Дело № 5-417/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 30 мая 2017 года
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Гулевский Г.Н., (город Мурманск, проспект Ленина, дом № 2),
рассмотрев административный материал в отношении:
Журавлева А.С., ***, ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,
в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
*** на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) в порт *** прибыло судно международной морской перевозки *** принадлежащее *** В ходе проведения таможенного контроля указанного судна при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС в период *** на борту судна *** в каюте №*** были обнаружены ***, общим весом брутто *** которые *** Журавлев А.С. без разрешения Россельхознадзора на ввоз и ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих безопасность ввозимой продукции животного происхождения в ветеринарно-санитарном отношении, не задекларировав, ввозит на таможенную территорию ЕАЭС, то есть ввозит товар, подпадающий под фитосанитарный и ветеринарный контроли, в отношении которого в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза установлены запреты и ограничения, и в данной связи подлежащий обязательному письменному таможенному декларированию. Пассажирскую таможенную декларацию Журавлев А.С. не заполнял, должностным лицам таможенного органа не предъявлял. Незадекларированный товар, явившийся предметом административного правонарушения, в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза ограниченный к ввозу на территорию Российской Федерации, а именно: ***, общим весом брутто ***, был изъят в качестве предмета административного правонарушения.
*** в отношении Журавлева А.С. по данному факту было возбуждено дело №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
*** по результатам административного расследования в отношении Журавлева А.С. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Административное дело в отношении Журавлева А.С. поступило в суд *** и подсудно Первомайскому районному суду ***.
Журавлев А.С. о месте, дате и времени рассмотрения дела извещённый надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлял, но в материалах дела имеется заявление Журавлева А.С., в котором он просит при назначении наказания ограничиться конфискацией предмета административного правонарушения. (л.д. 65)
В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствии Журавлева А.С., то есть лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Факт совершения Журавлевым А.С. административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:
- определением о возбуждении в отношении Журавлева А.С. дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от *** №***, в котором указаны обстоятельства послужившие основанием возбуждения дела; (л.д. 1-7)
- светокопией акта таможенного осмотра №*** от ***, в котором зафиксировано обнаружение в каюте №*** судна *** незадекларированной ***, а именно: *** общим весом брутто *** принадлежащей *** Журавлеву А.С.; (л.д. 14-15)
- фототаблицей к акту таможенного осмотра №*** от ***; (л.д. 16-23)
- протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении от ***, согласно которому у Журавлева А.С. был изъят незадекларированный товар, а именно: ***, общим весом брутто ***; (л.д. 8-11)
- светокопией генеральной (общей) декларации на приход судна *** ***, в которой отсутствуют сведения о ***, общим весом брутто ***; (л.д. 24)
- светокопией грузовой декларации судна *** на приход судна в порт *** от ***, в которой отсутствуют сведения о ***, общим весом брутто ***; (л.д. 25, 26)
- светокопией декларации личных вещей экипажа на приход судна *** в порт *** от ***, согласно которой Журавлевым А.С. ***, общим весом брутто ***, не декларировались; (л.д. 312)
- светокопией служебной записки от *** №***, согласно которой товар – «***» по состоянию на *** классифицируется в подсубпозиции *** ТН ВЭД ЕАЭС; (л.д. 45)
- протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ***, согласно которому были осмотрены ***, общим весом брутто *** (л.д. 46-47)
- служебной запиской отдела контроля таможенной стоимости *** таможни от *** №*** из которой следует, что таможенная стоимость товаров, явившихся предметом административного правонарушения и ввезенных Журавлевым А.С. на таможенную территорию ЕАЭС, а именно: ***, общим весом брутто ***, по состоянию на ***, составляет ***; (л.д. 49)
- протоколом опроса Журавлева А.С., который, будучи опрошенным по делу об административном правонарушении, показал, что обнаруженная в его каюте незадекларированная ***, а именно: ***, общим весом брутто ***, принадлежит ему ***. При оформлении прихода судна в порт *** ветеринарному, пограничному, таможенному контролю он не предъявлял и не указывал в декларации о личных вещах экипажа судна. Пассажирскую таможенную декларацию он не заполнял. Вину в совершении административного правонарушения признает, чистосердечно раскаивается; (л.д. 32-35)
- протоколом об административном правонарушении №*** от *** по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении Журавлева А.С., в котором описаны обстоятельства совершения административного правонарушения. (л.д. 52-55)
Изучив материалы дела, судья считает вину Журавлева А.С. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
Согласно статьи 179 ТК ТС:
1. Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом.
2. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
3. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 354 ТК ТС товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 ТК ТС и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 355 ТК ТС, таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
В соответствии с ч. 1 ст. 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно статье 32 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 года) (далее - Договор), которым учрежден Евразийский экономический союз (далее - Союз, ЕАЭС), в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора, до вступления в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе таможенного союза (далее ТК ТС) от 27 ноября 2009 года и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 настоящего Договора в право Союза, с учетом положений статьи 101 Договора.
Согласно пункту 1 статьи 99 Договора, Международные договоры государств-членов, заключенные в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства, действующие на дату вступления в силу настоящего Договора, входят в право Союза в качестве международных договоров в рамках Союза и применяются в части, не противоречащей настоящему Договору.
В соответствии с пунктом 2 статьи 99 Договора Решения Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств, Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав правительств и Евразийской экономической комиссии, действующие на дату вступления в силу Договора, сохраняют свою юридическую силу и применяются в части, не противоречащей настоящему Договору.
Согласно пункту 2 статьи 101 Договора, для целей применения международных договоров, указанных в пункте 1 этой статьи, под используемыми в них понятиями понимается следующее:
«единая таможенная территория таможенного союза (таможенная территория таможенног союза)» - таможенная территория Союза;
«таможенная граница таможенного союза (таможенная граница)» - таможенная граница Евразийского экономического союза;
«товар таможенного союза» - товар Евразийского экономического союза.
В соответствии с абзацем 1 пункта 3 статьи 101 Договора, к запретам и ограничениям относятся применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза меры нетарифного регулирования (в том числе вводимые исходя из общих исключений, защиты внешнего финансового положения и обеспечения равновесия платёжного баланса в одностороннем порядке), меры технического регулирования, меры экспортного контроля и меры в отношении продукции военного назначения, а также санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры и радиационные требования.
Согласно абзацу 3 пункта 3 статьи 101 Договора, положения международных договоре указанных в пункте 1 статьи 101 Договора, за исключением пунктов 3 и 4 статьи 3 ТК ТС, касающиеся определения и применения (неприменения) запретов и ограничений, не применяются.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 ТК ТС при перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной раницы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно абзацу 4 пункта 3 статьи 101 Договора, при перемещении товаров через таможенную границу Союза, в том числе товаров для личного пользования, и (или) помещении товаров под таможенные процедуры соблюдение запретов и ограничений подтверждается в случаях и порядке, установленных Евразийской экономической комиссией (далее - Комиссия, ЕЭК) или нормативными правовыми актами государств-членов в соответствии с настоящим Договором либо установленных в соответствии с законодательством государств-членов, путем представления документов и (или) сведений, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Таможенного кодекса таможенного союза (далее - ТК ТС), при перемещении товаров через таможенную границу с нарушениями требований, установленных таможенным законодательством таможенного союза, применяются таможенное законодательство таможенного союза, меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов таможенного союза в сфере налогообложения, действующие на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Согласно пункту 1 статьи 4 ТК ТС:
22) перемещение товаров через таможенную границу - ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенное союза;
3) ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию ТС любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами;
6) декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.
Конвенцией по облегчению международного морского судоходства (Заключена в г. Лондоне 09.04.1965) предусмотрено, что основным документом о личных вещах экипажа содержащим сведения, требуемые государственными властями, является декларация о личных вещах экипажа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительства Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу ТС и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», при ввозе товаров для личного пользования на таможенную территорию ТС и (или) вывозе с этой территории применяются запреты и ограничения, указанные в приложении 2 к Соглашению. Международными договорами государств-членов ТС, решениями Комиссии ТС и (или) нормативными правовыми актами государств-членов ТС, изданными в соответствии с международными договорами государств-членов ТС, могут устанавливаться иные запреты и ограничения в отношении товаров для личного пользования.
Согласно пункта 4 статьи 4 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», выпуск товаров для личного пользования, подлежащих фитосанитарному, ветеринарному и другим видам государственного контроля в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, осуществляется после проведения соответствующих видов контроля.
В соответствии с международными соглашениями от 01.07.2010 вступило в силу Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317 «О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе». Данным Решением утверждены: «Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза» (далее - Положение) и на таможенной территории Таможенного союза и «Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору)».
В соответствии с пунктом 10.1 Положения уполномоченные органы Сторон в пунктах пропуска на таможенной границе таможенного союза, включая учреждения (места) международного почтового обмена, организуют работу по недопущению ввоза в ручной клади, багаже и почтовых отправлениях для личного пользования физическими лицами подконтрольных товаров из третьих стран, без разрешения и без ветеринарного сертификата страны отправления товара, за исключением ввоза до 5 килограммов включительно в расчете на одно физическое лицо готовой продукции животного происхождения в заводской упаковке. При условии благополучия в эпизоотическом отношении страны производителя указанного товара и страны вывоза.
В перечень подконтрольных товаров включены товары***
Таким образом, законодательством установлены ограничения в отношении ввозимых товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС гражданином Журавлевым А.С., в виде ветеринарно-санитарных требований.
Нормы ввоза товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу с освобождением от уплаты таможенных платежей, определены Приложением 3 Соглашения. Так, с освобождением от уплаты таможенных платежей, на таможенную территорию Таможенного союза разрешен ввоз товаров для личного пользования, таможенная стоимость которых не превышает сумму:
воздушным транспортом: эквивалентную 10000 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов;
иными видами транспорта: эквивалентную 1500 евро, и общий вес которых не превышает 50 килограммов.
В соответствии с пунктом 1 раздела 1 Приложения 5 Соглашения - товары для личного пользования, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза в сопровождаемом багаже, таможенная стоимость которых превышает сумму эквивалентную 1500 евро, и (или) общий вес которых свыше 50 килограммов, облагаются таможенными пошлинами, налогами по единой ставке 30 процентов от их таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 килограмм веса в части превышения весовой нормы 50 килограммов и (или) стоимости нормы 1500 евро в эквиваленте.
В подпункте 3.5 пункта 3 декларации декларант указывает о наличии у него неделимых товаров весом свыше 35 кг и (или) товаров общим весом свыше 50 кг и (или) общей таможенной стоимостью свыше 1500 евро путем проставления соответствующей отметки в рамках «да», «нет». При наличии таких товаров сведения о них указываются в пункте 4 декларации.
Исходя из положений пункта 3 статьи 8 Соглашения, декларантом может быть физическое лицо государства - члена Союза или иностранное физическое лицо: имеющее на момент пересечения таможенной границы ЕАЭС право владения, пользования и (или) распоряжения в отношении товара для личного пользования, перемещаемого в сопровождаемом багаже.
Субъектом ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ, за недекларирование по установленной письменной форме товара, подлежащего таможенному декларированию, в рассматриваемом случае является декларант.
Согласно подпункта 2 пункта 2 статьи 8 Соглашения, таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования.
Согласно пункта 1 статьи 4 Соглашения Международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и (или) нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, могут устанавливаться иные запреты и ограничения в отношении товаров для личного пользования.
В соответствии с п.п. 2 п. 2 ст. 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования.
Журавлев А.С. не задекларировал по установленной форме ввезенную им на таможенную территорию ЕАЭС ***, на ввоз которой таможенным законодательством государств – членов Таможенного союза установлены запреты и ограничения, а именно: ***, общим весом брутто ***
Действия правонарушителя судья квалифицирует по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Журавлев А.С. совершил недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.
Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность Журавлеву А.С., судьёй признаются: совершение административного правонарушения впервые; полное признание вины и раскаяние в содеянном; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Журавлеву А.С., судьёй не установлено.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что Журавлев А.С. ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекался, правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, а также учитывая мнение правонарушителя о наказании, судья считает возможным назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения, без назначения административного штрафа.
Руководствуясь ст. 3.7, ч. 1 ст. 16.2, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Журавлева А.С. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Предметы административного правонарушения: ***, общим весом брутто *** хранящиеся в камере хранения вещественных доказательств *** таможни (Адрес***), - конфисковать, то есть принудительно безвозмездно обратить в федеральную собственность.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Первомайского районного
суда города Мурманска Г.Н. Гулевский