Судья Торбик А.В. Дело № 33-20598/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Гулиной Е.М., Шишкина И.В.
при секретаре Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 июня 2019 года апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области на решение Щелковского городского суда Московской области от 28 ноября 2018 года по делу по иску Ш.В.Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,
объяснения Г.А.А.- представителя Ш.В.Г. по ордеру,
УСТАНОВИЛА:
Ш.В.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области о признании решения от 10.08.2018г. № 862766/18 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным, включении в специальный стаж периодов работы в должности врача здравпункта: с 28.02.2006 г. по 15.10.2010 г. в Посольстве России в Словакии, с 11.05.2011 г. по 29.05.2014 г. в Посольстве России в Швеции, с 16.09.2014 г. по 02.05.2018 г. в Посольстве России в Литве и назначении досрочной страховой пенсии по старости с 03.05.2018г.
В обоснование заявленных требований указал, что ответчиком отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20. ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при этом необоснованно не включены в специальный стаж указанные периоды трудовой деятельности.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал.
Решением Щелковского городского суда Московской области от 28.11.2018г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
Представитель ответчика в заседание судебной коллегии не явился.
Представитель истца просил решение суда оставить без изменения.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, учитывая их надлежащее уведомление и отсутствие сведений об уважительной причине неявки в заседание.
Судебная коллегия, проверив материалы дела по правилам ч. 1 ст. 237.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя истца, находит обжалуемое решение подлежим отмене, исходя из следующего.
Разбирательством дела установлено, что 03.05.2018г. Ш.В.Г. обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г.Москве и Московской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Комиссии от 10.08.2018г. № 862766/18 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием на момент обращения необходимого специального стажа. В бесспорном порядке в специальный стаж зачтено 22 года 3 месяца 3 дня.
Возлагая на ответчика обязанность включить в специальный стаж периоды работы в должности врача здравпункта: с 28.02.2006 г. по 15.10.2010 г. в Посольстве России в Словакии, с 11.05.2011 г. по 29.05.2014 г. в Посольстве России в Швеции, с 16.09.2014 г. по 02.05.2018 г. в Посольстве России в Литве, суд исходил из того, что наименование должности и условия работы, в которых протекала трудовая деятельность Ш.В.Г. в указанные периоды времени, давала ему право претендовать на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно п. 20 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подп. «н» п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1066, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 г. по 31.12.2001г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992г. по 31.10.1999г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992г.
В соответствии со Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781, право на назначение досрочной пенсии по старости имеют врачи-специалисты.
Согласно п. 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения (далее – Правила) в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, работа в должностях, указанных в списке: врачебных здравпунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В силу п. 7 Правил работа, осуществлявшаяся в предусмотренных списком должностях в учреждениях Российской Федерации за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях в порядке, предусмотренном настоящими Правилами.
Таким образом, зачет периода трудовой деятельности, выполнявшейся в должности, предусмотренной Списком и имевшей место за границей Российской Федерации, по смыслу приведенного положения Правил возможен при условии работы гражданина в учреждении здравоохранения Российской Федерации, созданного на территории иностранного государства.
В силу п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из п. 2 ст. 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрено, что основанием назначения досрочной страховой пенсии по старости медицинским работникам является соблюдение единства двух условий, а именно осуществление лечебной деятельности исключительно в должностях, предусмотренных Списком, а также работа в медицинских организациях с организационно-правовой формой учреждений, принадлежащих к системе здравоохранения, непосредственным назначением которых является осуществление лечебной и иной деятельности по охране здоровья граждан.
Включая в специальный стаж период работы истца в должности врача здравпункта: с 28.02.2006 г. по 15.10.2010 г. в Посольстве России в Словакии, с 11.05.2011 г. по 29.05.2014 г. в Посольстве России в Швеции, с 16.09.2014 г. по 02.05.2018 г. в Посольстве России в Литве, суд не принял во внимание тот факт, что посольство согласно п. 1 Указа Президента РФ от 28.10.1996г. № 1497 «Об утверждении Положения о Посольстве Российской Федерации» является государственным органом внешних сношений Российской Федерации, осуществляющим представительство Российской Федерации в государстве пребывания.
Приказом Минздрава России от 06.08.2013г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» посольство Российской Федерации к системе здравоохранения также не относится.
В соответствии с п. 3 раздела I Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации № 258н от 31.03.2011г., периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями.
В соответствии с п. 4 раздела II указанного Порядка в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, о статусе населенного пункта, о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ).
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета в отношении Ш.В.Г. периоды работы с 28.02.2006 г. по 15.10.2010 г., с 11.05.2011 г. по 29.05.2014 г., с 16.09.2014 г. по 02.05.2018 г. представлены без кода льготных условий труда, т.е. трудовая деятельность соответствовала обычным условиям (л.д. 64).
Из ответа по проверке стажа работы Ш.В.Г. № 210-ФПП-И-2/23786 следует, что из представленных штатных расписаний посольств Российской Федерации не усматривается наличие структурных подразделений врачебного здравпункта, фельдшерского здравпункта. Врачи и средний медицинский персонал зачисляются в штат посольства и являются сотрудниками посольства (л.д. 105).
Суд, разрешая вопрос о включении в специальный стаж Ш.В.Г. спорные периоды его работы в должности врача здравпункта в посольствах России в Словакии, в Швеции, в Литве, не учитывал вышеприведенные положения закона и обстоятельства дела.
Поскольку материалами дела достоверно не подтверждаются все критерии, необходимые для назначения досрочной страховой пенсии по старости по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вывод суда об удовлетворении исковых требований истца является неправомерным, в связи с чем решение суда подлежит отмене.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы заявление Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области о возмещении расходов по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 3000 рублей подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щелковского городского суда Московской области от 28 ноября 2018 года отменить, принять новое решение.
В иске Ш.В.Г. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения №862766/18 от 10.08.2018 г. об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж, дающий в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периодов работы в должности врача здравпункта: с 28.02.2006 г. по 15.10.2010 г. в Посольстве России в Словакии, с 11.05.2011 г. по 29.05.2014 г. в Посольстве России в Швеции, с 16.09.2014 г. по 02.05.2018 г. в Посольстве России в Литве, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 03.05.2018 г. отказать.
Взыскать с Ш.В.Г. в пользу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №18 по г.Москве и Московской области расходы по госпошлине в сумме 3000 рублей.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 18 по г. Москве и Московской области удовлетворить.
Председательствующий
Судьи