. Дело № 2-503/2022
УИД 23RS0058-01-2021-006930-87
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Сочи 13 апреля 2022 г.
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Н.А. Волковой
с участием прокурора К.П.Ивановой,
при секретаре О.Н.Чебановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи к Шишканову В.В., Сороковенко Е.М. об изъятии жилого помещения, прекращении и признании права, выселении,
УСТАНОВИЛ:
Администрация г. Сочи обратилась в Хостинский районный суд г. Сочи с иском об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа принадлежащего Шишканову В.В. на праве собственности жилое помещение - квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м, находящейся по адресу: <адрес>, посредством перечисления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей, прекращении права собственности Шишканова В.В. на квартиру, признании права муниципальной собственности на квартиру, выселении Шишканова В.В. и Сороковенко Е.М. и снятии с регистрационного учета.
Исковые требования мотивированы тем, что Распоряжением главы администрации Хостинского района города Сочи от 23.11.2015 года № 439-р многоквартирный дом № по ул. <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Решением Хостинского районного суда города Сочи от 1 августа 2017 года по делу №2а-1389/2017 удовлетворен иск прокуратуры Хостинского внутригородского района города Сочи и на администрацию города Сочи возложена обязанность незамедлительно расселить жителей многоквартирного дома № по улице <адрес>. Указанный многоквартирный дом включен в Перечень аварийных многоквартирных домов подлежащих сносу, утвержденный постановлением администрации города Сочи от 18.07.2018 № 1100 в 2018, 2019 годах в рамках подпрограммы «Обеспечение жилищных прав собственников или нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Сочи» муниципальной программы города Сочи «Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства муниципального образования город-курорт Сочи» утвержденной Постановлением администрации города Сочи от 25.12.2015 № 3659. С целью получения финансирования из бюджета края включен в этап 2020 Адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2023 годы, утвержденную Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2019 №186 и Постановлением администрации города Сочи от 31.07.2019 №1222. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии со статями 32, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацем 4 пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14. В соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации после соблюдения установленной предварительной процедуры (требование о сносе), изъят для муниципальных нужд на основании постановления администрации города Сочи от 25.12.2018 № 2118 «Об изъятии земельного участкам и объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного многоквартирного дома № по улице <адрес>» земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> находящегося под многоквартирным домом № по улице <адрес>, за исключением находящихся в собственности муниципального образования город-курорт Сочи. В Муниципальном образовании городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в настоящее время отсутствуют свободные от прав третьих лиц муниципальные жилые помещения, подходящие по степени благоустроенности, для предоставления в целях расселения из аварийного жилищного фонда. Муниципальным образованием городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в лице департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края в 2021 году для закупки квартир в целях расселения аварийного многоквартирного дома № по улице <адрес> было размещено закупок - 106 (лотов) электронных аукционов наименование объекта закупок «Приобретение жилых помещений на первичном и (или) вторичном рынке у застройщиков строящихся и (или) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или домов указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - жилых домов блокированной застройки); у лиц, не являющихся застройщиками введенных в эксплуатацию многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки в рамках постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.04.2019 № 186 «Об утверждении адресной программы Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019 - 2025 годы», для муниципальных нужд». На дату и время окончания срока подачи заявок на участие в электронных аукционах 26.11.2021 не подана ни одна заявка. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронных аукционах не подано ни одной заявки на участие в них, на основании ч. 16 ст. 66 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. №44-ФЗ, электронные аукционы признаны несостоявшимися, что указывает на отсутствие на рынке предложений требуемых жилых помещений для расселения аварийного многоквартирного дома № по улице <адрес>. Факт принадлежности жилого помещения – квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв. м, находящейся по адресу: <адрес> на праве собственности Шишканову В.В. подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 21.09.2021 №. По заказу департамента городского хозяйства администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края оценщиком ООО «ЛИБРА ЛЕКС» ИНН <данные изъяты> определен размер возмещения за подлежащее изъятию жилое помещение – квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв. м, находящейся по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) номер <данные изъяты>, принадлежащая на праве собственности Шишканову В.В.. Согласно отчету об оценке от 27.08.2021 № 529-2021 подготовленному оценщиком ООО «ЛИБРА ЛЕКС» ИНН <данные изъяты>, размер возмещения за подлежащее изъятию жилое помещение – квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв. м, находящейся по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) номер <данные изъяты>, принадлежащую на праве собственности Шишканову В.В., составляет <данные изъяты> рублей, в том числе:
- рыночная стоимость жилого помещения – квартиры, общей площадью <данные изъяты> кв. м, находящейся по адресу: <адрес>, кадастровый (или условный) номер <данные изъяты>, принадлежащую на праве собственности Шишканову В.В., составляет <данные изъяты> рублей
- размер убытков, причиненных Шишканову В.В., составляет <данные изъяты> рублей.
В изымаемом жилом помещении зарегистрированы по месту жительства: Шишканов В.В., Сороковенко Е.М., что подтверждается копиями поквартирных карточек, выданными муниципальным унитарным предприятием города Сочи «Городской информационно-вычислительный центр». Проект соглашения для ознакомления и последующего принятия решения направлены правообладателю заказным письмом с уведомлением по адресу изымаемого жилого помещения, совпадающего с адресом регистрации правообладателя по месту жительства. До настоящего времени соглашение стороной ответчика не подписано. В связи с тем, что правообладателем до настоящего времени не подписано соглашение об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу и поскольку по причине аварийного состояния дома существует постоянная угроза его обрушения и причинения вреда жизни и здоровью граждан, администрация города Сочи обращается в суд с иском об изъятии жилого помещения, а также с факультативным требованием о выселении в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В судебном заседании ответчик Шишканов В.В. возражал против выплаты денежной компенсации за изымаемое жилое помещение, в связи с чем просил отказать в удовлетворении заявленных требований администрации города Сочи.
Ответчик Сороковенко Е.М. также просила отказать в удовлетворении иска администрации г. Сочи.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, отдел по вопросам миграции ОП (Хостинский район) УВД по г. Сочи ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, своих представителей в судебное заседание не направили, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, не заявили об уважительности причин своей неявки и на основании ст. 167 ГПК Российской Федерации суд пришел к выводу, что дело может быть рассмотрено в отсутствие не явившихся в судебное заседание представителей третьих лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, заслушав заключение прокурора, полагавшего иск незаконным и необоснованным, приходит к выводу, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Распоряжением главы администрации Хостинского района города Сочи от 23 ноября 2015 г. № 439-р многоквартирный дом № по ул. <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации г. Сочи от 25 декабря 2018 г. № 2118 изъят для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, площадью <данные изъяты> кв.м, находящийся по адресу: <адрес>, и расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
В приложении к указанному постановлению указано жилое помещение – квартира, изымаемая для муниципальных нужд в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда в названном многоквартирном доме, в том числе квартира №
Спорное жилое помещение - квартира, общей площадью <данные изъяты> кв.м, находящееся по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Шишканову В.В.
Судом установлено, что многоквартирный дом № по улице <адрес> включен в Перечень аварийных многоквартирных домов, подлежащих сносу, утвержденный Постановлением администрации города Сочи от 18 июля 2018 г. № 1100 в рамках подпрограммы «Обеспечение жилищных прав собственников или нанимателей жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном законодательством порядке аварийными и подлежащими сносу, расположенных на территории муниципального образования город-курорт Сочи» муниципальной программы города Сочи «Поддержка и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства муниципального образования город-курорт Сочи», утвержденной постановлением администрации города Сочи от 25 декабря 2015 г. № 3659.
Также указанный многоквартирный дом включен в региональную адресную программу Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, утвержденной Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 апреля 2019 г. № 186 (в ред. от 20 ноября 2020 г. №750).
Согласно Адресной программе Краснодарского края «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» (ч. 6) за счет бюджетных средств реализуются способы переселения, заключающиеся в предоставлении другого жилого помещения, выкупе жилого помещения.
Из разъяснений правоприменительной устойчивой судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2014 г. «Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Соответственно, согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 г., в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Гражданам, выселяемым из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, принадлежащих им на праве собственности, предоставляется право выбора в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение.
При указанных обстоятельствах и совокупности применимых норм права включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями части 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из представленных в дело доказательств суд установил, и представителем администрации данный факт признается, что администрация г. Сочи направила ответчику письмо и проект соглашения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу с предложением выкупа жилого помещения по определенной рыночной стоимости и установленного размера убытков, в совокупности за <данные изъяты> рублей.
Указанный проект соглашения ответчиком не подписан.
В соответствии со статьей 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу части 2 статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Согласно статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены жилищным законодательством.
Шишканов В.В. заявил о том, что желает, чтобы за изымаемое у него, принадлежащее на праве собственности жилое помещение, находящееся в многоквартирном доме, признанном аварийным и включенным в региональную адресную программу, органом местного самоуправления администрацией г. Сочи было предоставлено другое равноценное, пригодное для проживания жилое помещение, что является его правом.
При этом судом установлено, что администрация г. Сочи не предлагала ответчику право выбора, то есть в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации получить возмещение за изымаемое жилое помещение или по соглашению с собственником право на предоставление другого жилого помещения, тем самым нарушила положения федерального законодательства.
Доказательств обратного администрацией суду не представлено.
Более того, администрация подтверждает факт отсутствия в муниципальной собственности жилого помещения, которое могло быть предложено ответчику при расселении аварийного многоквартирного дома № по улице <адрес>.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что права ответчика осуществить самому выбор любого из названных способов обеспечения жилищных прав, нарушены администрацией г. Сочи, а, соответственно, оснований для удовлетворения заявленного иска об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа принадлежащего Шишканову В.В. на праве собственности жилое помещение - квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, находящейся по адресу: <адрес> посредством перечисления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей, прекращении права собственности Шишканова В.В. на квартиру, признании права муниципальной собственности на квартиру, выселении Шишканова В.В. и члена его семьи Сороковенко Е.М. и снятии с регистрационного учета не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198,199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Администрации муниципального образования городской округ город-курорт Сочи в иске об изъятии для муниципальных нужд путем выкупа принадлежащего Шишканову В.В. на праве собственности жилого помещения - квартиры общей площадью <данные изъяты> кв. м, находящейся по адресу: <адрес>, посредством перечисления со стороны муниципального образования город-курорт Сочи денежной суммы в размере <данные изъяты> рублей, прекращении права собственности Шишканова В.В. на квартиру, признании права муниципальной собственности на квартиру, выселении Шишканова В.В., Сороковенко Е.М. и снятии с регистрационного учета отказать.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня изготовления 19.04.2022 мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Хостинский районный суд г.Сочи.
Председательствующий: Н.А. Волкова
На момент публикации решение не вступило в законную силу
Согласовано Судья Н.А. Волкова