РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Самара 08 августа 2023 года
Советский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лапшиной З.Р.,
при секретаре судебного заседания Мелкумян Л.Ж.,
с участием помощника прокурора Советского района г. Самары Гуриной К.О.,
представителя административного истца – ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре Поповой А.В., представившей доверенность б/н от ДД.ММ.ГГГГ и диплом сер. 137724 №,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению и.о. начальника ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре Пантелеева А.Н. об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Александрова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
УСТАНОВИЛ:
И.о. начальника ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре Пантелеев А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении в отношении Александрова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения административного надзора и административных ограничений. В обоснование своих требований административный истец указал, что приговором Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ Александров М.В. осужден по ч.1 ст. 228.1, п «в» ч.7 ст. 79, ст.70 УК РФ (по приговору Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ) и ему назначено наказание в виде 4 (четырех) лет 10 (десяти) дней лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Александров М.В. освободился из мест лишения свободы ДД.ММ.ГГГГ по апелляционному постановлению Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно на срок 3 (три) месяца 6 (шесть) дней. Отбывал наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве, проживает по адресу: <адрес>, зарегистрирован по адресу: <адрес>, работает не официально на стоянке охранником, холост, проживает с сожительницей, нарушений отбытия условно-досрочного наказания не допускал. На основании изложенного, административный истец просит установить административный надзор сроком на 08 лет, срок административного надзора исчислять со дня отбытия наказания, после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, а также установить административные ограничения в виде обязательной явки 1 раз в месяц в ОВД по месту своего жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В судебном заседании представитель административного истца Попова А.В., действующая на основании доверенности б/н от ДД.ММ.ГГГГ и предоставившая диплом сер. 137724 №, доводы, изложенные в административном исковом заявлении, поддержала в полном объеме, просила установить в отношении Александрова М.В. административный надзор сроком на 08 лет, а также установить административные ограничения: являться на регистрацию в ОВД по месту своего жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации 1 (один) раз в месяц.
В судебное заседание Александров М.В. не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, согласно письменного ходатайства просил административное дело рассмотреть в его отсутствие, с административным иском согласен.
Помощник прокурора Гурина К.О. полагала, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку исковое заявление является обоснованным и законным.
Заслушав представителя административного истца, мнение помощника прокурора, а также исследовав административное исковое заявление и представленные суду материалы, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 06.04.2011 года N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» устанавливается административный надзор для лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» лицу, освобожденному условно-досрочно от отбывания наказания в виде лишения свободы, либо лицу, которому неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена более мягким наказанием, не связанным с лишением свободы, административный надзор может быть установлен в период отбытия наказания, не связанного с лишением свободы, либо в период исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением из мест лишения свободы. При таких обстоятельствах административный надзор начинает осуществляться после отбытия лицом наказания, не связанного с лишением свободы, либо после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением, в случае их возложения на лицо в соответствии с частью 2 статьи 79 УК РФ.
Как следует из материалов дела, Александров М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, судим:
- ДД.ММ.ГГГГ Советским районным судом г. Самары по ч.1 ст. 228, ч.3 ст.30 п. «б» ч.3 ст. 228.1, ст. 64, ч.2 ст. 69 УК РФ к 5 (пяти) годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, освобожден ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления Волжского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно на 10 месяцев 13 дней;
- ДД.ММ.ГГГГ Октябрьским районным судом г. Самары по ч.1 ст. 228.1, п «в» ч.7 ст. 79, ст.70 УК РФ (по приговору Советского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ) к 4 годам 10 дням лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Из описательно-мотивировочной части приговора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Александров М.В. был осужден за тяжкое преступление при опасном рецидиве.
Апелляционным постановлением апелляционной инстанции по уголовным делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ Александров М.В. освобожден от отбывания наказания по приговору Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно на срок 3 месяца 6 дней.
Согласно справке об освобождении от ДД.ММ.ГГГГ освобожден из ФКУ ИК-6 УФСИН России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ на основании апелляционного постановления Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ условно-досрочно на срок 3 месяца 6 дней.
С ДД.ММ.ГГГГ Александров М.В. состоял на учете в филиале по Советскому району ФКУ УИИ УФСИН России по г. Самаре. ДД.ММ.ГГГГ Александров М.В. снят с учета в филиале по Советскому району ФКУ УИИ УФСИН России по г. Самаре.
В настоящее время Александров М.В. на учете в ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре, как лицо, формально подпадающее под административный надзор, за совершение тяжкого преступления.
Согласно пункту "г" части 3 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент совершения преступления, судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
В силу ч.4 ст. 86 Уголовного кодекса Российской Федерации если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требование административного истца об установлении административного надзора сроком на 8 лет является правомерным, вместе с тем полагает установить административный надзор на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года N 15 в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости). Если лицо, в отношении которого установлен административный надзор, в период его нахождения в исправительном учреждении освобождено условно-досрочно либо неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена наказанием, не связанным с лишением свободы, срок административного надзора исчисляется со дня истечения срока оставшейся неотбытой части наказания.
Перечень административных ограничений, устанавливаемых при административном надзоре, поименован в ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ и является исчерпывающим.
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального Закона РФ №64-ФЗ от 06.04.2011 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребываний для регистрации является обязательным.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, учитывая положения ст. 273 КАС РФ, Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ (с изменениями) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», с учетом личности осужденного, представленной характеристики УУП ОУУП и ПДН ОП по Советскому району У МВД России, которым характеризует Александрова М.В. с удовлетворительной стороны (жалоб от соседей по месту жительства не поступало на него, в употреблении спиртных напитков и наркотических веществ с момента освобождения из мест лишения свободы замечен не был, работает неофициально охранником на автостоянке), отсутствием нарушений за время отбывания условно-досрочного наказания, суд считает возможным установить в отношении Александрова М.В. административные ограничения в виде: обязательной явки 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Назначенные административные ограничения не ограничивают право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи.
Установление в отношении Александрова М.В. административного надзора не ухудшает его положение как осужденного, не отягчает его ответственность, а устанавливает контроль за его поведением уже после отбытия наказания, по месту жительства. Какие-либо его права при этом не нарушаются. В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, а также для защиты государственных и общественных интересов суд вправе устанавливать такой контроль.
Кроме того, назначение ограничений не нарушают права административного ответчика, поскольку исходя из положений п. 1 ст. 10 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ, поднадзорное лицо не лишено права обращаться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
При наличии нарушений поднадзорным лицом административных ограничений и несоблюдения законодательства РФ, орган внутренних дел в соответствии с ч.3 ст.4 Федерального закона от 06.04.2011 года №64-ФЗ вправе обратиться в суд с заявлением о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о. начальника ОП по Советскому району Управления МВД России по г. Самаре Пантелеева А.Н. об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Александрова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Александрова М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Срок административного надзора исчислять со дня отбытия наказания, после истечения срока исполнения обязанностей, связанных с условно-досрочным освобождением.
В указанный период административного надзора установить Александрову М.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения административные ограничения в виде:
- обязательной явки 1 (один) раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 дней со дня принятия решения через Советский районный суд г. Самары.
Судья З.Р. Лапшина