Р Е Ш Е Н И Е
23 августа 2016 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Мишечкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу общества с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на постановление ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/АР-102/6 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КРФ об АП,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/АР-102/6 ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КРФ об АП, и ему назначено наказание в размере 20000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» ФИО3, действующая по ордеру №-Г от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в Октябрьский районный суд <адрес> с жалобой, в которой указала, что ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому ФИО1 округу ФИО4 вынесено постановление о назначении административного наказания №/АР-102/6, согласно которого ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» признано виновным в совершении административного правонарушения, за которое предусмотрена ответственность по ст. 8.1 КРФ об АП и юридическому лицу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей. Согласно указанного постановления ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» вменяется совершение административного правонарушения, состав которого предусмотрен по ст. 8.1 КРФ об АП – несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, выразившееся, по мнению должностного лица, в том, что юридическое лицо приняла не все зависящие от него меры по соблюдению экологических требований при осуществлении эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, в связи с отсутствием у руководителя в 2015 года ответственных лиц соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе по обращению с отходами. Юридическому лицу вменяется нарушение ст. 73 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 15 ФЗ «Об отходах производства и потребления», однако ни в постановлении о назначении наказания и признания виновным ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», ни в протоколе об административном правонарушении, не указано: при эксплуатации какого именно предприятия (как имущество комплекса), сооружения, иного объекта капитального строительства ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» допускается несоблюдение экологических требований; состав ответственных лиц, помимо руководителя юридического лица, у которых должна быть в наличии, но отсутствует подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе по обращению с отходами; какая именно подготовка и у какого именно ответственного лица должна быть в наличии, чтобы прекратить правонарушение, предусмотренное ст. 8.1 КРФ об АП. Указанные факты должны быть установлены в ходе рассмотрения административного дела. Также не было установлено – отходами какого класса опасности ведет работу юридическое лицо и ведет ли оно вообще. Предполагает ли эта работа сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-V классов опасности, согласно определениям этих понятий, данным в ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления», необходимы ли ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» специалисты, обладающие документами о квалификации, выданными по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования для работы с отходами I-V классов опасности. Поскольку это не было предметом разбирательства, объективная сторона не установлена. Субъектом ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не может быть признано, т.к. данное юридическое лицо не имеет необходимых для этих видов деятельности разрешений и лицензий (сбор, транспортировка, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов I-V классов опасности), состав вменяемого административного правонарушения также отсутствует. Не прохождение должностными лицами ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствуют о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону по ст. 8.1 КРФ об АП, в связи с чем, оснований для привлечения юридического лица к административной ответственности по данной статье не имеется. Из обжалуемых актов невозможно установить, на какой норме права основан вывод должностного лица о привлечении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» к административной ответственности по ст. 8.1 КРФ об АП. Кроме того, должностное лицо не установило перечень ответственных лиц юридического лица, которые должны обладать необходимыми документами. На основании изложенного, просила суд постановление о назначении административного наказания №/АР-102/6 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» по ст. 8.1 КРФ об АП признать незаконным и отменить.
В судебном заседании законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО5, действующая по доверенности, поддержала жалобу в полном объеме, просила её удовлетворить, пояснив в судебном заседании, что в действиях ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» отсутствует состав административного правонарушения, поскольку не прохождение должностными лицами юридического лица на дату проведения проверки соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности свидетельствует о допущенных недостатках в области формирования экологической культуры и не образует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 8.1 КРФ об АП. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не относится к числу субъектов, на которых распространяются требования Закона № 89-ФЗ. Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Исходя из положений действующего законодательства, обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения, представлению необходимой информации в области обращения с отходами, внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов). Инспектор не дал какой-либо правовой оценки, что за рассматриваемый период ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» заключил договоры возмездного оказания услуг о выгрузке отходов третьими лицами (организациями и индивидуальными предпринимателями), которые осуществляют указанную деятельность в соответствии с законодательством РФ. Так, в материалы административного дела общество представило договор на оказание услуг по приему отходов, заключенный между ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» и ООО «Сортировка и переработка» от ДД.ММ.ГГГГ №/П. Обращение с отходами от эксплуатации транспортных средств ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» производится ООО «Модус Пятигорск» и ИП ФИО6 по договорам на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ №. Указанные договоры были представлены на обозрение инспектору. В связи с передачей обязанностей по обращению отходов третьим лицам ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не является субъектом, на деятельность которого распространяются требования ФИО1 Закона №. Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не доказаны. В ходе производства по делу об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения дела, в нарушение требований ст. ст. 24.1 и 26.1 КРФ об АП исследованы не были. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что в процессе деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» образуются отходы I - IV класса опасности. В обжалуемом постановлении не указано, какие конкретно сотрудники, на которых возложены функции по принятию и реализации экологозначимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории, обязаны были пройти обучение. Постановление и другие материалы административного дела какой-либо информации о данных обстоятельствах не содержат. В обжалуемом постановлении отсутствует противоправность вменяемого в вину ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» деяния. В тексте постановления указано, что юридическому лицу вменяется в вину несоблюдение требований ст. 15 ФИО1 Закона №. При этом инспектор приводит положение данной статьи в редакции закона, не вступившего в законную силу, в рассматриваемый период (2015 год). Поправки в указанную статью внесены ФИО1 Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 404-ФЗ «О внесении изменений в ФИО1 закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в рассматриваемый период положения ст. 15 ФИО1 Закона № 89-ФЗ в редакции, приведенной инспектором в обжалуемом постановлении, еще не вступили в законную силу, то требовать от ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» соблюдения указанных требований неправомерно. Административным органом нарушены требования КРФ об АП к порядку проведения административного расследования. ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не было уведомлено о проводимом в отношении него административном расследовании, определение от ДД.ММ.ГГГГ ему не вручалось и не направлялось. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному ФИО1 юридического лица, в отношении которых оно вынесено (ч. 3.1. ст. 28.7 КРФ об АП). В нарушение установленного законом порядка ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не было уведомлено о проводимом в отношении него административном расследовании. Законному ФИО1 юридического лица не были разъяснены его права и обязанности в соответствии с требованиями КРФ об АП. При таких обстоятельствах сведения, полученные в результате незаконного расследования, не могут являться надлежащими доказательствами совершения вменяемого ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» деяния. Административное расследование по настоящему делу было проведено формально. Обжалуемое постановление, принятое на основании результатов такого расследования, является незаконным и подлежит отмене. Допущенные административным органом недостатки на сегодняшний день устранены быть не могут, поскольку установленный ч. 5 ст. 28.7 КРФ об АП срок проведения административного расследования истек. На основании изложенного, просила суд постановление от ДД.ММ.ГГГГ №/АР-102/6 о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КРФ об АП.
ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> Орлянский И.В., надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного заседания, о чем свидетельствует собственноручная его подпись в расписке об извещении лиц о дне, месте и времени судебного заседания, поэтому суд считает причину неявки в судебное заседание неуважительной и приходит к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.
ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> Орлянский И.В. направил в суд письменные возражения, в которых указал, что постановление является законным, обоснованным и подлежащим оставлению в силе по следующим основаниям. Так, в ходе проведении административного расследования, возбужденного ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ №/АР-102, выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не соблюдаются экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а именно: за 2015 год у руководителя и ответственных лиц отсутствовала соответствующая подготовка в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, в том числе по обращению с отходами, что подтверждается письмом ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» от ДД.ММ.ГГГГ №- ВН, приказом о назначении ответственных лиц допущенных к сбору и передаче отходов производства и потребления I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом о назначении лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверениями о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ № У7905.04/16, от ДД.ММ.ГГГГ № У7904.04/16, от ДД.ММ.ГГГГ № У7903.04/16. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с действующим природоохранным законодательством. Ответственность за допуск работников к работе с отходами I - IV класса опасности несет соответствующее должностное лицо организации. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование лиц, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, осуществляются в соответствии с законодательством об образовании. В случае, если в 2016 году не менялись специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, прохождение соответствующего обучения в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, указанными специалистами в 2015 году, является обязательным. По данным фактам, в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №/АР-102/4 по ст. 8.1 КРФ об АП. Юридическим лицом ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению экологических требований при осуществлении эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1. КРФ об АП. Обстоятельства правонарушения подтверждаются письмом ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» от ДД.ММ.ГГГГ №-ВН, приказом о назначении ответственных лиц допущенных к сбору и передаче отходов производства и потребления I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ №, приказом о назначении лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверениями о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ № У7905.04/16, от ДД.ММ.ГГГГ № У7904.04/16, от ДД.ММ.ГГГГ № У7903.04/16. В своей жалобе ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» указывает, что в процессуальных документах, вынесенных инспектором ФИО1, отсутствует информация о том, на каком именно предприятии (как имущественном комплексе), сооружении, ином объекте капитального строительства им допускается несоблюдение экологических требований. Однако ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не учтено, что его привлечение к административной ответственности не связано непосредственно с производственным объектом, а связано с обязанностью руководителя организации и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на производственном объекте, пройти соответствующее обучениев области охраны окружающей среды, т.к. эта деятельность оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Таким образом, необходимость указания в процессуальных материалах непосредственно на производственный объект отсутствовала, т.к. деятельность любой организации, в том числе привлекаемого к административной ответственности юридического лица, подразумевает появление отходов и их обезвреживание, о чем ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» информирован и о чем между ним и ООО «Сортировка и переработка» заключен договор №/П на оказание услуг по приему отходов. Кроме того, указание юридического лица о том, что в процессуальных документах, вынесенных инспектором ФИО1, отсутствует информация о составе ответственных лиц, помимо руководителя ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», у которых должна быть, но отсутствует соответствующая подготовка по обращению с отходами, а также вопрос о том, какая именно подготовка и у какого именно ответственного лица должна быть такая подготовка, чтобы прекратить правонарушение. Считает, что ответственные за соблюдение соответствующих экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, назначаются непосредственно руководителем организации, который также является ответственным лицом, на основании приказа руководителя и в соответствии с должностной инструкцией ответственного лица, на которое такие обязанности возлагаются. В приказе о назначении лиц, ответственных за соблюдение соответствующих экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, указывается и перечень таких лиц. В каких рамках, и какая именно подготовка таких лиц необходима для исполнения ими указанных требований, определяется соответствующим образовательным учреждением (организацией, учебным заведением) аккредитованным на проведение обучения с выдачей соответствующего документа о прохождении обучения с допуском лица к исполнению им функций по соблюдению им соответствующих экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Ссылку ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» на судебные акты, вынесенные по делу № А08-2010/2013 нельзя признать обоснованной, т.к. по существу, в судебных органах, рассматривалось обжалование предписания, выданного по результатам проведенной административным органом проверки, а не вынесенного, что обжалуется в их случае, постановления о назначении административного наказания, соответственно право обжалования за ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», выданного инспектором ФИО1 предписания и представления, сохраняется за юридическим лицом в полном объеме и не относится к существу рассматриваемого дела. Считают, что нельзя признать обоснованным утверждение ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении не устанавливалось с отходами какого класса опасности ведет работу юридическое лицо, т.к. и в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания четко указано, на представленные юридическим лицом документы: письмо ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» от ДД.ММ.ГГГГ №-ВН, приказ о назначении ответственных лиц допущенных к сбору и передаче отходов производства и потребления I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ №, приказ о назначении лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля от ДД.ММ.ГГГГ №. В материалах дела об административном правонарушении имеются представленные заявителем: договор №/П на оказание услуг по приему отходов, договор № на оказание услуг по шиномонтажу от ДД.ММ.ГГГГ, договор на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, которые и свидетельствуют об образовании отходов I-IV класса опасности. Таким образом, дополнительно устанавливать к какому классу относятся отходы, образовывающиеся в организации, необходимости не вызывало. На основании изложенного, просил суд постановление по делу об административном правонарушении №/АР-102/6 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное ФИО1 Росприроднадзора по СК ФО по ст. 8.1 КРФ об АП оставить без изменения, а жалобу ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» - без удовлетворения.
Суд, выслушав ФИО1 юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО5, исследовав материалы дела об административном правонарушении №, приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, определением от ДД.ММ.ГГГГ №/АР-102/1 в отношении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» возбуждено дело об административном правонарушении и о проведении административного расследования.
В ходе административного расследования был установлен факт несоблюдения ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов. Указанные нарушения нашли свое отражение в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №АР-102/4. По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении государственным инспектором ФИО1 по Северо-Кавказскому ФИО1 округу ФИО4 было вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ №/АР-102/6 о назначении административного наказания, которое мотивировано отсутствием за 2015 год у руководителя и ответственных лиц ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» соответствующей подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
В подтверждение данного факта ФИО1 приводит следующие доказательства: письмо ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» от ДД.ММ.ГГГГ №-ВН, приказ о назначении ответственных лиц, допущенных к сбору и передаче отходов производства и потребления I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ №, приказ о назначении лиц, ответственных за проведение производственного экологического контроля от ДД.ММ.ГГГГ №, удостоверениями о повышении квалификации от ДД.ММ.ГГГГ № У7905.04/16, № У7904.04/16 и от ДД.ММ.ГГГГ № У7903.4/161.
Из материалов административного дела и представленных ФИО1 возражениях на жалобу юридического лица следует, что ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» вменяется в вину нарушение требований ст. 73 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой руководители организации и специалисты при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
ФИО1 в собранных материалах ссылается на то, что ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» нарушил требования ст. 15 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I-IV классов опасности, что является административным правонарушением, предусмотренным ст. 8.1 КРФ об АП.
В соответствии со ст. 24.1 КРФ об АП задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 8.1 КРФ об АП несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КРФ об АП, представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Согласно ч. 1 ст. 34 ФИО1 Закона № 7-ФЗ, эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу положений ч. 2 ст. 39 ФИО1 Закона № 7-ФЗ, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Частью 1 ст. 73 ФИО1 Закона № 7-ФЗ установлено требование, согласно которому руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Специалистами являются лица, на которые возложены нормативно-правовым актом или индивидуально правоприменительным актом (распоряжением) функции по принятию и реализации экологозначимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории.
Судом установлено, что в ходе административного расследования ФИО1 пришел к выводу о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» требований ч. 1 ст. 73 ФИО1 Закона № 7-ФЗ, поскольку в 2015 году сотрудники, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду, не прошли обучение, подтверждающее профессиональную подготовку в области охраны окружающей среды и природопользования.
В обжалуемом постановлении не указано, какие конкретно сотрудники, на которых возложены функции по принятию и реализации экологозначимых решений, соблюдению экологических требований, нормативов, стандартов и т.п., проведению организационных и иных мероприятий по охране окружающей среды, предотвращению ее загрязнения, обеспечению экологической безопасности работников данной организации/предприятия, населения и территории, обязаны были пройти обучение.
Доказательств того, что ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» эксплуатирует какое-либо предприятие, осуществляющее деятельность, связанное с оборотом отходов I-IV классов опасности, ФИО1 не представлено.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Закон № 89-ФЗ.
В соответствии со ст. 1 ФИО1 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления, вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим ФИО1 Законом; обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Положениями ФИО1 Закона № 89-ФЗ установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ст. 11 ФИО1 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов; проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми ФИО1 органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
Заключенные ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» договоры с третьими лицами подтверждают неосуществление данным юридическим лицом деятельности, связанной с обращением с отходами. Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не является надлежащим субъектом данного административного дела.
В соответствии со ст. 26.1 КРФ об АП по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Выводы ФИО1 о наличии в действиях (бездействии) ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КРФ об АП, материалами дела не подтверждены.
Указание в постановлении о нарушении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» ст. 15 ФИО1 Закона № 89-ФЗ в редакции ФИО1 Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 404-ФЗ «О внесении изменений в ФИО1 закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГГГ, в рассматриваемый период (на момент 2015 года) ст. 15 ФИО1 Закона № 89-ФЗ не действовала.
Административным правонарушением может признаваться только противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КРФ об АП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КРФ об АП).
Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением (ч. 2 ст. 54 Конституции РФ).
В силу ч. 1 ст. 1.7 КРФ об АП лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет (ч. 2 ст. 1.7. КРФ об АП).
На основании изложенного, суд приходит к выводу о допущенных нарушениях требований КРФ об АП к порядку проведения административного расследования.
Порядок проведения административного расследования установлен ст. 28.7. КРФ об АП.
В силу ч. 2 ст. 28.7 КРФ об АП решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КРФ об АП составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 28.7. КРФ об АП в определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КРФ об АП либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному ФИО1 юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КРФ об АП, о чем делается запись в определении.
Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному ФИО1 юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему (ч. 3.1. ст. 28.7. КРФ об АП).
В материалах дела об административном правонарушении отсутствуют сведения о надлежащем уведомлении ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» о проводимом в отношении него административном расследовании, разъяснении юридическому лицу прав и обязанностей.
Собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КРФ об АП, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КРФ об АП).
Согласно п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности, получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности.
ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» не было уведомлено о проводимом в отношении него административном расследовании. Письма и иные документы, содержащие объяснения юридического лица и направленные в ответ на определения ФИО1 об истребовании сведений от ДД.ММ.ГГГГ №/АР-102/2 и от ДД.ММ.ГГГГ №/АР-102/3, не свидетельствуют о проводимом в отношении данного юридического лица административном расследовании.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении жалобы и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КРФ об АП, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 3, 30.8 КРФ об АП, суд,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░1 <░░░░░> ░░ ░░.░░.░░░░ №/░░-102/6 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20000 ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.1 ░░░ ░░ ░░, - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░1 <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №/░░-102/6 – ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 8.1. ░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░. 2 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░