Судья: Архипова Л.Н. дело № 33- 14341/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Кирщиной И.П.,
судей Тегуновой Н.Г., Бобкова Д.В.,
при секретаре Новикове И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 мая 2017 года апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области на решение Пушкинского городского суда Московской области от 15 февраля 2017 года по гражданскому делу по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к СНТ «Нагорное-3» об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды, обязании предоставить список членов СНТ «Нагорное-3», признании бездействия незаконным,
заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,
объяснения: представителя ТУ ФАУГИ в МО Уховой М.П. – поддержавшей доводы апелляционной жалобы,
представителя СНТ «Нагорное-3» Трубицыной Л.Н. – возражавшей против апелляционной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ТУ ФАУГИ в Московской области обратилось в суд с административным иском к СНТ «Нагорное-3» об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды земельного участка, предоставить список членов СНТ «Нагорное-3» и признать незаконным бездействия председателя СНТ «Нагорное-3».
Поскольку садоводческое некоммерческое товарищество и его председатель не является субъектами, чьи действия возможно оспаривать в порядке КАС РФ, суд рассматривал данный иск в порядке искового производства.
В обоснование иска указано, что между Министерством имущественных отношений Московской области и ФГУП племенной завод «Лесные поляны» 24.12.2004 был заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>. Договором от 17.02.2006 года осуществлена переуступка прав арендатора СНТ «Нагорное-3».
В настоящее время переданный в аренду земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> разделён на 96 земельных участков и на все участки зарегистрировано право собственности Российской Федерации. Истец, осуществляя полномочия собственника в отношении образованных земельных участков, направил в адрес председателя СНТ «Нагорное-3» дополнительное соглашение №1 к договору аренды от 24.12.2004 года, в котором вместо первоначального земельного участка указаны вновь образованные 96 земельных участков. Однако председатель СНТ «Нагорное-3» дополнительное соглашение не подписала.
С целью заключения истцом с членами СНТ «Нагорное-3» договоров субаренды, истцом у председателя СНТ был запрошен заверенный список членов СНТ, однако председатель СНТ список не предоставил.
Истец просил суд признать незаконным бездействие председателя СНТ «Нагорное-3», выразившееся в уклонении от подписания дополнительного соглашения №1 к договору аренды земельного участка и непредставлении заверенного списка членов СНТ «Нагорное-3», обязать председателя СНТ «Нагорное-3» подписать дополнительное соглашение №1 к договору аренды от 24.12.2004 и представить заверенный список членов СНТ «Нагорное-3», утвержденный решением общего собрания данного СНТ от 03.07.2010 года.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Богомолов С.В. иск поддержал, ссылаясь на то, что непредставление ответчиком списка членов СНТ нарушает права собственника и препятствует истцу заключать договоры субаренды с членами СНТ. Заверенный список членов СНТ «Нагорное-3» у истца отсутствует, ответчиком представлена только копия списка.
Представитель СНТ «Нагорное-3» иск не признала, ссылаясь на то, что права истца не нарушены, СНТ «Нагорное-3» не обязано кому-либо предоставлять списки членов СНТ.
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ТУ ФАУГИ в Московской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное и удовлетворить заявленные требования.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
На основании ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п.3 ст.607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 24.12.2004г. между Министерством имущественных отношений Московской области и ФГУП племенной завод «Лесные поляны» заключен договор аренды земельного участка общей площадью 70000 кв.м. с кадастровым номером <данные изъяты> земель сельскохозяйственного назначения для использования в целях садоводства по адресу: <данные изъяты> сроком на 49 лет (л.д.12-17).
Договором от 17.02.2006 года осуществлена переуступка всех прав и обязанностей арендатора садоводческому некоммерческому товариществу «Нагорное-3», право аренды СНТ «Нагорное-3» зарегистрировано.
Постановлением администрации Пушкинского муниципального района от 16.04.2009 №935 утвержден проект планировки территории СНТ «Нагорное-3», из земельного участка с кадастровым номером 50<данные изъяты> образованы 96 земельных участков. Зарегистрировано право собственности Российской Федерации с обременением правом аренды СНТ «Нагорное-3» на вновь образованные 96 земельных участка согласно представленным выпискам из ЕГРП, а также зарегистрированы права субарендаторов – членов СНТ «Нагорное-3» в отношении 19 земельных участков (л.д. 1-209 т.2).
При разрешении данного спора, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска о признании незаконным бездействия председателя СНТ «Нагорное-3», выразившееся в уклонении от подписания дополнительного соглашения к договору и не представлении заверенного списки членов СНТ «Нагорное-3», поскольку законных оснований для обязания председателя СНТ «Нагорное-3» заключить дополнительное соглашение №1 к договору аренды не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 610 ГК РФ договор аренды заключается на срок, определенный договором. Если срок аренды в договоре не определен, договор аренды считается заключенным на неопределенный срок.
В силу статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон.
По правилам статей 450 и 451 ГК РФ договор может быть изменен по соглашению сторон либо по требованию одной из сторон в судебном порядке. Изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств допускается по решению суда в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях.
На основании статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в п. 4 ст. 11.4 ЗК РФ, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Пунктом 4 статьи 11.8 ЗК РФ закреплено, что в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
По смыслу приведенных положений раздел земельного участка предоставляет арендатору определенные права, в том числе по внесению соответствующих изменений в договоры аренды, но не влечет прекращение договора аренды. Данные права корреспондируют обязанности арендодателя внести соответствующие изменения в договор аренды.
В соответствии с п. 1 ст. 615 ГК РФ арендатор вправе с согласия арендодателя сдавать арендованное имущество в субаренду.
В соответствии с пунктом 4.3.2 договора аренды № 26053-2 от 24.12.2004 г. арендатор имеет право с согласия Арендодателя и Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (его территориального органа) сдавать Участок в субаренду, а также передавать свои права и обязанности по договору третьим лицам.
Между тем, судом не принято во внимание, что заключение договоров субаренды между СНТ «Нагорное-3» и членами СНТ возможно лишь с согласия ТУ ФАУГИ в Московской области, которое отсутствует, следовательно, действия СНТ по заключению договоров субаренды без согласия собственника нарушают требования законодательства, условия договора аренды, а также права Территориального управления, как представителя собственника сданного в аренду имущества.
Поскольку после образования из ранее арендованного участка 96 новых земельных участков в границах прежнего земельного участка, разрешенное использование вновь образованных земельных не изменилось, отказ СНТ «Нагорное-3» от подписания дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, прекратившего свое существование как объект права, является незаконным (п. 4 ст. 11.8 ЗК РФ).
Поскольку земельный участок с кадастровым номером № <данные изъяты> снят с кадастрового учета, и предмет договора аренды в натуре отсутствует, а ответчик уклоняется от подписания дополнительного соглашения к договору аренды, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении прав истца как собственника, поскольку Территориальное управление лишено права предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов членам товарищества.
В связи с вышеизложенным, решение Пушкинского городского суда Московской области от 15 февраля 2017 года подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пушкинского городского суда Московской области от 15 февраля 2017 года – отменить. Постановить по делу новое решение.
Исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области к СНТ «Нагорное-3» об обязании заключить дополнительное соглашение к договору аренды, обязании предоставить список членов СНТ «Нагорное-3», признании бездействия незаконным - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие председателя СНТ «Нагорное-3», выразившееся в уклонении от подписания дополнительного соглашения №1 к договору аренды земельного участка от 24.12.2004 г. № 26035-Z и не представлении Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области заверенного списка членов СНТ «Нагорное-3», утвержденного решением общего собрания от 03.07.2010 года.
Обязать председателя СНТ «Нагорное-3» подписать дополнительное соглашение №1 к договору аренды от 24.12.2004 № 26035-Z, и представить Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Московской области заверенный список членов СНТ «Нагорное-3», утвержденный решением общего собрания СНТ «Нагорное-3» от 03.07.2010 года.
Председательствующий:
Судьи: