Дело №2-73/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Хандагайты 18 февраля 2014 года
Овюрский районный суд Республики Тыва в составе судьи Куулар В.О., с участием истца – заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва Ооржак Ш.Б., при секретаре судебного заседания Донгак Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах Российской Федерации к администрации сельского поселения сумона <данные изъяты> Овюрского кожууна Республики Тыва об обязании провести государственную регистрацию права оперативного управления на нежилые помещения в здании, расположенном по адресу: <адрес>, в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Овюрского района Республики Тыва, уточнив свои исковые требования, обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации к администрации сельского поселения сумона <данные изъяты> Овюрского кожууна Республики Тыва (далее по тексту – администрация с. <данные изъяты>) об обязании провести государственную регистрацию права оперативного управления на нежилые помещения в здании, расположенном по адресу: <адрес> в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В обоснование иска заместитель прокурора указал, что прокуратурой района в порядке надзора проведена проверка исполнения Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями и учреждениями Овюрского района, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. В ходе проверки установлено, что администрация с. <данные изъяты> поставлено на учет в качестве юридического лица в МРИ ФНС №4 РФ по РТ 10 ноября 2002 г., основной вид экономической деятельности – «деятельность органов местного самоуправления поселковых и сельских населенных пунктов». Юридическим адресом данного учреждения является – <адрес> Администрация с. <данные изъяты> как учреждение для осуществления своей деятельности использует нежилые помещения в здании, являющееся объектом недвижимости. Указанное здание находится в собственности муниципального образования на праве хозяйственного ведения. Государственную регистрацию права оперативного управления на нежилые помещения в здании по настоящий момент не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Данное обстоятельство свидетельствует о несоблюдении установленного законом порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество. В связи с чем, не принятие мер по исполнению порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество нарушает интересы Российской Федерации как федерального законодателя, которым установлен указанный порядок в силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования по указанным в исковом заявлении основаниям и просил их удовлетворить.
В судебном заседании надлежаще уведомленный представитель ответчика – Базыр-оол Ш.Н. отсутствовал, об уважительности неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направлял, в связи с чем суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежаще извещенного представителя ответчика.
Выслушав истца и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с требованиями ст. ст. 56, 148 ГПК РФ суд определил полный объем юридически значимых по делу обстоятельств и предложил сторонам представить необходимые для правильного разрешения спора доказательства.
Согласно ч.2 ст.4 Федерального Закона РФ от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее по тексту Федеральный закон №122-ФЗ) обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введение в действие Федерального закона, т.е. после 01 января 1998 года.
Частью 2 ст.54 ГК РФ установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такого – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
В соответствии со ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ.
В силу статей 294, 296 ГК РФ, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.п.1 и 6 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст.4 Федерального закона №122-ФЗ регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами. Порядок государственной регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации учреждениями в соответствующем регистрационном округе по месту нахождения недвижимого имущества. Государственная регистрация правоустанавливающих документов на недвижимое имущество в органе, осуществляющем регистрацию прав на недвижимое имущество в ЕГРП является единым порядком государственной регистрации прав на недвижимость, которым завершается (первичный) этап приобретения прав на недвижимость. Оформление прав на недвижимость в установленном законом выше порядке является обязанностью каждого правообладателя (физические и юридические лица).
В соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона №122-ФЗ государственная регистрация возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего закона сделки с объектом недвижимого имущества проводятся не позднее чем в месячный срок со дня подачи соответствующих заявлений и других необходимых для государственной регистрации права, перехода права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего закона сделки с объектом недвижимого имущества документов, если иные сроки не установлены федеральным законом.
Согласно п.5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с п.п.1, 2 ст.299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абз.5 п.1 ст.216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, а именно, согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РТ от 29 января 2014 года за №02/015/2014-17, информация о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества – администрации сельского поселения сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна РТ, <адрес> отсутствует.
В соответствии с пунктом №1 реестра муниципальной собственности сельского поселения сумона <данные изъяты> Овюрского кожууна РТ, утвержденного решением Хурала Представителей сумона Сарыг-Холь от 25 ноября 2008 года за №16, объектом муниципального имущества является здание администрации сумона Сарыг-Холь по адресу: Овюрский кожуун, с. Сарыг-Холь, ул. Ирбитей, д.1.
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, выданной 11 июля 2012 года заместителем начальника МРИ ФНС №4 РФ по РТ Ооржаком Ч.Б., администрация сумона Сарыг-Холь Овюрского кожууна РТ, 24 июля 2000 года зарегистрировано в качестве юридического лица.
В своих объяснениях от 21.01.2014 г. председатель администрации сельского поселения сумон <данные изъяты> Овюрского района Базыр-оол Ш.Н. указывает, что правоустанавливающее документы на объекты административного здания по адресу с<адрес>, в настоящее время не оформлены, проводятся работы по межеванию земельного участка на административное здание.
Из постановления администрации Овюрского кожууна РТ №22б от 29.01.2014 г. усматривается, что администрации сельского поселения сумон <данные изъяты> Овюрского кожууна РТ предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок из категории земель населенных пунктов, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 3256 кв.м.
Судом установлено, что в нарушение требований Федерального законодательства администрация с. Сараг-Хольский для осуществления своей деятельности использует нежилые помещения в здании, которое является объектом недвижимости и находится в собственности муниципального образования СП с. <данные изъяты> Овюрского кожууна. Ответчиком не проведена государственная регистрация права оперативного управления на данные нежилые помещения в здании, данные права не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Устранение данных нарушений относится к вопросам администрации сельского поселения сумона <данные изъяты>, поскольку законодательством установлено, что оформление прав на недвижимость в установленном законом порядке является обязанностью каждого правообладателя и права на указанные недвижимые имущества подлежат обязательной государственной регистрации.
Таким образом, суд пришел к выводу, что администрация с. <данные изъяты> требования законодательства по проведению государственной регистрации прав на недвижимое имущество не исполняет, тем самым нарушает права Российской Федерации.
Доводы истца о том, что непринятие ответчиком мер по исполнению порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество создает угрозу нарушения прав Российской Федерации как федерального законодателя, которым установлен порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество, нашло свое подтверждение в суде.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Иных требований и иных доказательств, кроме изложенных выше, суду не представлено. В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд разрешил спор в пределах заявленного.
При таких обстоятельствах, суд находит, что исковое заявление заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах Российской Федерации к администрации с. <данные изъяты>, подлежит удовлетворению.
Принимая во внимание необходимость осуществления ответчиком ряда организационных и других мер, направленных на исполнение судебного решения, суд полагает разумным установить срок исполнения решения в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В соответствии со ст.333.36 НК РФ прокурор и органы местного самоуправления освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Овюрского района Республики Тыва в интересах Российской Федерации удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения сумона <данные изъяты> Овюрского кожууна Республики Тыва в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу провести государственную регистрацию права оперативного управления на нежилые помещения в здании, расположенном по адресу: <адрес> в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Разъяснить, что администрация сельского поселения сумона <данные изъяты> Овюрского кожууна Республики Тыва обязана уведомить суд об исполнении настоящего решения не позднее истечения установленного для его исполнения срока.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики Тыва через Овюрский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия.
Судья В.О. Куулар