Дело № 3а-615/2021
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Санниковой С.А.,
при секретаре Пикавцовой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску ООО «КубаньАгро-2010» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной,
установил:
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами <№...> в размере их рыночной стоимости 279 487,37 руб., 228 565,59, руб., 1 056 000,00 руб., 1 658 560,00 руб., 825 600,00 руб., 1 267 200,00 руб., 5 496 593,34 руб., 1 679 044,64 руб.,
7 667 712,00 руб. соответственно, определенных по состоянию на 01.01.2019 года на основании отчета об оценке от 04.12.2020 года №120420.04-НИ, выполненного ООО «Бюро Оценки».
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он является собственником и арендатором вышеуказанных земельных участков и считает, что результаты государственной кадастровой оценки их стоимости в размере 418 496,85 руб., 340 646,79 руб., 1 539 120 руб., 2 251 920 руб.,
1 195 200 руб., 1 968 912 руб., 8 321 873, 11 руб., 2 493 196,78 руб.,
1 967 488 руб., соответственно, являются неверными и нарушают его права, так как ведут к необоснованному увеличению размера земельного налога и арендных платежей.
В судебное заседание лица, участвующие в рассмотрении дела, своевременно и надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились.
От представителя административного истца ООО «КубаньАгро-2010» по доверенности Дьяченко А.С. поступило ходатайство, в котором представитель просит рассмотреть административное дело в свое отсутствие, установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.
Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Лаврентьева И.А. в своем отзыве просит вынести законное и обоснованное решение, считает, что нарушений действующего законодательства, регулирующего основания и порядок проведения государственной кадастровой оценки земель при проведении государственной кадастровой оценки спорных земельных участков допущено не было. Полагает недоказанным нарушение прав административного истца установлением и размером кадастровой стоимости земельных участков.
В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности, Юртаева С.А. указала, что Управление не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства, просит рассмотреть дело по существу с учетом изложенной позиции в отсутствие представителя Управления.
От представителя администрации Краснодарского края поступило ходатайство, в котором он просит исключить администрацию Краснодарского края из участников административного процесса.
Иные лица, участвующие в деле, ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.
В силу статьи 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
На основании определения суда от 19.05.2021 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 настоящего Кодекса.
Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец ООО «КубаньАгро-2010» является собственником следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 48 947 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 40 029 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
- земельного участка с кадастровым номером <№...> площадью 132 000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ориентир <Адрес...>, участок находится примерно в 0,5 км от ориентира по направлению на север,
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 284 000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ориентир <Адрес...>, участок находится примерно в 1,5 км от ориентира по направлению на север,
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 120 000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, северо-восточная его окраина,
что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов.
Кроме того, административный истец является арендатором следующих объектов недвижимости:
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 158 400 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 769 831 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>,
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 230 638 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>
- земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 1 331 200 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок находится примерно в 3 км от ориентира по направлению на восток,
что подтверждается соответствующими выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объектов.
Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость вышепоименованных земельных участков определена уполномоченным органом по состоянию на 1 января 2019 года в размере
418 496,85 руб., 340 646,79 руб., 1 539 120 руб., 2 251 920 руб., 1 195 200 руб.,
1 968 912 руб., 8 321 873, 11 руб., 2 493 196,78 руб.,11 967 488 руб., соответственно.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иных дат определения кадастровой стоимости. В связи с чем, суд считает
1 января 2019 года верной датой определения кадастровой стоимости спорных земельных участков, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов.
Согласно данным отчета от 04.12.2020 года №120420.04-НИ, выполненного ООО «Бюро Оценки», рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату оценки (01.01.2019 года) составляет
279 487,37 руб., 228 565,59, руб., 1 056 000,00 руб., 1 658 560,00 руб.,
825 600,00 руб., 1 267 200,00 руб., 5 496 593,34 руб., 1 679 044,64 руб.,
7 667 712,00 руб., соответственно.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и выводами отчета об оценке, представленного административным истцом, имелись существенные различия, суд пришел к выводу, что административным истцом не предоставлено суду допустимых и достаточных доказательств размера рыночной стоимости земельных участков на дату определения кадастровой стоимости, в связи с чем определением суда от
10.02.2021 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельных участков.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы №К8-2373 от 05.03.2021 года, выполненной экспертом ООО «Центр судебных экспертиз «АПЕКС» Романовым Д.В., рыночная стоимость спорных объектов недвижимости на дату определения кадастровой стоимости (01.01.2019 года) составляет 296 000 руб., 242 000 руб., 1 155 000 руб., 1 815 000руб., 850 000 руб., 1 386 000 руб., 6 012 000 руб., 1 776 000 руб., 8 387 000 руб., соответственно.
По мнению суда, заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», а также не противоречит положениям Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» и федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты. Ошибок при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности выводов экспертов не имеется.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
Экспертом при оценке объектов недвижимости был применен только один возможный сравнительный подход к оценке рыночной стоимости, так как он наиболее полно и точно отражает действительную рыночную стоимость объектов экспертизы, информация об аналогичных объектах получена из достоверных источников. Сравнительный подход основывается на предпосылке, что субъекты на рынке осуществляют сделки по аналогии, то есть основывается на информации о сходных сделках или предложениях. Обоснование отказа от применения затратного и доходного подходов экспертом приведено.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объектов недвижимости от ряда актуальных факторов, экспертом принята поправка на торг, корректировки на наличие инженерного обеспечения, на местоположение, на зависимость от размера площади и др.
Суд считает заключение судебной оценочной экспертизы объективным и полным, а выводы – обоснованными и последовательными, установленные судебным экспертом размеры рыночной стоимости объектов недвижимости являются достоверными.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что административным истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости их рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности административного истца, как собственника данных объектов недвижимости.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные факты, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд
24.12.2020 года, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать
24.12.2020 года.
На основании изложенного, суд считает уточненные административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 245 - 249 КАС РФ, суд
решил:
административный иск ООО «КубаньАгро-2010» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной – удовлетворить.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 48 947 +/- 1 936 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата ...>, в размере 296 000 (двести девяносто шесть тысяч) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 40 029 +/- 350 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата ...>, в размере 242 000 (двести сорок две тысячи) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...> площадью 132 000 +/- 3 000 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, ориентир
<Адрес...>, участок находится примерно в 0,5 км от ориентира по направлению на север, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2019 года, в размере
1 155 000 (один миллион сто пятьдесят пять тысяч) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 284 000 +/- 196 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, участок находится примерно в 1,5 км от ориентира по направлению на север, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2019 года, в размере
1 815 000 (один миллион восемьсот пятнадцать тысяч) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 120 000 +/- 242 кв.м., расположенного по адресу: расположенного по адресу: <Адрес...>, северо-восточная его окраина, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на
1 января 2019 года, в размере 850 000 (восемьсот пятьдесят тысяч) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 158 400 +/- 3 500 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата ...>, в размере 1 386 000 (один миллион триста восемьдесят шесть тысяч) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 769 831 +/- 7677 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 6 012 000 (шесть миллионов двенадцать тысяч) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 230 638 +/- 4 202 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 1 776 000 (один миллион семьсот семьдесят шесть тысяч) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером <№...>, площадью 1 331 200 +/- 10 100 кв.м., расположенного по адресу: <Адрес...>, участок находится примерно в 3 км от ориентира по направлению на восток, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2019 года, в размере 8 387 000 (восемь миллионов триста восемьдесят семь тысяч) рублей.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№...> считать 24 декабря 2020 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами <№...>.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С.А. Санникова