Дело № 2а-1218/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.03.2019г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Васильеве Н.Н.,
с участием представителя административного истца по доверенности от 10.01.2019г. и по ордеру от 19.02.2019г. Сарычева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Сахаровой Натальи Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетней Козловой Златы Дмитриевны, к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунову А.В., Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным и отмене решения №01-34/2018 от 14.12.2018г. о снятии несовершеннолетней с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности восстановить несовершеннолетнюю в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Сахарова Н.С., действуя в интересах несовершеннолетней Козловой Златы Дмитриевны, <данные изъяты>.р., обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунову А.В. о признании незаконным и отмене решения начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. №01-34/2018 от 14.12.2018г. о снятии Козловой З.Д. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы; с возложением на начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. обязанности восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, сведения о члене семьи военнослужащей - Морозовой Т.С., умершей 09.04.2016г. в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы, - дочь Козлову З.Д. для её жилищного обеспечения во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований, указывала в иске на то, что она, Сахарова Н.С., на основании распоряжения управы Центрального района городского округа город Воронеж № 275 от 16.08.2016г. является опекуном несовершеннолетней Козловой З.Д., <данные изъяты> Козлова З.Д., приходится дочерью военнослужащей Морозовой Т.С., которая проходила военную службу в Вооруженных Силах РФ с 28.02.2014г. по 09.04.2016г. в звании ефрейтор. 09.04.2016г. в результате <данные изъяты> Морозова Т.С. умерла. Её смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы. На момент смерти Морозовой Т.С. её семья состояла из двух человек – она и её дочь Козлова З.Д. Служебным жильем Морозова Т.С. обеспечена не была. Проходя военную службу в войсковой части №, дислоцирующейся в <адрес>, Морозова Т.С. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, при этом, её несовершеннолетняя дочь оставалась зарегистрированной по прежнему месту службы Морозовой Т.С., то есть по адресу воинской части: <адрес>.
Решением Зюзинского районного суда <адрес> от 27.07.2017г. Козлов Д.А., <данные изъяты> г.р., лишен родительских прав в отношении Козловой З.Д.
Поскольку Козлова Злата не являлась и не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма и собственником жилых помещений, в мае 2017 г. Сахарова Н.С. обратилась к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунову А.В. с заявлением о принятии Козловой З.Д. на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма.
Решением вышеуказанного должностного лица №01-33/14/17 от 11.05.2017г. было отказано в принятии на учет Козловой З.Д, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы, по причине того, что Козлова З.Д не является военнослужащей, а её мама Морозова Т.С. утратила статус военнослужащего в связи со смертью. Решением Ленинского районного суд г.Воронежа от 16.11.2017г. суд признал незаконным решение № 01-33/14/17 от 11.05.2017г. и возложил на начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обязанность принять Козлову З.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы. Апелляционным определением Воронежского областного суда от 13.02.2018г. решение Ленинского районного суда г. Воронежа, по сути, было оставлено без изменений.
На основании вышеуказанных судебных решений начальником 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ было принято решение №01-22/10/18 от 02.03.2018г. о принятии с 16.11.2017г. Козловой З.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы, во внеочередном порядке.
Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. №01-34/2018 от 14.12.2018г. Козлова З.Д. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Основанием отказа административный ответчик указывает на то обстоятельство, что у Морозовой Т.С. до 15.10.2013г. имелась 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,5 кв.м., то есть на момент её смерти 09.04.2016г. она и её дочь - Козлова З.Д. были обеспечены жилым помещением более учетной нормы.
Административная истица полагает действия начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В., связанные со снятием Козловой З.Д. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконными, необоснованными и подлежащими отмене, ссылается в обоснование заявленной позиции на то, что несовершеннолетняя Козлова Злата на момент смерти своей матери - Морозовой Т.С. не являлась нанимателем жилых помещений по договору социального найма и собственником жилых помещений, то есть являлась нуждающейся в жилом помещении, а обжалуемое решение № от 14.12.2018г. не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы несовершеннолетней Козловой З.Д. на жилище. Кроме того, если у Морозовой Т.С. до 15.10.2013г. и имелась ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,5 кв.м., которая на основании договора купли-продажи от 28.09.2013г. ею была продана, то необходимо учесть, что Козлова Злата не являлась сособственником вышеуказанной квартиры, не вселялась и не проживала в ней, то, соответственно, у неё не возникло право пользования данной квартирой..
Определением судьи от 24.01.2019г. к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
Представитель административного истца Сарычев А.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, заявленных в административном исковом заявлении.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик - начальник 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунов А.В., представитель ответчика - Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От административного истца и ответчика Дергунова А.В. имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом изложенного, а также с учетом мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности и установив отсутствие пропуска срока для обращения в суд с настоящим иском, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По общему правилу, установленному в ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом по смыслу ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
В судебном заседании установлено, что Козлова Злата Дмитриевна, <данные изъяты> является дочерью военнослужащей Морозовой Татьяны Сергеевны, умершей 09.04.2016г. (л.д.82,85). Согласно выписке из приказа № от 09.11.2016г. смерть Морозовой Т.С. наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы.
Козлова З.Д. является членом семьи военнослужащего Морозовой Т.С.,
Распоряжением управы Центрального района городского округа город Воронеж № от 16.08.2016г. опекуном несовершеннолетней Козловой Златой, ДД.ММ.ГГГГ г.р., назначена Сахарова Наталья Сергеевна, <данные изъяты>.р.
Решением Зюзинского районного суда <адрес> от 27.07.2017г. Козлов Дмитрий Алексеевич, <данные изъяты>.р., лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка Козловой Златы, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Козлова З.Д. передана на попечение опекуну Сахаровой Н. С.
Козлова Злата, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации № от 09.09.2010г., ранее Козлова З.Д. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Сведений о вселении и возможности проживания несовершеннолетней по адресу военной части: <адрес>, суду стороной административного ответчика не предоставлено.
Из представленных в материалы дела сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество следует, что за Козловой З.Д. за период с 30.08.2010г. по 22.02.2019г. прав на объекты недвижимого имущества зарегистрировано не было (л.д.118, 129).
Сахарова Н.С., действующая в интересах несовершеннолетней Козловой Златы, обратилась с заявлением во 2 отдел (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ г. Воронежа о принятии Козловой З.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ.
Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Козловой З.Д. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как членам семьи военнослужащего умершего в период прохождения военной службы, на основании ст. 54 ЖК РФ, ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих». Как следует из указанного решения, основанием для его вынесения послужил тот факт, что из приложенных Козловой З.Д. к заявлению документов о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, следовало, что Морозова Т.С. утратила статус военнослужащего в связи со смертью. До исключения из списков личного состава части Морозова Т.С. в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращалась, в связи с чем, нуждающейся в жилом помещении не признавалась.
Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 16.11.2017г. с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 03.02.2018г., решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № признано незаконным с обязанием начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ повторно рассмотреть заявление Сахаровой Н.С., действующей в интересах несовершеннолетней Козловой З.Д., о жилищном обеспечении члена семьи военнослужащего Морозовой Т.С., умершей в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы.
02.03.2018г. начальником 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ было принято решение № о принятии с 16.11.2017г. Козловой З.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы, во внеочередном порядке (л.д.20).
14.12.2018г. решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. № несовершеннолетняя Козлова З.Д. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку на момент смерти, на 09.04.2016г. Морозова Т.С. и её дочь Козлова З.Д. были обеспечены жилым помещением более учетной нормы.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает, в том числе: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Пункт 1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.2 ст.24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
В соответствии с положениями п.3.1 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Положения п.3.1 ст. 24 вышеуказанного закона подлежат применению во взаимосвязи с материальными нормами, определенными настоящим Федеральным Законом, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. №53-ФЗ, и «Положением о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. №1237.
В силу п.1-5 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислений, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст.5 и п.1 ст.15 настоящего Закона военнослужащие находятся под защитой государства, которое гарантирует им обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительстве жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 2 п.1 ст. 23 настоящего Закона предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов представленного ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской учетного дела Козловой З.Д., Морозовой Т.С. в <данные изъяты> доле принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Право собственности на данный объект недвижимости было зарегистрировано за Морозовой Т.С. 10.12.2007г. (л.д. 45).
28.09.2013г. Морозова Т.С. по договору купли – продажи <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, реализовала принадлежащую ей часть недвижимости Безрук Н.А.
В связи с этим 15.10.2013г. в ЕГРП была внесена запись о прекращении права собственности Морозовой Т.С. на вышеуказанный объект недвижимости.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что уже в 2014г. у Морозовой Т.С. отсутствовало право собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Между тем, исходя из буквального содержания оспариваемого решения, причиной для снятия Козловой З.Д. с учета нуждающихся в жилье ответчиком было указано, что именно на момент смерти Морозовой Т.С. 09.04.2016г. она и её дочь - Козлова Злата были обеспечены жилым помещением более учетной нормы, что не соответствует действительности и опровергается материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. №01-34/20/18 от 14.12.2018г. признать незаконным ввиду того, что изложенные в нем выводы, послужившие основанием для его принятия, являются необоснованными.
Осуществление правосудия - основная функция судебной власти, связанная с защитой конституционного строя, нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, их объединений, других участников правоотношений, укреплением законности и правопорядка, предупреждением правонарушений, обеспечением социальной справедливости. Деятельность суда по отправлению правосудия связана с установлением достоверности фактов, применением законов и вынесением судебных актов, обязательных для граждан и других органов власти. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1996 г. N 19-П отмечается, что, с одной стороны, никакой иной орган не может принимать на себя функцию отправления правосудия, а с другой - что на суд не может быть возложено выполнение каких бы то ни было функций, не согласующихся с его положением органа правосудия.
Учитывая данные разъяснения, суд полагает необходимым возложить на начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. обязанность повторно рассмотреть вопрос о внесении Козловой З.Д., 30.08.2010г.р., в реестр учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. №01-34/20/18 от 14.12.2018г. о снятии Козловой Златы Дмитриевны, ДД.ММ.ГГГГг.р., с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Возложить на начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение двадцати дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о внесении Козловой Златы Дмитриевны, 30 августа 2010г.р., в реестр учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, сообщив об исполнении решения суда административному истцу и суду не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Пономарева
Решение принято в окончательной форме 06.03.2019г.
Дело № 2а-1218/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.03.2019г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Е.В.,
при секретаре Васильеве Н.Н.,
с участием представителя административного истца по доверенности от 10.01.2019г. и по ордеру от 19.02.2019г. Сарычева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Сахаровой Натальи Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетней Козловой Златы Дмитриевны, к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунову А.В., Федеральному государственному казенному учреждению «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ о признании незаконным и отмене решения №01-34/2018 от 14.12.2018г. о снятии несовершеннолетней с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, возложении обязанности восстановить несовершеннолетнюю в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях,
УСТАНОВИЛ:
Сахарова Н.С., действуя в интересах несовершеннолетней Козловой Златы Дмитриевны, <данные изъяты>.р., обратилась в суд с административным исковым заявлением к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунову А.В. о признании незаконным и отмене решения начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. №01-34/2018 от 14.12.2018г. о снятии Козловой З.Д. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы; с возложением на начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. обязанности восстановить в едином реестре военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, сведения о члене семьи военнослужащей - Морозовой Т.С., умершей 09.04.2016г. в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы, - дочь Козлову З.Д. для её жилищного обеспечения во внеочередном порядке.
В обоснование заявленных требований, указывала в иске на то, что она, Сахарова Н.С., на основании распоряжения управы Центрального района городского округа город Воронеж № 275 от 16.08.2016г. является опекуном несовершеннолетней Козловой З.Д., <данные изъяты> Козлова З.Д., приходится дочерью военнослужащей Морозовой Т.С., которая проходила военную службу в Вооруженных Силах РФ с 28.02.2014г. по 09.04.2016г. в звании ефрейтор. 09.04.2016г. в результате <данные изъяты> Морозова Т.С. умерла. Её смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы. На момент смерти Морозовой Т.С. её семья состояла из двух человек – она и её дочь Козлова З.Д. Служебным жильем Морозова Т.С. обеспечена не была. Проходя военную службу в войсковой части №, дислоцирующейся в <адрес>, Морозова Т.С. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, при этом, её несовершеннолетняя дочь оставалась зарегистрированной по прежнему месту службы Морозовой Т.С., то есть по адресу воинской части: <адрес>.
Решением Зюзинского районного суда <адрес> от 27.07.2017г. Козлов Д.А., <данные изъяты> г.р., лишен родительских прав в отношении Козловой З.Д.
Поскольку Козлова Злата не являлась и не является нанимателем жилых помещений по договору социального найма и собственником жилых помещений, в мае 2017 г. Сахарова Н.С. обратилась к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунову А.В. с заявлением о принятии Козловой З.Д. на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, предоставляемых по договору социального найма.
Решением вышеуказанного должностного лица №01-33/14/17 от 11.05.2017г. было отказано в принятии на учет Козловой З.Д, в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы, по причине того, что Козлова З.Д не является военнослужащей, а её мама Морозова Т.С. утратила статус военнослужащего в связи со смертью. Решением Ленинского районного суд г.Воронежа от 16.11.2017г. суд признал незаконным решение № 01-33/14/17 от 11.05.2017г. и возложил на начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ обязанность принять Козлову З.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы. Апелляционным определением Воронежского областного суда от 13.02.2018г. решение Ленинского районного суда г. Воронежа, по сути, было оставлено без изменений.
На основании вышеуказанных судебных решений начальником 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ было принято решение №01-22/10/18 от 02.03.2018г. о принятии с 16.11.2017г. Козловой З.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы, во внеочередном порядке.
Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. №01-34/2018 от 14.12.2018г. Козлова З.Д. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Основанием отказа административный ответчик указывает на то обстоятельство, что у Морозовой Т.С. до 15.10.2013г. имелась 1/2 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,5 кв.м., то есть на момент её смерти 09.04.2016г. она и её дочь - Козлова З.Д. были обеспечены жилым помещением более учетной нормы.
Административная истица полагает действия начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В., связанные со снятием Козловой З.Д. с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, незаконными, необоснованными и подлежащими отмене, ссылается в обоснование заявленной позиции на то, что несовершеннолетняя Козлова Злата на момент смерти своей матери - Морозовой Т.С. не являлась нанимателем жилых помещений по договору социального найма и собственником жилых помещений, то есть являлась нуждающейся в жилом помещении, а обжалуемое решение № от 14.12.2018г. не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы несовершеннолетней Козловой З.Д. на жилище. Кроме того, если у Морозовой Т.С. до 15.10.2013г. и имелась ? доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 56,5 кв.м., которая на основании договора купли-продажи от 28.09.2013г. ею была продана, то необходимо учесть, что Козлова Злата не являлась сособственником вышеуказанной квартиры, не вселялась и не проживала в ней, то, соответственно, у неё не возникло право пользования данной квартирой..
Определением судьи от 24.01.2019г. к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
Представитель административного истца Сарычев А.В. в судебном заседании настаивал на удовлетворении требований, заявленных в административном исковом заявлении.
В судебное заседание административный истец, административный ответчик - начальник 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунов А.В., представитель ответчика - Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От административного истца и ответчика Дергунова А.В. имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом изложенного, а также с учетом мнения представителя административного истца, в соответствии со ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности и установив отсутствие пропуска срока для обращения в суд с настоящим иском, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.8 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
По общему правилу, установленному в ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ст.62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В силу ч.11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
При этом по смыслу ч.2 ст.227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
В судебном заседании установлено, что Козлова Злата Дмитриевна, <данные изъяты> является дочерью военнослужащей Морозовой Татьяны Сергеевны, умершей 09.04.2016г. (л.д.82,85). Согласно выписке из приказа № от 09.11.2016г. смерть Морозовой Т.С. наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы.
Козлова З.Д. является членом семьи военнослужащего Морозовой Т.С.,
Распоряжением управы Центрального района городского округа город Воронеж № от 16.08.2016г. опекуном несовершеннолетней Козловой Златой, ДД.ММ.ГГГГ г.р., назначена Сахарова Наталья Сергеевна, <данные изъяты>.р.
Решением Зюзинского районного суда <адрес> от 27.07.2017г. Козлов Дмитрий Алексеевич, <данные изъяты>.р., лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка Козловой Златы, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Козлова З.Д. передана на попечение опекуну Сахаровой Н. С.
Козлова Злата, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации № от 09.09.2010г., ранее Козлова З.Д. была зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
Сведений о вселении и возможности проживания несовершеннолетней по адресу военной части: <адрес>, суду стороной административного ответчика не предоставлено.
Из представленных в материалы дела сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество следует, что за Козловой З.Д. за период с 30.08.2010г. по 22.02.2019г. прав на объекты недвижимого имущества зарегистрировано не было (л.д.118, 129).
Сахарова Н.С., действующая в интересах несовершеннолетней Козловой Златы, обратилась с заявлением во 2 отдел (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ г. Воронежа о принятии Козловой З.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ.
Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ Козловой З.Д. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как членам семьи военнослужащего умершего в период прохождения военной службы, на основании ст. 54 ЖК РФ, ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих». Как следует из указанного решения, основанием для его вынесения послужил тот факт, что из приложенных Козловой З.Д. к заявлению документов о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, следовало, что Морозова Т.С. утратила статус военнослужащего в связи со смертью. До исключения из списков личного состава части Морозова Т.С. в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращалась, в связи с чем, нуждающейся в жилом помещении не признавалась.
Решением Ленинского районного суда г.Воронежа от 16.11.2017г. с учетом изменений, внесенных апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 03.02.2018г., решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № признано незаконным с обязанием начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ повторно рассмотреть заявление Сахаровой Н.С., действующей в интересах несовершеннолетней Козловой З.Д., о жилищном обеспечении члена семьи военнослужащего Морозовой Т.С., умершей в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы.
02.03.2018г. начальником 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ было принято решение № о принятии с 16.11.2017г. Козловой З.Д. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы, во внеочередном порядке (л.д.20).
14.12.2018г. решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. № несовершеннолетняя Козлова З.Д. была снята с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, поскольку на момент смерти, на 09.04.2016г. Морозова Т.С. и её дочь Козлова З.Д. были обеспечены жилым помещением более учетной нормы.
В соответствии со статьей 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно ст.3 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает, в том числе: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Пункт 1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.2 ст.24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
В соответствии с положениями п.3.1 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Положения п.3.1 ст. 24 вышеуказанного закона подлежат применению во взаимосвязи с материальными нормами, определенными настоящим Федеральным Законом, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. №53-ФЗ, и «Положением о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. №1237.
В силу п.1-5 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислений, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст.5 и п.1 ст.15 настоящего Закона военнослужащие находятся под защитой государства, которое гарантирует им обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительстве жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 2 п.1 ст. 23 настоящего Закона предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 настоящего Федерального закона.
Как усматривается из материалов представленного ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской учетного дела Козловой З.Д., Морозовой Т.С. в <данные изъяты> доле принадлежала квартира, расположенная по адресу: <адрес>.
Право собственности на данный объект недвижимости было зарегистрировано за Морозовой Т.С. 10.12.2007г. (л.д. 45).
28.09.2013г. Морозова Т.С. по договору купли – продажи <данные изъяты> доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, реализовала принадлежащую ей часть недвижимости Безрук Н.А.
В связи с этим 15.10.2013г. в ЕГРП была внесена запись о прекращении права собственности Морозовой Т.С. на вышеуказанный объект недвижимости.
Таким образом, судом бесспорно установлено, что уже в 2014г. у Морозовой Т.С. отсутствовало право собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Между тем, исходя из буквального содержания оспариваемого решения, причиной для снятия Козловой З.Д. с учета нуждающихся в жилье ответчиком было указано, что именно на момент смерти Морозовой Т.С. 09.04.2016г. она и её дочь - Козлова Злата были обеспечены жилым помещением более учетной нормы, что не соответствует действительности и опровергается материалами дела.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунова А.В. №01-34/20/18 от 14.12.2018г. признать незаконным ввиду того, что изложенные в нем выводы, послужившие основанием для его принятия, являются необоснованными.
Осуществление правосудия - основная функция судебной власти, связанная с защитой конституционного строя, нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов граждан, их объединений, других участников правоотношений, укреплением законности и правопорядка, предупреждением правонарушений, обеспечением социальной справедливости. Деятельность суда по отправлению правосудия связана с установлением достоверности фактов, применением законов и вынесением судебных актов, обязательных для граждан и других органов власти. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1996 г. N 19-П отмечается, что, с одной стороны, никакой иной орган не может принимать на себя функцию отправления правосудия, а с другой - что на суд не может быть возложено выполнение каких бы то ни было функций, не согласующихся с его положением органа правосудия.
Учитывая данные разъяснения, суд полагает необходимым возложить на начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. обязанность повторно рассмотреть вопрос о внесении Козловой З.Д., 30.08.2010г.р., в реестр учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации Дергунова А.В. №01-34/20/18 от 14.12.2018г. о снятии Козловой Златы Дмитриевны, ДД.ММ.ГГГГг.р., с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Возложить на начальника 2 отдела (г. Воронеж) Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации обязанность в течение двадцати дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопрос о внесении Козловой Златы Дмитриевны, 30 августа 2010г.р., в реестр учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, сообщив об исполнении решения суда административному истцу и суду не позднее одного месяца с даты вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.В.Пономарева
Решение принято в окончательной форме 06.03.2019г.