Дело № 2-1582/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 августа 2017 г. г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Бойко З.А., при секретаре Байдиной ...., с участием представителей сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борисовой ..., Волковой ..., Чернобривец ... к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, прокуратуре Республике Крым, третье лицо СПК «Волна», о признании протеста прокурора незаконным, признании права собственности,-
у с т а н о в и л:
Борисова ..., Волкова ..., Чернобривец ..., уточнив заявленные требования, обратились в суд с иском к Феодосийскому городскому совету Республики Крым, прокуратуре Республике Крым, третье лицо СПК «Волна», о признании протеста прокурора незаконным, признании права собственности.
В обоснование заявленных исковых требований истцы указали, что они являются членами Садоводческого товарищества «Волна», что подтверждается членскими книжками, выданными на их имя. В ... г. садоводческое товарищество «Волна» перерегистрировалось в соответствии с требованиями законодательства в Садоводческий потребительский кооператив "Волна". Решением 17 сессии 5 созыва Орджоникидзевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № в г. Феодосия, пгт. Орджоникидзе. СТ «Волна» в собственность переданы следующие земельные участки для ведения садоводства: Борисовой .... - ... площадью 0,06 га; Волковой ... ... площадью 0,06 га; Чернобривец ... – ... площадью 0,06 га. Истицы в период действующего украинского законодательства, не получили государственные акты, подтверждающие их право собственности на основании указанного выше решения органа местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ прокурора города Феодосии вынесла протест за номером № о незаконности выделения земельных участков Орджоникидзевским поселковым советом Решением № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Феодосийский городской совет принял решения за № об удовлетворении протеста прокурора города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ №, которым отменил пункты 6-90 приложения № к решению 17 сессии Орджоникидзевского поселкового совета Автономной Республики Крым 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче бесплатно в собственность земельных участков гражданам Украины», в том числе истцам. Из представления прокурора следует, что земельные участка переданы Орджоникидзевским поселковым советом в собственность членов СТ «Волна» в нарушение п.12 Переходных положений Земельного Кодекса Украины. Решением Верховного Совета АР Крым № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении границ поселка городского типа Орджоникидзе (<адрес>) Автономной Республики Крым», установлены согласно проекту землеустройства границы поселка городского типа Орджоникидзе общей площадью ... га. Согласно выкопировки из плана границ нгт. Орджоникидзе, выполненной Департаментом архитектуры, градостроительства, земельных отношений и муниципального имущества, установлено, что земельные участки, предоставленные решением Орджоникидзевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № членам СТ «Волна», расположены за границами населенного пункта пгт. Орджоникидзе. Отменяя пункты 6-90 приложения № к решению Орджоникидзевского поселкового совета Автономной Республики Крым 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче бесплатно в собственность земельных участков гражданам Украины» ответчиком в оспариваемых решениях не указаны конкретные положения законодательных актов, явившиеся основанием для принятия указанных решений, а указаны лишь общие нормы.
В судебном заседании представитель истцов Нафонайлов ...., действующий на основании доверенностей, поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении и по имеющимся в материалах дела документам.
Представитель ответчика Феодосийского городского совета Брожина .... против удовлетворения исковых требований возражала в полном объеме, просила отказать в их удовлетворении. При этом суду пояснилА, что Решением Феодосийского городского совета 78 сессии 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № отменено Решение 39 сессии Феодосийского городского совета республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении протеста прокурора города Феодосии на решение 17 сессии Орджоникидзевского поселкового совета Автономной Республики Крым 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче бесплатно в собственность земельных участков гражданам Украины», в связи с чем истцы в настоящее время не имеют каких-либо препятствий зарегистрировать свое право собственности на земельный участок в установленном законом порядке.
Старший помощник прокурора г. Феодосия Доброрез ... в судебном заседании против исковых требований возражал, просил отказать в их удовлетворении. При этом суду пояснил, что Решение 39 сессии Феодосийского городского совета республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении протеста прокурора города Феодосии на решение 17 сессии Орджоникидзевского поселкового совета Автономной Республики Крым 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче бесплатно в собственность земельных участков гражданам Украины», отменено Решением Феодосийского городского совета 78 сессии 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № и истец имеет возможность зарегистрировать свое право собственности. Также пояснил, что протест прокурора не является правовым актом и носит рекомендательный характер, в связи с чем не может нарушать права истца, права и законные интересы истца не нарушены, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель третьего лица СПК «Волна» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, причины неявки суду несообщил.
Суд, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, Решением 17 сессии 5 созыва Орджоникидзевского поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ № в собственность переданы следующие земельные участки, расположенные в г. ...», для ведения садоводства: Борисовой .... - квартал № уч. № площадью 0,06 га; Волковой ... - квартал № уч. № площадью 0,06 га; Чернобривец ... – квартал № уч. № площадью 0,06 га. (л.д.12-15).
Борисова ..., Волкова ..., Чернобривец ... являются членами СТ «Волна», что подтверждается представленными в материалы дела копиями членских книжек, а также справками, выданными председателем СПК «Волна» ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20,21,22).
ДД.ММ.ГГГГ Феодосийским городским советом принято Решения за № от об удовлетворении протеста прокурора города Феодосии от ДД.ММ.ГГГГ №, которым отменены пункты 6-90 приложения № к решению 17 сессии Орджоникидзевского поселкового совета Автономной Республики Крым 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче бесплатно в собственность земельных участков гражданам Украины», в том числе истцам.
Решением Феодосийского городского совета 78 сессии 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № отменено Решение 39 сессии Феодосийского городского совета республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении протеста прокурора города Феодосии на решение 17 сесии Орджоникидзевского поселкового совета Автономной Республики Крым 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче бесплатно в собственность земельных участков гражданам Украины».
Как установлено ч. ч. 1, 3 ст. 28 Федерального закона N 2202-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протесты и представления вносятся и рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены статьями 23 и 24 настоящего Федерального закона.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 23 Закона N 2202-1 прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
В соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии со статьей 130 Конституции Российской Федерации, местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью.
Статья 19 Федерального конституционного закона № - ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» гласит, что местное самоуправление на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о местном самоуправлении с учетом особенностей, установленных для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также в соответствии с нормативными правовыми актами Республики Крым и города федерального значения Севастополя.
Согласно положений статьи 61 Земельного кодекса Российской Федерации ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.
Согласно части 1 стать 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.
Муниципальные правовые акты недолжны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, данному Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №, положение части 1 статьи 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Однако, в силу пункта 3 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами. Зарегистрированное право может быть оспорено исключительно в судебном порядке. Оспаривание зарегистрированного права означает доказывание отсутствия оснований для регистрации права, в частности путем оспаривания тех оснований (правоустанавливающих документов), по которым возникло конкретное право определенного лица.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Перечень оснований прекращения права собственности, указанный в статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии со ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.
Перечень оснований прекращения права собственности, указанный в статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Согласно статье 44 Земельного кодекса Российской Федерации право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, возражения ответчиков и представленные в их обоснование документы, суд приходит к выводу, что в соответствии с положениями ст.21 Федерального закона от N 2202-1 от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт.
Согласно ст. 12 ГК РФ любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своего нарушенного субъективного права, используя один или несколько способов защиты, предусмотренных указанной статьей.
Избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права. При этом лицо, обратившееся за защитой права или интереса, должно доказать, что его право или интерес действительно нарушены противоправным поведением ответчика, а также доказать, что выбранный способ защиты нарушенного права приведет к его восстановлению.
Вместе с тем, при рассмотрении настоящего спора, с учетом наличия Решения Феодосийского городского совета 78 сессии 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ №, которым отменено Решение 39 сессии Феодосийского городского совета республики Крым 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении протеста прокурора <адрес> на решение 17 сессии Орджоникидзевского поселкового совета Автономной Республики Крым 5 созыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О передаче бесплатно в собственность земельных участков гражданам Украины», нарушений прав истцов и препятствий к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов, суд не усматривает.
Таким образом, с учетом приведенных норм законодательства и фактических обстоятельств дела, правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд -
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Борисовой ..., Волковой ..., Чернобривец ... – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья З.А.Бойко