Дело № 2-286/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Тейково 02 марта 2016 года
Тейковский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Фирстова С.Н.,
с участием представителя истца по доверенности помощника Тейковского межрайонного прокурора Текеева У.И.,
при секретаре Осиповой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Тейковского межрайонного прокурора к администрации Новолеушинского сельского поселения Тейковского муниципального района <адрес> в интересах неопределенного круга лиц об обязании поставить земельный участок, на котором расположено общественное кладбище: д. Старое Леушино на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по <адрес>»,
УСТАНОВИЛ:
Тейковский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с данным иском.
В обоснование заявленных требований прокурор изложил, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства, регламентирующего вопросы использования муниципального имущества, в ходе которой установлено, что на территории Новолеушинского сельского поселения Тейковского муниципального района <адрес>(далее – Новолеушинское с/п) находится общественное кладбище, расположенное в д. Старое Лейшино.
Ссылаясь п.1 ч. 1 ст.1, ст. 6, п. 3 ч. 1 и ч. 2 ст. 99 Земельного кодекса РФ ч. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ, ч. 1 ст. 5, ч. 1 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», п. 22 ч. 1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003г. № - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в исковом заявлении, в его обоснование привел следующее:
- проверкой, установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище в д. Старое Леушино Тейковского муниципального района <адрес> не поставлен на кадастровый учет, не проведено его межевание и не определены его границы;
- право собственности на вышеуказанный земельный участок, на котором находится кладбище, в установленном порядке не зарегистрировано, в результате чего администрацией Новолеушинского сельского поселения Тейковского муниципального района <адрес> не реализуются закрепленные в законе полномочия по организации на территории поселения ритуальных услуг и содержанию мест захоронения;
- прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, в частности, органами местного самоуправления;
- согласно статье 45 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан в интересах неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме и просил обязать администрацию Новолеушинского с/п поставить на кадастровый учет земельный участок, используемый в д. Старое Леушино под общественное кладбище, поскольку неопределенность границ земельного участка может повлечь необоснованные захоронения вне территории кладбища, что, в свою очередь может влиять на санитарно – эпидемиологическое состояние территории.
Представитель администрации Новолеушинского с/п в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, при принятии решения полагался на усмотрение суда.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Так, в соответствии с п. 3 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» идентификация земельного участка в Едином государственном реестре прав осуществляется по кадастровому номеру, который присваивается ему в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии со статьями 1 и 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков осуществляется кадастровый учет. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства); кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок; площадь; категория земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование. Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения отнесены к вопросам местного значения городского поселения.
В силу статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение и оказание услуг по погребению возложено на специализированные службы по вопросам похоронного дела, создаваемые органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления также принимают решения о создании мест погребения. Законом предусматривается создание муниципальных мест погребения.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
В соответствии со ст. 16 ФЗ "О погребении и похоронном деле" от ДД.ММ.ГГГГ N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Пунктом 3 ч. 1 и 2 ст. 99 Земельного кодекса РФ установлено, что к землям историко-культурного назначения относятся земли военных и гражданских захоронений и, что земли историко - культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускается.
В соответствии с ч. 13 ст. 35 Градостроительного кодекса РФ в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.
Как следует из материалов дела:
- ответа от ДД.ММ.ГГГГ администрации Новолеушинской с/п прокурору(л.д. 6);
-выписки из реестра объектов недвижимого имущества …(л.д. 65);
- ответа от ДД.ММ.ГГГГ администрации Новолеушинской с/п прокурору(л.д. 48);
- ответа от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации Новолеушинского с/п на запрос суда(л.д. 51);
- копии муниципального контракта № от ДД.ММ.ГГГГ года(л.д. 52-55),
на территории Новолеушинского с/п западнее д. Старое Леушино расположено кладбище, являющееся местом погребения, однако земельный участок под кладбищем, имеющий регистрационный номер П1110000203 на кадастровый учет не поставлен, межевание его не проводилось, однако в данное время между ответчиком и ООО «Тейковский землемер» заключен муниципальный контракт на предмет выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 1, ст. 6 Земельного кодекса РФ, одним из принципов земельного законодательства является учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Проанализировав указные нормы права и фактические обстоятельства дела суд полагает, что неустановление границ земельных участков на местности, не проведение межевания занятого под кладбищем земельного участка, не постановка его на государственный кадастровый учет, приводит к нарушению прав жителей на организацию и благоустройство территории кладбищ, может привести к обезличиванию территорий данных кладбищ и нарушению прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду.
К вопросам местного значения Новолеушинского с/п, Уставом Новолеушинского сельского поселения отнесены в частности, вопросы по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения, по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения(ст. 7 п. 3, 23)(л.д. 10-40).
Согласно положению об администрации Новолеушинского сельского поселения(л.д. 52-64), администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Новолеушинского с/п, наделенным в соответствии с Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Вверенная территория администрации Новолеушинского с/п состоит, в том числе, из <адрес>. В компетенцию администрации входит кроме других, решение вопросов местного значения по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения(п. 3.1., п.п. 22, 24).
Таким образом, и с учетом отсутствия каких-либо возражений со стороны ответчика суд приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора в полном объеме.
Судебные издержки по делу не заявлены. Администрация Новолеушинского с/п и органы прокуратуры в силу п. 9, п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Тейковского межрайонного прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Новолеушинское сельское поселение <адрес>, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Новолеушинское сельское поселение <адрес> земельный участок, на котором расположено общественное кладбище, находящийся западнее д. Старое <адрес> поставить на кадастровый учет в ФГУ «Земельная кадастровая палата по <адрес>».
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд в течении месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий С.Н.Фирстов
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года