Дело №
Поступило в суд ДД.ММ.ГГГГ
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ года село Усть-Тарка Усть-Таркского района
Новосибирской области
Татарский районный суд Новосибирской области в составе председательствующего судьи: Полтинниковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Сороквашиной О.А.,
с участием истца помощника прокурора Усть-Таркского района Новосибирской области Теплюковой М.И.,
представителя ответчика генерального директора ООО «Спецстроймонтаж» действующего на основании устава Шпильки Г.А.,
третьего лица представителя администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Коростелева В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области в защиту неопределенного круга лиц к ответчику ООО «Спецстроймонтаж» о признании незаконным бездействия ООО «Спецстроймонтаж», возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, суд,
установил:
Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц обратился в Татарский районный суд Новосибирской области с исковым заявлением к ответчику ООО «Спецстроймонтаж» о признании незаконным бездействия ООО «Спецстроймонтаж», возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании, в обоснование требований указал следующее, департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области в ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользовании ООО «Спецстроймонтаж». Проведенной проверкой выявлены нарушения природоохранного законодательства, допущенные Обществом при осуществлении хозяйственной деятельности. По результатам проверки старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Новосибирской области выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды. ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии НСО проведена внеплановая документарная проверка исполнения ранее выданного предписания, по итогам которой установлено, что предписание департамента Обществом не выполнено, нарушения не устранены.
В процессе хозяйственной деятельности общество от источников котельных, транспорта, сварочного трансформатора и деревоперерабатыващих станков выбрасывает в атмосферу вредные (загрязняющие) вещества.
На 4 площадках общества расположено 20 источников выбросов вредных веществ в атмосферу, из них 4 источника организованных. В атмосферу выбрасывается 15 загрязняющих веществ, из них 1 класса опасности-1,2 класса опасности-2, суммарный выброс составляет -765,6922 т/год. У общества имеется проект предельно допустимых выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух №.
Согласно план-графику контроля на источнике «котельная» установлена периодичность контроля раз в 1 год за следующими веществами: ангидрид сернистый, окись углерода, бенз/а/пирен, азота диоксид и азота оксид и 1 раз в квартал за веществами: сажа и зола углей (инструментальные замеры должны проводится аккредитованной организацией). Несмотря на требования ст.ст.25, 30 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ, план-графика контроля за соблюдением нормативов ПДВ, общество не осуществляло контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в установленные сроки, замеры выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферу не проводились. Вопреки ч.ч. 1-2, ст.69.2 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ Общество не поставило объекты (стационарные источники выбросов), оказывающие негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет, не направило заявку о постановке на государственный учет эти объекты. В нарушение ст.73 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ руководители и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности общества, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, не имеют подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Бездействием Общества по устранению нарушений природоохранного законодательства создается угроза причинения вреда здоровью человека и окружающей среде, нарушаются конституционные права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан (неопределенного круга лиц) с целью обеспечения их права на благоприятную окружающую среду. Новосибирский межрайонный природоохранный прокурор Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц просит суд: признать незаконным бездействия Обществом с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж» по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании. Обязать устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: организовать контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с план-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ; поставить объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенные по адресам: <адрес> <адрес> и <адрес> на государственный учет; руководителю и специалистам, ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности общества, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Установить шестимесячный срок для устранения нарушений с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца помощник прокурора Усть-Таркского района Теплюкова М.И. в судебном заседании уточнила требования, в части наименования Усть-Таркского района, также отказалась от части требований, в связи с добровольным удовлетворением ответчиком, руководителю и специалистам, ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности общества, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в остальной части поддержала требования, просила суд: признать незаконным бездействия Обществом с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж» по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании. Обязать устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно: организовать контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с план-графиком контроля за соблюдением нормативов ПДВ; поставить объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенные по адресам: <адрес> <адрес> и <адрес> на государственный учет; руководителю и специалистам, ответственным за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности общества, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Установить шестимесячный срок для устранения нарушений с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика генеральный директор ООО «Спецстроймонтаж» действующий на основании устава Шпилька Г.А., в судебном заседании пояснил, что частично признает требования, поскольку ранее возможности исполнить требования не было, второй и третий пункт требований признает в полном объеме. Пояснил, что обучение пройдено им и специалистами, ответственными за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности общества, которая оказывает негативное воздействие на окружающую среду, пройти подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности. Организация поставлена на государственный учет, на котельные свидетельств их о постановке на учет нет, направили документы.
Представитель третьего лица администрации Усть-Таркского сельсовета Усть-Таркского района Новосибирской области действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. Коростелев В.А., пояснил, что разрешение требований оставляет на усмотрение суда. Котельные, как объекты недвижимости расположенные по адресам: <адрес> и <адрес>. Котельные и тепловые сети переданы ООО «Спецстроймонтаж» на праве аренды.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценил относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности приходит к следующему: право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В соответствии с частью 2 ст. 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующего отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений должно отвечать санитарным правилам.
Согласно ч. 1, 3 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды". Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.
Объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, - "объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков" (ст. 1 Закона N 7-ФЗ).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими и принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ.
Формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены Приказом Минприроды России от 23.12.2015 N 554 (ред. от 27.09.2016) "Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью".
Согласно статье 11 Закона N 219-ФЗ со дня вступления в силу данного Федерального закона (т.е. с ДД.ММ.ГГГГ) в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 Закона N 7-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды" Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение десяти дней со дня получения заявки о постановке на государственный учет обязан осуществить постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, с присвоением ему кода и категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, и выдать юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю свидетельство о постановке на государственный учет этого объекта.
Юридические лица, должны поставить на государственный учет именно те объекты негативное воздействие на окружающую среду, на которых они осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность.
Судом из материалов дела установлено, что ООО «Спецстроймонтаж» является юридическим лицом, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ и состоит на учете юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, имеющих источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что подтверждается уведомлением Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ №№.
ООО «Спецстроймонтаж» имеет разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух №, также утверждены нормативы выбросов приказом Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ № на четырех площадках <адрес> <адрес>; <адрес>; <адрес> и <адрес> на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела усматривается, что в ДД.ММ.ГГГГгоду должностным лицом старшим государственным инспектором Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> проведена проверка согласно акта проверки №-эи, выдано предписание №-эи от ДД.ММ.ГГГГ. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выявленных по результатам плановой выездной проверки срок устранения нарушений ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области проведена внеплановая документарная проверка установлено, что ООО «Спецстроймонтаж» не выполнены в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ. пункты 1, 2, 3 предписания от № от ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается актом проверки.
Суд разрешая доводы истца о бездействия ответчика ООО «Спецстроймонтаж», находит данные доводы заслуживающими внимания по следующим основаниям. Срок исполнения предписания № от ДД.ММ.ГГГГ. был установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Ответчиком не исполнены пункты предписания до направления истцом настоящего искового заявления в суд.
Из материалов дела судом установлено, что после поступления искового заявления в суд ответчиком выполнен пункт 3 предписания руководителем и специалистами, ответственными за принятие решений при осуществлении хозяйственной деятельности общества, которое оказывает негативное воздействие на окружающую среду, пройдена подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, что подтверждается счетами на оплату услуг по обучению от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверениями о повышении квалификации, представленными ответчиком.
Судом установлено, что ответчиком не выполнены пункт 1 и 2 предписания не организован контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с план-графиком контроля за наблюдением нормативов ПДВ, также не поставлены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> и <адрес> на государственный учет.
Анализ исследованных доказательств, позволяет суду, сделать вывод о том, что ответчик ООО «Спецстроймонтаж» бездействовал, поскольку не совершал необходимые действия, указанные в предписании, направленные на реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на основании изложенного требования истца о признании незаконным бездействия ответчика по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании подлежат удовлетворению.
Поскольку ООО «Спецстроймонтаж» не предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не организован контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с план-графиком контроля за наблюдением нормативов ПДВ, не поставлены объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> и <адрес> на государственный учет.
При таких обстоятельствах суд находит требования Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области, в интересах неопределённого круга лиц подлежащими удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 206 ГПК РФ В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Суд с учетом норм части 2 статьи 206 ГПК РФ, а также необходимости принятия ответчиком решений, совершения действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц считает возможным установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, в срок указанный истцом в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, данный срок, по мнению суда, является разумным.
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. ООО «Спецстроймонтаж» не освобожден от уплаты судебных расходов, суд находит подлежащим взысканию государственной пошлины в размере 6000 рублей п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, от уплаты которой истец был освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд,
решил:
заявленные требования Новосибирского межрайонного природоохранного прокурора Новосибирской области, в защиту неопределенного круга лиц к ответчику ООО «Спецстроймонтаж» о признании незаконным бездействия ООО «Спецстроймонтаж», возложении обязанностей по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании удовлетворить.
Признать незаконным бездействия Общества с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж» по устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды и природопользовании.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж» ОГРН 1065468002599, ИНН 5416103661, КПП 541601001 устранить нарушения природоохранного законодательства: организовать контроль за выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в соответствии с план-графиком контроля за наблюдением нормативов ПДВ, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж» ОГРН 1025405019133, ИНН 5416103661, КПП 541601001 поставить объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, расположенные по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> и <адрес> на государственный учет, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Спецстроймонтаж» ОГРН 1065468002599, ИНН 5416103661, КПП 541601001, адрес места нахождения: <адрес> <адрес> государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 6000 (Шесть тысяч рублей 00 копеек).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда с подачей апелляционной жалобы через Татарский районный суд Новосибирской области.
Решение в окончательной форме будет изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Полтинникова Е.А.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.