РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 августа 2017 года адрес
Октябрьский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Поляковой Н.В.,
при секретаре Ивановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску Столярова Николая Владимировича к Министерству транспорта и автомобильных дорог Самарской области, Администрации г.о. Самара, ООО «Самаратрансстрой», Государственному казенному предприятию Самарской области «Агенство по содержанию дорог общего пользования Самарской области» о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием,
УСТАНОВИЛ:
Столяров Н.В. обратился в суд с вышеназванным иском к ответчику, ссылаясь на то, что дата в 20 часов 00 минут в адрес на ул. адрес напротив адрес произошло дорожно-транспортное происшествие, ФИО3 управляя автомобилем истца Nissan Теаnа, г/н №..., допустил наезд на препятствие (выбоина), в результате чего автомобиль истца получил механические повреждения. Согласно справке о ДТП, составленной инспектором ДПС роты №... полка ДПС ГИБДД Управления МВД России по городу Самаре, в результате ДТП зафиксированы видимые повреждения на т/с: передний бампер, правый порог, переднее правое колесо. Согласно экспертному заключению №... от дата выполненным ООО «Самарский центр судебной экспертизы» стоимость восстановительного ремонта автомобиля с учетом износа составляет 217 407 рублей. Просит суд взыскать с Министерства транспорта и автомобильных дорог адрес в счёт возмещения материального ущерба, причинённого ДТП 217 407 рублей, расходы по составлению заключения в размере 15 000 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 12 000 рублей, расходы по оплате госпошлины в размере 5724 рубля.
Определением суда от дата к участию в деле в качестве соответчика был привлечено ООО «Самаратрансстрой».
Определением суда от дата к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Государственное казенное предприятие адрес «Агентство по содержанию дорог общего пользования адрес».
В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующий на основании доверенности исковые требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика Министерства транспорта и автомобильных дорог адрес ФИО5, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, в удовлетворении которых просил отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление, пояснил, что в настоящее время между Министерством и ООО «Самаратранстрой» заключен государственный контракт от дата №... на выполнение работ по реконструкции ул. адрес на участке от адрес до АЗС №... «Роснефть», обеспечивающего подъезд к стадиону. В соответствии с актом приема-передачи земельный участок под вышеуказанным участком автомобильной дороги был передан ООО «Самаратрансстрой». В связи с чем, Министерство считает себя ненадлежащим ответчиком по настоящему делу. Кроме того, в соответствии с условиями вышеуказанного государственного контракта, именно «Самаратранстрой» обязано создать и поддерживать безопасные условия движения транспортных средств на объектах в соответствии с согласованной с ГИБДД схемой в период производства работ. Кроме того, выбоина в которую попал истец находится за пределами проезжей части на обочине, что нарушает ПДД, согласно которым движение по обочине запрещено /л.д.48-53/.
Представитель ответчика ООО «Самаратранстрой» ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила отказать по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, указала, что автомобильная дорога (адрес) передана на содержание ГКП СО «АСАДО», следовательно именно ГКП адрес «АСАДО» обязано осуществлять деятельность по содержанию указанной дороги регионального значения. Таким образом, считает, что именно ГКП СО «АСАДО» несет ответственность за убытки, причиненные вследствие ненадлежащего исполнения принятых на себя обязательств по содержанию дороги. Указала, что согласно схеме места ДТП выбоин на проезжей части не выявлено, а выбоина, в которую попал истец находится на обочине /л.д. 198-201/.
Представитель ответчика ГКП СО «АСАДО» в судебное заседание не явился, согласно письменного ходатайства просил рассмотреть дело в свое отсутствие / л.д.253/, представил возражение на исковое заявление, согласно которому просил в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку участок автомобильной дороги в г. адрес, напротив адрес не обслуживался ГКП СО «АСАДО» в части ямочного ремонта, соответственно данные работы не оплачивались заказчиком по государственному контракту, данный участок дороги, на котором произошло ДТП в указанный период времени находился на реконструкции по государственному контракту №... от дата, заключенному между Министерством транспорта и автомобильных дорог адрес и ООО «Самаратранстрой» / л.д. 227/.
Представитель ответчика Администрации г.о. Самара в судебное заседание не явился, согласно письменного ходатайства просили рассмотреть дело в свое отсутствие, представили отзыв на исковое заявление, в котором просили оставить исковое заявление без удовлетворения, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства наличия просадки (ямы) с параметрами длины, ширины и глубины, не соответствующих требованиям ГОСТа /л.д. 187-190/.
В судебное заседание представитель третьего лица адрес не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, вопрос об удовлетворении заявленных требований и определении размера материального ущерба, подлежащего взысканию с ответчика, оставили на усмотрение суда /л.д. 27-30/.
Представитель третьего лица МП г.о. Самара «Благоустройство» в судебное заседание не явился, извещался о дате и времени судебного заседания надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
Суд, исследовав материалы дела, выслушав участвующих лиц, приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.
В соответствии с ч.2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Столярову Н.В. на праве собственности принадлежит транспортное средство Nissan Теаnа, г/н №..., что подтверждается карточкой учета транспортного средства РЭО ГИБДД УМФД по адрес /л.д. 43/.
Из объяснений водителя ФИО3, имеющихся в административном материале, дата в 20:00ч. он, управляя автомобилем Nissan Теаnа, г/н №..., следовал по адрес со стороны адрес в сторону ул. адрес в плотном потоке автомашин в крайнем правом ряду и при повороте на адрес, на участке дороги, где сужается проезжая часть напротив дома по адрес «б» неожиданно почувствовал сильный удар справа и машина куда-то провалилась, проехав немного вперед он остановился. Выйдя из машины обнаружил, что допустил наезд на выбоину /л.д. 37/.
Согласно Акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, составленного инспектором ДПС Роты №... полка ДПС ГИБДД УМВД России по адрес дата в 21.00 часов следует, что на участке дороги адрес – адрес «Б» выявлены следующие недостатки: выбоина шириной 0,9 м, длиной 1,7 м., глубиной 0,25 м. /л.д. 36/.
В результате произошедшего ДТП автомобилю истца были причинены механические повреждения, собственнику ФИО1 причинен имущественный вред.
Согласно экспертному заключению ООО «Самарский центр судебной экспертизы» №... от дата стоимость восстановительного ремонта Nissan Теаnа, г/н №..., получившего повреждения в результате ДТП от дата с учетом износа составляет 217 407 рублей /л.д.142-164/. За составление заключения истцом оплачено 15000 рублей /л.д.138,139-140,141/.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также не полученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве транспорта и автомобильных дорог адрес, утвержденного Постановлением адрес от дата №..., Министерство транспорта и автомобильных дорог адрес является органом исполнительной власти адрес, осуществляющим управление в сфере транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства адрес и ответственным за координацию основных направлений реализации государственной политики в области развития транспортно-логистического комплекса и дорожного хозяйства, проводимой с целью повышения уровня жизни населения адрес.
На основании абз.9 п.1.6 Положения на Министерство возлагается обеспечение эффективного использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в адрес и осуществление дорожной деятельности в адрес.
Согласно п. 2.1 указанного Положения в ведении Министерства находится проведение мероприятий, направленных на реализацию возложенных на Министерство задач.
Согласно пп.2, 4 п. 2.2 Положения в рамках закрепленных предметов ведения Министерство осуществляет следующие полномочия: финансирует в пределах предоставленных ассигнований из областного бюджета, а также переданных средств федерального бюджета капитальные и текущие расходы по направлениям, относящимся к предметам ведения Министерства; осуществляет функции заказчика-застройщика в сфере дорожного хозяйства и транспортно-логистического комплекса, а также при реализации инвестиционных и инновационных проектов (программ) в соответствии с установленными полномочиями.
Согласно пп.13,33, 41 п.2.2 Положения Министерство транспорта и автомобильных дорог адрес осуществляет планирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в адрес; осуществляет в пределах своей компетенции контроль за качеством проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в адрес, соблюдением стандартов, норм и других требований, регламентирующих выполнение дорожных работ; осуществляет в установленном действующим законодательством порядке предоставление земельных участков, которые находятся в собственности адрес или государственная собственность на которые не разграничена, для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в адрес.
В соответствии с пп.44, 51, 63 п.2.2 Положения Министерство транспорта и автомобильных дорог адрес осуществляет контроль за соблюдением межремонтных сроков и принимает решения о выполнении ремонтно-восстановительных работ, замене или реконструкции автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в адрес; осуществляет рациональное использование, содержание и эксплуатацию находящегося в оперативном управлении Министерства имущества, а также автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в адрес; обеспечивает осуществление дорожной деятельности.
Согласно п. 1 Приказа Министерства транспорта и автомобильных дорог адрес от дата №... «О предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование министерству транспорта и автомобильных дорог адрес земельных участков, занимаемых автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения адрес, расположенными в границах городского округа Самара, адрес (от адрес до АЗС N 115 "Юкос") и адрес (от адрес до адрес)» министерству транспорта и автомобильных дорог адрес предоставлено в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки согласно приложению к настоящему Приказу, занимаемые автомобильными дорогами общего пользования регионального или межмуниципального значения адрес, расположенными в границах городского округа Самара, адрес (от адрес до АЗС N 115 "Юкос") и адрес (от адрес до адрес).
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Ответственность по правилам ст. ст. 15, 1064 ГК РФ наступает только при установлении совокупности следующих условий: факта нарушения права; наличия причинной связи между допущенными нарушениями и возникшими убытками (вина причинителя); обоснованности размера убытков; факта принятия мер к предотвращению убытков. Отсутствие хотя бы одного из данных оснований не дает право на возмещение убытков.
Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона РФ N 257-ФЗ от дата "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ": владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12 данного Закона устанавливает, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в том числе относятся: осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели; осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Федерального закона от дата N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Статья 12 данного Закона устанавливает, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в адрес», утвержденный постановлением адрес от дата №..., входит адрес от адрес до а/д Подъезд к адрес от М-5 «Урал»/л.д. 134,135/.
Согласно п. 4 Постановления адрес от дата N 85 "Об автомобильных дорогах общего пользования адрес", контроль за выполнением настоящего Постановления возложен на Министерство транспорта и автомобильных дорог адрес.
Согласно Федерального закона РФ N 257-ФЗ от дата "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", на владельце автомобильных дорог лежит обязанность по содержанию автомобильной дороги. Понятие "содержание автомобильной дороги" дано в п. 12 ст. 3 данного Закона - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, надлежащим ответчиком по данному гражданскому делу является Министерство транспорта и автомобильных дорог адрес.
Во исполнение своих обязанностей дата между Министерством транспорта и автомобильных дорог адрес (заказчик) и Государственным казенным предприятием адрес «Агентство по содержанию автомобильных дорог общего пользования адрес» (подрядчик) заключен государственный контракт №..., по которому подрядчик обязался собственными или привлеченными силами и средствами выполнить работы по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в адрес, включенных в «Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в адрес», согласно приложению №... к настоящему контракту, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат работы на условиях настоящего контракта /л.д.107-121/.
дата между Министерством транспорта и автомобильных дорог адрес (заказчик) и ООО «Самаратрансстрой» (подрядчик) заключен государственный контракт №..., по которому подрядчик обязуется в соответствии с условиями контракта, проектной документацией и ведомостью объемов (Приложение №...) выполнить собственными и (или) привлеченными силами и средствами работы по реконструкции адрес на участке от проспекта Кирова до АЗС №... «Роснефть» г.о. Самара, обеспечивающего подъезд к стадиону и сдать заказчику выполненные работы на объекте, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях контракта. В соответствии с п. 16.1 контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до дата /л.д. 54-71/.
Ссылка представителя Министерства транспорта и автомобильных дорог адрес на то, что ответственность в соответствии с заключенным контрактами должно нести ООО «Самаратрансстрой», либо ГПК «АСАДО» не принимается судом во внимание, поскольку заключение контрактов на реконструкцию, ремонт и содержание дорог не освобождает государственные органы власти субъекта РФ от ответственности и обязанности по содержанию дорог в надлежащем состоянии.
Также не принимаются судом во внимание доводы представителей Министерства транспорта и ООО «Самаратрансстрой» о том, что дорожное покрытие согласно схеме места ДТП от дата выбоин не имеет, при этом согласно указанной схеме выбоина находится на обочине, соответственно ответчики должны быть освобождены от возмещения ущерба, поскольку движение по обочине запрещено, по следующим основаниям.
Согласно абзаца 13 пункта 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановление Правительства Российской Федерации от дата N 1090 «дорога» - это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. Таким образом, обочина является частью дороги.
Согласно ч. 1 ст. 751 ГК РФ подрядчик обязан при осуществлении строительства и связанных с ним работ соблюдать требования закона и иных правовых актов об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.
В соответствии с п. дата, дата, государственного контракта №... от дата ООО «Самаратрансстрой» (подрядчик) обязан разработать и согласовать с органами ГИБДД временную схему организации движения на время производства работ; создавать и поддерживать безопасные условия движения транспортных средств на объектах в соответствии с согласованной с органами ГИБДД схемой.
Согласно п. 7 представленной в материалы дела Схемы организации движения и ограждения места долговременных дорожных работ «адрес на участке от проспекта Кирова до АЗС №... «Роснефть» г.о. Самара», согласованной с органами Управлением ГИБДД ГУ МВД России по адрес, особо опасные места (траншеи, котлованы, ямы) устраиваемые при укреплении обочин глубиной 0,1 метра и более необходимо ограждать применяя сигнальные шнуры или направляющие конусы, а также щиты или барьеры, которые устанавливаются на всем протяжении зоны работ через 15 метров и оборудуют сигнальными фонарями. В населенных пунктах ограждающие щиты или барьеры оборудуют сигнальными фонарями, которые зажигают с наступлением сумерек /л.д.136/.
Из Акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 12.01.2017г. следует, что глубина выбоины между дорожным покрытием и обочиной составляет 0,25 м.
Вместе с тем доказательств наличия на момент ДТП ограждающих устройств, предупреждающих знаков и освещения данного места ответчиком суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлены.
В соответствии с п. 7.2.2 государственного контракта №... от дата Министерство транспорта и автомобильных дорог адрес /Заказчик/ вправе выдавать подрядчику обязательные для подрядчика предписания при обнаружении отступлений от проектной документации., нормативных актов, указанных в Приложении №... к контракту, условий контракта и графика производства работ, устанавливая в предписании сроки устранения таких отступлений.
Вместе с тем относимых и допустимых доказательств наличия предписаний в части устранения выявленных недостатков в ходе рассмотрения дела суду не представлено.
Принимая во внимание все обстоятельства дорожно-транспортного происшествия, отсутствие доказательств нарушений правил дорожного движения РФ в виде превышения скорости со стороны водителя, суд приходит к выводу о том, что причиной указанного происшествия явилось ненадлежащее состояние участка автодороги адрес напротив адресБ по адрес в адрес.
Таким образом, с Министерства транспорта и автомобильных дорог адрес в пользу истца подлежит взысканию сумма ущерба в размере 217 407 рублей
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Министерства транспорта и автомобильных дорог адрес в пользу истца подлежат взысканию расходы на оценку в размере 15000 руб., подтвержденные соответствующим договором оказания услуг по проведению экспертного заключения №... от дата и квитанцией к приходному кассовому ордеру №... от дата на сумму 15000 руб., а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 5724 руб., уплаченные по чек-ордеру /л.д.3/.
В соответствии с ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах. Истцом понесены расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 руб., которые подтверждаются договором поручения от дата и распиской представителя на указанную сумму. Между тем, с учетом требований разумности и справедливости, исходя из количества судебных заседаний, в которых принимал участие представитель истца, сложности рассматриваемого дела, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца расходы по оплате услуг представителя в размере 10000 руб.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Столярова Николая Владимировича - удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области в пользу Столярова Николая Владимировича в счет возмещения материального ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием 217 407 руб., расходы по составлению отчета в размере 15000 руб., расходы по оплате юридических услуг в размере 10 000 руб., возврат уплаченной государственной пошлины в размере 5724 руб., а всего 248 131 (Двести сорок восемь тысяч сто тридцать один) рубль.
В остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в течении месяца в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес.
Мотивированное решение изготовлено дата
Судья подпись Н.В. Полякова
Копия верна
Судья:
Секретарь: