Дело № 2-1-395/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2018 года п. Нарышкино
Урицкий районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Разумной И.М.,
с участием помощника Урицкого межрайонного прокурора Орловской области Блынского Д.В., действующего на основании доверенности от 07.08.2018 №,
истца Людушкина В.Н.,
представителя органа опеки и попечительства отдела образования администрации Урицкого района Орловской области – Пилюгиной Н.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 №,
при секретаре судебного заседания Гусеевой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя Урицкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах Людушкина Виктора Николаевича к администрации Урицкого района Орловской области о понуждении предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения,
установил:
заместитель Урицкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах Людушкина В.Н. обратился с иском к администрация Урицкого района Орловской области о понуждении предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка по обращению Людушкина В.Н. по вопросу не предоставления жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В ходе проверки установлено следующее. Людушкин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 03.07.2007 на основании решения Урицкого районного суда Орловской области родители Людушкина В.Н. – Людушкина М.Н. и Людушкин Н.А. лишены родительских прав. 24.10.2017 Людушкиным В.Н. подано заявление главе администрации Урицкого района Орловской области о постановке на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, так как он не имеет закрепленного жилого помещения. На основании распоряжения главы администрации Урицкого района Орловской области от 03.11.2017 № Людушкин В.Н. поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального жилищного фонда Урицкого района Орловской области. По состоянию на 28.08.218 в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Урицком районе Орловской области, очередность Людушкина В.Н. - №. На сегодняшний день жильё Людушкину В.Н. не предоставлено, иные жилые помещения ему на праве собственности не принадлежат, имеет регистрацию по адресу: <адрес>. На основании изложенного заместитель прокурора просил обязать администрацию Урицкого района Орловской области предоставить Людушкину В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи один человек на территории Урицкого района Орловской области по договору найма специализированного жилого помещения предоставить благоустроенное жилое помещение общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч.3 ст.3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Орловской области от 05.05.2017 №2108-ОЗ) в течение 2-х месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу.
В судебном заседании помощник Урицкого межрайонного прокурора Орловской области Блынский Д.В. исковые требований поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании Людушкин В.Н. поддержал иск, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Урицкого района Орловской области Олейник А.Н. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещён своевременно и надлежащим образом, в представленном суду ходатайстве просил о рассмотрении дела в его отсутствие. По существу искового заявления представил возражения. Пояснил, что администрацией Урицкого района Орловской области не оспаривается тот факт, что Людушкин В.Н., является сиротой, и то, что он на основании распоряжения администрации Урицкого района включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, однако кроме истца в данном списке стоят и другие граждане, которые находятся в равных условиях с истцом условиях и подали заявления на постановку на учет имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Урицкого района Орловской области раньше него, тем самым будут нарушены права других лиц из числа детей-сирот, состоящих в очереди на получение жилья.
В судебном заседании представитель органа опеки и попечительства отдела образования администрации Урицкого района Орловской области – Пилюгина Н.А., возражала против удовлетворения исковых требований, пояснила, что предоставлением жилья Людушкину В.Н. по решению суда, будут нарушены права других лиц из числа детей-сирот, состоящих в очереди на получение жилья. Людушкин В.Н. состоит на очереди и его права никем не нарушены.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
В соответствии с ч.1 ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Аналогичные положения содержит ст. 1 Закона Орловской области от 06.12.2007 N 727-ОЗ (ред. от 05.05.2017) «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее по тексту – Закон).
Согласно данному Закону принятие на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, осуществляется органами местного самоуправления Орловской области, уполномоченными на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - уполномоченный орган местного самоуправления), по месту жительства при предоставлении документов, перечень которых указан в ст. 2 Закона.
Статьей 3 Закона предусмотрен порядок предоставления жилых помещений, а именно: гражданам, перечисленным в части 1 статьи 1 настоящего Закона, состоящим на учете, жилые помещения предоставляются на основании решений органа местного самоуправления по договорам найма специализированного жилого помещения. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения выдаются или направляются лицам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
По договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по месту их жительства общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров. В случае отсутствия жилых помещений общей площадью жилого помещения на одного человека в размере 33 квадратных метров по месту жительства ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из-за конструктивных и технических параметров многоквартирного жилого дома или жилого дома размер общей площади жилого помещения на одного человека, предоставляемого в соответствии с настоящим Законом, уменьшается не более чем на 5 квадратных метров или увеличивается не более чем на 12 квадратных метров.
В судебном заседании установлено, что Людушкин В.Н., родился 21.09.1995, что подтверждается его паспортными данными, свидетельством о рождении (л.д.7,11).
Согласно свидетельству о рождении I-ТД № родителями Людушкина В.Н. являются Людушкин Н.А. и Людушкина М.Н. (л.д.11).
Решением Урицкого районного суда Орловской области от 03.07.2007г. родители несовершеннолетнего Людушкина В.Н. – Людушкин Н.А. и Людушкина М.Н. были лишены родительских прав (л.д.14-17).
Постановлением главы администрации Урицкого района Орловской области от 22.08.2007г. № несовершеннолетний Людушкин В.Н. был направлен в областное государственное учреждение, за ним было закреплено жилье по адресу: <адрес>, (л.д.12).
На основании распоряжения администрации Урицкого района Орловской области от 03.11.2017 № Людушкин В.Н., ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированный по адресу: <адрес>, поставлен на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление благоустроенных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда Урицкого района Орловской области (л.д.13).
Довод ответчика и представителя третьего лица о том, что Людушкин В.Н. должен быть обеспечен жильём в порядке очередности лиц, относящихся к равной ей категории, в соответствии со списком, утвержденным органом специальной компетенции Орловской области, основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований не является по следующим основаниям.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившим в законную силу с 1 января 2013 г., были внесены изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и ЖК РФ, которые исключили из данных нормативных актов указания на обеспечение названной категории лиц жилым помещением вне очереди по договорам социального найма.
Однако ни ЖК РФ, ни указанный Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не содержат норм, которые бы предусматривали возможность предоставления специализированных жилых помещений названной категории лиц в порядке очередности.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Вместе с тем, сам по себе факт формирования очередности при ведении учета указанной категории лиц означает лишь констатацию уполномоченным на то органом наличия оснований для обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору специализированного найма. Обязанность же органа местного самоуправления по обеспечению указанных лиц жилым помещением в целях их социализации возникает, согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, по достижению ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Действующее законодательство не ставит в зависимость предоставление жилых помещений по договорам специализированного найма указанной категории граждан от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от включения в список.
В связи с изложенным, суд считает, что жилое помещение Людушкину В.Н. должно быть предоставлено с момента возникновения у него такого права.
Таким образом, суд считает, что требования заместителя Урицкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах Людушкина Виктора Николаевича к администрации Урицкого района Орловской области о понуждении предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Урицкого межрайонного прокурора Орловской области в интересах Людушкина Виктора Николаевича к администрации Урицкого района Орловской области о понуждении предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.
Обязать администрацию Урицкого района Орловской области предоставить Людушкину Виктору Николаевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на состав семьи один человек на территории Урицкого района Орловской области по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 г. N 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Закона Орловской области от 05.05.2017 N 2108-ОЗ) в течение 2-х месяцев с момента вступления судебного решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Урицкий районный суд в течение одного месяца с момента его вынесения.
Судья И.М. Разумная