К делу № 2-661/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 февраля 2020 года г. Майкоп
Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего - судьи Зубкова Г.А.,
при секретаре судебного заседания Бешуковой С.Б.,
с участием истца Секриеру В.И.,
представителя ответчика – Военного комиссариата Республики Адыгея – Рогачева С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Секриеру Владимира Ивановича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Секриеру В.И. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недополученной пенсии. В обоснование иска указал, что с 18 февраля 2009 года по настоящее время он имеет статус судьи, пребывающего в отставке, что подтверждается решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 17 февраля 2009 года. В отставку судьи истец ушел с должности заместителя председателя 5-го гарнизонного военного суда и до назначения ответчиком пенсии за выслугу лет других должностей не занимал.
В соответствии со ст. 30 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» (в редакции Федерального конституционного закона от 12 марта 2014 года № 5-ФКЗ) и ст. 5 (пункт «а») Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 29 ноября 2017 года ответчиком была назначена и выплачивается истцу пенсия за выслугу лет.
Указанная пенсия назначена истцу как пенсионеру из числа судей военных судов без предусмотренной частью второй статьи 43 и пунктом «б» части первой статьи 49 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 ежегодной индексации пенсии. То есть, пенсия выплачивается с учетом положений абзаца первого части 6 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» и Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которым указанные нормы Закона Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 в отношении лиц с особым статусом, в том числе пенсионеров из числа судей военных судов, не применяются.
Между тем в нарушение того же абзаца первого части 6 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2011 № 309-ФЗ, согласно которому в отношении пенсионеров из числа судей военных судов не применяются также положения частей 8-11 статьи 12 названного Федерального закона о пересмотре с 1 января 2012 года ранее назначенных военных пенсий, а также в нарушение части 1 статьи 8 Федерального закона от 4 ноября 2014 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» процентная надбавка за выслугу лет в составе назначенной истцу пенсии ответчиком установлена в соответствии с пунктом 6 части 13 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» в размере 40 процентов.
На момент обращения в суд пенсия выплачена истцу за период с 29 ноября 2017 года по 31 января 2020 года включительно.
Считает, что незаконность выплаты в составе пенсии процентной надбавки за выслугу лет в вышеуказанном размере также подтверждается Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2014 года № 240-О, которым установлено, что положения части 13 статьи 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» на судей военных судов, пребывающих в отставке, не распространяются (пункт 7 приложения - абзац девятый пункта 2.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2014 года № 240-О).
Кроме того, на необоснованность установления ему надбавки в указанном размере указывает и значительная правоприменительная практика в Российской Федерации.
Положения ст. ст. 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации устанавливают запрет на различное обращение с лицами, относящимся к одной категории, из чего следует, что пенсионеры из числа судей военных судов, которым пенсия назначена после 1 января 2012 года (к их числу отношусь и я), имеют право на получение в составе пенсии процентной надбавки за выслугу лет в том же размере, в каком она должна выплачиваться указанной категории пенсионеров, пенсия которым назначена до 1 января 2012 года, то есть, как указано выше, в размере, установленном пунктом 6 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 7 мая 2002 года № 49-ФЗ).
Считает, что поскольку он имеет статус пенсионера из числа судей военных судов и пенсия назначена и выплачивается с 29 ноября 2017 года (в период после 1 января 2012 года), то в соответствии с вышеуказанными нормами права размер полагающейся ему в составе пенсии процентной надбавки за выслугу лет должен устанавливаться, как и пенсионерам из числа судей военных судов, начавшим получать пенсию до 1 января 2012 года, на основании пункта 6 статьи 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 7 мая 2002 года № 49-ФЗ) и быть равным 70 (семидесяти) процентам, так как выслуга на военной службе превышает 25 лет.
Тем самым, с учетом полагающейся процентной надбавки за выслугу лет в размере 70 процентов недополученная им пенсия за период с 29 ноября 2017 года по 31 января 2020 года включительно составляет 248 053, 26 руб., которую просил взыскать с ответчика.
В ходе судебного разбирательства истец заявленные требования увеличил и просил взыскать указанную задолженность в размере 257 928, 58 руб.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика против иска возражал, указав на наличие вступившего в законную силу решения суда, которым истцу было отказано в признании права на выплату надбавки в указанном им размере.
Выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что в удовлетворении иска Секриеру В.И. надлежит отказать по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, истец с 18 февраля 2009 года по настоящее время имеет статус судьи, пребывающего в отставке, что подтверждается решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации от 17 февраля 2009 года.
Обосновывая заявленные требования, истец указывает на неправильное применение в отношении него норм действующего законодательства, регулирующего пенсионное обеспечение судей военных судов, в частности на выплату процентной надбавки за выслугу лет в меньшем размере – вместо положенных 70 процентов указанной надбавки ему выплачивается надбавка в размере 40 процентов.
Между тем, как усматривается из материалов дела, ранее истец обращался с административным иском к ответчику о признании незаконными действий в назначении и выплате ему пенсии за период с 29.11.2017 года по 30 апреля 2018 года и обязании произвести ее перерасчет с 29.11.2017 года за выслугу лет с учетом процентной надбавки в размере 70%.
Вступившим в законную силу решением Майкопского городского суда поданному делу от 28.04.2018г. в удовлетворении административного иска Секриеру В.И. было отказано.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Отказывая в удовлетворении заявленных Секриеру В.И. требований, суд указал на то, что в силу ст. 2 Федерального закона № 306-ФЗ от 07.11.2011 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» единые размеры окладов по воинским званиям устанавливаются Правительством Российской Федерации, а размеры окладов по типовым воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Такие размеры установлены постановлением Правительства N 992 от 05.12.2011 «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих, проходящих военную службу по контракту»; этим же законом установлен иной размер ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания (от 10 % до 40% в зависимости от выслуги лет).
Поскольку Секриеру В.И. получает пенсию, предусмотренную для военнослужащих, при исчислении которой учитывается оклад по воинской должности, оклад по воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет, и не является работником Прокуратуры Российской Федерации и сотрудником Следственного комитета Российской Федерации, то ему выплачивается пенсия, с учетом надбавки за выслугу в размере 40 процентов, поскольку больший размер указанной надбавки Федеральным законом от 7 ноября 2011г. № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», не установлен.
Кроме того, отказывая в удовлетворении иска, суд отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 ст. 29 Федерального конституционного закона № 1 от 23 июня 1999 года «О военных судах Российской Федерации» ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьям военных судов и судьям Судебной коллегии по делам военнослужащих выплачиваются по основаниям и в размерах, которые установлены для судей федеральным законом.
Статьей 30 данного Закона предусмотрено, что в случае почетного ухода (почетного удаления) в отставку судей военных судов и судей Судебной коллегии по делам военнослужащих указанным судьям по их выбору выплачивается либо не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание, предусмотренное федеральным законом для судей, либо пенсия, предусмотренная для военнослужащих Законом РФ № 4468 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии РФ и их семей», либо пенсия предусмотренная для других граждан.
Статьей 43 Закона РФ № 4468 от 12 февраля 1993 года определено, что пенсии лицам, проходившим военную службу, в том числе военнослужащим, замещавшим должности судей, исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии в порядке, определяемом Правительством РФ, учитываются оклады по должности, воинскому званию и ежемесячная надбавка за выслугу лет.
В соответствии со ст. 49 Закона пенсии военнослужащим и их семьям подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников исходя из уровня увеличения денежного довольствия учитываемого при исчислении пенсий.
Согласно Федеральному закону от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01 января 2012 года произведено реформирование системы денежного довольствия военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, в связи, с чем в законодательство о пенсионном обеспечении указанных лиц внесены положения, изменяющие правила учета денежного довольствия для исчисления пенсий. В частности, ч. 2 ст. 43 Закона РФ № 4468 от 12 февраля 1993 года (в редакции, введенной подпунктом «б» п. 1 ст. 2 ФЗ № 309) предусмотрено, что денежное довольствие, установленное ч. 1 данной статьи, учитывается при исчислении пенсии с 01 января 2012 года в размере 54 процентов и, начиная с 01 января 2013 года, ежегодно увеличивается на 2 процента до достижения 100% размера.
В связи с реформированием с 01 января 2012 года системы денежного довольствия военнослужащих ФЗ № 306 от 07 ноября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» установлена новая система денежного довольствия лиц, проходящих военную службу, предусматривающая значительное увеличение окладов денежного содержания военнослужащих.
С учетом специфик правового статуса военных судов, прокурорских работников и сотрудников Следственного комитета РФ, а также пенсионеров из числа указанных лиц, ч. 6 ст. 12 ФЗ № 309 от 08 ноября 2011 года было установлено специальное регулирование, исключающее применение при определении размеров их пенсии правил учета денежного довольствия, предусмотренных ч. 2 ст. 43 и п. «Б» ч. 1 ст. 49 Закона № 4468 от 12 февраля 1993 года.
Статьей 6 ФЗ № 342 от 04 ноября 2014 года такое регулирование было дополнено положением, уточняющим порядок определения денежного довольствия при перерасчете размеров пенсии при назначении пенсии с 01 января 2012 года пенсионерам из числа указанных лиц в части оклада по воинскому званию и процентной надбавки за выслугу лет.
Так, согласно названному положению, процентная надбавка за выслугу лет учитывается в установленных п. 1 ст. 44 ФЗ «О прокуратуре РФ» и ч. 5 ст. 55 ФЗ «О Следственном комитете РФ» в размерах, которые ФЗ № 309 от 08 ноября 2011 года не были изменены по сравнению с ранее действующей редакцией.
С 01 января 2012 года при исчислении пенсии пенсионерам из числа военных судей Военной коллегии Верховного Суда РФ и военных судов и членов их семей применяются размеры ежемесячной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания, установленные п. 13 ст. 2 ФЗ № 306 от 07 ноября 2011 года «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Правоотношения, связанные с внесенными ст. 5 Федерального закона РФ от 04 ноября 2014 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» изменениями в части установления размера процентной надбавки за выслугу лет, учитываемой в составе денежного довольствия для исчисления пенсии, распространяются только на лиц из числа работников прокуратуры (в том числе военнослужащих органов военной прокуратуры) и сотрудников Следственного комитета РФ (в том числе военных следственных органов Следственного комитета РФ) и членов их семей.
Указанная процентная надбавка учитывается при перерасчете пенсий указанным лицам с 01 января 2012 года в размерах, установленных соответственно п. 1 ст. 44 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре РФ» и ч. 5 ст. 35 Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О следственном комитете РФ».
При изложенных обстоятельствах, учитывая, что в силу приведенных положений истец не имеет право на перерасчет назначенной пенсии (надбавки к ней), суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Секриеру В.И. исковых требований о взыскании недоплаченной пенсии.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 257 928, 58 ░░░. – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 02.03.2020░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ -░░░░░░░- ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 01RS0004-01-2020-000061-4
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ № 2-661/2020 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.