратурой Алнашского района была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения пожарной безопасности объектов с круглосуточным пребыванием граждан, по результатам которой в БУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» по адресу: <***>, где проживают 14 граждан пожилого возраста и инвалиды, выявлены нарушения правил пожарной безопасности.
дд.мм.гггг сотрудниками Отдела надзорной деятельности Алнашского района ГУ МЧС России по Удмуртской Республике проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в указанном учреждении, по результатам которой выдано предписание об устранении в срок до 01.04.2014 года нарушений правил противопожарного режима, из которых неисправность пожарного гидранта не устранена, вследствие чего
на территории БУ СО УР КЦСОН источники противопожарного водоснабжения отсутствуют, что не позволяет передвижной пожарной технике произвести оперативный забор воды для тушения пожаров и осуществить эффективное пожаротушение в зданиях и постройках учреждения, что ставит под угрозу жизнь и здоровье людей.
В судебном заседании прокурор Алнашского района Полканов О. В. исковые требования поддержал по мотивам и основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель МСЗН УР Воробьева В. В., действующая на основании доверенности от дд.мм.гггг сроком по дд.мм.гггг г., в суд не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежаще, в письменном заявлении от дд.мм.гггг просила рассмотреть дело в её отсутствие, фактически возражений по существу заявленного иска не представила. В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
Директор бюджетного учреждения социального обслуживания Удмуртской Республики «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» Петров П. Н. фактические обстоятельства, на которых основаны исковые требования прокурора, не оспаривал, подтвердил отсутствие на территории учреждения действующего источника противопожарного водоснабжения, пояснив, что в 2014 году не имеет финансовых средств для устройства источника водоснабжения.
Допрошенный в ходе судебного разбирательства в качестве специалиста Ф.А.П., <***> инспектор Алнашского района по пожарному надзору ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, показал, что здания и сооружения БУ СО УР КЦСОН Алнашского района находятся в зоне плотной застройки, относятся к пятой категории огнеопасности, в деревянном исполнении, в радиусе 200 метров должно иметь источник водозабора для средств пожаротушения, отсутствие которого ставит под угрозу жизнь и здоровье пожилых граждан, в нем пребывающих, а также жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.
Выслушав прокурора, представителя ответчика Петрова П. Н., исследовав представленные суду материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нарушение требований пожарной безопасности состоит в невыполнении либо ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
Статья 3 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" устанавливает минимальные необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требованиям пожарной безопасности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 22.07.2002 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" настоящий Федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В соответствии со ст. 62 Федерального Закона N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В силу ч. 2 ст. 68 Федерального Закона N 123-ФЗ к источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся:
1) наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами;
2) водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии
с законодательством Российской Федерации;.
3) противопожарные резервуары.
Согласно ст.37 Федерального закона N 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, разработка и осуществление мер по обеспечению пожарной безопасности, содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров и т.д., возложено на руководителей организаций.
Из материалов дела и пояснений сторон установлено, что по адресу <***> расположено бюджетное учреждение социального обслуживания УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района». В указанном учреждении с. Алнаши УР проживает 14 человек. Категорию граждан, проживающих в учреждении, составляют граждане пожилого возраста и инвалиды.
.
дд.мм.гггг БУ СО УР КЦСОН, выступая заказчиком, провело работы по установке пожарного гидранта, оплатив <***> рублей подрядчику ООО «<***>», но новый гидрант к системе водоснабжения не подключен по техническим причинам (отсутствие необходимого давления воды в уличных сетях водопровода ввиду несоответствие диаметра труб).
Согласно п. 1.3 Устава БУ СО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» учредителем учреждения является Удмуртская Республика. Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени Удмуртской Республики в соответствии с распоряжением Правительства УР от 16.12.2013 года N2 832-р «О приеме из муниципальной собственности в собственность Удмуртской Республики муниципальных учреждений социального обслуживания» осуществляет Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики.
В силу п. 1.8 Устава БУ СО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом.
Согласно п. 3.5 Устава БУ СО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждения являются имущество, закрепленное за учреждением Министерством социальной защиты населения УР, средства бюджета УР, доход, полученные от приносящей доход деятельности, средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан, иные источники, не запрещенные законодательством.
В нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства на территории БУ СО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» <***> источники противопожарного водоснабжения - противопожарный резервуар, либо открытый противопожарный водоем не установлены, пожарный гидрант, расположенный примерно в 90 метрах на север от здания Учреждения не подключен к системе водоснабжения. Кроме того, объем подачи воды через вышеуказанный пожарный гидрант не обеспечивает должного напора пожарной машины для тушения пожара.
Отсутствие на территории БУ СО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» <***> надлежащего источника противопожарного водоснабжения не позволяет передвижной пожарной технике произвести оперативный забор воды для тушения пожаров и осуществить эффективное пожаротушение здания и построек учреждения, которые отнесены к высшей категории горючести, так как выполнены в деревянном исполнении.
В результате отсутствия источника противопожарного водоснабжения нарушаются гарантии пожарной безопасности жителей БУ СО УР КЦСОН, что может повлечь массовую гибель людей, представляет угрозу для их жизни и здоровья, в том числе их имуществу, в связи с чем требует принятия оперативных мер по устранению допущенных нарушений закона, а также необходимость профинансировать названные мероприятия со стороны учредителя учреждения.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора Алнашского района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, бюджетному учреждению социального обслуживания Удмуртской Республики «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» о понуждении выполнить мероприятия по пожарной безопасности удовлетворить.
Обязать БУ СО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» установить на своей территории по адресу: <***> источник противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Обязать Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики обеспечить финансирование БУ СО УР «Комплексный центр социального обслуживания населения Алнашского района» в целях установления источника противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 1 месяца со дня вынесения с подачей жалобы через Можгинский районный суд УР.
Председательствующий судья А.С. Гвоздикова