Дело № 2-6023/2021
Решение
Именем Российской Федерации
07 декабря 2021 года г.Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Адамановой Э.В., при ведении протокола судебного заседания помощником Урасовой А.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Намазова ФИО9 к Администрации городского округа Щёлково Московской области, Садовому некоммерческому товариществу «Восход-2(6)», Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка, исправлении реестровой ошибки, уточнении местоположения объекта капитального строительства,
Установил:
ФИО2 обратился в Щёлковский городской суд Московской области с иском к Администрации городского округа Щёлково Московской области, Садовому некоммерческому товариществу «Восход-2(6)», Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка, исправлении реестровой ошибки, уточнении местоположения объекта капитального строительства.
В обоснование заявленных требований сослался на то, что на праве собственности является владельцем на основании договора дарения земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГг: земельного участка площадью №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ; жилого дома, назначение: жилое, двух этажный, общей площадью №, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ. На основании Протокола общего собрания членов СНТ «Восход-2(6)» Намазов ФИО10 был принят в члены СНТ. Задолженностей по оплате членских, целевых взносов и земельного налога не имеется.
На основании решения Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, Постановления Главы Администрации Щёлковского муниципального района 28.08.1992г. №, ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок площадью № был предоставлен СНТ «Восход-2(6)» из земельного фонда района в бессрочное (постоянное) пользование ( <данные изъяты>). Садоводческому товариществу <адрес> было выдано Свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей площадью 28.1 га (рег. №)
Согласно выписке из ЕГРЮЛ с сайта ФНС России, которая имеется в общедоступных источниках, дата регистрации СНТ «Восход-2(6)» до ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ. Наименование органа, зарегистрировавшего юридическое лицо до ДД.ММ.ГГГГ - Исполком Фрязинского горсовета.
В соответствии с планом земельного участка по адресу: <адрес>, фактическая площадь составляет №. и усматривается частичное наложение границ земельного участка на земли лесного фонда кадастровыми номерами №
Намазов ФИО11 безвозмездно принял в дар и фактически пользуется земельным участком площадью №
Истец полагает, что разрешить вопрос можно только в судебном порядке, с учетом уточненных исковых требований, просит признать наличие реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о координатах характерных (поворотных) точек земельного участка с кадастровым номером № исправить реестровую ошибку в сведениях ЕГРН о координатах характерных точек земельного участка, путем внесения уточненных сведений в ЕГРН о координатах характерных (поворотных) точек земельных участков с кадастровыми номерами №, установить границы земельного участка, с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> находящегося в фактическом пользовании (владении) Намазова ФИО12., согласно варианту № заключения эксперта, уточнить местоположение объекта капитального строительства с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Определением суда по гражданскому делу назначена судебная землеустроительная экспертиза (л.д. 32-33).
В судебное заседание истец ФИО2 и его представитель, действующий на основании доверенности (копия в деле) не явились, извещены надлежаще о времени и месте судебного разбирательства.
В судебное заседание представитель ответчика – Федерального Агентства Лесного Хозяйства не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства. Возражений, в отношении проведенной по делу судебной землеустроительной экспертизы, письменные возражения (отзыв) не предоставлены, ходатайства о назначении по делу дополнительной либо повторной судебной землеустроительной экспертизы суду не заявлено. Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебное заседание представитель ответчика - Администрации городского округа Щелково Московской области, не явился, извещен о дате и времени судебного заседания надлежащим образом. Возражений в отношении экспертного заключения не представлено, ходатайства о назначении по делу дополнительной либо повторной судебной землеустроительной экспертизы не заявила.
В судебное заседание представитель ответчика СНТ «Восход-2(6)» не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, через канцелярию суда предоставлено письменное заявление, согласно которому, не возражала против удовлетворения исковых требований, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
В судебное заседание представитель третьего лица - Комитета Лесного Хозяйства Московской области не явился, надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание и письменных возражений относительно исковых требований, суду не представил.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей сторон, третьих лиц, надлежаще извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив, в совокупности, представленные в материалы дела письменные доказательства, с учетом заключения эксперта, суд приходит к следующим выводам.
Объектом земельных отношений является земельный участок, границы которого описаны и удостоверены в установленном порядке; местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства (статья 6 и пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.03.2015).
Статья 6 Земельного кодекса РФ определяет, что без установления границ, земельный участок не существует и не может рассматриваться как объект гражданского оборота. Согласно п. 3 ст. 6 Земельного Кодекса РФ, земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить земельный участок в качестве индивидуально-определенной вещи, что позволяет земельному участку быть объектом сделок и участвовать в гражданском обороте.
Согласно ч. 1 ст. 69 ЗК РФ, землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. В соответствии со ст. 70 Земельного Кодекса РФ, государственный учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
В силу ч. 7 ст. 1 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет недвижимого имущества - это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
В соответствии с п. 10 ст. 22 вышеуказанного Федерального закона, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно статьи 43 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости» (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017) государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков.
При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Иск об установлении границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка и разрешение спора о принадлежности той или иной части.
На основании ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельный участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно пункту 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2010 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
До 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
- земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
- по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
- земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
Порядок предоставления в собственность граждан, являющихся членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, определен п. 2.8. ст. 3 Федерального закона № 137-ФЗ от 25 октября 2001 «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в соответствии с которым в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
- схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
- протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - орган регистрации прав), если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
- сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно ст. 49 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов, в том числе:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания.
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
В соответствии с частью 3 статьи 61 ФЗ от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (часть 4 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).
Частью 6 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ установлено, что суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков. Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ рассматриваются в судебном порядке (часть 9 статьи 61 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что на основании решения Мособлисполкома от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, Постановления Главы Администрации Щёлковского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ. №, от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок площадью № был предоставлен СНТ «Восход-2(6)» из земельного фонда района в бессрочное (постоянное) пользование ( <данные изъяты>). Садоводческому товариществу «Восход 2» было выдано Свидетельство на право бессрочного (постоянного) пользования землей площадью № (рег. №)
Согласно выписке из ЕГРЮЛ с сайта ФНС России, которая имеется в общедоступных источниках, дата регистрации СНТ «Восход-2(6)» до ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ. Наименование органа, зарегистрировавшего юридическое лицо до ДД.ММ.ГГГГ - Исполком Фрязинского горсовета.
В соответствии с планом земельного участка по адресу: <адрес> фактическая площадь составляет №. и усматривается частичное наложение границ земельного участка на земли лесного фонда кадастровыми номерами №
В результате имеющихся нарушений земельного законодательства участок ответчика был поставлен на кадастровый учет с нарушениями, что выражается в несоответствии расположения земельного участка на местности. Наложение границ земель лесного фонда с кадастровыми номерами № на участок № с кадастровым номером №, принадлежащего ФИО2 приводит к незаконному лишению права собственности на землю и является препятствием в осуществлении прав и законных интересов как собственника земельного участка.
В соответствии с договором дарения ДД.ММ.ГГГГ жилой дом (жилое строение) принадлежало Дарителю на основании Декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления Главы Щелковского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ №, в соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, за номером регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, о чем Управлением Федеральной службы по Московской области выдано свидетельство о государственной регистрации права серии № № от ДД.ММ.ГГГГ.
А так же ФИО2 принадлежит земельный участк площадью №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для садоводства, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с данными Росреестра право собственности на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Форма собственности: Государственная федеральная, категория земель: земли лесного фонда, разрешенное использование: заготовка древесины (включая СОМ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление научно-исследовательской деятельности; образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы, площадь: 6831888 кв.м.
В соответствии с данными Росреестра право собственности на земельный участок с кадастровым номером № зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации №, дата постановки на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. Форма собственности: Государственная федеральная, категория земель: земли ФИО1 фонда, разрешенное использование: заготовка древесины (включая СОМ); заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; осуществление научно-исследовательской деятельности; образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев); строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов, строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов; осуществление религиозной деятельности; изыскательские работы, площадь: № кв.м.
На основании заключения кадастрового инженера в результате проведения кадастровых работ с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, с учётом фактических границ земельного участка, а также с целью внесения в ЕГРН сведений о местоположении объекта капитального строительства с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, было выявлено, что:
- на фактические границ земельного участка с кадастровым номером № накладываются границы земельных участков с кадастровыми номерами № и № (земли лесного фонда) согласно сведениям ЕГРН.
- на фактическое местоположение контура объекта капитального строительства с кадастровым номером № накладываются границы земельного участка с кадастровым номером № (земли лесного фонда) согласно сведениям ЕГРН.
Из представленных документов (договор дарения земельного участка с жилым домом от ДД.ММ.ГГГГ) усматривается, что объект капитального строительства с кадастровым номером № был зарегистрирован на основании декларации об объекте недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами № и № (земли лесного фонда) в ЕГРН были внесены в №, то есть после регистрации права на ОКС с кадастровым номером №.
В соответствии с ч.1 ст.64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст.79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных познаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу. Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Поскольку для разрешения поставленных вопросов необходимы специальные познания с использованием различных научных направлений в пределах одной области знания, Определением Щелковского городского суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу назначена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено эксперту ФИО4 Используя сведения публичной кадастровой карты, размещенной на портале Росреестра, материалы дела, экспертом было выявлено и установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, возможно идентифицировать на местности, границы участка обозначены ограждениями в виде заборов. На земельном участке расположен двухэтажный деревянный дом. На фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, а также на контур жилого дома с кадастровым номером № накладываются границы земельного участка с кадастровым номером № (земли лесного фонда) согласно сведениям ЕГРН. Учитывая положения статьи 61 Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», можно сделать вывод о том, что причиной наложения границы земельного участка с кадастровым номером № согласно сведениям ЕГРН на фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, а также на контур жилого дома с кадастровым номером №, является наличие реестровой ошибкой в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № (в районе расположение земельного участка истца). На фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, накладываются границы земельного участка с кадастровым номером № (земли лесного фонда) согласно сведениям ЕГРН. Учитывая положения статьи 61 Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», можно сделать вывод о том, что причиной наложения границы земельного участка с кадастровым номером № согласно сведениям ЕГРН на фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, является наличие реестровой ошибкой в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № (в районе расположение земельного участка истца).
Согласно Варианту № (приложение №) судебной экспертизы, устанавливающей границы участка с кадастровым номером №, этот вариант учитывает фактическое местоположение существующего ограждения земельного участка, фактическое местоположение жилого дома с кадастровым номером №, границы соседних земельных участков согласно сведениям ЕГРН (№ и №), а также площадь земельного участка согласно сведениям ЕГРН. Устанавливаемая площадь земельного участка составляет №., что соответствует площади земельного участка согласно сведениям ЕГРН.
Устанавливаемые координаты поворотных точек земельного участка с кадастровым номером № согласно варианту №
Номер точки | Координаты, м | Номер точки | Координаты, м | ||
X | Y | X | Y | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Для внесения в ЕГРН сведений об уточняемом местоположении границы земельного участка с кадастровым номером № имеется необходимость уточнить местоположение границ земель лесного фонда с кадастровым номером № (в месте расположения земельного участка №) посредством исключения из данных ЕГРН сведений о местоположении части земель лесного фонда (кадастровый №), площадью №
Координаты исключаемой части земельного участка с кадастровым номером №:
Координаты, м | |
X | Y |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
Согласно сведениям ЕГРН (https://lk.rosreestr.ru/) сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № (земли лесного фонда) были внесены в ЕГРН в ДД.ММ.ГГГГ, то есть после регистрации земельного участка с кадастровым номером № (в ДД.ММ.ГГГГ) и регистрации жилого дома с кадастровым номером № (в ДД.ММ.ГГГГ).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что причиной наложения границы земельного участка с кадастровым номером № согласно сведениям ЕГРН на фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, а также на контур жилого дома с кадастровым номером №, является то обстоятельство, что границы земельного участка с кадастровым номером № формировались без учета фактического местоположения ограждения земельного участка, а также без фактического местоположения жилого дома.
Согласно статье 61 Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости», Порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, перечислены ошибки в сведениях ЕГРН:
«…1. Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях)…
…3. Воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка...»
Учитывая положения статьи 61 Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», можно сделать вывод о том, что причиной наложения границы земельного участка с кадастровым номером № согласно сведениям ЕГРН на фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, а также на контур жилого дома с кадастровым номером №, является наличие реестровой ошибкой в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № (в районе расположение земельного участка истца):
- на фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, накладываются границы земельного участка с кадастровым номером № (земли лесного фонда) согласно сведениям ЕГРН.
Для определения причины наложения, экспертом был рассмотрен фрагмент публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru/), в районе земельного участка истца. Из анализа фрагмента публичной кадастровой карты видно, что при формировании границ земельного участка с кадастровым номером №, местоположение формируемых границ было принято различным образом:
- границы участков членов СНТ «Восход-2(6)» местоположение которых определено в соответствии с требованиями земельного законодательства при формировании границ земельного участка с кадастровым номером № были приняты согласно сведениям ЕГРН
- по границам участков членов СНТ «Восход-2(6)» местоположение которых не определено в соответствии с требованиями земельного законодательства, границы земельного участка с кадастровым номером № при формировании были приняты в виде прямой линии.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что причиной наложения границы земельного участка с кадастровым номером № согласно сведениям ЕГРН на фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, является то обстоятельство, что границы земельного участка с кадастровым номером № формировались без учета фактического местоположения границ земельных участков членов СНТ «Восход-2(6)» местоположении которых не определено в соответствии с требованиями земельного законодательства, в том числе и участок №.
Учитывая положения статьи 61 Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», можно сделать вывод о том, что причиной наложения границы земельного участка с кадастровым номером 50:14:0000000:105711 согласно сведениям ЕГРН на фактические границы земельного участка с кадастровым номером №, является наличие реестровой ошибкой в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № (в районе расположение земельного участка истца).
Согласно заключению эксперта, координаты поворотных точек контура жилого дома, согласно заключению эксперта, с кадастровым номером № по адресу: <адрес> по фактическому пользованию:
Номер точки | Координаты, м | Номер точки | Координаты, м | ||
X | Y | X | Y | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Как следует из ч. 3 ст. 61 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Поскольку экспертом установлено наличие реестровой ошибки в координатах, содержащихся в ЕГРН, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, суд полагает данный факт установленным.
Исходя из материалов дела, учитывая проведенную по делу судебную землеустроительную экспертизу, суд приходит к следующему.
Пунктом 4 статьи 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», установлено, что в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Согласно ч.1 ст. 55 и ч.1 ст. 56 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд РФ в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции РФ вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года N 566-О-О, от 18 декабря 2007 года N 888-О-О, от 15 июля 2008 года N 465-О-О и др.).
При этом, предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом. Из приведенных положений закона следует, что суд первой инстанции оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Ответчиками выводы, содержащиеся в заключении эксперта №, не оспорены и не опровергнуты, доказательств обратного не представлено.
Суд доверяет выводам судебной экспертизы и принимает их как допустимое доказательство по делу, поскольку заключение полностью согласуется с материалами дела, научно обосновано, при проведении экспертизы эксперт был предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, ему были разъяснены права и обязанности, предусмотренные ст. 85 ГПК РФ.
Суд соглашается с предложенным экспертом вариантом установления границ земельного участка истца, считает факт наличия реестровой ошибки установленным, иных относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих об отсутствии реестровой ошибки, судом не установлено, а материалы дела не содержат.
Согласно п.1 ст. 1 Земельного Кодекса РФ, настоящий Кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства основываются на принципах сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком». Согласно п.6 ст.11.9 Земельного Кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, из содержания вышеприведенных норм права в их системной взаимосвязи следует, что защита прав собственника земельного участка нарушенных наложением кадастровых планов смежных земельных участков может осуществляться в том числе путем исключения из государственного кадастра недвижимости записей о координатах характерных точек границ соответствующих земельных участков, только при наличии сведений о наличии реестровой ошибки.
При таких обстоятельствах, руководствуясь вышеприведенными нормами права, с учетом экспертного заключения исковые требования Намазова ФИО13 к Администрации городского округа Щёлково Московской области, Садовому некоммерческому товариществу «Восход-2(6)», Федеральному агентству лесного хозяйства об установлении границ земельного участка, исправлении реестровой ошибки, уточнении местоположения объекта капитального строительства, законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198, 199 ГПК РФ, суд,
Решил:
Иск Намазова ФИО14– удовлетворить
Установить границы земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №, находящегося в собственности Намазова ФИО15 по варианту № заключения эксперта №:
Устанавливаемая площадь земельного участка с кадастровым номером № составляет № кв.м..
Устанавливаемые координаты поворотных точек земельного участка с кадастровым номером №, согласно варианту № заключения эксперта №
Номер точки | Координаты, м | Номер точки | Координаты, м | ||
X | Y | X | Y | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
В целях исправления реестровой ошибки исключить из ЕГРН сведения о границах земельного участка лесного фонда с кадастровым номером № (в месте расположения земельного участка №) в соответствии с вариантом № заключения эксперта №-ЗЭ/21, площадью № кв.м., по следующим координатам:
Координаты исключаемой части земельного участка с кадастровым номером №
Координаты, м | |
X | Y |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> |
Установить местоположение контура жилого дома с кадастровым номером № по адресу: <адрес> по фактическому пользованию в следующих координатах поворотных точек:
Номер точки | Координаты, м | Номер точки | Координаты, м | ||
X | Y | X | Y | ||
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для внесения Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области соответствующих сведений об установлении границ земельного участка, жилого дома и сведений о правах на земельный участок, в Единый государственный реестр недвижимости в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья Э.В. Адаманова