Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-133/2022 ~ М-29/2022 от 27.01.2022

Дело № 2-133/2022                    УИД 24RS0058-01-2022-000048-63

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2022 года                                город Шарыпово

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Давыденко Д.В.,

при секретаре судебного заседания Малыгиной Е.А.,

с участием истца Лобовой Татьяны Михайловны,

представителя ответчика Публичного акционерного общества «Красноярскэнергосбыт» - Немерова К.М., действующего на основании доверенности от 01 января 2022 года,

представителя ответчика Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» - Жерносек Е.Ю., действующей на основании доверенности от 21 апреля 2022 года, участие которой обеспечено посредством видеоконференцсвязи на базе Октябрьского районного суда г.Красноярска,

третьих лиц Житняковой Натальи Алексеевны, Лобова Алексея Владимировича,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лобовой Татьяны Михайловны к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт», Публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» о признании акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии и действий по начислению задолженности за коммунальные услуги по электроснабжению незаконными,

УСТАНОВИЛ:

Истец Лобова Т.М. обратилась в суд с иском к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» (далее ПАО «Красноярскэнергосбыт») о признании акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии и действий по начислению задолженности за коммунальные услуги по электроснабжению незаконными.

В обоснование исковых требований истец указала, что между Лобовым А.В., являющимся супругом Лобовой Т.М., и ответчиком ПАО «Красноярскэнергосбыт» заключен договор на электроснабжение, согласно которому ответчик обязуется осуществлять продажу электрической энергии и мощности, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергии потребителей, а истец обязуется принимать и оплачивать электрическую энергию и оказанные услуги. 21 декабря 2021 года представителями филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» составлен акт о неучтенном потреблении электроэнергии, согласно которому на приборе учета , расположенном в <адрес> выявлено, что сорвана пломба госповерителя, что привело к безучетному потреблению электроэнергии. Никаких данных о качественных характеристиках нарушенной пломбы в акте не отражено. Кроме того, при проведении проверки указано, что прибор учета является непригодным для осуществления расчетов, не соответствует требованиям нормативно-технической документации, однако в акте от 21 декабря 2021 года это нарушение не указано. В связи с тем, что выявлено безучетное потребление электроэнергии, ответчиком произведено начисление задолженности за декабрь 2021 года в размере 19730 рублей 60 копеек. В оспариваемом акте механизм воздействия на пломбу не отражен, не указаны сведения о наличии (отсутствии) свободного доступа к элементам коммутации прибора учета, позволившим осуществить несанкционированное вмешательство в работу прибора учета. Доказательств неисправности оборудования (прибора учета), вмешательства в работу установленных приборов учета (нарушение целостности и подлинности пломб), наличия существенных изменений показаний (потребления) приборов учета, ответчиком в акте не отражено. Кроме того, сведений о вручении оспариваемого акта истцу не имеется, о проведении проверки истец не был извещен.

При таких обстоятельствах, истец просит признать незаконными акт от 21 декабря 2021 года о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии, а также начисление задолженности за декабрь 2021 года в размере 19730 рублей 60 копеек.

Определением судьи от 14 февраля 2022 года на основании ходатайства истца об обеспечении иска ПАО «Красноярскэнергосбыт» запрещено совершать действия, направленные на ограничение подачи электроэнергии в квартиру, расположенную по <адрес> (л.д. 3).

Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания 06 апреля 2022 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен – Лобов Александр Владимирович (л.д. 62-63).

Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания 26 апреля 2022 года, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен – несовершеннолетний Ж.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице законного представителя Житняковой Натальи Алексеевны (л.д. 84-86).

Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания 17 мая 2022 года, процессуальный статус третьего лица - Публичного акционерного общества «Россети Сибирь» (далее ПАО «Россети Сибирь») изменен на соответчика (л.д.104-106).

В судебном заседании истец Лобова Т.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду пояснила, что в 2018 году она приобрела в ПАО «Красноярскэнергосбыт» электросчетчик, который был установлен и опломбирован электромонтером МРСК-Сибири, который при установке сообщил, что ему не нравится приобретенный счетчик. До декабря 2021 года сотрудники ответчиков неоднократно проводили проверки счетчика, снимали показания счетчика, не указывали об отсутствии пломбы госповерителя на счетчике, считает, что пломба госповерителя изначально не была установлена, а переписана в акты из паспорта счетчика. Представителями ответчика не указано, каким образом происходило вмешательство в работу электросчетчика.

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.

В судебном заседании представитель ответчика ПАО «Красноярскэнергосбыт» Немеров К.М. (по доверенности л.д. 98) исковые требования Лобовой Т.М. не признал, просил в удовлетворении требований отказать, суду пояснил, что ПАО «Красноярскэнергосбыт» начислена задолженность у абонента Лобова А.В. в связи с выявленным в ходе проверки безучетном потреблении электроэнергии ввиду отсутствия пломбы госповерителя на счетчике истца.

Представитель ответчика ПАО «Россети Сибирь» Жерносек Е.Ю. (по доверенности л.д. 196) в судебном заседании исковые требования Лобовой Т.М. не признала, полагала, что требования не подлежат удовлетворению, дополнительно суду пояснила, что в 2018 году пломба госповерителя имелась на приборе учета электроэнергии, установленного в жилом помещении истца и третьего лица, что подтверждается актами от 21 июля 2018 года и от 13 декабря 2018 года, поддержала доводы в ранее предоставленном письменном отзыве.

Согласно письменному отзыву представителя ПАО «Россети Сибирь» Корниловой И.А., действующей на основании доверенности от 22 марта 2022 года (л.д. 55), на момент проведения проверки 21 декабря 2021 года действовали основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442. 21 декабря 2021 года сотрудниками филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнергосбыт» в присутствии Лобова А.В., принявшего участие в проверке от потребителя, проведена плановая проверка прибора учета электроэнергии СЕ 101 , в ходе которой обнаружено нарушение: с прибора учета электроэнергии сорвана пломба госповерителя, в связи с чем, был составлен акт о безучетном потреблении электроэнергии . Акт от 21 декабря 2021 года составлен в соответствии с п.178 Основных положений, в нем указаны все необходимые сведения. Ссылаясь на под. «г» п. 35 Постановления Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователем помещений в многоквартирных домах и жилых домов» представителем ответчика указано на то, что потребитель не вправе самовольно нарушать пломбы на приборах учета и в местах их подключения (крепления), демонтировать приборы учета и осуществлять несанкционированное вмешательство в работу указанных приборов. Представитель ответчика Корнилова И.А. полагает, что действия сетевой организации по составлению акта, а также сам акт соответствуют действующему законодательству, факт нарушения пломбы приравнивается к безучетному потреблению, в связи с чем, исковые требования Лобовой Т.М. являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме (л.д. 44-45).

Третье лицо Лобов А.В. в судебном заседании исковые требования Лобовой Т.М. поддержал, суду пояснил, что в декабре 2021 года сотрудниками Россети в его присутствии проведена проверка прибора учета электроэнергии по месту их жительства по <адрес>, в ходе проверки установлено отсутствие пломбы на счетчике, сотрудниками были составлены акты, в которых он расписался, не читая, сотрудники уверили, что за отсутствие пломбы госповерителя они не понесут наказание. О проведении проверки его и жену Лобову Т.М. заранее никто не уведомлял, но он разрешил сотрудникам Россети пройти в квартиру для проверки счетчика. Пломба госповерителя не была установлена на счетчике при его введении в эксплуатацию.

В судебном заседании третье лицо - законный представитель несовершеннолетнего Ж.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – Житнякова Н.А. исковые требования Лобовой Т.М. поддержала, суду пояснила, что о проведенной проверке прибора учета электроэнергии она узнала от родителей Лобовых.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

На основании ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно ч. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В соответствии с п.п. 10, 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - взнос на капитальный ремонт).

Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ч. 2 ст. 4 ЖК РФ).

Согласно положениям ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ, регулирующей права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.ч. 1-3 ст. 31 ЖК РФ).

Частью 1 ст. 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

В силу ч. 1 ст. 540 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно ч. 1 ст. 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.

Положения п. 1 ст. 543 ГК РФ обязывают абонента обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов, оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

В соответствии с ч. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354) (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки прибора учета), настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 2 Правил № 354 даны определения следующим понятиям:

«исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги;

«коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами;

«коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения;

«потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В соответствии с п.п. «а, г» п. 31 Правил № 354, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Указанным обязанностям исполнителя корреспондирует право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пп. «а» п. 34 Правил), а также обязанность своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п.п. «и» п. 34 Правил).

Согласно п.п. 36-38 Правил № 354, расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

В соответствии с п. 80 Правил № 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Из положений п. 80(1) Правил № 354, следует, что определение мест установки приборов учета, установка, поверка и ввод в эксплуатацию приборов учета, проведение контрольных снятий показаний и проверок приборов учета, установленных в отношении жилых домов (домовладений), установка и ввод в эксплуатацию и проведение проверок коллективных (общедомовых) приборов учета осуществляются сетевыми организациями и гарантирующими поставщиками в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии». Эксплуатация индивидуальных приборов учета электрической энергии в жилом доме (домовладении) осуществляется собственником прибора учета электрической энергии в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.

В указанных случаях собственники (пользователи) помещений в многоквартирном доме и жилых домов (домовладений) или исполнитель, управляющая организация, товарищество, кооператив и (или) иные лица, если эти организации и (или) иные лица уполномочены на совершение таких действий, обеспечивают допуск гарантирующего поставщика (сетевой организации - в отношении жилого дома (домовладения) к местам установки приборов учета для организации учета электрической энергии, в том числе для присоединения прибора учета электрической энергии к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности). Для учета потребляемой электрической энергии подлежат использованию приборы учета класса точности, соответствующие требованиям Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), а также требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 года № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», при условии наличия таких приборов учета в свободном доступе на соответствующем товарном рынке. До 31 декабря 2021 года допускается установка гарантирующими поставщиками (сетевыми организациями) приборов учета, реализующих в полном объеме функции, предусмотренные требованиями Правил предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности). Используемые поверенные приборы учета, не соответствующие требованиям, указанным в настоящем пункте, могут быть использованы вплоть до истечения срока эксплуатации либо до выхода таких приборов учета из строя или их утраты. Собственник жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома (домовладения) обязан обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы и (или) знаки визуального контроля, а также иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленного внутри (в границах) такого помещения или дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности. Гарантирующие поставщики обязаны обеспечить сохранность и целостность индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета электрической энергии (иного оборудования, входящего в состав интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности), установленных ими в отношении жилых и нежилых помещений и находящихся вне границ таких помещений многоквартирного дома (на площадках лестничных клеток, в коридорах, вестибюлях, холлах), электроснабжение которых осуществляется с использованием общего имущества в многоквартирном доме. Собственники (пользователи) жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, жилых домов (домовладений), лица, ответственные за содержание общего имущества многоквартирного дома, не вправе по своему усмотрению демонтировать приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), ограничивать к ним доступ, вмешиваться в работу каналов удаленного сбора, обработки и передачи показаний приборов учета (измерительных трансформаторов), в любой иной форме препятствовать их использованию для обеспечения и осуществления контроля коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе проведению проверок целостности и корректности работы таких приборов учета (измерительных трансформаторов). Гарантирующие поставщики и сетевые организации вправе по обращению собственника жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме, жилого дома за отдельную плату осуществлять установку (замену) приборов учета электрической энергии до истечения срока их поверки или эксплуатации в случаях, не связанных с утратой, выходом из строя или неисправностью прибора учета, либо ранее наступления предусмотренных пунктом 80(2) сроков для установки (замены) приборов учета электрической энергии гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил (п.81 Правил).

В соответствии с п. 81(11) правил прибор учета должен быть защищен от несанкционированного вмешательства в его работу. В целях установления факта несанкционированного вмешательства в работу прибора учета исполнитель при проведении очередной проверки состояния прибора учета потребителя вправе установить контрольные пломбы и индикаторы антимагнитных пломб, а также пломбы и устройства, позволяющие фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета с обязательным уведомлением потребителя о последствиях обнаружения факта нарушения таких пломб или устройств, при этом плата за установку таких пломб или устройств с потребителя не взимается. При проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета. Нарушение показателей, указанных в абзацах третьем - пятом настоящего пункта, признается несанкционированным вмешательством в работу прибора учета. При обнаружении в ходе проверки указанных нарушений исполнитель составляет акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета. При этом, если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги. Такой перерасчет производится за период, начиная с даты установления указанных пломб или устройств, но не ранее чем с даты проведения исполнителем предыдущей проверки и не более чем за 3 месяца, предшествующие дате проверки прибора учета, при которой выявлено несанкционированное вмешательство в работу прибора учета, и до даты устранения такого вмешательства, исходя из объема, рассчитанного на основании нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 10. Акт о несанкционированном вмешательстве в работу прибора учета составляется в порядке, установленном настоящими Правилами.

В соответствии с п. 82, п. 83 Правил, исполнитель обязан: а) проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, за исключением случаев, если прибор учета электрической энергии установлен начиная с 01 июля 2020 года. В отношении приборов учета электрической энергии, установленных начиная с 01 июля 2020 года, проверки таких приборов учета проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией; б) проводить проверки достоверности представленных потребителями сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей путем сверки их с показаниями соответствующего прибора учета на момент проверки (в случаях, когда снятие показаний таких приборов учета и распределителей осуществляют потребители), в том числе до присоединения к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности) в порядке, предусмотренном Правилами предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности), прибора учета электрической энергии, установленного гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилых домов (домовладений). Проверки, указанные в пункте 82 настоящих Правил, должны проводиться исполнителем не реже 1 раза в год, а если проверяемые приборы учета электрической энергии расположены в жилом помещении потребителя, то не чаще 1 раза в 3 месяца. В случаях, установленных пунктом 80(1) настоящих Правил, указанные проверки проводятся гарантирующим поставщиком, сетевой организацией.

Согласно п. 85 Правил проверки, указанные в подпункте «е(1)» пункта 31, подпункте «г» пункта 32 и пункте 82 настоящих Правил, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем и (или) гарантирующим поставщиком в следующем порядке, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное: а) исполнитель, а в случаях, установленных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующий поставщик направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, предусмотренным подпунктом «а» пункта 119 настоящих Правил, извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки, о необходимости допуска в указанное время представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика для совершения проверки с обязательным разъяснением последствий бездействия потребителя или его отказа в допуске представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика к приборам учета; б) потребитель обязан обеспечить допуск указанных в подпункте «а» настоящего пункта лиц в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время, за исключением случая, когда потребитель не может обеспечить допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение по причине временного отсутствия, о чем он обязан сообщить указанным лицам в срок не позднее 2 дней до даты проведения проверки, указанной в извещении, с указанием иных возможных даты (дат) и времени допуска для проведения проверки, удобных для потребителя, при этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда поступило сообщение от потребителя, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки; в) лица, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, обязаны провести проверку в указанные в подпункте «а» настоящего пункта дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта - в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки указанное лицо обязано незамедлительно составить акт проверки в порядке, установленном пунктом 85(1) настоящих Правил; г) если потребитель не обеспечил допуск представителей исполнителя и (или) гарантирующего поставщика в занимаемое потребителем жилое помещение в дату и время, указанные в извещении о проведении проверки или в предусмотренном подпунктом «б» настоящего пункта сообщении потребителя, и при этом в отношении потребителя, проживающего в жилом помещении, у указанных лиц отсутствует информация о его временном отсутствии в занимаемом жилом помещении, такие лица составляют акт об отказе в допуске к прибору учета; д) лица, указанные в подпункте «а» настоящего пункта, обязаны провести проверку и составить акт проверки в течение 10 дней после получения от потребителя, в отношении которого оставлен акт об отказе в допуске к прибору учета, заявления о готовности обеспечить допуск таких лиц в помещение для проверки.

Как следует из п. 85(1) Правил, указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 настоящих Правил, акты составляются исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, немедленно после окончания соответствующих проверок. Акты подписываются представителем исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения: а) дата, место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), а в случаях, предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил, - гарантирующего поставщика, потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.

Правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии»).

В соответствии с п. 2 Основных положений (в редакции, действовавшей на момент проведения проверки прибора учета) «безучетное потребление» - потребление электрической энергии с нарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов тока и (или) напряжения, соединенных между собой по установленной схеме вторичными цепями, через которые приборы учета установлены (подключены) (далее - измерительные трансформаторы), системы учета, компонентов интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) в случаях нарушения целостности (повреждения) прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, нарушения (повреждения) пломб и (или) знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, систему учета, компоненты интеллектуальной системы электрической энергии (мощности), на приспособления, препятствующие доступу к ним, расположенные до места установки прибора учета электрической энергии (точки измерения прибором учета), когда в соответствии с настоящим документом прибор учета, измерительный комплекс, измерительные трансформаторы, система учета, компоненты интеллектуальной системы учета электрической энергии (мощности) установлены в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) и (или) в границах земельного участка, принадлежащего такому потребителю на праве собственности или ином законном основании, на котором расположены энергопринимающие устройства потребителя (далее - границы земельного участка) или, если обязанность по обеспечению целостности и сохранности прибора учета, измерительного комплекса, измерительных трансформаторов (системы учета) возложена на потребителя (покупателя), а также с нарушением указанного порядка, обнаруженным в границах балансовой принадлежности потребителя (покупателя) подключения энергопринимающих устройств до точки измерения прибором учета или в границах земельного участка потребителя (покупателя) подключения до точки измерения прибором учета энергопринимающих устройств, расположенных в границах этого земельного участка.

Таким образом, по смыслу названной нормы под безучетным потреблением следует понимать любое вмешательство в работу прибора учета, как в форме действия, так и в форме бездействия со стороны потребителя, которое повлекло искажение данных такого прибора учета. Выявление факта нарушения целостности прибора учета лишает законной силы учет электрической энергии, осуществляемый данным счетчиком.

Безучетное потребление электрической энергии, действующее законодательство обуславливает совершением потребителем различных действий, одни из которых являются основанием для квалификации в качестве безучетного потребления в силу факта их совершения потребителем, тогда как другие действия для подобной квалификации должны привести к искажению данных об объеме потребления электрической энергии.

На основании п. 137 Основных положений приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

Собственник прибора учета, если иное не установлено в п. 145 названного документа, обязан обеспечить проведение в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений, периодических поверок прибора учета (п. 155 Основных положений).

Пунктом 167 Основных положений установлено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики (энергосбытовые, энергоснабжающие организации) и сетевые организации, в соответствии с настоящим разделом проверяют соблюдение потребителями (производителями электрической энергии (мощности) на розничных рынках) требований настоящего документа, определяющих порядок учета электрической энергии, условий заключенных договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, договоров оказания услуг оперативно-диспетчерского управления, а также проводят проверки на предмет выявления фактов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии.

Согласно п. 172 Основных положений, проверки расчетных приборов учета осуществляются сетевой организацией, к объектам электросетевого хозяйства которой непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности)), в отношении которых установлены подлежащие проверке расчетные приборы учета, если иное не установлено в договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, заключенном такой сетевой организацией с другой сетевой организацией.

Проверки расчетных приборов учета включают визуальный осмотр схемы подключения энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности)) и схем соединения приборов учета, проверку соответствия приборов учета требованиям настоящего документа, проверку состояния прибора учета, наличия и сохранности контрольных пломб и знаков визуального контроля, а также снятие показаний приборов учета. Указанная проверка должна проводиться не реже 1 раза в год и может проводиться в виде инструментальной проверки.

Как предусмотрено п. 192 Основных положений, по факту выявленного безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии сетевой организацией составляется акт о неучтенном потреблении электрической энергии и не позднее 3 рабочих дней с даты его составления передается в адрес: гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего потребителя, осуществившего безучетное потребление; лица, осуществившего бездоговорное потребление.

Факт безучетного потребления электрической энергии может быть выявлен, в том числе при проведении проверки состояния приборов учета, а также в ходе проведения осмотра прибора учета перед его демонтажем.

В соответствии с пунктом 193 Основных положений в акте о неучтенном потреблении электрической энергии, за исключением случая составления такого акта при выявлении бездоговорного потребления в период приостановления поставки электрической энергии по договору в связи с введением полного ограничения режима потребления электрической энергии, должны содержаться данные: о лице, осуществляющем безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии; о способе и месте осуществления безучетного или бездоговорного потребления электрической энергии; о приборах учета на момент составления акта; о дате предыдущей проверки приборов учета - в случае выявления безучетного потребления, дате предыдущей проверки технического состояния объектов электросетевого хозяйства в месте, где выявлено бездоговорное потребление электрической энергии, - в случае выявления бездоговорного потребления; объяснения лица, осуществляющего безучетное или бездоговорное потребление электрической энергии, относительно выявленного факта; замечания к составленному акту (при их наличии). При составлении акта о неучтенном потреблении электрической энергии должен присутствовать потребитель, осуществляющий безучетное потребление (обслуживающий его гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация), или лицо, осуществляющее бездоговорное потребление электрической энергии.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Лобова Т.М., Лобов А.В., несовершеннолетний Ж.А.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являются долевыми собственниками (1/4 доля у каждого) квартиры по <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 16 июня 2015 года (л.д. 67-70).

Согласно справке Новоалтатского территориального подразделения администрации Шарыповского муниципального округа (л.д.71) Лобова Т.М. и Лобов А.В. состоят на регистрационном учете по <адрес>, с 1987 года.

Таким образом, Лобова Т.М., Лобов А.В. являются потребителями услуги энергоснабжения, оказываемой ПАО «Красноярскэнергосбыт» (гарантирующий поставщик) по <адрес>. При этом на гарантирующем поставщике лежит обязанность осуществлять продажу электрической энергии, а также путем заключения договоров с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, на потребителях Лобовой Т.М., Лобове А.В. - обязанность принимать для бытового потребления и оплачивать приобретаемую электрическую энергию и оказанные услуги.

На имя Лобова А.В. (третье лицо) открыт в ПАО «Красноярскэнергосбыт» лицевой счет , что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

21 июля 2018 года актом допуска прибора учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию прибор учета электрической энергии «Энергомера СЕ 101» введен в эксплуатацию в квартире, расположенной по <адрес> (л.д. 46).

В характеристиках прибора учета указаны, в том числе сведения о наличии пломбы государственного поверителя - «СТ 1ВХЧ8б» (сведения о которой имеются в формуляре (паспорте) на прибор учета (л.д. 102)). Прибор учета допущен в эксплуатацию в присутствии Лобовой Т.М., акт подписан всеми участниками (представителем филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» и Лобовой Т.М.), замечаний не поступало, в том числе от потребителя об отсутствии пломбы госповерителя, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. В акте также указано о наличии контрольной пломбы сетевой организации на клемной крышке прибора учета

В ходе проверки прибора учета электроэнергии 13 декабря 2018 года установлено, что прибор учета «Энергомера СЕ 101» пригоден для осуществления расчетов за потребляемую электроэнергию и оказанные услуги по передаче электроэнергии, соответствует требованиям нормативно-технической документации. При этом, в акте отражены сведения о наличии пломбы государственного поверителя - «СТ 1ВХЧ8б», о контрольной пломбе сетевой организации на клемной крышке прибора учета (на момент проверки прибора учета , после проверки прибора учета ). Акт подписан всеми участниками (представителем филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» и Лобовым А.В.), замечаний не поступало, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

Согласно плану-графику проведения проверок приборов учета филиала ПАО «МРСК Сибири» - «Красноярскэнерго» (в настоящее время – ПАО «Россети Сибирь») на декабрь 2021 года, на 21 декабря 2021 года с 10 до 19 часов было запланировано проведение проверки приборов учета электроэнергии потребителя Лобова А.В. (адрес объекта: <адрес>) (л.д. 115-119, 137-138).

21 декабря 2021 года представителями филиала ПАО «Россети Сибирь» - «Красноярскэнерго» с участием потребителя Лобова А.В. проведена плановая проверка прибора учета электроэнергии, установленного по адресу: <адрес>, по результатом которой выявлено нарушение – отсутствие пломбы госповерителя на приборе учета электрической энергии СЕ 101 . Кроме того, в акте указано на то, что прибор учета не пригоден для осуществления расчетов за потребленную электроэнергию и оказанные услуги по передаче электроэнергии, не соответствует требованиям нормативно-технической документации, в связи с чем, имеется безучетное потребление электроэнергии (л.д. 48). Акт подписан Лобовым А.В. без замечаний.

Отсутствие пломбы госповерителя на приборе учета электрической энергии СЕ 101 на момент проведения проверки также подтверждается исследованными в судебном заседании фототаблицами и видеозаписью, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного заседания.

Согласно акту о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 21 декабря 2021 года при проведении проверки учета электрической энергии по <адрес>, выявлено нарушение - отсутствует пломба госповерителя на приборе учета электрической энергии , что привело к безучетному потреблению электрической энергии (л.д. 50).

Из объяснений Лобова А.В. в данном акте следует, что «прибор покупали в энергосбыте, как нам опломбировали, так и есть». В акте потребитель Лобов А.В. расписался, о наличии разногласий в акте не указано.

Таким образом, судом установлено, что указанными актами от 21 декабря 2021 года подтверждается нарушение со стороны потребителя, использующего неисправный прибор учета электроэнергии, при этом, абонент своевременно не предоставил письменное заявление о срыве пломбы и замене прибора учета, доказательств обратного истцом суду не представлено.

Вместе с тем, согласно положений п. 80(1) Правил № 354, а также п. 1 ст. 543 ГК РФ на собственнике жилого дома (домовладения) лежит обязанность обеспечить сохранность и целостность прибора учета электрической энергии, включая пломбы, установленного внутри (в границах) такого дома (домовладения) (земельного участка, на котором расположен жилой дом (домовладение), и нести перед гарантирующим поставщиком или сетевой организацией ответственность за убытки, причиненные неисполнением (ненадлежащим исполнением) этой обязанности, а также обязанность немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.

При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» п. 81 (11) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, при проведении исполнителем проверки состояния прибора учета проверке подлежат: целостность прибора учета, отсутствие механических повреждений, отсутствие не предусмотренных изготовителем отверстий или трещин, плотное прилегание стекла индикатора; наличие и сохранность контрольных пломб и индикаторов антимагнитных пломб, а также пломб и устройств, позволяющих фиксировать факт несанкционированного вмешательства в работу прибора учета; отсутствие свободного доступа к элементам коммутации (узлам, зажимам) прибора учета, позволяющим осуществлять вмешательство в работу прибора учета.

Доводы истца Лобовой Т.М. о том, что она не была уведомлена надлежащим образом о проведении проверки прибора учета, суд считает несостоятельными, поскольку они опровергаются материалами дела, а именно извещением о дате проведения проверки (21 декабря 2021 года с 08 часов до 17 часов по <адрес> в котором потребитель Лобов А.В. поставил собственноручную подпись, что Лобов А.В. подтвердил в судебном заседании (л.д. 49).

В силу положений пункта 174 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», в случае если для проведения проверки приборов учета лицу, проводящему проверку, требуется допуск к энергопринимающим устройствам потребителя (объекту по производству электрической энергии (мощности), то лицо, проводящее проверку прибора учета, за 5 рабочих дней до планируемой даты проведения проверки уведомляет потребителя (производителя электрической энергии (мощности) на розничном рынке) о дате и времени проведения такой проверки, а также о последствиях недопуска к расчетным приборам учета.

То есть по смыслу приведенной нормы, отсутствие такого уведомления не влияет на действительность актов, составленных в результате проведения проверки, если работники сетевой организации были допущены к прибору учета электроэнергии или такой допуск не требуется.

Как следует из пояснений третьего лица Лобова А.В. в судебном заседании, в ходе проведения плановой проверки прибора учета электроэнергии, установленного в квартире, принадлежащей в том числе, истцу и третьим лицам, работники сетевой организации потребителем Лобовым А.В. были допущены к прибору учета, возражений от потребителя не поступило.

Неполучение истцом Лобовой Т.М. уведомления о проведении проверки не привело к искажению ее результатов, неправильному отражению установленных в ходе проверки фактических обстоятельств, при этом, указанным пунктом основных положений (п.174) не установлено требование об извещении всех потребителей.

Вопреки доводам истца Лобовой Т.М. о том, что в акте не отражены сведения о качественных характеристиках нарушенной пломбы, механизме воздействия на пломбу, о наличии (отсутствии) свободного доступа к прибору, сведения о неисправности оборудования вмешательства в работу, изменений показаний, а также сведений о вручении истцу акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 21 декабря 2021 года, оспариваемый акт составлен в соответствии с требованиями п.п. 192-193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», в нем содержатся все необходимые данные, каких-либо существенных нарушений требований законодательных актов, регулирующих спорные правоотношения, он не содержит.

На основании актов от 21 декабря 2021 года ПАО «Красноярскэнергосбыт» был произведен расчет безучетного потребления электроэнергии за три месяца в размере 19091 рубль 20 копеек (5966 кВт.ч х 3,2 рубля с учетом тарифа сверхнормы, количества зарегистрированных лиц, предоставленных потребителем данных за предшествующий период), с учетом повышающего коэффициента 10, что следует из финансово-лицевого счета (л.д. 112), а также отражено в платежном документе за декабрь 2021 года в справочной информации в строке «основание перерасчета» - несанкционированное вмешательство (л.д. 13).

При этом истцом ошибочно указано на незаконное начисление ПАО «Красноярскэнергосбыт» задолженности за декабрь 2021 года в размере 19730 рублей 60 копеек, поскольку из платежного документа следует, что данная сумма, выставленная к оплате, является общей.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что проверка прибора учета электроэнергии по <адрес>, проведена представителем ПАО «Россети Сибирь» на законном основании, акты от 21 декабря 2021 года составлены в соответствии с требованиями нормативных актов, нарушений прав истца, а также присутствовавшего при проведении проверки потребителя Лобова А.В. (третье лицо) не допущено, составленный по результатам проверки оспариваемый акт о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 21 декабря 2021 года соответствует требованиям п.п. 192-193 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04 мая 2012 года № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», в связи с чем, представленными доказательствами подтверждается факт безучетного потребления электроэнергии со стороны истца Лобовой Т.М. и третьего лица Лобова А.В..

Доводы истца и третьего лица Лобова А.В. о том, что при введении электросчетчика в эксплуатацию в 2018 году не была установлена пломба госповерителя являются необоснованными, опровергаются актом допуска прибора учета (измерительного комплекса) в эксплуатацию от 21 июля 2018 года, актом проверки прибора учета от 13 декабря 2018 года, в которой имеются сведения о пломбе госповерителя.

Доводы истца о внесении в данные акты сведений о номере пломбы государственного поверителя из паспорта прибора учета электроэнергии не нашли объективного подтверждения в ходе судебного разбирательства, основаны на предположениях.

Вопреки доводам истца Лобовой Т.М. и третьего лица Лобова А.В. о том, что ответчики знали об отсутствии на электросчетчике пломбы госповерителя с 2019 года, но составили акт о безучетном потреблении электроэнергии только в 2021 году, именно на абонента действующим законодательством возложена обязанность немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией, в том числе об отсутствии, повреждении пломб госповерителя и сетевой организации. Каких-либо доказательств в подтверждение своевременного сообщения в организацию, обслуживающую электрические сети, о нарушениях в работе прибора учета (о срыве пломбы, о необходимости замены прибора учета) стороной истца не представлено, также не представлено сведений об отсутствии проживающих в квартире лиц в спорный период, либо отсутствия подачи электроэнергии.

Вопреки доводам стороны истца нарушение (повреждение, отсутствие) пломбы государственного поверителя на приборе учета является достаточным основанием для квалификации объема электроэнергии, полученного потребителем, допустившим такое нарушение, в качестве безучетного. Отсутствие признаков вмешательства в схему прибора и исправность самого прибора, о чем указано истцом, не освобождает абонента от ответственности по обеспечению сохранности прибора учета.

При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенных доказательств, которые суд оценивает исходя из относимости, допустимости каждого доказательства, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Лобовой Т.М. к ПАО «Красноярскэнергосбыт», ПАО «Россети Сибирь» о признании акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии и действий по начислению задолженности за коммунальные услуги по электроснабжению незаконными.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Лобовой Татьяны Михайловны (паспорт <данные изъяты>) к Публичному акционерному обществу «Красноярскэнергосбыт» (ОГРН 1052460078692, ИНН 2466132221, КПП 246601001), Публичному акционерному обществу «Россети Сибирь» (ОГРН 1052460054327, ИНН 2460069527, КПП 246001001) о признании акта о неучтенном (безучетном) потреблении электроэнергии от 21 декабря 2021 года и действий по начислению задолженности за коммунальные услуги по электроснабжению за декабрь 2021 года незаконными, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения.

Председательствующий:                 Д.В. Давыденко

Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2022 года.

2-133/2022 ~ М-29/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Лобова Татьяна Михайловна
Ответчики
ПАО "Красноярскэнергосбыт"
ПАО "Россети Сибирь"
Другие
Лобов Алексей Владимирович
Житнякова Наталья Алексеевна, действующая в интересах несовершеннолетнего Житнякова Артема Максимовича
представитель ответчика - Немеров Константин Михайлович
представитель ПАО "Россети Сибири" - Климюк Олег Михайлович
Суд
Шарыповский районный суд Красноярского края
Судья
Давыденко Д.В.
Дело на странице суда
sharray--krk.sudrf.ru
27.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2022Передача материалов судье
28.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.02.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
14.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.04.2022Предварительное судебное заседание
26.04.2022Предварительное судебное заседание
17.05.2022Предварительное судебное заседание
17.05.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.07.2022Предварительное судебное заседание
24.08.2022Судебное заседание
29.08.2022Судебное заседание
02.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.09.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.10.2022Дело оформлено
13.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее