Дело № 2-2642/12
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 января 2013 года город Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Т.В. Крымских,
при секретаре судебного заседания Долотовских Н.В.,
с участием представителя истца - помощника Соликамского городского прокурора Желудовской Т.В.,
с извещением представителя ответчика ОАО «х»,
с участием представителя третьего лица ГКУ «Центр занятости населения города Соликамска Пермского края» - Жиленко Н.Ю., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «х» об обязании совершить определенные действия,
установил:
Соликамский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в Соликамский городской суд с иском к Открытому акционерному обществу «Хлеб Соликамска» об обязании совершить определенные действия.
В обоснование своих требований сослался на то, что в ходе проведения проверки соблюдения требований законодательства о социальной защите инвалидов, в действиях ответчика установлены нарушения. Установлено, что в период с января по ноябрь 2012 года ответчик, численность штата работников которого превышает количество 100 человек, не предоставлял ежемесячно органам службы занятости ГКУ «Центр занятости населения города Соликамска» сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов за указанные периоды времени.
Просит обязать ГБОУ СПО «СПТ» предоставить органам службы занятости - ГКУ «Центр занятости населения города Соликамска» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов за период времени, начиная с января по ноябрь 2012 года включительно.
Представитель истца – помощник Соликамского городского прокурора Желудовская Т.В. в судебном заседании на иске настаивает. Пояснила, что сведения о нарушении ответчиком законодательства о социальной защите инвалидов поступили к Соликамскому городскому прокурору из ГКУ «Центр занятости населения города Соликамска Пермского края». При проведении проверки сведения о численном составе работников предприятия за указанный период времени – 2012 год – запрашивались у самого ответчика. Согласно сведениям в штатном расписании, численный состав работников предприятия превышает 100 человек. Сведений о том, что штатное расписание изменялось в сторону уменьшения численного состава работников Общества, в прокуратуру не представлялось. При проверке должностные лица ответчика не оспаривали тот факт, что необходимые сведения представлены не были, сообщили, что забыли в текучке. Полагает необходимым обязать ответчика представить органам службы занятости – ГКУ «Центр занятости населения города Соликамска Пермского края» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2012 года в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ОАО «х» в судебное заседание не явился. Доказательств, возражений относительно иска суду не представил. О времени и месте судебного разбирательства извещен судом надлежащим образом, судебной повесткой по месту нахождения, что подтверждается возвращенным почтовым уведомлением. Об уважительности причин неявки суду не сообщил. Об отложении судебного разбирательства не просил.
Согласно ст.167 ч.1 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В соответствии со ст. 233 ч.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.
Суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства с занесением определения в протокол судебного заседания, поскольку о времени и месте рассмотрения дела ответчик извещён судом посредством направления судебной повестки и копии искового заявления с приложенными документами по известному месту нахождения.
Неявку представителя ответчика в заседание суд расценивает как способ, выбранный им для уклонения от участия в судебном заседании и для избежания гражданско-правовой ответственности.
Ответчик по своей инициативе не желает реализовать свои процессуальные права, выразить возражения против иска, представить суду доказательства необоснованности заявленного иска, следовательно, должен нести риск неблагоприятных последствий несовершения процессуальных действий.
Представитель третьего лица ГКУ «Центр занятости населения города Соликамска Пермского края» - Жиленко Н.Ю. исковые требования поддержала. Пояснила суду, что ОАО «х» ранее исполнял обязанность по предоставлению Центру занятости необходимой информации. В 2012 году данная информация не предоставлялась в течение периода, начиная с января по ноябрь включительно. В 2012 году сокращение численности штата работников в ОАО «х» не проводилось. Сведений об изменении штатного расписания не предоставлялось. В декабре 2012 года сотрудники кадровой службы предприятия явились в Центр занятости и сообщили, что забыли о необходимости предоставления информации, обещали предоставить все необходимые сведения до 09.01.2013 года. Однако, по настоящее время сведения о вакансиях и выполнениях квот в Центр занятости Обществом не представлены.
Суд, заслушав представителя истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
На основании ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Ч. 1 ст. 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей определены положениями ст. 8 ГК РФ. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В соответствии с п. 1.4 УКАЗА ГУБЕРНАТОРА ПЕРМСКОГО КРАЯ от 1 июля 2010 г. N 40 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ», предметом регионального государственного контроля (надзора) в области содействия занятости населения является соблюдение работодателем требований законодательства о занятости населения, в частности:
1.4.1. сроков представления в государственные учреждения - центры занятости населения Пермского края (далее - ГУ ЦЗН):
информации о принятии решения о ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками;
сведений о применении в отношении данной организации процедур о несостоятельности (банкротстве);
информации, необходимой для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;
информации о наличии вакантных рабочих мест (должностей);
сведений о выполнении квоты для приема на работу инвалидов;
информации о введении режима неполной рабочей недели, а также при приостановке производства;
1.4.2. обеспечения квотирования рабочих мест для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации в соответствии с их индивидуальной программой реабилитации.
На основании п. 1.5 приведенного выше «ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) В ОБЛАСТИ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ПЕРМСКОГО КРАЯ», объектами государственного регионального контроля (надзора) в области содействия занятости населения являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, вступившие в трудовые отношения с работником.
Закон Пермской области «О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ГРАЖДАН, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ» устанавливает правовые основы квотирования рабочих мест в Пермском крае для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в целях обеспечения дополнительных гарантий их трудовой занятости. Правовое регулирование процесса квотирования рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Пермском крае осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Пермского края и органов местного самоуправления.
Часть 3 ст. 25. ФЗ «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» установила обязанность работодателей ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 21 приведенного закона, установлены квоты для приема на работу инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Статья 21 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» так же установила квоты для приема на работу инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
Статья 3 Закона Пермской области «О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ГРАЖДАН, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ» определила категории граждан, испытывающих трудности в поиске работы, для которых устанавливаются квоты, к ним относятся инвалиды, имеющие трудовые рекомендации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации либо заключением об условиях и характере труда в справке медико-санитарной экспертизы (в том числе лица, страдающие психическими расстройствами) (ч. 1).
Статья 4 приведенного закона приведены условия, размер и порядок установления квоты. Квота для указанной категории граждан, устанавливается организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, в размере 2 процентов от среднесписочной численности работников организации за квартал, предшествующий установлению квоты. В случае получения дробного числа оно округляется до целого в сторону уменьшения. Количество рабочих мест, подлежащих квотированию, работодатель исчисляет самостоятельно ежеквартально (ч. 1).
На основании ч. 2 указанной статьи, в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов ежегодно нормативным правовым актом Правительства Пермского края с учетом предложений органов местного самоуправления определяется минимальное количество специальных рабочих мест, которые работодатель должен создать для трудоустройства лиц данной категории.
Ответственность за нарушение указанного Закона, в соответствии со ст. 8 Закона, наступает в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Пермского края.
В соответствии с правилами ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что ОАО «х» является коммерческой организацией и осуществляет деятельность на территории города Соликамска с 1998 года.
Судом исследованы Устав ОАО «х» и свидетельство о постановке на учет в налоговом органе юридического лица.
Суд в ходе разбирательства дела исследовал так же приказ от <дата> «Об утверждении штатного расписания» на 2012 год.
Из штатного расписания аппарата управления ОАО «х» от <дата>, следует, что численность руководящего состава Общества составила <данные изъяты> человек, численность специалистов – <данные изъяты> человека, итого – <данные изъяты> человек.
Из штатного расписания рабочих ОАО «х» от <дата>, следует, что численность рабочих составила <данные изъяты> человека.
Сведений о том, что численный состав работников ОАО «х» в течение 2012 года изменялся в сторону уменьшения, суду не представлено.
Таким образом, судом с достоверностью установлено, и не оспорено ответчиком, что численный состав работников ОАО «х» в 2012 году составил <данные изъяты> человека, т.е. численный состав работников ОАО «х» в 2012 году составил более 100 человек.
Ответчику, численность работников которого составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что на ответчика законодателем возложена обязанность как работодателю ежемесячно представлять органам службы занятости сведения о применении в отношении данного работодателя процедур о несостоятельности (банкротстве), а также информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно справке Агентства по занятости населения Пермского края № 3364 от 26.11.2012 года обязательные ежемесячные сведения в соответствии со ст. 25 Закона РФ «О занятости населения в РФ» ОАО «Хлеб Соликамска» в ГКЦ «Центр занятости населения города Соликамска Пермского края» в течение текущего 2012 года не предоставлялись.
Представленные сведения в судебном заседании ответчиком не оспорены.
Таким образом, суд приходит к выводу, что сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2012 года ответчиком в службу занятости не представлены, что является нарушением требований ч. 3 ст. 25. ФЗ «О ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ст. 21 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», ст. 4 Закона Пермской области «О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ГРАЖДАН, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ПОИСКЕ РАБОТЫ».
Учитывая установленные судом обстоятельства дела, а так же то, что доказательств уважительности причин неисполнения ответчиком обязанности по предоставлению необходимых сведений суду не представлено, суд приходит к убеждению, что исковые требования Соликамского городского прокурора являются обоснованными, соответствуют требованиям закона и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Данная позиция суда обусловлена тем, что указанные меры направлены на защиту конституционно значимых целей и обеспечивают конституционные права граждан на защиту своих прав.
По смыслу ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, определившей возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Руководствуясь статьями 233-235, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
Исковое заявление Соликамского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Открытому акционерному обществу «х» об обязании совершить определенные действия удовлетворить.
Обязать ответчика Открытое акционерное общество «х» в десятидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу предоставить органам службы занятости - ГКУ «Центр занятости населения города Соликамска» информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь 2012 года.
Взыскать с ответчика Открытое акционерное общество «х» в доход государства государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Т.В Крымских.