15 августа 2018 года Октябрьский районный суд г.Красноярска в составе:
председательствующего: Майко П.А.
при секретаре: Матешина С.Э.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску муниципального образования город Красноярск, в лице Департамента градостроительства администрации г. Красноярска к Гришаева Е.В. и Гришаев А.В. о прекращении права собственности на объекты недвижимости, признании права собственности, снятии с регистрационного учета, о государственной регистрации перехода права
У С Т А Н О В И Л:
Администрация г.Красноярска, в лице Департамента Градостроительства, обратилась в суд, с данным иском, прося, ввиду изъятии объектов недвижимости для государственных нужд, прекратить у ответчиков право собственности на 5\14 долей, или по 5\28 долей у каждого, на домовладение по адресу: ул. Овражная – 24, г. Красноярска, вынести решение о государственной регистрации права собственности на данное домовладение, взыскать убытки, в связи с необходимостью нотариального удостоверения сделки.
Данный иск истец мотивирует тем, что с ответчиками было достигнуто соглашение о выкупе для муниципальных нужд объектов недвижимости. Истец перечислил денежные средства, оговоренные соглашением, но ответчики уклоняются от оформления перехода прав на имущество. Размер стоимости нотариальных действий по оформлению перехода права был заложен в сумму возмещения, однако данные действия не возможно совершить, ввиду отказа нотариуса. При этом, ответчики получили данную сумму.
Ответчики не явились. Были уведомлены по месту регистрации – последнему известному месту жительства.
Выслушав представителя Департамента градостроительства администрации г. Красноярска – Арабская А.Н.,исследовав материалы дела, суд считает исковые требования удовлетворить по следующим основаниям -
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Подпунктом 3.2 пункта 2 указанной статьи предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2)
В соответствии со статьей 239.2 Гражданского кодекса Российской Федерации отчуждение зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, находящихся на изымаемом для государственных или муниципальных нужд земельном участке, либо помещений или машино-мест, расположенных в таких зданиях, сооружениях (за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемом земельном участке не противоречит цели изъятия), осуществляется в связи с изъятием земельного участка, на котором расположены такие здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В случае, если собственнику земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, или лицу, которому такой земельный участок принадлежит на ином праве, принадлежат расположенные на таком земельном участке объекты недвижимого имущества, изъятие такого земельного участка и отчуждение таких объектов в соответствии с настоящей статьей осуществляются одновременно. Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 32 ЖК РФ собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
В силу ч. 9 ст. 32 ЖК РФ, если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 1 ст. 164 ГК РФ, в случаях, если законом предусмотрена государственная регистрация сделок, правовые последствия сделки наступают после ее регистрации.
В силу п. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
На основании пункта 1 статьи 223 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности переходит к приобретателю по договору с момента передачи вещи, если иное не установлено договором или законом. В отношении недвижимого имущества переход права собственности на недвижимость императивно привязан к моменту регистрации отчуждения (пункт 2 статьи 223 ГК РФ).
В силу пункта 3 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца третьего пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности.
Как разъяснено в п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума ВАС Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если одна из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества уклоняется от совершения действий по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, другая сторона вправе обратиться к этой стороне с иском о государственной регистрации перехода права собственности (пункт 3 статьи 551 ГК РФ).
Пунктом 63 указанного Постановления Пленума также разъяснено, что если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки (пункт 3 статьи 165 ГК РФ). Сторона сделки не имеет права на удовлетворение иска о признании права, основанного на этой сделке, так как соответствующая сделка до ее регистрации не считается заключенной либо действительной в случаях, установленных законом.
По смыслу приведенных норм материального права и разъяснений Верховного Суда РФ уклонение одной из сторон договора купли-продажи недвижимого имущества от совершения действии по государственной регистрации перехода права собственности на это имущество, является основанием для удовлетворения исковых требований о государственной регистрации перехода права собственности.
Судом установлено, что распоряжением администрации г. Красноярска № 136-арх от 22 августа 2016 года «Об изъятии земельных участков и объектов недвижимости в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова» принято решение об изъятии путем выкупа для государственных нужд, в целях строительства участка автомобильной дороги, в створе улицы Волочаевской, от ул. Дубровинского, до ул. Копылова, Октябрьского района г. Красноярска, земельных участков и жилых объектов недвижимого имущества и в соответствии с перечнем, согласно приложения, в том числе, земельного участка, на котором расположено домовладение 24 по ул. Овражная Красноярска, кадастровый У.
На основании выписки из ЕГРН, ответчики являются собственниками жилого дома с кадастровым номером У, по адресу – Красноярск ул. Овражная, домовладение 24, по 5\28 долей каждый.
С ответчиками истец заключил соглашение, по которому администрация г. Красноярска изымает их недвижимое имущество, с выплатой по 455380 руб. каждому.
Сумма определена на основании отчета ООО Торгово-Промышленная Компания СТАРАТЕЛЬ, с которым, ответчики фактически согласились, исходя из соглашения об изъятии.
Как видно из отчета, собственникам изымаемого имущества, т.е. ответчикам было определено к возмещению, также стоимость нотариальных услуг, в рамках оформления перехода права на имущество, в размере 8966 руб.
В соответствии с платежными документами, ответчикам перечислена сумма, определенная по соглашению, ввиду изъятия, т.е. и сумма за нотариальные услуги.
Учитывая, что земельный участок изымается для государственных нужд, в связи со строительством участка автомобильной дороги, суд приходит к выводу о том, что законодательно закрепленный порядок прекращения права собственности ответчиков на жилое помещение и земельный участок, в связи с изъятием недвижимого имущества для государственных нужд путем выкупа, стороной истца соблюден.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 20 Постановления от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что нормы, содержащиеся в статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в развитие положений части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации о возможности принудительного отчуждения имущества для государственных нужд только при условии предварительного и равноценного возмещения направлены, прежде всего, на обеспечение прав и законных интересов собственника жилого помещения. Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка, в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
В связи с тем, что сторонами спора достигнуто соглашение о выкупной стоимости изымаемого имущества, но при этом, невозможно оформить в нотариальном порядке переход права, что следует из письма нотариуса от 19.4.2018 года, когда собственники получили денежные средства за изымаемое имущество, Департамент градостроительства администрации города Красноярска обратился в суд с требованиями о прекращении права собственности, вынесении решения о переходе права собственности.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами права, оценив представленные сторонами доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ и установив, что в ходе судебного разбирательства нашли свое подтверждение доводы истца о невозможности во внесудебном порядке оформить переход права собственности, на изымаемое имущество, суд приходит к выводу о том, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При этом суд исходит из того, что изъятие обусловлено необходимостью строительства участка автомобильной дороги, решение об изъятии жилого помещения путем выкупа принято компетентным органом, соблюдена предусмотренная частями 2 - 4 статьи 32 ЖК РФ процедура, предшествующая изъятию жилого помещения у собственника.
В части требований истца, о взыскании стоимости нотариальных услуг, суд также полагает их обоснованными, т.к. данная сумма заложена в денежное возмещение ответчикам, со стороны администрации Красноярска, но, при этом, во внесудебном порядке, а именно в нотариальном порядке, оформить переход права, на изымаемое имущество, не представляется возможным.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Прекратить право собственности Гришаева Е.В. и Гришаев А.В., по 5\28 долей у каждого, на домовладение У, по ул. Овражная, города Красноярска, кадастровый У
Произвести регистрацию перехода права собственности к субъекту Российской Федерации – Красноярскому краю, на 5\14 долей, принадлежащих Гришаева Е.В. и Гришаев А.В., домовладения У, по ул. Овражная Красноярска, кадастровый У
Взыскать в пользу муниципального образования город Красноярск с Гришаева Е.В. и Гришаев А.В. 8966 руб. в равных долях.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Ответчик имеет право в течении 7 дней с момента получения мотивированного решения обратиться в суд с заявлением об отмене заочного решения и пересмотре дела по существу.
Председательствующий судья Майко П.А.