Дело №12-75/2016
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
09 июня 2016 год п.Емельяново
Судья Емельяновского районного суда Красноярского края Кемаева Н.И.,
с участием представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев жалобу защитника ГП КК «КрасАвиа» ФИО1 на постановление зам. главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ,
установил:
Постановлением зам. главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ГП КК «КрасАвиа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, и подвергнуто штрафу в размере 20 000 рублей за сокрытие полной и достоверной информации о радиационной обстановке, путем непредставления в установленный срок, до ДД.ММ.ГГГГ.
Защитник ГП КК «КрасАвиа» ФИО1 обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, мотивированной тем, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, в частности, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен в период проведение проверки в нарушение примечания к ст. 28.1 КоАП РФ. Кроме того, должностным лицом не учтено, что на момент составления протокола об административном правонарушении радиационно-гигиенический паспорт был сдан в Управление Роспотребнадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, просит отменить постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекратить.
В судебное заседание законный представитель ГП КК «КрасАвиа» не явился, о дате слушания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
В силу ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Представители управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> ФИО2 и ФИО3 в судебном заседании просили жалобу оставить без удовлетворения. Согласно, ранее предоставленных возражений на жалобу, считают, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ № в отношении ГП КК «КрасАвиа» законно и обоснованно. Указывая, что ГП КК «КрасАвиа» использует лучевые досмотровые рентгеновский установки для досмотра багажа и товаров (далее РУДБТ) и радиоизотопные сигнализаторы обледенения, которые представляют потенциальную опасность для человека и подпадают под требования санитарного законодательства. В силу действующего законодательства ГП КК «КрасАвиа» обязано осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, которые отражаются в радиационно-гигиеническом паспорте организаций и который предоставляется на заключение в учреждения государственной санитарно- эпидемиологической службы РФ ежегодно, не позднее 20 января года, следующего за отчетным, т.е. за 2014 года необходимо было представить паспорт в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Считают, что составление протокола об административном правонарушении в период проверки является правом должностного лица, а не его обязанностью. Кроме того, указывают, что предписание в части непредставления радиационно-гигиенического паспорта на момент составления протокола об административном правонарушении органом не выдавалось.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и административный материал, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 п. 8 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица, в отношении которого вынесено постановление, при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом. Частью 3 названной нормы судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с п.З ч.1 ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:.. . об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения,...
Статьей 8.5 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за сокрытие полной и достоверной информации о радиационной обстановке лицами, обязанными сообщать такую информацию, и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ГП КК «КрасАвиа» осуществляет воздушные перевозки пассажиров, почты, багажа и грузов в РФ и за рубежом на воздушных суднах переданных Предприятию в хозяйственное ведение, в аренду, и обеспечивает авиационную безопасность, досмотровой контроль пассажиров, багажа, почты, груза.
В аэропортах филиалов ГП КК «КрасАвиа» используются лучевые досмотровые установки - рентгеновские установки для досмотра багажа и товаров (далее - РУДБТ), которые содержат рентгеновские трубки, в связи, с чем являются техногенными источниками ионизирующего (рентгеновского) излучения представляющими потенциальную опасность для человека и попадают под требования санитарного законодательства в области обеспечения радиационной безопасности.
Воздушные суда, эксплуатируемые ГП КК «КрасАвиа», представлены вертолетами Ми-2, Ми-8Т, самолетами Ан-24, Ан-26 и Як-40, место стоянок которых находятся на территории аэропорта «Черемшанка», аэропорта Емельяново и в аэропортах всех филиалов предприятия на территории <адрес>.
Для обеспечения безопасности полетов и принятия необходимых мер при попадании воздушного судна в зону обледенения используются радиоизотопные сигнализаторы обледенения РИО-3 (А), заряженные закрытыми радионуклидными источниками типа БИС-4 АН на основе радионуклидов стронций-90 + иттрий-90.
В связи с чем, радиоизотопные сигнализаторы обледенения РИО-З(А) являются источниками ионизирующего излучения и представляют потенциальную опасность для человека.
Согласно списку радиационных источников по предприятию ГП КК «КрасАвиа», утвержденному заместителем генерального директора по НАС ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, общее количество ЗРнИ на предприятии составляет 65 шт., из них 10 находится на хранении на складе материально- технического обеспечения Туринского филиала, остальные установлены на воздушных судах, которые перемещаются и эксплуатируются в зависимости от потребности того или иного филиала.
В ходе проведенной Роспотребнадзором ДД.ММ.ГГГГ плановой выездной проверки в отношении ГП КК «КрасАвиа», на основании распоряжения зам. государственного санитарного врача по <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ №, по соблюдению учреждением обязательных требований действующего санитарного законодательства РФ в области охраны окружающей среды выявлены нарущения санитарного законодательства по месту нахождения юридического лица по адресу: <адрес>, осуществляющего свою деятельность по адресу: <адрес>, территория аэропорт Красноярск, 40.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено понятие «экологическая безопасность», под которым понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Также данной статьей закреплено понятие «контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль)» - это система мер, направленная на предотвращение, выявление и пресечение нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды.
Согласно требованиям пунктам 1, 2 статьи 48 вышеуказанного закона юридические лица обязаны соблюдать правила храпения и применения радиоактивных веществ (источников ионизирующего излучения), не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.
За не соблюдение правил обращения с радиоактивными веществами юридические лица несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
На основании статьи 14 Федерального закона №-Ф3«0 радиационной безопасности населения» от ДД.ММ.ГГГГ при обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций.
В соответствии с требованиями пунктов 2.4.1, 2.4.2 СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10«Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010)» (далее - СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10) радиационный контроль является частью производственного контроля и должен охватывать все основные виды воздействия ионизирующего излучения на человека.
Целью радиационного контроля является получение информации о показателях, характеризующих радиационную обстановку.
Согласно пункту 7.2. СанНиП 2.ДД.ММ.ГГГГ-09 «Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)» радиационному контролю подлежат радиационные характеристики источников излучения, радиационные факторы, создаваемые технологическим процессом на рабочих местах и в окружающей среде.
В соответствии с требованиями пункта 2.4.8 СП 2.6.1,2612-10 результаты радиационного контроля используются для оценки радиационной обстановки.
В соответствии с требованиями статьи 13 Закона организациями осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности, которая отслеживается по следующим основным показателям:
характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;
анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм, правил и гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;
вероятность радиационных аварий и их масштаб;
степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;
анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;
число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.
Результаты оценки ежегодно заносятся в радиационно-гигиенические паспорта организаций. Радиационногигиенический паспорт организации содержит информацию о радиационной обстановке на предприятии.
Порядок разработки радиационно-гигиенических паспортов организаций территорий утвержден Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Порядок). Согласно пунктам 2, 3, 8. Порядка радиационно-гигиеническая паспортизация проводится ежегодно и является государственной системой оценки влияния основных источников ионизирующего излучения (техногенных и естественных) и направлена на обеспечение радиационной безопасности населения в зависимости от состояния среды обитания и условий жизнедеятельности, сопряженной с другими системами наблюдения за ионизирующим излучением, Введение радиационно-гигиенического паспорта организаций, использующих источники ионизирующего излучения, осуществляется в установленном порядке органами управления этих организаций. В соответствии с п. 9 указанного Порядка, радиационно-гигиенические паспорта организаций представляются на заключение в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. По результатам заключения разрабатываются меры по оценке и нормализации радиационной обстановки.
Пунктом 1 Приказа Минздрава РФ, Госатомнадзора РФ и Госкомэкологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 240/65/289 «Об утверждении типовых форм радиационно-гигиенических паспортов» утверждена типовая форма радиационно-гигиенического паспорта организации.
Порядок ведения радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий, представление их на заключение определен Методическими указаниями «Порядок ведения радиационно-гигиенических паспортов организаций и территорий», утвержденными приказом Минздрава РФ, Госатомнадзора РФ и Госкомэкологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Методические указания).
На основании требований пункта 2.2. Методических указаний радиационно-гигиенические паспорта являются основными документами, характеризующими радиационную безопасность организации и территорий.
Согласно пунктам З.1., 3.3. Методических указаний радиационно- гигиенический паспорт ведется организациями (предприятиями), осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения в соответствии с вышеуказанным порядком.
Паспорт составляется должностным лицом, ответственным за радиационную безопасность, назначенным приказом по организации, подписывается ее руководителем и заверяется печатью. Радиационно-гигиенический паспорт организации (предприятия) представляется на заключение в учреждения государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации ежегодно не позднее 20 января года, следующего за отчетным.
Согласно требованиям пункта 2.5.1. СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 администрация радиационного объекта несет ответственность за радиационную безопасность и должна ежегодно в установленные сроки представлять заполненный радиационно-гигиенический паспорт организации.
В постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГП КК «КрасАвиа» установлено, что обществом нарушены вышеуказанные требования, чем сокрыло полную и достоверную информацию о радиационной обстановке, содержащуюся в радиационно-гигиеническом паспорте организации за 2014 год, не представив её в Управление Роспотребнадзора по <адрес> как в установленный срок до ДД.ММ.ГГГГ, так и до настоящего времени.
Как видно из материалов дела, зам. главного государственного санитарного врача по <адрес> полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их достоверность и допустимость, оценив представленные доказательства в их совокупности, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ГП КК «КрасАвиа» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ.
Доводы жалобы о том, что при вынесении постановления должностным лицом не было учтено, что на момент составления протокола об административном правонарушении радиационно-гигиенический паспорт был сдан в Управление Роспотребнадзора по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствуют об отсутствии в действиях ГП КК «КрасАвиа» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.5 КоАП РФ, поскольку на момент проведения проверки радиационно-гигиенический паспорт отсутствовал.
Вопреки доводу заявителя жалобы о том, что административным органом нарушен порядок привлечения к административной ответственности, в частности, протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен в период проведение проверки в нарушение примечания к ст. 28.1 КоАП РФ суд полагает указать на следующее.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В примечании к данной статье указано, что при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.
Непосредственное обнаружение должностным лицом Управления Роспотребнадзора по <адрес> нарушение обществом законодательства в области лицензирования явилось поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении должен составляться в момент, когда должностное лицо, уполномоченное составить протокол, имеет достаточно данных, свидетельствующих о наличии в действиях правонарушителя состава административного правонарушения. Эти данные могут быть получены на начальной стадии проверки во время ее проведения, а также по ее результатам, в связи, с чем доводы законного представителя общества о процессуальных нарушения не могут быть приняты во внимание.
Административное наказание назначено обществу в соответствии с санкцией статьи 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Нарушений норм процессуального права при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Оснований для удовлетворения жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление зам. главного государственного санитарного врача по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.5 КоАП РФ в отношении ГП КК «КрасАвиа» - оставить без изменения, жалобу защитника ГП КК «КрасАвиа» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Емельяновский районный суд <адрес> в течение 10 суток со дня получения его копии.
Копия верна.
Судья Н.И. Кемаева