Дело № 2-249-14г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п.Вача 11 августа 2014 года
Вачский районный суд Нижегородской области в составе
судьи Юрина М.В., при секретарях Кузнецовой О.Н., Разумковой Ж.В.,
с участием пом. прокурора Вачского района Нижегородской области Климушкиной Е.В., прокурора Вачского района Нижегородской области Корпачева В.Н.,
представителя ответчика Земского собрания Вачского района Нижегородской области Шутовой О.М., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Земскому собранию Вачского района Нижегородской области о признании бездействия по не проведению антикоррупционной экспертизы проекта решения Земского собрания Вачского района Нижегородской области от \ \ (ред. От \) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе» незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Вачского района Нижегородской области первоначально обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Вачского района Нижегородской области о признании бездействия по непредоставлению и непроведению антикоррупционной экспертизы решения Земского собрания Вачского района Нижегородской области от \ \ (ред. От \) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе» и его проекта незаконными, обязании ответчика в срок до \ провести антикоррупционную экспертизу решения Земского собрания Вачского района Нижегородской области от \ \ (ред. От \) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе», указывая на то, чтопрокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в деятельности органов местного самоуправления Вачского муниципального района. В ходе проведения проверки установлено следующее. Постановлением администрации Вачского муниципального района от \ \ утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в администрации Вачского муниципального района (далее-Порядок). Согласно п. 1.2 Порядка антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления коррупционных факторов в нормативных правовых актах и их проектах администрации Вачского района. В соответствии с п.п. 2.1, 2.4, 3.1-3.3 Порядка, проведение антикоррупционной экспертизы осуществляется консультантом Земского собрания Вачского района. Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что антикоррупционная экспертиза действующих на территории Вачского района нормативно - правовых актов проводится не в полном объеме. Так, решением Земского собрания Вачского района Нижегородской области от \ \ (ред. От \ утверждено Положение о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе. В нарушение вышеуказанных требований законодательства администрацией Вачского района не предоставлялся ни проект данного нормативного правового акта, ни сам нормативный правовой акт консультанту Земского собрания Вачского района для проведения антикоррупционной экспертизы, которая и не проводилась.
В судебном заседании \ представитель ответчика администрации Вачского района Нижегородской области Шутова О.М. заявила ходатайство о замене ненадлежащего ответчика по делу Администрации Вачского района надлежащим ответчиком- Земским собранием Вачского района.
Определением судьи от \ с согласия истца- прокурора Вачского района Корпачева В.Н., была произведена замена ненадлежащего ответчика- Администрации Вачского района Нижегородской области надлежащим- Земским собранием Вачского района Нижегородской области.
В данном судебном заседании от пом. прокурора Вачского района Климушкиной Е.В. поступило ходатайство о прекращении производства по делу в части признания незаконным бездействия Земского собрания Вачского района Нижегородской области по непредоставлению решения Земского собрания Вачского района Нижегородской области от \ \ (ред. От \) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе» и его проекта для проведения антикоррупционой экспертизы, а также по непроведению антикоррупционной экспертизы указанного решения и обязании в срок до \ провести антикоррупционную экспертизу решения Земского собрания Вачского района Нижегородской области от \ \ (ред. От \) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе» в связи с отказом прокурора Вачского района от данной части исковых требований.
Определением суда от \ производство по делу по исковому заявлению Прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Земскому собранию Вачского района Нижегородской области о признании бездействия по непредоставлению и непроведению антикоррупционной экспертизы решения Земского собрания Вачского района Нижегородской области от \ \ (ред. От \) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе» и его проекта незаконными, обязании ответчика в срок до \ провести антикоррупционную экспертизу решения Земского собрания Вачского района Нижегородской области от \ \ (ред. от 21.11.2013) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе»в части исковых требований о признании незаконным бездействия Земского собрания Вачского района Нижегородской области по непредоставлению решения Земского собрания Вачского района Нижегородской области от \ \ (ред. От \) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе» и его проекта для проведения антикоррупционой экспертизы, а также по непроведению антикоррупционной экспертизы указанного решения и обязании в срок до \ провести антикоррупционную экспертизу решения Земского собрания Вачского района Нижегородской области от \ \ (ред. От \) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе», прекращено, в связи с отказом истца от данной части исковых требований.
В ходе судебного заседания представитель истца- пом. Прокурора Вачского района Климушкина Е.В. исковые требования поддержала, просит признать бездействие ответчика по не проведению антикоррупционной экспертизы проекта решения Земского собрания Вачского района Нижегородской области от \ \ (ред. От \) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе», незаконным.
Представитель ответчика - Земского собрания Вачского района Шутова О.М., с исковыми требованиями согласилась.
Суд, изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и в соответствии с положениями ст. 10 и ст. 120 Конституции Российской Федерации, а так же с нормами ст.ст. 67, 71 ГПК РФ, установив юридически значимые обстоятельства по делу, на основе широкой свободы судейского усмотрения, считает исковые требования прокурора Вачского района, обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Статья 18 Конституции РФ гласит права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер: антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.
Закон Нижегородской области от 07.03.2008 № 20-З "О противодействии коррупции в Нижегородской области" (далее Закон)
определяет основы формирования антикоррупционной политики в Нижегородской области в целях создания эффективного механизма противодействия коррупции.
Согласно ст. 7 названного Закона Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.
В соответствии с федеральным законодательством антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) Нижегородской области проводится прокуратурой Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти в области юстиции, органами государственной власти Нижегородской области, их должностными лицами.
В соответствии со ст. 14 Закона органы местного самоуправления в пределах компетенции, установленной законодательством Российской Федерации и законодательством Нижегородской области, вправе:
1) устанавливать порядок утверждения и утверждать муниципальные программы противодействия коррупции;
2) устанавливать порядок проведения и проводить антикоррупционную экспертизу муниципальных правовых актов с учетом требований статей 7 и 9 настоящего Закона;
3) устанавливать порядок и проводить антикоррупционный мониторинг на уровне муниципальных образований Нижегородской области;
4) организовывать антикоррупционное образование и участвовать в антикоррупционной пропаганде на уровне муниципальных образований Нижегородской области;
5) предоставлять информацию, связанную с проведением антикоррупционной экспертизы актов и антикоррупционного мониторинга, по запросам органов государственной власти Нижегородской области;
6) осуществлять иные меры по противодействию коррупции, предусмотренные Федеральным законом "О противодействии коррупции".
Согласно Постановлению администрации Вачского муниципального района Нижегородской области от \ \ утвержден Порядок проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в администрации Вачского муниципального района Нижегородской области (далее Порядок).
Согласно п. 1.2 Порядка антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов проводится в целях выявления коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах и их проектах администрации Вачского района.
В соответствии с п. 3.2 Порядка, проект нормативного правового акта подлежит антикоррупционной экспертизе консультантом администрации.
В ходе судебного заседания установлено, что решением Земского собрания Вачского муниципального района от \ \ утверждено Положение о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе.
Однако, в нарушение требований законодательства, Земским собранием Вачского района антикоррупционая экспертиза проекта выше названного нормативного правового акта, не проводилась.
Таким образом, суд приходит к выводу, что антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов Земским собранием Вачского района проводится не в полном объеме. В связи с чем, суд находит основания для признания незаконным бездействия ответчика, выразившееся в не проведении антикоррупционной экспертизы проекта решения Земского собрания Вачского муниципального района от \ № \ред. От \) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе».
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Земскому собранию Вачского района Нижегородской области - удовлетворить.
Признатьнезаконным бездействие Земского собрания Вачского района Нижегородской области по не проведению антикоррупционной экспертизы проекта решения Земского собрания Вачского района Нижегородской области от \ \ (ред. От \) «Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Вачском муниципальном районе».
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Вачский районный суд.
Судья Юрин М.В.