дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<дата> г. Пушкино, МО
Пушкинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Курлаевой И.В.,
при секретаре Рыжовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А.С.Ю. к администрации Пушкинского муниципального района Московской области об оспаривании отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
А.С.Ю. обратилась в суд с иском к администрации Пушкинского муниципального района Московской области об оспаривании отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка.
В обоснование заявленных требований истец А.С.Ю. указала, что является многодетной матерью, имеет троих несовершеннолетних детей, подала заявление с приложением всех необходимых документов в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области о постановке на учет ее многодетной семьи, состоящей из 5 человек на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Однако в соответствии с протоколом № от <дата> заседания комиссии при администрации Пушкинского муниципального района по вопросам постановки на учет многодетных семей, проживающих на территории Пушкинского муниципального района, в целях предоставления земельных участков, ее семье в постановке на учет отказано. Так в ответе КУИ от <дата> №, основным мотивом отказа в постановке на учет указано, что члены многодетной семьи – истец и ее муж Н.С.В. не имеют подтверждения непрерывного проживания на территории Московской области с <дата> по <дата>. Указанный отказ она считает незаконным. Просила отменить решение КУИ Пушкинского муниципального района Московской области № от <дата>; отменить решение комиссии при администрации Пушкинского муниципального района по вопросам постановки на учет многодетных семей, проживающих на территории Пушкинского муниципального района, в целях предоставления земельных участков от <дата> протокол №; обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области признать ее и членов многодетной семьи, состоящей из 5 человек: ее, ее мужа и троих детей, нуждающимися в предоставлении земельного участка для индивидуального жилого строительства; признать действующим решение комиссии при администрации Пушкинского муниципального района по вопросам постановки на учет многодетных семей, проживающих на территории Пушкинского муниципального района, в целях предоставления земельных участков от <дата> протокол № и восстановить в очереди на получение земельного участка для индивидуального жилого строительства за №.
С учетом заявленных А.С.Ю. требований судом к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Н.С.В.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Н.С.В. уточнил заявленные требования, просит суд признать незаконным решение комиссии при администрации Пушкинского муниципального района по вопросам постановки на учет многодетных семей, проживающих на территории Пушкинского муниципального района, в целях предоставления земельных участков, от <дата> № об отказе в постановке многодетной семьи А.С.Ю. на учет в целях предоставления земельного участка; и обязать администрацию Пушкинского муниципального района Московской области восстановить многодетную семью А.С.Ю. восстановить на учете целях предоставления земельного участка.
Представитель истца А.С.Ю. по доверенности Н.С.В., являющийся также третьим лицом по данному делу, уточненные исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Пушкинского муниципального района Московской области на основании доверенностей С. возражала удовлетворению заявленных исковых требований, поддержала решение комиссии.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, находит исковые требования А.С.Ю. подлежащими удовлетворению.
Из представленного в материалы дела свидетельства о браке (л.д. 21) следует, что А.С.Ю. и Н.С.В. состоят в браке с <дата>.
Семья А.С.Ю. является многодетной, что подтверждается представленными в материалы дела копиями удостоверения многодетной матери и многодетного отца, выданных истцу и третьему лицу <дата> (л.д. 65-66). На иждивении истца и третьего лица находятся трое детей: Н.А.С., <дата> года рождения, Н.И.С., <дата> года рождения, А.Э.С., <дата> года рождения (л.д. 17-19). Семья истца зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес> (л.д. 60-64). Из представленных в материалы дела документов, следует, что Н.С.В. имеет место жительства на территории <адрес> более 5 лет. Несовершеннолетние дети заявителя также имеют место жительства на территории <адрес>.
<дата> А.С.Ю. обратилась в администрацию Пушкинского муниципального района Московской области с заявлением о постановке ее семьи на учет с целью предоставления земельного участка (л.д. 47), приложив к нему необходимый пакет документов.
Решением комиссии при администрации Пушкинского муниципального района от <дата> № (л.д. 46) администрации <адрес> рекомендовано поставить многодетную семью А.С.Ю. на учет на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства за №.
Решением комиссии при администрации Пушкинского муниципального района от <дата> № (л.д. 44) А.С.Ю. было отменено решение комиссии от <дата> № и истцу отказано в постановке ее многодетной семьи на учет на получение земельного участка, по тем основаниям, что у членов многодетной семьи А.С.Ю. и Н.С.В. нет подтверждения непрерывного проживания на территории Московской области с <дата> по <дата>.
Указанное решение оспаривается истцом.
<дата> Комитет по управлению имуществом при администрации Пушкинского муниципального района Московской области направил в адрес истца указанный отказ за № (л.д. 6, 45).
Исходя из положений пп. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса Российской Федерации (ЗК РФ), порядок бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям, в каждом субъекте Российской Федерации должен определяться соответствующим законом такого субъекта с учетом сложившейся в нем социально-экономической и демографической ситуации.
Случаи и порядок бесплатного предоставления многодетным семьям земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для целей индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства определены Законом Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области» (далее – Закон Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ).
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ земельные участки предоставляются многодетным семьям, состоящим на учёте в целях предоставления земельных участков в соответствии с настоящим Законом. Предоставление земельных участков многодетным семьям осуществляется на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (ч. 2).
Частью 3 этой же статьи Закона Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ предусмотрено, что право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 6 данного Закона:
1) члены многодетной семьи являются гражданами Российской Федерации;
2) родители либо одинокая(ий) мать (отец), усыновители, отчим (мачеха), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет;
3) трое и более детей многодетной семьи не достигли возраста 18 лет и имеют место жительства на территории Московской области;
4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;
6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.
Частью 5 ст. 6 Закона Московской области от 1 июня 2011 г. № 73/2011-ОЗ установлено, что основанием для отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом является несоответствие условиям, установленным в ч. 3 ст. 3 данного Закона, или предоставления недостоверных сведений.
Отказывая А.С.Ю. в удовлетворении заявления, комиссия исходила из того, что из буквального толкования п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от 01.06.2011 года № 73/2011-ОЗ следует вывод, что право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи при условии, что родители либо одинокая мать (отец), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, имеют место жительства на территории Московской области непрерывно в течение 5 лет, предшествовавших подаче заявления о постановке на учет.
Данный вывод основан на неверном толковании норм Закона Московской области и не основан на документах, представленных заявителем при обращении в администрацию.
Норма п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от 01.06.2011 года № 73/2011-ОЗ указывает лишь необходимый срок проживания перечисленных в ней лиц на территории Московской области.
Согласно абз. 2 ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства;
Место жительства в том понимании, как это установлено абз. 8 той же ст. 2 Закона РФ от <дата> № - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Комиссия не учла представленные истцом документы: копии паспортов, копии свидетельств о регистрации по месту жительства, копию выписки из домовой книги и справку Управляющей компании ООО «ГРАД» по месту жительства многодетной семьи (л.д. 48-54, 60-64, 71).
Указанные документы были представлены истцом в администрацию Пушкинского муниципального района до вынесения оспариваемого решения, что не оспаривалось стороной ответчика в ходе судебного заседания.
Из представленных в материалы дела копий паспортов А.С.Ю. и Н.С.В. следует, что А.С.Ю. проживает на территории <адрес> с <дата>, Н.С.В. с <дата>. В представленных копиях паспортов имеется отметка о снятии А.С.Ю. и Н.С.В. <дата> с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>.
Из пояснений Н.С.В. в ходе судебного заседания следует, что вся семья истца была снята с регистрационного учета по месту жительства по адресу: <адрес>; в связи с отчуждением указанного жилого помещения. Фактически многодетная семья проживала по адресу: <адрес>. Поскольку не был оформлен основной договор купли-продажи, в следствии чего не было зарегистрировано право собственности на указанное жилое помещение, в связи с чем многодетная семья не могла зарегистрироваться по новому месту жительства.
Указанные пояснения стороны истца и третьего лица подтверждаются представленными в материалы дела предварительным договором купли-продажи от <дата> и договором купли-продажи от <дата> (л.д. 9-15).
Из справки Управляющей компании <данные изъяты> от <дата> за № следует, что семья А.С.Ю. с <дата> фактически проживает по адресу: <адрес>.
Таким образом, истцом представлены доказательства того, что она и члены ее семьи проживали на территории Московской области в течение более чем 5 лет перед подачей заявления в администрацию Пушкинского муниципального района.
Пунктами 4-6 ч. 3 ст. 3 Закона Московской области от 01.06.2011 года № 73/2011-ОЗ предусмотрено, что основанием для постановки на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка является: 4) члены многодетной семьи не имеют земельного участка площадью 0,06 га и более в собственности, на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования на территории Московской области;
5) члены многодетной семьи не являются собственниками жилых домов (строений) на территории Московской области;
6) члены многодетной семьи не производили отчуждение, а также раздел принадлежащих им на праве собственности земельных участков площадью 0,06 га и более со дня вступления в силу настоящего Закона.
Из представленных уведомлений (л.д. 67-70) следует, что за истцом и членами ее семьи права на объекты недвижимости, перечисленные в указанной выше норме права, не зарегистрированы.
Оценив представленные доказательства в порядке ст. 67 ГПК РФ суд приходит к выводу, что на момент обращения А.С.Ю. с заявлением о предоставлении ее семье земельного участка все условия, обозначенные в Законе Московской области от 01 июня 2011 года № 73/2011-03 «О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области», истцом были соблюдены.
При таких обстоятельствах решение комиссии при администрации Пушкинского муниципального района по вопросам постановки на учет многодетных семей, проживающих на территории Пушкинского муниципального района, в целях предоставления земельных участков № от <дата> об отмене решения комиссии от <дата> № и отказе многодетной семье А.С.Ю. в постановке на учет в целях получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства является незаконным.
Статьей 6 Закона Московской области от 01.06.2011г. № 73/2011-ОЗ установлено, что ведение учета многодетных семей в целях предоставления земельных участков осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов Московской области в порядке очередности, определяемой моментом подачи заявления.
Поскольку волеизъявление А.С.Ю. на предоставление ее многодетной семье земельного участка было определено подачей заявления <дата> и данное право было нарушено, суд обязывает администрацию Пушкинского муниципального района поставить многодетную семью истца на учет в целях предоставления земельного участка с момента подачи А.С.Ю. заявления.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования А.С.Ю. к администрации Пушкинского муниципального района Московской области об оспаривании отказа в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии при администрации Пушкинского муниципального района по вопросам постановки на учет многодетных семей, проживающих на территории Пушкинского муниципального района, в целях предоставления земельных участков от <дата> № об отказе в постановке многодетной семьи А.С.Ю. на учет в целях предоставления земельного участка.
Обязать администрацию Пушкинского муниципального района поставить на учет многодетную семью А.С.Ю. на учет в целях предоставления земельного участка с момента подачи А.С.Ю. заявления.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме – <дата>.
Судья: