Дело №2-350/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Светлогорск 14 июня 2019 года
Светлогорский городской суд Калининградской области в составе судьи Ганина В.А., при секретаре судебного заседания Андреевой С. Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Асбеста Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к ответчику АО «Калининградский янтарный комбинат» об обязании обеспечить нормативную степень очистки сточных вод
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Асбеста Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц обратился <Дата> в суд с иском к ответчику АО «Калининградский янтарный комбинат» об обязании ответчика обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в ручей Старка на выпуске с очистных сооружений, в соответствии с разрешительной документацией в срок до <Дата>.
В обосновании заявленных требований указывает, что Прокуратурой города по поручению прокуратуры области проведены общенадзорные мероприятия соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды АО «Калининградский янтарный комбинат».В ходе осуществления общенадзорных мероприятий установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии принято Решение от <Дата> <№> о предоставлении АО «Калининградский янтарный комбинат» в пользование водного объекта - ручей Старка (выпуск <№>). Выпуск сточных вод в ручей Старка расположен в 4.7 км от устья на территории муниципального образования Малышевский городской округ (географические координаты: 57°07"08" с.ш., 61°25"03" в.д.).
АО «Калининградский янтарный комбинат» осуществляет сброс сточных вод на постоянной основе, что подтверждается Протоколами лабораторных испытаний за 2018 год.
АО «Калининградский янтарный комбинат» допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами, в водный объект - ручей Старка с превышениями установленных нормативов допустимых сбросов. Так, согласно протоколу лабораторных испытаний от <Дата> в месте отбора проб -шахтный слив содержание марганца после очистки составляло 0,53 мг/дм"3(нормативно допустимый объем - 0,01. мг/дм3), что превышало допустимую концентрацию в 53 раза. Согласно протоколу лабораторных испытаний от <Дата> содержание марганца составило 0,545 мг/дм, что превысило допустимую концентрацию в 54,5 раз; согласно протоколу лабораторных испытаний от <Дата> - 0,53 мг/дм, что превысило допустимую концентрацию в 53 раза; согласно протоколу лабораторных испытаний от <Дата> - 0,65 мг/дм3, что превысило допустимую концентрацию в 65 раз; согласно протоколу лабораторных испытаний от <Дата> - 0,529 мг/дм3, что превысило допустимую концентрацию в 52,9 раз;
Согласно ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
В судебном заседании истец в лице представителя по поручению - помощника Светлогорской межрайонной прокуратуры Ульянова Н.О. исковые требования поддержал в полном объеме, подтвердив доводы изложенные в иске.
Ответчик в лице представителя по доверенности Шарапова К.Ю. исковые требования не признал, так как считает АО «Калининградский янтарный комбинат» не надлежащим ответчиком по делу в связи с тем, что<Дата> согласно принятого решения единственным акционером АО «Калининградский янтарный комбинат» от <Дата> <№>-Р, в рамках поручений Президента Российской Федерации от <Дата> №Пр-<№> Ответчик был реорганизован в форме выделения нового юридического лица АО «Мариинский прииск», с местом нахождения <Адрес>.
Во избежание приостановки производственной деятельности по добыче полезных ископаемых на Малышевском изумрудно-бериллиевом месторождении на период переоформления лицензии на пользование недрами (ст. 17.1. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»), лицензии на осуществление маркшейдерских работ (пп. 43 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - 99-ФЗ), лицензии на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (пп. 50 п. 1 ст. 12 ФЗ-99), лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности (пп. 50 п. 1 ст. 12 ФЗ-99), разрешения на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения (п. 4 приказа Ростехнадзора от 16.12.2013 № 605), регистрации опасных производственных объектов (п. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ), между Ответчиком и АО «Мариинский прииск» были заключены Договоры на выполнение подрядных работ, связанных с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения на руднике с подземным способом добычи, с эксплуатацией взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности и маркшейдерские работы, на Малышевском изумрудно-бериллиевом месторождении, расположенном на восточной окраине <Адрес>, сроком до <Дата>.
Ответчиком, в соответствии с передаточным актом от <Дата> (утвержденного решением единственного акционера АО «Калининградский янтарный комбинат» от <Дата> <№>-Р), были переданы АО «Мариинский прииск» в порядке правопреемства права и обязанности по лицензии на пользование недрами СВЕ <№>, зарегистрированной <Дата>.
<Дата> департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу (Уралнедра) Акционерному обществу «Мариинский прииск» была выдана лицензия на пользование недрами СВЕ <№> КЭ, с целевым назначением и видами работ разведка и добыча изумрудов, оксида бериллия и попутных компонентов на участке недр федерального значения, включающем Малышевское месторождение в <Адрес>, участок расположен на восточной окраине пос. им. <Адрес> (в пределах горного отвода).
<Дата> АО «Мариинский прииск», согласно решению Арбитражного суда <Адрес> от <Дата>. по делу <№>, оформило в общую долевую собственность 1/2 сооружение подземного рудника: шахта "Капитальная", шахта "Южная-вентиляционная", шахта "Северная-вентиляционная", литер 1, характеристика сооружения: стволы с железобетонным креплением и комплексом горных выработок, два ствола диаметром 4,5 м, один ствол диаметром 1,6 м., в котором установлена насосная установка, для откачки подземных вод, что подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов А54-<№> от <Дата>.
В связи с отсутствием источника финансирования у АО «Мариинский прииск» на период переоформления разрешительной документации, Ответчиком было полученорешение о предоставлении водного объекта в пользование от <Дата> <№>-<Дата>.021-Р-РС5х-С-2017-02И8/00 на срок по <Дата>. Согласно данному решению Ответчику было предоставлено право на осуществление сброса сточных вод в ручей Старка.
Однако <Дата> Министерством природных ресурсов и экологии <Адрес> было отказано Ответчику в предоставлении водного (руч. Старка на 4,7 км устья) в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод по основаниям, предусмотренным абзацами 3 и 6 пункта 22 Правил, а также запретом (ограничением) использования водного объекта в заявленных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с отсутствием прав на недропользование, водопользование и другое имущество в <Адрес>, АО «Калининградский янтарный комбинат» считает невозможным выполнить требования Прокурора <Адрес> в срок до <Дата> обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в ручей Старка на выпуске с очистных сооружений, в соответствии с разрешительной документацией, следовательно, АО «Калининградский янтарный комбинат» является ненадлежащим ответчиком по делу.
Суд, выслушав стороны и исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города по поручению прокуратуры области проведены общенадзорные мероприятия соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды АО «Калининградский янтарный комбинат».В ходе осуществления общенадзорных мероприятий установлено, что Министерством природных ресурсов и экологии принято Решение от <Дата> <№> о предоставлении АО «Калининградский янтарный комбинат» в пользование водного объекта - ручей Старка (выпуск <№>). Выпуск сточных вод в ручей Старка расположен в 4.7 км от устья на территории муниципального образования Малышевский городской округ (географические координаты: 57°07"08" с.ш., 61°25"03" в.д.).
АО «Калининградский янтарный комбинат» осуществляет сброс сточных вод на постоянной основе, что подтверждается Протоколами лабораторных испытаний за 2018 год.
АО «Калининградский янтарный комбинат» допускает сброс загрязняющих веществ со сточными водами, в водный объект - ручей Старка с превышениями установленных нормативов допустимых сбросов. Так, согласно протоколу лабораторных испытаний от <Дата> в месте отбора проб -шахтный слив содержание марганца после очистки составляло 0,53 мг/дм"3(нормативно допустимый объем - 0,01. мг/дм3), что превышало допустимую концентрацию в 53 раза. Согласно протоколу лабораторных испытаний от <Дата> содержание марганца составило 0,545 мг/дм, что превысило допустимую концентрацию в 54,5 раз; согласно протоколу лабораторных испытаний от <Дата> - 0,53 мг/дм, что превысило допустимую концентрацию в 53 раза; согласно протоколу лабораторных испытаний от <Дата> - 0,65 мг/дм3, что превысило допустимую концентрацию в 65 раз; согласно протоколу лабораторных испытаний от <Дата> - 0,529 мг/дм3, что превысило допустимую концентрацию в 52,9 раз.
В силу ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 №»7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований; предусмотренных настоящим: Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Сбросы химических и иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду допускаются на основании разрешений, выданных органами в области охраны окружающей среды (п. 4 ст. 23).
В соответствии с приказом Минприроды России от 09,01.2013 №2 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты» выдача названных разрешений возложена на территориальные органы Росприроднадзора по месту расположения выпусков сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 35 Водного кодекса РФ поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод,, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В силу ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
В соответствии с п. 5 Правил охраны поверхностных водных объектов, утв. Постановлением Правительства РФ от 05,02,2016 №79, мероприятия по охране водного объекта осуществляются водопользователем в соответствии с условиями договора водопользования или решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» предусмотрено право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Бездействие АО «Калининградский янтарный комбинат», выражающееся в непринятии мер по надлежащей очистке сбрасываемой сточной воды в ручей Старка нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Указанные нарушения недопустимы и подлежат немедленному устранению.
Согласно ст. 9 Конституции РФ природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
В соответствии с положениями ст. 12 Гражданского кодекса РФ в качестве способа защиты нарушенных прав избрано понуждение ответчика к исполнению обязанности в натуре, восстановлению положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают иски по спорам, возникающим из экологических и иных правоотношений.
Как следует из пояснений представителя ответчика и представленных документов, <Дата>, согласно принятого решения единственным акционером АО «Калининградский янтарный комбинат» от <Дата> <№>-Р, в рамках поручений Президента Российской Федерации от <Дата> №Пр-<№>, Ответчик был реорганизован в форме выделения нового юридического лица АО «Мариинский прииск», с местом нахождения <Адрес>.
Во избежание приостановки производственной деятельности по добыче полезных ископаемых на Малышевском изумрудно-бериллиевом месторождении на период переоформления лицензии на пользование недрами (ст. 17.1. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах»), лицензии на осуществление маркшейдерских работ (пп. 43 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - 99-ФЗ), лицензии на осуществление деятельности, связанной с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (пп. 50 п. 1 ст. 12 ФЗ-99), лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности (пп. 50 п. 1 ст. 12 ФЗ-99), разрешения на ведение работ со взрывчатыми материалами промышленного назначения (п. 4 приказа Ростехнадзора от 16.12.2013 № 605), регистрации опасных производственных объектов (п. 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ), между Ответчиком и АО «Мариинский прииск» были заключены Договоры на выполнение подрядных работ, связанных с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения на руднике с подземным способом добычи, с эксплуатацией взрывопожароопасных производственных объектов I, II и III классов опасности и маркшейдерские работы, на Малышевском изумрудно-бериллиевом месторождении, расположенном на восточной окраине <Адрес>, сроком до <Дата>
Ответчиком, в соответствии с передаточным актом от <Дата> (утвержденного решением единственного акционера АО «Калининградский янтарный комбинат» от <Дата> <№>-Р), были переданы АО «Мариинский прииск» в порядке правопреемства права и обязанности по лицензии на пользование недрами СВЕ <№>, зарегистрированной <Дата>
<Дата> департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу (Уралнедра) Акционерному обществу «Мариинский прииск» была выдана лицензия на пользование недрами СВЕ <№> КЭ, с целевым назначением и видами работ разведка и добыча изумрудов, оксида бериллия и попутных компонентов на участке недр федерального значения, включающем Малышевское месторождение в <Адрес>, участок расположен на восточной окраине пос. им. <Адрес> (в пределах горного отвода).
<Дата> АО «Мариинский прииск», согласно решению Арбитражного суда Свердловской области от <Дата> по делу <№>, оформило в общую долевую собственность 1/2 сооружение подземного рудника: шахта "Капитальная", шахта "Южная-вентиляционная", шахта "Северная-вентиляционная", литер 1, характеристика сооружения: стволы с железобетонным креплением и комплексом горных выработок, два ствола диаметром 4,5 м, один ствол диаметром 1,6 м., в котором установлена насосная установка, для откачки подземных вод, что подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов А54-<№> от <Дата>.
В связи с отсутствием источника финансирования у АО «Мариинский прииск» на период переоформления разрешительной документации, Ответчиком было полученорешение о предоставлении водного объекта в пользование от <Дата> <№> на срок по <Дата>. Согласно данному решению Ответчику было предоставлено право на осуществление сброса сточных вод в ручей Старка.
Однако <Дата> Министерством природных ресурсов и экологии Свердловской области было отказано Ответчику в предоставлении водного объекта (руч. Старка на 4,7 км устья) в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод по основаниям, предусмотренным абзацами 3 и 6 пункта 22 Правил, а также запретом (ограничением) использования водного объекта в заявленных целях в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, судом установлено, что ответчик в 2019 году не имеет прав на недропользование, не имеет в пользовании водный объект и не осуществляет хозяйственную деятельность в указанном районе.
Кроме этого судом из представленных документов не установлено, что ответчик самовольно осуществляет хозяйственную деятельность в этом районе с использованием водного объекта.
По сути, исковые требования истца к ответчику основываются на протоколах лабораторных испытаниях в 2018 году в указанном районе, когда в этом районе осуществлял хозяйственную деятельность ответчик.
Однако у ответчика в 2019 году отсутствуют права на недропользование, водопользование и другое имущество в Свердловской области, АО «Калининградский янтарный комбинат». Поэтому ответчик не имеет возможности выполнить требования Прокурора г. Асбеста Свердловской области в срок до <Дата> и обеспечить нормативную степень очистки сточных вод, сбрасываемых в ручей Старка на выпуске с очистных сооружений, в соответствии с разрешительной документацией.
При указанных обстоятельствах суд считает АО «Калининградский янтарный комбинат» ненадлежащим ответчиком по данному делу.
Поскольку иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, то суд приходит к выводу о невозможности обязании АО «Калининградский янтарный комбинат» в срок до <Дата> обеспечить нормативную степень очистку сточных вод, сбрасываемых в ручей Старка на выпуске с очистных сооружений, в соответствии с разрешительной документацией.
В связи с чем суд считает возможным отказать истцу в исковых требованиях к ответчику в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ <░░░░>.
░░░░░ ░░░░░ ░.░.