Дело 12-30/2017
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лахденпохья Республика Карелия 30 августа 2018 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия Сущевская Е.А.,
при секретаре Николаевой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Михайловского Олега Леоновича на постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу по делу об административном правонарушении,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ Михайловский О.Л. привлечен к административной ответственности по ст. 7.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Михайловскому О.Л. назначено наказание в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Михайловский О.Л., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой. В жалобе просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В жалобе указал, что земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> был предоставлен его отцу Михайловскому Л.И. на основании решения № от ДД.ММ.ГГГГ и государственного акта на право пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ. Все строения на данном земельном участке были возведены также его отцом Михайловским Л.И. Данный земельный участок был приобретен заявителем в порядке наследования и самостоятельно никакие постройки им не возводились. В настоящий момент участок используется по назначению. Семья Михайловского О.Л. использует участок на протяжении почти 40 лет, то есть границы были установлены фактическим землепользованием. Официально границы участка были установлены кадастровым инженером ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время старые постройки выходят за границы земельного участка, что свидетельствует о реестровой ошибке, допущенной кадастровым инженером при определении характерных точек границ. В связи с отсутствием в действиях заявителя умысла на самовольное занятие земельного участка, при наличии реестровой ошибки, Михайловский О.Л просит производство по делу прекратить.
В судебном заседании Михайловский О.Л. и его защитник по устному ходатайству <данные изъяты> жалобу поддержали в полном объеме по изложенным в ней основаниям. Указали кроме того, что хозяйственные постройки: летняя кухня, сарай, гараж, находятся в 10 метрах от дома и были построены в 1980 году отцом Михайловского О.Л. При оформлении земельного участка в собственность кадастровый инженер допустил техническую ошибку, перенес границы земельного участка в другую сторону, в связи с чем постройки не вошли в занимаемую участком площадь и оказались на другом земельном участке. Когда они решили расширить свой участок, обнаружили указанную техническую ошибку, которую в настоящее время собираются исправить. Переписка с различными Учреждениями никакого результата не дала, кадастровый инженер сказал, что данное исправление возможно только через суд, что они и намерены сделать в ближайшее время. Полагали, что в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения не имеется, поскольку он как и его отец добросовестно владеет принадлежащим ему имуществом, никакого самовольного захвата для использования хозяйственных построек, оказавшихся на чужом соседнем участке из-за ошибки инженера, с его стороны не имеется.
Должностное лицо, вынесшее постановление по делу, представитель Федерального агентства лесного хозяйства, представитель хвойного лесничества Минобороны России, в судебном заседании отсутствовали, о времени, дате и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.
Заслушав позиции Михайловского О.Л. и его защитника, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как усматривается из материалов дела, основанием для привлечения Михайловского О.Л. к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ явилось то, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения планового осмотра, обследования лесных участков квартала <данные изъяты> выдела <данные изъяты> Островского участкового лесничества Хвойного лесничества – филиала <данные изъяты> был выявлен факт самовольного использования Михайловским О.Л. лесного участка без разрешительных документов на площади <данные изъяты>, выразившийся в возведении хозяйственных построек (летняя кухня, сарай, гараж), расположенных на границе с земельным участком <данные изъяты>, принадлежащим ему на праве собственности.
Вместе с тем такие выводы должностного лица вызывают у суда сомнения.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность.
Ответственность по ст. 7.9 КоАП РФ предусмотрена за самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и других целей без специальных разрешений на использование указанных участков.
Объектом указанного правонарушения является право государственной собственности на леса, а также право лиц, получивших лесные участки в аренду, безвозмездное постоянное (бессрочное) пользование.
Объективную сторону образует самовольное занятие лесных участков (активные действия, состоящие в фактическом завладении лесным участком, которое может приобретать различную форму в зависимости от времени, других условий), а также в использовании лесного участка без специальных разрешений (активные действия, нарушающие установленные правила использования лесных участков, например в неразрешенном проведении работ по корчеванию, т.е. удалению пней, кустарника, деревьев с корнями ручным (вручную, с помощью лаг, лебедок после подколки и подрубки корней), огневым (выжиганием), взрывным, механическим (с помощью тракторных корчевателей) способами; по строительству, т.е. возведению, сооружению (из имеющихся на месте или специально привезенных материалов) жилых построек, сараев, сторожек, сушилен и проч., дорог путем укладывания плит, насыпки гравия, щебня и т.п.; устройству открытых и закрытых складов, т.е. размещению на поверхности земли лесоматериалов, техники, оборудования, горюче-смазочных материалов, тары или оборудования стоянок для транспорта).
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно пункту 1 статьи 209 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Статьёй 305 ГК РФ определено, что права, предусмотренные статьями 301 - 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее в т.ч. Закон о кадастре, действовавшим до 01.01.2017) ошибками в государственном кадастре недвижимости признавались: техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (техническая ошибка в сведениях); воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Исходя из ч. 4 данной статьи кадастровая ошибка в сведениях подлежала исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с пунктами 7, 9 ст. 38 Закона о кадастре местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
В соответствии со ст. 39 Закона о кадастре местоположение границ земельных участков подлежало в установленном настоящим федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Так, в частности, согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
Предметом согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка (части 1 и 2 ст. 39 Закона о кадастре).
По существу аналогичные нормы содержаться и в Федеральном законе от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», введенном в действие с 01.01.2017 года (далее Закон о регистрации). Со дня вступления в силу Закона о регистрации сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения государственного кадастра недвижимости считаются сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и не требующими дополнительного подтверждения.
В соответствии с частями 8 и 10 ст. 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны. При этом под пересечением границ земельного участка с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальной зоны, лесничеств, лесопарков понимается: 1) наличие общей точки или точек границ земельного участка и границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка, которые образованы в результате расположения одной или нескольких характерных точек границ земельного участка за пределами диапазона средней квадратической погрешности определения характерных точек границ муниципального образования, населенного пункта, территориальной зоны, лесничества, лесопарка; 2) расположение хотя бы одного из контуров границ многоконтурного земельного участка за границами соответствующих муниципального образования и (или) населенного пункта или территориальной зоны (часть 11).
В соответствии с частью 3 ст. 61 указанного закона воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В силу ч. 6 той же статьи орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
В судебном заседании установлено, что Михайловскому О.Л. принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный дом был возведен на основании решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и типового договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке, площадью <данные изъяты>, застройщиком по документам являлся Михайловский Л.И. Из плана-справки № от 07.04.2005 года следует, что в состав объекта указанного жилого дома включены также веранда, сарай, гараж, навес, которые расположены в пределах земельного участка, площадью <данные изъяты> Кроме того, из Государственного Акта на право пользования землей, выданного Михайловскому Л.И. ДД.ММ.ГГГГ, следует, что на земельном участке, площадью <данные изъяты> размещаются жилой дом и хозяйственные постройки.
Таким образом, судья приходит к выводу, что хозяйственные постройки используются семьей Михайловского О.Л. более 30 лет, доказательств обратного не представлено.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что Михайловский О.Л. использовал спорный земельный участок, а именно: хозяйственные постройки, в порядке наследования имущества после смерти умершего отца – Михайловского О.Л., указанных выше документов, установив с наследодателем границы земельного участка фактическим землепользованием, что было не запрещено законом, самовольно не занимал данный земельный участок и самовольно его не использовал, указанные в постановлении сооружений (летняя кухня, сарай, гараж) не возводил.
У судьи нет оснований не доверять пояснениям Михайловского О.Л. и его защитника о реестровой ошибке, допущенной кадастровым инженером при определении характерных точек границ, при оформлении земельного участка в собственность, которую в ближайшее время они намерены устранить.
Кроме того, согласно Генерального плана Лахденпохского городского поселения РК, утвержденного Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> и прирезаемый участок расположены в территориальной зоне – <данные изъяты>, то есть в зоне застройки индивидуальными жилыми домами, земли населенных пунктов, а границы лесного участка квартала <данные изъяты> выдела <данные изъяты> островского участкового лесничества не установлены в соответствии с законом.
Таким образом, проанализировав имеющиеся по делу доказательства, судья полагает, что выводы должностного лица о том, что Михайловский О.Л. самовольно использовал лесной участок без разрешительных документов на площади <данные изъяты>, выразившийся в возведении хозяйственных построек (летняя кухня, сарай, гараж), не нашли своего подтверждения, в связи с чем постановление должностного лица нельзя признать законным.
Следовательно, установленные по делу обстоятельства не позволяют сделать вывод о наличии в действиях Михайловского О.Л. состава инкриминируемого административного правонарушения.
В связи с этим, оспариваемое постановление подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Жалобу Михайловского Олега Леоновича удовлетворить.
Постановление заместителя начальника отдела федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах Департамента лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Михайловского Олега Леоновича к административной ответственности по ст. 7.9 КоАП РФ – отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.
Судья: Е.А. Сущевская