Судья Кочнова И.С. Дело № 33а-26543/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Вороновой М.Н.,
судей Варламовой Е.А., Соколовой Н.М.,
при секретаре Капуста А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 03 сентября 2018 года апелляционную жалобу Моисеева Р.Е. и апелляционное представление Волоколамской городской прокуратуры на решение Волоколамского городского суда Московской области от 20 августа 2018 года по делу по административному исковому заявлению Моисеева <данные изъяты> о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области от 31.07.2018 № 24/109 «О регистрации Маширова <данные изъяты> кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № 2».
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения представителя Моисеева Р.Е. – Козырева Д.Е., представителя РОПП СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области - Подосиновой Л.С., представителя Маширова А.А. – Елисеевой И.Ш.,
заключение прокурора Козловой О.А., полагающей решение подлежащим отмене,
установила:
решением избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области (далее – ИК с/п Осташевское) от 31.07.2018 № 24/113 кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу N 2 в порядке самовыдвижения зарегистрирован Моисеев Роман Евгеньевич.
Решением той же избирательной комиссии от 31.07.2018 № 24/109 Маширов <данные изъяты>, выдвинутый избирательным объединением Региональное отделение политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области, зарегистрирован кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения по тому же избирательному округу.
Моисеев Р.Е. 10.08.2018 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене вышеуказанного решения, ссылаясь на то, что регистрация Маширова А.А. произведена в нарушение требований действующего избирательного законодательства, что, в свою очередь, нарушило принцип равенства всех кандидатов.
Так, в нарушение требований Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" Маширов А.А. в своем заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты не указал надлежащий адрес своего места жительства, не указал название ВУЗа, в котором получил профессиональное образование, в заявлении указана должность, которая не подтверждена копией соответствующего документа; кроме того, Маширов А.А. не представил в избирательную комиссию первый финансовый отчет в машиночитаемом виде.
В ходе рассмотрения дела административный истец дополнил основания заявленных требований, указал, что в нарушение требований закона уполномоченный представитель избирательного объединения в целях заверения списка кандидатов не представил в избирательную комиссию решение конференции регионального отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором имелось бы указание на итоги голосования и к которому бы прилагался список кандидатов, по которому было проведено голосование, а также копию паспорта кандидата Маширова А.А.; кроме того, имело место нарушение Федерального закона «О политических партиях», регламентирующего порядок выдвижения кандидатов избирательным объединением: при наличии местного отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Волоколамском районе кандидата Маширова А.А. выдвинуло региональное отделение партии.
Решением Волоколамского городского суда Московской области от 20 августа 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе Моисеев Р.Е., в апелляционном представлении прокурор просят об отмене данного решения, ссылаясь на неправильную оценку судом фактических обстоятельств дела, неверное применение материального закона.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и апелляционного представления, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно Федеральному закону № 67-ФЗ, определяющему основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность (статья 2). Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 названного Федерального закона).
Из материалов дела усматривается, что решением Совета депутатов сельского поселения Осташевское от 18.06.2018 № 207/47 на 09.09.2018 назначены выборы депутатов Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области. Моисеев Р.Е. и Маширов А.А. являются зарегистрированными кандидатами на предстоящих выборах по многомандатному избирательному округу № 2.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что 20.07.2018 в ИК с/п Осташевское уполномоченный представитель РОПП СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области представил пакет документов для заверения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское по двум многомандатным округам, выдвинутого данным избирательным объединением, в то числе заявление кандидата Маширова А.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № 2; 21.07.2018 избирательная комиссия зарегистрировала список кандидатов.
23.07.2018 кандидат Маширов А.А. представил в избирательную комиссию следующие документы: копию паспорта, копию документа, подтверждающего сведения об образовании, копию трудовой книжки, копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, уведомление о создании избирательного фонда; 27.07.2018 кандидат представил первый финансовый отчет.
Отклоняя заявленный административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что утверждение административного истца о непредставлении избирательным объединением полного пакета документов для выдвижения списка кандидатов по многомандатным избирательным округам опровергается представленными в материалах дела документами; каких-либо нарушений при их оформлении не установлено. По мнению суда, в избирательную комиссию были представлены надлежаще оформленные документы, необходимые для выдвижения и регистрации кандидата Маширова А.А., в связи с чем предусмотренных законом оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации Маширова А.А. кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское не имеется.
Судебная коллегия находит, что данные выводы суда противоречат фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, сделаны без учета положений действующего избирательного законодательства.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Согласно пп. «а» п. 14.1 указанной выше статьи в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат; в силу пп. «е» п. 14.1 - решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
Согласно части 1 статьи 27 Закона Московской области от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области", регламентирующей выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 2 статьи 23 настоящего Закона, не позднее чем за 50 дней до дня голосования представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, в числе прочего, следующие документы:
- список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (пункт 1 части 1);
- решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного отделения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком (пункт 6 части 1).
Согласно части 2 статьи 27 Закона решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком оформляется в форме документа, определенного уставом избирательного объединения, подписывается руководителем соответственно избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения либо иного органа, предусмотренного уставом избирательного объединения, и заверяется печатью избирательного объединения, регионального отделения избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
При этом, согласно пункту 4 части 2 статьи 27 Закона в документе указывается решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги тайного голосования за это решение (с приложением списка кандидатов по одномандатным округам).
Из материалов дела усматривается, что в нарушение вышеприведенных положений закона к представленному в ИК с/п Осташевское решению (в виде выписки из протокола) Конференции РОПП СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Московской области от 11.07.2018 не прилагался список выдвинутых кандидатов; при этом из решения также не следует, за какой именно список кандидатов проголосовали делегаты конференции (л.д. 45).
Ссылка суда на представленный уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию Список кандидатов в депутаты (л.д. 40-41) является несостоятельной: данный документ носит самостоятельный характер, отличный от документа, поименованного в пункте 4 части 2 статьи 27 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ и решении конференции от 11.07.2018.
Кроме того, согласно части 3 статьи 62 КАС РФ суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 59 Федерального закона № 67-ФЗ законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов, представляют первый финансовый отчет.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 3, 5 и 6 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, первого финансового отчета, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, либо при наличии решения политической партии, указанного в части 18 настоящей статьи. При этом в силу ч. 1 ст. 55 указанного Закона кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчет.
Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются Избирательной комиссией Московской области (часть 2 статьи 49 Закона Московской области N 46/2013-ОЗ).
Форма финансового отчета приведена в Приложении № 5 к Инструкции о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходовании этих средств при проведении муниципальных выборов на территории Московской области, утвержденной решением Избирательной комиссии Московской области от 22.06.2017 № 26/234-6.
Согласно данной форме на первой странице финансового отчета кандидат в обязательном порядке должен указать свои фамилию, имя, отчество.
Из материалов дела усматривается, что представленный Машировым А.А. в избирательную комиссию первый финансовый отчет оформлен ненадлежащим образом: отсутствует ФИО представившего его кандидата (л.д. 81).
Согласно подпункту "в1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Как было указано выше, на момент регистрации Маширова А.А. кандидатом в депутаты имелось два документа, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а именно: решение конференции избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и первый финансовый отчет, оформленных с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Московской области N 46/2013-ОЗ, тем не менее, Маширов А.А. был зарегистрирован кандидатом в депутаты на предстоящих 09.09.2018 выборах, что нарушило принцип равенства всех кандидатов, права и интересы кандидата Моисеева Р.Е.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор и отклоняя административный иск Моисеева Р.Е., указанные выше обстоятельства не учел, в связи с чем постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене. Отменив решение суда первой инстанции, судебная коллегия постановляет новое решение об удовлетворении административного иска Моисеева Р.Е. о признании незаконным и отмене решения о регистрации кандидата Маширова А.А.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волоколамского городского суда Московской области от 20 августа 2018 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым административный иск Моисеева Романа Евгеньевича удовлетворить: признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области от 31.07.2018 № <данные изъяты> «О регистрации Маширова <данные изъяты> кандидатом в депутаты Совета депутатов сельского поселения Осташевское Волоколамского муниципального района Московской области по многомандатному избирательному округу № 2».
Председательствующий
Судьи