дело № 2а-4973/2020
73RS0002-01-2020-004563-63
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 25 декабря 2020 года
Засвияжский районный суд г. Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Анципович Т.В.
при секретаре Ефремовой Д.Д.,
с участием адвоката административного истца - Цветковой Ю.А., представителя административного ответчика прокуратуры Ульяновской области Федечко Ф.И., административного ответчика заместителя прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Пучкина Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Областная типография «Печатный двор» к прокуратуре Засвияжского района г.Ульяновска, прокуратуре Ульяновской области, заместителю прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Пучкину Д.В. о признании представления недействительным (незаконным),
У С Т А Н О В И Л:
акционерное общество «Областная типография «Печатный двор» (далее АО «Областная типография «Печатный двор») обратилось в суд с административный иском к прокуратуре Засвияжского района г. Ульяновска об оспаривании представления заместителя прокурора Засвияжского района г. Ульяновска указав, что в прокуратуру Засвияжского района г. Ульяновска поступило обращение Шевченко Т.С. от 08.06.2020 о нарушении трудового законодательства со стороны АО «Областная типография «Печатный двор». В ходе проверки прокуратурой установлено, что «в нарушение положений ст.219 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также пункта 8 Указа Президента РФ от 02.04.2020 года №239 «О мерах по обеспечению Санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», АО «ОТ «Печатный двор» численность работников, обеспечивающих в период с 04.04.2020 по 30.04.2020 включительно функционирование организации, локальным правовым актом определена не была». По результатам проведенной проверки заместителем прокурора района советником юстиции Д.В. Пучкиным АО «ОТ «Печатный двор» внесено представление об устранении нарушений закона от 07.07.2020 года №07-01-2020, из которого следует, что «выявленные нарушения стали следствием ненадлежащего исполнения подчиненными должностными лицами своих обязанностей, а также ненадлежащего контроля со стороны генерального директора». В представлении ответчик «требует: 1.Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района и принять конкретные меры по устранению указанных в нем нарушений закона, причин и условий им способствующих, и недопущению впредь. О дне и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру района. 2.Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона. 3. О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный месячный срок». Административный истец полагает, что оспариваемое представление является недействительным, нарушает его права и законные интересы. АО «ОТ Областная типография «Печатный двор» осуществляет следующие виды деятельности: деятельность полиграфическая и предоставление услуг в этой области, печатание газет, прочие виды полиграфической деятельности, изготовление печатных форм и подготовительная деятельность и прочее. В частности в типографии, в том числе в период с 04.04.2020 по 30.04.2020, осуществляется печать газет: «Ульяновская правда», «Канаш», «Ялгат», «Трудоустройство», «Правда жизни», «Елховские просторы», «Реал-курьер», «Местное время», «Муслим», «Вестник», «Вестник профсоюза»; печать журналов: «Надежность», «Экология и промышленность», «Школьная библиотека». Газеты и журналы относятся к СМИ. Также АО «Областная типография «Печатный двор» осуществляет в соответствии с заключенными с контрагентами договорами, своими силами и из своих материалов изготовление полиграфической продукции (печатных изданий) в соответствии с утвержденными заказчиками оригинал-макетами. Таким образом, АО «Областная типография «Печатный двор» осуществляет не только печать СМИ, но и изготавливает иные печатные издания. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению Санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не распространяется на иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации (п.п. ж, п.4 Указа). Согласно Приложению №1 к Указу Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 № 38 «О внесении в указ Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 года №19» на территории Ульяновской области ограничения, связанные с приостановлением работы организаций, не распространяются на: организации, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. В п. 28 Приложения № 2 к Указу в «Перечень непродовольственных товаров первой необходимости» включены Печатные издания. Постановлением Правительства Ульяновской области №151-П от 03.04.2020 «Об утверждении перечня организаций, на которых не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 № 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" в перечень организаций, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области, на которые не распространяются ограничения, связанные с приостановлением работы вошли: п.п. 10 п. 1: организации, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации. Приложение №2 к Указу губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 года №38 не отменялся и продолжал действовать. Таким образом, АО «Областная типография «Печатный двор» в городе Ульяновске, включено в перечень организаций, осуществляющих деятельность на территории Ульяновской области, на которое не распространяются ограничения, связанные с приостановлением работы, следовательно вывод должностного лица прокуратуры о нарушении истцом действующего законодательства, указанного в представлении, противоречит требованиям действующего законодательства. Шевченко Т.С., от которого поступила жалоба в прокуратуру, в типографии не работал и не работает, в связи с чем, трудовые права Шевченко Т.С. АО «Областная типография «Печатный двор» не нарушало. Просит признать недействительным представление заместителя прокурора Засвияжского района г. Ульяновска советника юстиции Пучкина Д.В. от 07.07.2020 года № об устранении нарушений закона.
Судом на основании ст.221 КАС РФ к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены: заместитель прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Пучкин Д.В., прокуратура Ульяновской области.
Судом на основании ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Шевченко Т.С.
В судебном заседании адвокат административного истца АО «Областная типография «Печатный двор» Цветкова Ю.А. изложила доводы аналогичной административному иску и письменным пояснениям по делу.
Представитель административного ответчика прокуратуры Ульяновской области Федечко Ф.И. в судебном заседании административные исковые требования не признал, доводы, изложенные в возражениях, поддержал.
Административный ответчик заместитель прокурора Засвияжского района г. Ульяновска Пучкин Д.В. в судебном заседании административные исковые требования не признал в полном объеме по аналогичным доводам.
Заинтересованное лицо Шевченко Т.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался.
Суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы настоящего административного дела, суд пришел к следующему.
Согласно ст.ст.14, 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. При реализации возложенных функций прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 названного Закона, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений Закона (абзац четвертый пункта 3 статьи 22).
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
В случае, если в ходе указанной проверки получены сведения, указывающие на наличие в деятельности проверяемого органа (организации) иных нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, подтвердить или опровергнуть которые невозможно без проведения проверки, прокурор или его заместитель принимает мотивированное решение о расширении предмета указанной проверки или решение о проведении новой проверки и доводит принятое решение до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня его принятия.
Срок проведения проверки не должен превышать 30 календарных дней со дня начала проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения прокурором дополнительных проверочных мероприятий в рамках указанной проверки, по решению прокурора или его заместителя срок проведения проверки может быть продлен. Срок проведения проверки может быть продлен не более чем на 30 календарных дней. При необходимости решение о последующем продлении на срок, не превышающий 30 календарных дней, может быть принято только Генеральным прокурором Российской Федерации или уполномоченным им заместителем Генерального прокурора Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4 п. 3 ст. 22 Федерального закона N 2202-1, прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона N 2202-1, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений п. 1 ст. 24 Федерального закона N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона, прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. При рассмотрении в судебном порядке дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.
На основании статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры в своей деятельности должны обеспечить защиту прав, свобод человека и гражданина, при выявлении нарушений их прав, прокурор обязан принять меры реагирования с целью их устранения.
При этом орган прокуратуры самостоятельно определяет порядок разрешения обращений, в том числе и путем вынесения представления в адрес лица, допускающего нарушения.
АО «Областная типография «Печатный двор» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.08.2008, основной вид деятельности: деятельность полиграфическая и представление услуг в этой области, дополнительный в том числе: печатание газет, прочие виды полиграфической деятельности, изготовление печатных форм и подготовительная деятельность и т.д., что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
В п. 4.2. Устава АО «Областная типография «Печатный двор» указано, что общество осуществляет полиграфическую и издательскую деятельность.
Из копии материала проверки по обращению Шевченко Т.С. следует, что ДД.ММ.ГГГГ в интернет приёмную прокуратуры Засвияжского района г. Ульяновска из прокуратуры Ульяновской области в электронном виде поступило обращение Шевченко Т.С. о проведении прокурорской проверки действий генерального директора АО «Областная типография «Печатный двор» Сиротина А.П. в период пандемии и превышении служебных полномочий.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в нарушение положений ст.219 Трудового Кодекса Российской Федерации, а также пункта 8 Указа Президента РФ от 02.04.2020 года №239 «О мерах по обеспечению Санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», АО «Областная типография «Печатный двор» численность работников, обеспечивающих в период с 04.04.2020 по 30.04.2020 включительно функционирование организации, локальным правовым актом определена не была».
По результатам проведенной проверки заместителем прокурора района советником юстиции Д.В. Пучкиным АО «Областная типография «Печатный двор» внесено представление об устранении нарушений закона от 07.07.2020 года №07-01-2020, из которого следует, что «выявленные нарушения стали следствием ненадлежащего исполнения подчиненными должностными лицами своих обязанностей, а также ненадлежащего контроля со стороны генерального директора». В представлении ответчик «требует: 1.Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района и принять конкретные меры по устранению указанных в нем нарушений закона, причин и условий им способствующих, и недопущению впредь. О дне и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру района. 2.Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона. 3. О результатах рассмотрения настоящего представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру района в установленный месячный срок».
В ходе судебного заседания представителем административного истца не оспаривался факт того, что АО «Областная типография «Печатный двор» не определялась численность работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 включительно функционирование организации, локально правовой акт не издавался.
03.04.2020 генеральным директором АО «ОТ «Печатный двор» издан приказ № 5-кв о введении режима повышенной готовности, из которого следует, что инспектору по охране труда приказано обеспечить соблюдение работниками социального дистанцирования, в том числе путём нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в иных) типографии, на соответствующей территории, инспектору по кадрам приказано удостоверить привлечение работников к трудовой (служебной) деятельности посредствам выдачи соответствующих справок, выданных в соответствии с п. 29 Указа губернатора Ульяновской области от 02.04.2020.
Принцип обеспечения права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе и на охрану труда, выражает одну из важных целей трудового законодательства, предусматривающую создание благоприятных условий труда (ст. 1 ТК РФ).
Право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, конкретизировано в комментируемой статье. При этом конкретные права работника подкрепляются соответствующими гарантиями (ст. 220 ТК РФ) либо корреспондируют с обязанностями работодателя обеспечить создание условий, позволяющих работнику реализовать свои права на сохранение жизни и здоровья.
Так, согласно ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации каждый работник имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда. Работодатель со своей стороны обязан обеспечить такие условия труда на каждом рабочем месте (ст. 212 ТК РФ).
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. N 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» на организации, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации, возложена обязанность определить численность работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование этих организаций.
Указом Президента РФ от 02.04.2020 №239 определено, что он не распространяется на иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции в субъекте Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Ульяновской области от 03.04.2020 г. №151-П «Об утверждении перечня организаций, на которых не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 02.04.2020 г. №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» определены организации, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.
В соответствии с приложением 1 к Указу Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 г. №38 «О внесении изменений в Указ Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 г. №19» на территории Ульяновской области ограничения, связанные с приостановлением работы организаций не распространяются на организации, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации.
В п. 7 письма Минтруда России от 26.03.2020 N 14-4/10/П-2696 «О направлении Рекомендаций работникам и работодателям в связи с Указом Президента РФ от 25.03.2020 N 206» по аналогичному указанию, в части возложения обязанности на организации, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации, определить численность работников, обеспечивающих функционирование этих организаций, разъяснено, что руководители федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также руководители организаций, осуществляющих производство и выпуск СМИ, самостоятельно определяют численность служащих и работников, которые будут обеспечивать функционирование этих органов (организаций), включая возможность работы дистанционно, а также численность служащих и работников, для которых вводятся нерабочие дни. Указанные решения оформляются приказом (распоряжением) соответствующего органа, локальным нормативным актом организации.
Проанализировав собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что выявив неисполнение со стороны АО «Областная типография «Печатный двор» п.8 Указа Президента РФ от 02.04.2020 года №239 «О мерах по обеспечению Санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», выразившееся в том, что численность работников, обеспечивающих в период с 04.04.2020 по 30.04.2020 включительно функционирование организации, локальным правовым актом определена не была, у заместителя прокурора Засвияжского района города Ульяновска Пучкина Д.В. имелись предусмотренные законом основания для вынесения оспариваемого представления.
Доводы административного истца о том, что АО «Областная типография «Печатный двор» не отнесена к организациям, на которые на распространяется действия Указа Президента РФ от 02.04.2020 года №239 в части определения необходимого для их функционирования в период ограничительных мер количества работников, суд не принимает во внимание, поскольку Указом Губернатора Ульяновской области от 02.04.2020 №38, которым внесены изменения в Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» установлено, что на территории Ульяновской области ограничения, связанные с приостановлением работы, не распространяются, в том числе, на организации, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации, а не освобождает данные организации о необходимости определить численность работников, обеспечивающих с 4 по 30 апреля 2020 г. включительно функционирование организации, работа которой не приостановлена в условиях действия ограничительных мер.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что оспариваемое представление внесено заместителем прокурора в пределах предоставленных ему полномочий, требования заместителя прокурора по устранению выявленных нарушений, изложенные в представлении не противоречат положениям действующего законодательства, прав и законных интересов административного истца не нарушает, направлено на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, оснований удовлетворения административных исковых требований АО «Областная типография «Печатный двор» к прокуратуре Засвияжского района г.Ульяновска, прокуратуре Ульяновской области, заместителю прокурора Засвияжского района г.Ульяновска Пучкину Д.В. о признании представления от 07.07.2020 г. № г. об устранении нарушений закона недействительным (незаконным), суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст.176-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░. №. ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░), ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░