Дело № 2к-174/2015
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
25 августа 2015 года пос. Калевала
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бакулина И.В.,
при секретаре Озолиной А.А.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика Карху Т.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> <адрес> (межрайонное) о назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> <адрес> (межрайонное) о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением на протяжении 25 лет педагогической деятельности, ссылаясь на то обстоятельство, что ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ отказал в назначении трудовой пенсии, за которой она обратилась ДД.ММ.ГГГГ как педагогический работник. Отказ мотивирован отсутствием у истца требуемого стажа - 25 лет на соответствующих видах работ. При этом из специального стажа истца ответчиком исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации и период служебной командировки. Не согласившись с таким решением ответчика, истец, уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, просила суд обязать ответчика включить в необходимый для назначения пенсии стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также период служебной командировки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и назначить ей досрочную трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала.
Представитель ответчика Карху Т.Н. иск не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Полагала, что истцу в назначении досрочной пенсии по старости комиссией по назначению пенсий отказано правомерно по причине недостаточности требуемого стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение. Указала, что в случае включения в стаж работы истца периодов, указанных в исковом заявлении, право для назначения досрочной трудовой пенсии возникнет у истца с ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, обозрев отказное пенсионное дело истца, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет; страховая пенсия назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 указанного закона, трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При этом в силу пункта 5 Правил такие периоды работы засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. Помимо этого, в стаж включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
По делу установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, начала свою трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> в детском саду № <адрес>. На момент обращения с настоящим иском в суд (ДД.ММ.ГГГГ) истец работала в должности <данные изъяты> в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад <данные изъяты> <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Отдел Пенсионного фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждении для детей.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной пенсии в связи с недостаточностью специального стажа. Стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии, определен органом пенсионного обеспечения - <данные изъяты> что менее требуемых 25 лет.
В зачет педагогического стажа ответчик не принял периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и в служебной командировке.
Вместе с тем такой подход ответчика при определении права истца на пенсию как педагогическому работнику не может быть признан обоснованным.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Как видно из дела, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец направлялась на курсы повышения квалификации, в служебную командировку.
Периодам нахождения истца на курсах повышения квалификации предшествовала работа в должностях педагогических работников. Прохождение курсов являлось необходимым условием дальнейшей работы истца, и после прохождения курсов она продолжала работать в указанных должностях.
Согласно справке МБУ «Централизованная бухгалтерия муниципальных образовательных учреждений <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № в указанные периоды за истцом сохранялись должность и средняя заработная плата, а также производилась уплата страховых взносов.
Следовательно, время нахождения на учебе в период трудовых отношений подлежит зачету в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии.
Аналогичный подход применяется и к периодам нахождения истца в служебной командировке. По своей правовой природе данные периоды также в силу статьи 166 Трудового кодекса РФ рассматриваются как соответствующая профессиональная деятельность работника. Под служебной командировкой признается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. В связи с чем, исполнение работником служебного поручения в период трудовых отношений во время командировки является основанием для включения данного периода в трудовой стаж по специальности.
Согласно материалам дела, истец направлялась работодателем в командировку в <адрес> конференцию работников дошкольного образования, что подтверждается имеющейся в деле выпиской из приказа (л.д. № 18). В указанный период за истцом также сохранялась занимаемая должность, выплачивалась заработная плата с надлежащими удержаниями в Пенсионный фонд РФ.
Поскольку и курсы повышения квалификации, и служебные командировки являются трудовыми обязанностями работника, связанными с его педагогической деятельностью, все данные периоды подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Исчисление и включение в специальный стаж остальных периодов осуществления трудовой деятельности истицы сторонами по делу не оспаривается.
В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Включение периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке подпункта 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», указывает на наличие у истца требуемого законом стажа 25 лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах суд признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса РФ с ответчика надлежит взыскать в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО1 удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> <адрес> (межрайонное) назначить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включив в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> <адрес> (межрайонное) в пользу ФИО1 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Костомукшский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья И.В.Бакулин
Справка: мотивированное решение в порядке статьи 199 ГПК РФ составлено 26 августа 2015 года