Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-133/2021 ~ М-78/2021 от 08.04.2021

УИД: 88RS0-28

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июня 2021 <адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кирпиченко Е.П., исполняющей обязанности председателя Илимпийского районного суда на основании приказа <адрес>вого суда от ДД.ММ.ГГГГ ,

при секретаре Тихоновой В.А.,

с участием: прокурора Эвенкийского <адрес> – Юрина В.В.,

истца Морозова О.П.,

представителей ответчика Администрации Эвенкийского муниципального района Пермяковой Н.К., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; Маймага Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя третьего лица МУ «Департамент капитального строительства Администрации ЭМР» - заместителя Главы Эвенкийского муниципального района - руководителя Департамента капитального строительства Торпушонок В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> Эвенкийского <адрес> с использованием видеоконференц-связи с Тунгусско-Чунским районным судом <адрес> в <адрес> гражданское дело исковому заявлению Морозова Олега Павловича к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Морозов О.П. обратился в суд с исковым заявлением к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> (далее – ответчик, Администрация ЭМР) о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, указав в обоснование исковых требований следующее.

Истец с ДД.ММ.ГГГГ состоял в должности руководителя МУ «Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>» (далее – ДКС). Решением Эвенкийского <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры Администрации Эвенкийского муниципального района» с целью обеспечения эффективности деятельности исполнительно-распорядительных органов Эвенкийского муниципального района по решению вопросов местного значения была утверждена структура Администрации Эвенкийского муниципального района, согласно которой занимаемая истцом должность руководителя МУ «Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>» заменена на должность заместителя Главы Администрации Эвенкийского муниципального района – руководителя Департамента капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с истцом был расторгнут по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, на основании распоряжения Администрации Эвенкийского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ . Как полагает истец, действиями ответчика грубо нарушены права истца, в связи с чем, истец подлежит восстановлению в занимаемой должности. По мнению истца, фактически сокращения должности руководителя ДКС не состоялось. Должность истца из штатного расписания не исключалась, было лишь изменено название должности. При этом отсутствовали установленные законом причины, для сокращения должности руководителя позволяющие осуществить подобное сокращение. В связи с чем, незаконными являются и все последующие действия администрации Эвенкийского муниципального района связанные с увольнением истца.

Как считает истец, он был уволен исключительно по причине личного неприязненного отношения к нему со стороны Главы Эвенкийского муниципального района Черкасова А.Ю., поскольку раньше между ними произошел конфликт. После избрания Черкасова А.Ю. на должность Главы ЭМР - ДД.ММ.ГГГГ, последний дал истцу понять, что видеть его не желает, после чего начал оперативно решать вопрос о сокращении занимаемой истцом должности.

Должность заместителя Главы ЭМР - руководителя Департамента капитального строительства Администрации ЭМР, была введена в структуру Администрации ЭМР до увольнения истца, при этом указанная должность дублирует должность руководителя ДКС.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией ЭМР было издано распоряжение о внесении изменений в штатное расписание Департамента капитального строительства Администрации ЭМР, согласно которому должность руководителя департамента капитального строительства заменена на должность заместителя Главы ЭМР - руководителя ДКС. При этом кандидатура истца не рассматривалась для назначения на должность заместителя Главы ЭМР - руководителя ДКС, не смотря на то, что истец имеет внушительный опыт не только на руководящих должностях, в том числе в должности руководителя ДКС, но и опыт работы в качестве заместителя Главы ЭМР, первого заместителя Главы ЭМР, советника Главы ЭМР.

Кроме того, истцу были предложены не все вакантные должности, которые имелись как в ДКС, так и в структуре Администрации ЭМР. Так, истцу не была предложена должность руководителя Муниципального учреждения «Департамент земельно-имущественных    отношений Администрации Эвенкийского муниципального района», а также другие вакантные должности: Советник Главы ЭМР, помощник Главы ЭМР, ведущий специалист Управления экономики Администрации ЭМР, специалист 1-й категории Администрации ЭМР. Также с ДД.ММ.ГГГГ в МУ «Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>» была вакантна должность главного специалиста ДКС.

Как считает истец, ответчик не обосновал, что необходимость в осуществлении тех должностных обязанностей, которые ранее были возложены на руководителя ДКС, отпала, либо, что упразднение должности руководителя ДКС позволило существенно снизить расходы на содержание аппарата Администрации ЭМР, иные причины для сокращения штата в трудовом законодательстве РФ отсутствуют.

Поскольку истец считает свое увольнение незаконным, то считает, что в соответствии со ст. 234 ТК РФ работодатель обязан возместить ему, как работнику не полученный заработок из расчета среднедневного заработка 5309,30 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда.

Также истец считает, что в соответствии со ст. 237 ТК РФ незаконным увольнением ответчик нанес ему моральный вред, который он оценивает в сумме 100000 (сто тысяч) рублей.

В связи с указанными выше доводами Морозов О.П. просит суд:

1.    Признать увольнение Морозова О.П. с должности руководителя МУ «Департамент Капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>» по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации незаконным.

2.    Восстановить Морозова О.П. в должности руководителя МУ «Департамент Капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>»

3.    Взыскать с Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> в пользу Морозова О.П. среднюю заработную плату за время вынужденного прогула за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда, исходя из размера среднедневного заработка в размере 5309,30 руб.

4.    Взыскать с Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> в пользу Морозова О.П. компенсацию морального вреда в размере 100000 рублей.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, просил иск удовлетворить.

Ответчик – Администрация ЭМР в лице представителей Пермяковой Н.К., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; Маймага Н.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования не поддержали в полном объеме, в обоснование своей позиции в споре указали следующее.

Введение в структуру Администрации <адрес> должности заместитель Главы <адрес> - руководитель департамента капитального строительства Администрации ЭМР обусловлена необходимостью исполнения более обширных полномочий на территории района, чем у руководителя ДКС. Это организация, формирование и реализация основных направлений политики в области капитального строительства, архитектуры и градостроительства, осуществление контроля за реализацией программ жилищного строительства, изменением проектов и архитектурных объектов на территории района, повышения эффективности капитальных вложений, а также сокращение продолжительности инвестиционного цикла, оказание муниципальных услуг по решению вопросов местного значения в сфере строительства, архитектурной и градостроительной деятельности и друге полномочия.

Должность заместителя Главы <адрес> - руководитель департамента капитального строительства Администрации ЭМР утверждена с соответствие с разделом 3 перечня должностей муниципальной службы в Администрации <адрес> и органах Администрации Эвенкийского муниципального района, утвержденным Решением Эвенкийского <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, муниципальных органах Эвенкийского муниципального района».

В соответствии с должностной инструкцией, указанная должность, по реестру должностей муниципальной службы относится к высшей группе должностей категории «руководители», тогда как должность руководителя ДКС относилась к главной группе должностей категории «руководители»; назначается и освобождается от должности Главой Эвенкийского муниципального района; подчиняется Главе ЭМР.

Квалификационные требования, предъявляемые на должность заместителя Главы – руководителя ДКС Администрации ЭМР: образование - высшего профессионального технического образования по специальности «Промышленное и гражданское строительство»; по стажу работы - не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки. У Морозова О.П.- высшее юридическое образование. Поэтому на эту должность был письменно приглашен квалифицированный специалист с двумя высшими образованиями по специальности «Промышленное и гражданское строительство» и «Экономика и управление на предприятии (в строительстве)» и опытом работы 8,5 лет.

Стандарт двойных должностей в структуре Администрации <адрес> неоднократно использовался и в определенных областях приносил эффективность.

На основании Решения Эвенкийского <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры Администрации Эвенкийского муниципального района» вынесено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на имя Морозова О.П., в котором указано, что должность руководителя департамента капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района подлежит сокращению, и на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ он будет уволен. Также ему разъяснено, что в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 318 ТК РФ будет выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, также сохранятся средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия); в случае нетрудоустройства по истечении трех месяцев со дня увольнения средний месячный заработок сохраняется в течение четвертого, пятого и шестого месяца по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней после увольнения обратится в этот орган и не будет им трудоустроен.

От получения уведомления Морозов О.П. отказался, о чем свидетельствует акт «Об отказе ознакомиться с уведомлением о предстоящем увольнении в связи с сокращением и о предложенных вакантных должностях в структурных подразделениях Администрации Эвенкийского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ , составленный в присутствии начальника ОМСиК Шевченко СМ.С., заместителя руководителя управления по правовым вопросам Щетинина И.Е., специалиста 1 категории отдела ОМСиК Логиновой С.А. Уведомление было зачитано ему вслух и 1 экземпляр оставлен по его просьбе.

    Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Морозов О.П. освобожден от занимаемой должности руководителя департамента капитального строительства Администрации ЭМР по сокращению штата работников организации, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ДД.ММ.ГГГГ с выплатой компенсации за неиспользованные дни отпуска; с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка, также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона № 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 318 ТК РФ.

    С распоряжением Морозов О.П. ознакомиться и подписать его отказался, в связи с чем распоряжение было зачитано вслух и 1 экземпляр оставлен ему по его просьбе, о чем составлен акт «Об отказе ознакомления с Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении Морозова О.П.» от ДД.ММ.ГГГГ в присутствии начальника ОМСиК Владимирова Е.В., главного специалиста ОМСиК Увачан Е.В., и.о. руководителя управления по правовым вопросам Щетинина И.Е.

В соответствии с ч. 3 ст. 81 ТК РФ Морозову О.П. были предложены вакантные должности в структурных подразделениях Администрации ЭМР с учетом квалификационных требований: главного специалиста Аппарата Главы ЭМР; секретаря руководителя Аппарата Главы ЭМР; главного специалиста отдела договорной и претензионной работы Управления по правовым вопросам; ведущего специалиста отдела по подготовке и экспертизе нормативно-правовых актов Управления по правовым вопросам; главного специалиста отдела развития сельских территорий и реализации целевых программ Управления территориальной политики и взаимодействия с МСУ; главного специалиста отдела спорта Управления молодежной политики, спорта и реализации программ общественного развития; специалиста 1 категории отдела контрактной службы; архивариуса, водителя, уборщика служебных помещений, уборщика территории Управления делами. Однако, согласия на замещение одной из вакантных должностей от Морозова О.П. не поступило.

    В иске истец указывает, что ему не были предложены все вакантные должности, которые имелись как в ДКС, так и структуре Администрации ЭМР.

Предлагать вакантные должности в органах со статусом юридического лица у Главы <адрес>, возглавляющего по Уставу Администрацию <адрес>, нет полномочий. Полномочиями подбора и расстановкой кадров занимаются руководители отраслевых (функциональных) органов, наделенных статусом юридического лица.     Глава <адрес> как работодатель принимает на работу сотрудников структурных подразделений Администрации ЭМР, но не вправе принимать на работу сотрудников в органы со статусом юридического лица.

Поэтому, как считают представители ответчика, утверждение истца о том, что ему не предложены вакантные должности в органы с правами юридических лиц, являются не состоятельными.

Должность руководителя департамента земельно-имущественных отношений Администрации <адрес> истцу не была предложена по причине отсутствия у истца высшего профессионального образования по направлению деятельности «архитектурно-строительное», «землеустройство».

Другие вакантные должности Советника Главы ЭМР, помощника Главы ЭМР, ведущего специалиста Управления экономики Администрации ЭМР не предложены истцу в виду того, что у Морозова О.П. высшее юридическое образование, что не соответствует квалификационным требованиям, указанным в должностных инструкциях по указанным выше вакантным должностям.

Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.

По мнению представителей ответчика, работодатель предоставил исчерпывающие возможности истцу для реализации его права на труд, с учетом квалификации работника и наличия соответствующего образования. Доводы истца о том, что его кандидатура не рассматривалась для назначения на должность заместителя Главы ЭМР – руководителя ДКС также ответчик считает не состоятельным, поскольку в обязанность работодателя предложить занять должность, планируемую ко введению в штатное расписание не соответствует требованиям закона, определяющего обязанность работодателя предлагать именно имеющиеся в наличии не занятые работниками штатные единицы, что и было сделано ответчиком.

По мнению представителей ответчика, Администрацией ЭМР была соблюдена процедура увольнения истца по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с чем, не имеется оснований для его восстановления в прежней должности, выплате ему средней заработной платы за время вынужденного прогула, а также компенсации морального вреда, поэтому представители ответчика просили суд в удовлетворении исковых требований Морозова О.П. к Администрации ЭМР отказать в полном объеме.

Привлеченное в качестве третьего лица, не заявляющее самостоятельных требований, действующее на стороне истца – МУ «Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>» в лице заместителя Главы ЭМР – руководителя Департамента капитального строительства Торпушонок В.В. ко дню судебного разбирательства представил отзыв на исковое заявление от ДД.ММ.ГГГГ , в котором указал, что отсутствует нарушение процедуры сокращения со стороны работодателя, в обоснование своей позиции третье лицо приводит доводы, аналогичные указанным выше доводам Администрации ЭМР. В отзыве третье лицо указывается, что должность заместителя главы ЭМР – руководителя ДКС имеет расширенные должностные обязанности, чем руководитель ДКС или отдельно заместитель главы района, что подтверждено должностной инструкцией. Также в отзыве третье лицо сообщает, что после увольнения Морозова О.П. МУ «ДКС Администрации ЭМР» в органы полиции подано два заявления: 1. По факту недостачи имущества в рамках проведенной инвентаризации, после которой Морозов О.П. отказался дать пояснения о местонахождении имущества. 2. По факту предъявления Подрядчиком требований об оплате якобы проведенных строительных работ свыше фиксированной цены заключенного и исполненного контракта.

Аналогичные сведения, изложенные в отзыве были подтверждены представителем третьего лица – заместителем Главы ЭМР - руководителем ДКС Торпушонок В.В. в судебном заседании.

Выслушав в судебном заседании доводы истца, представителей ответчика, представителя третьего лица, заключение прокурора, полагавшего, что оснований к удовлетворению иска Морозова О.П. не имеется, поскольку процедура его увольнения ответчиком не была нарушена, опросив специалиста Габрат О.Н., исследовав письменные доказательства, суд находит, что исковые требования истца не обоснованы и не подлежат удовлетворению в полном объеме. К такому выводу суд приходит на основании следующего.

Как установлено в судебном заседании, Морозов О.П. Распоряжением Администрации ЭМР от ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность муниципальной службы исполняющего обязанности руководителя МУ «Департамента капитального строительства Администрации ЭМР» (т.1, л.д. 84), в этот же день Администрацией ЭМР в лице представителя нанимателя (работодатель) Главы ЭМР Васильева Е.Я. был заключен трудовой договор (т.1, л.д. 86-94). Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Морозов О.П. переведен на должность муниципальной службы руководителя МУ «Департамента капитального строительства Администрации ЭМР» (далее - руководитель ДКС) (т.1, л.д. 85). ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение по которому в указанный трудовой договор внесены изменения в части занимаемой должности вместо исполняющего обязанности руководителя МУ «Департамента капитального строительства Администрации ЭМР муниципальный служащий обязался исполнять должностные обязанности руководителя Департамента капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района (изменение в п. 1.1 раздела 1 трудового договора ), а также в п. 1.4 раздела 1 дата начала исполнения работ указана -ДД.ММ.ГГГГ (т.1, л.д. 95-96). Как следует из трудового договора , действующего в редакции дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы <адрес> должность замещаемая Морозовым О.П. как муниципальным служащим отнесена к главной группе должностей муниципальной службы администрации Эвенкийского муниципального района категории руководители. Согласно п. 1.2 указанного трудового договора рабочее место муниципального служащего расположено по адресу: <адрес>.

Согласно должностной инструкции категории «Руководитель» Главной группы должностей Руководитель МУ «Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района» указано, что профессиональная служебная деятельность муниципального служащего администрации ЭМР осуществляется в соответствии с должностной инструкцией, которая является приложением к трудовому договору, заключенному с гражданином Российской Федерации. Из подпункта (далее сокращенно - п.п.) 1.1. указанной должностной инструкции следует, что полное наименование структурного подразделения или органа со статусом юридического лица администрации Эвенкийского муниципального района: МУ «Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района». Согласно п.п.1.2 Наименование должности «Руководитель» по реестру должностей муниципальной службы относится к главной группе должностей категории «Руководитель». Согласно п.п. 1.3, 1.4. Назначается и освобождается от должности распоряжением Главы Эвенкийского муниципального района. Подчиняется Главе Эвенкийского муниципального района. В п.п. 2.1 раздела «Квалификационные требования» установлено: «Обязательное наличие Высшего технического, либо высшего юридического образования. В указанной должностной инструкции имеются сведения об ознакомлении с ней Морозова О.П. ДД.ММ.ГГГГ.(.1, л.д. 103-108).

Соответствие Морозова О.П. квалификационным требованиям по занимаемой должности руководителя МУ «Департамент капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района» подтверждено следующими документами об образовании, находящимися в его личном деле:

- дипломом о высшем образовании – Сибирский юридический институт МВД России от ДД.ММ.ГГГГ, присуждена квалификация юрист по специальности «Юриспруденция» (регистрационный серия АВС 0378223, т.1, л.д.97,98-99);

- диплом о профессиональной переподготовке - Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, прошел итоговую аттестацию по программе профессиональной переподготовки «Государственное и муниципальное управление», которая дает право выполнять профессиональную деятельность в сфере государственного и муниципального управления (регистрационный , дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, серия и номер документа 7827 00014375, т.1, л.д. 100, 101-102).

Кроме того, истцом в суд были представлены:

- удостоверение о краткосрочном повышении квалификации Сибирского федерального университета по программе «деятельность по строительству зданий и сооружений за исключением сооружений сезонного и вспомогательного характера», в том числе управление строительством в объеме 72 часов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный (т.3, л.д. 169-170);

-диплом о профессиональной переподготовке – АНО ДПО «Институт профессионального контрактного управления», прошел профессиональную подготовку по программе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками» в объеме 560 академических часов, диплом дает право на ведение профессиональной деятельности 201709071 в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ регистрационный ПП (т.3, л.д.171-172).

Как следует из исследованных материалов личного дела Морозова О.П. (т.2, л.д. 3-178) по занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ Морозов О.П. прошел аттестацию (протокол заседания аттестационной комиссии ), согласно которому принято единогласно решение: соответствует занимаемой должности (т.2 л.д. 118-119).

Согласно п. 1 ст. 15 Устава Эвенкийского муниципального района, действующего в редакции решения районного Совета депутатов Эвенкийского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Устав ЭМР), Районный Совет депутатов - представительный орган местного самоуправления Эвенкийского муниципального района, обладающий правами представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории района. Районный Совет депутатов действует на принципах коллегиальности.

В соответствии ч.2 ст. 16 Устава ЭМР к компетенции Районного Совета депутатов в сфере решения вопросов местного значения относится, в том числе: утверждение по представлению Главы муниципального района структуры Администрации <адрес>, принятие положения об Администрации <адрес> (п. 10); учреждение органов Администрации <адрес> по представлению Главы муниципального района, утверждение положения о них (п. 10.1).

Согласно положениям п. 1 ст. 30.2 Устава ЭМР установлены полномочия Главы муниципального района: представляет муниципальный район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района(п.п.1); подписывает и обнародует в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые районным Советом депутатов (п.п.2);    издает в пределах своих полномочий правовые акты (п.п.3); вправе требовать созыва внеочередной сессии районного Совета депутатов (п.п.4); обладает правом внесения в районный Совет депутатов проектов нормативных правовых актов Эвенкийского <адрес> Совета депутатов (п.п.6); представляет на утверждение районного Совета депутатов структуру администрации муниципального района (п.п.9); формирует администрацию муниципального района и руководит ее деятельностью в соответствии с настоящим Уставом и Положением об администрации муниципального района (п.п.10); назначает и освобождает от должности заместителей Главы муниципального района (п.п.11); назначает и освобождает от должности руководителей органов администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений (п.п.12).

Статьей 31.1. Устава ЭМР определена Структура администрации Эвенкийского муниципального района. Так, согласно п. 1 ст. 31.1. Устава ЭМР Администрация Эвенкийского муниципального района (далее - Администрация муниципального района) формируется Главой Эвенкийского муниципального района в соответствии с федеральными законами, законами <адрес>, настоящим Уставом и решениями районного Совета депутатов. Согласно п. 2 этой же статьи Устава ЭМР, Структура Администрации муниципального района, а также Положение об Администрации муниципального района утверждается районным Советом депутатов по представлению Главы муниципального района. Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что заместители Главы муниципального района назначаются на должность Главой муниципального района. Первые заместители назначаются на должность Главой муниципального района по согласованию с районным Советом депутатов. Заместители Главы муниципального района назначаются на должность Главой муниципального района без согласования с районным Советом депутатов. Из п. 4 этой же статьи следует, что в структуру Администрации муниципального района входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации муниципального района. Согласно п. 7 этой же статьи Штатное расписание Администрации муниципального района и ее структурных подразделений, финансируемых из местного бюджета, утверждается в порядке, установленном Главой муниципального района, в соответствии со структурой и расходами, предусмотренными в местном бюджете на содержание Администрации муниципального района.

Согласно Положению об Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>, утвержденного Решением Эвенкийского <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , действующего с изменениями и дополнениями) (далее Положение об Администрации ЭМР) (т.1, л.д. 159-166) Администрация Эвенкийского муниципального района <адрес> является исполнительно-распорядительным органом Эвенкийского муниципального района, наделённым Уставом Эвенкийского муниципального района <адрес> полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами <адрес>. Деятельностью Администрации <адрес> руководит на основе единоначалия Глава Эвенкийского муниципального района (п.1.1.). Из п. 2.1. Положения об Администрации ЭМР следует, что структура Администрации <адрес> утверждается районным Советом депутатов по представлению Главы <адрес>. Согласно п.2.2. этого же документа указано, что структура Администрации <адрес> включает    в себя:

- отраслевые (функциональные) органы – органы, наделенные статусом юридического лица;

-структурные подразделения;

- другие отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации района.

Конкретное наименование структурных подразделений и отраслевых (функциональных) органов Администрации <адрес> закрепляется в <адрес> Совета депутатов об утверждении структуры Администрации <адрес>. Общее руководство отраслевыми (функциональными) органами и структурными подразделениями Администрации <адрес> осуществляет Глава <адрес>.

Согласно п. 2.3. Положения об Администрации ЭМР отраслевые (функциональные) органы Администрации <адрес> в установленном законодательством порядке наделяются правами юридического лица и соответственно имеют печать со своим наименованием, обладают правами и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и положением об отраслевом (функциональном) органе Администрации <адрес>, утвержденным районным Советом депутатов.

Согласно п. 2.4 Положения об Администрации ЭМР указано, что штатное расписание Администрации <адрес> и численность работников, в том числе отраслевых (функциональных) органов, утверждается Главой <адрес>.

Из раздела 5 «Полномочия Главы <адрес>» Положения об Администрации ЭМР следует, что Глава <адрес> представляет район в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального района (п.1, ст.5.1); издает в пределах своих полномочий правовые акты (п. 3, ст. 5.1); вправе требовать созыва внеочередного заседания районного Совета депутатов (п. 4, ст. 5.1); обладает правом внесения в районный Совет депутатов проектов нормативных правовых актов районного Совета депутатов (п.6 ст. 5.1); представляет на утверждение районного Совета депутатов структуру Администрации <адрес> (п.9 ст. 5.1); формирует Администрацию <адрес> и руководит её деятельностью в соответствии с <адрес> и настоящим Положением (п. 10 ст. 5.1); назначает и освобождает от должности заместителей Главы <адрес> (п. 11 ст. 5.1); назначает и освобождает от должности руководителей органов Администрации, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений (п. 12 ст. 5.1).

Согласно ст.5.3 указанного раздела указанного документа следует, что в случае временного отсутствия Главы <адрес> (отпуск, командировка, болезнь и в других случаях) его полномочия, кроме определенного пунктом 9 статьи 5.1 и отмене правовых актов Главы <адрес>, исполняет один из первых заместителей Главы <адрес>.

Из ст. 5.4 Положения об Администрации ЭМР следует, что заместители Главы <адрес> осуществляют часть функций по руководству Администрацией <адрес> в соответствии с распределением обязанностей.

Решением Эвенкийского <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры Администрации Эвенкийского муниципального района» с целью обеспечения эффективности деятельности исполнительно-распорядительных органов Эвенкийского муниципального района по решению вопросов местного значения утверждена структура Администрации Эвенкийского муниципального района. В подпункте 6 п. 1 указанного решения значится должность -«Заместитель Главы Эвенкийского муниципального района – руководитель Департамента капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района. В п. 2 этого же документа утверждена предельная численность муниципальных служащих Администрации Эвенкийского муниципального района за счет средств районного бюджета в количестве 201 штатной единицы. В п. 3 Администрации ЭМР предписано привести нормативные правовые акты в соответствие со структурой, утвержденной настоящим Решением. Согласно п. 5 датой вступления Решения в силу установлено ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д.154-157).

Решением Эвенкийского <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ « О внесении изменений в Решение Эвенкийского <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры Администрации Эвенкийского муниципального района» в указанное выше решение внесены изменения и дополнения, касающиеся срока приведения Администрацией ЭМР нормативных правовых актов в соответствие со структурой – до ДД.ММ.ГГГГ и срока признания утратившим силу предыдущего Решения Эвенкийского <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры Администрации Эвенкийского муниципального района» (т.1, л.д. 158).

На основании Решения Эвенкийского <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры Администрации Эвенкийского муниципального района» Администрацией ЭМР на имя Морозова О.П. вынесено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ Морозов О.П., в соответствии с которым он был уведомлен, что должность руководителя департамента капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района подлежит сокращению, и на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ он будет уволен. Также ему разъяснено, что в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 318 ТК РФ будет выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка, также сохранятся средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия); в случае нетрудоустройства по истечении трех месяцев со дня увольнения средний месячный заработок сохраняется в течение четвертого, пятого и шестого месяца по решению органа службы занятости населения при условии, что в течение четырнадцати рабочих дней после увольнения обратится в этот орган и не будет им трудоустроен. Также в данном уведомлении Морозову О.П. предложены имеющиеся в Администрации ЭМР вакантные должности (т.1, л.д. 51-52).

От получения указанного уведомления Морозов О.П. отказался, о чем был составлен акт «Об отказе ознакомиться с уведомлением о предстоящем увольнении в связи с сокращением и о предложенных вакантных должностях в структурных подразделениях Администрации Эвенкийского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ , из которого следует, что уведомление было зачитано Морозову О.П. вслух, 1 экземпляр уведомления от оставлен по его просьбе (т.1, л. 169).

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ Морозов О.П. освобожден от занимаемой должности руководителя департамента капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района по сокращению штата работников организации, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ДД.ММ.ГГГГ с выплатой компенсации за неиспользованные дни отпуска; с выплатой выходного пособия в размере среднего месячного заработка, также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) в соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона № 25-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ст. 318 ТК РФ (т.1, л.д. 32, л.д. 170).

    С указанным распоряжением Морозов О.П. ознакомиться отказался, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 49 мин. должностными лицами Администрации ЭМР был составлен акт «Об отказе ознакомления с Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ «Об увольнении Морозова О.П.» (т.1, л.д. 171).

Согласно части 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен; каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Исходя из правовых позиций, высказанных в постановлениях и определениях Конституционного Суда Российской Федерации, следует, что право принимать необходимые кадровые решения в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом принадлежит работодателю, который обязан при этом обеспечить закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников, в частности связанные с проведением мероприятий по изменению структуры, штатного расписания, численного состава работников организации (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П; определения от ДД.ММ.ГГГГ -О и от ДД.ММ.ГГГГ -О).

Из Определений Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О4; от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, -О-О, -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, -О-О, от ДД.ММ.ГГГГ -О следует, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения, предусмотренных в части третьей статьи 81, части первой статьи 179, частях первой и второй статьи 180 Трудового кодекса Российской Федерации. Право определять численность и штат работников принадлежит работодателю. Это означает, что работодатель имеет право в случае необходимости самостоятельно принимать решение об увеличении или сокращении численности, или штата работников в организации. При этом предполагается, что работодатель действует в интересах повышения эффективности производства (деятельности организации) и не прибегает к злоупотреблению предоставленным правом. В связи с этим никто, в том числе органы по рассмотрению трудовых споров, не вправе обсуждать вопрос о целесообразности проведения работодателем таких мероприятий. Суды обязаны лишь выяснять, проведено ли в действительности (реально) сокращение численности или штата работников и соблюдены ли установленные законом правила увольнения по данному основанию. При этом трудовое законодательство не обязывает работодателя доводить до работников, чьи должности подлежат сокращению, финансово-экономического обоснования проводимых мероприятий по высвобождению работников.

Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ ).

Особенности организации муниципальной службы в <адрес> и правовое положение муниципальных служащих <адрес> урегулированы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в <адрес>» (далее – <адрес> ).

Как следует из ч. 1 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ , муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим в соответствии с ч.1 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ ).

Согласно статье 3 указанного Федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (далее - законодательство о муниципальной службе), уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

На муниципальных служащих в соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.

Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ в качестве одного из основных принципов муниципальной службы закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, тем самым необходимым условием нахождения на муниципальной службе признано наличие у муниципального служащего или гражданина, претендующего на замещение муниципальной должности, необходимой квалификации.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

В силу данных положений Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", а также закона субъекта Российской Федерации и муниципального нормативного правового акта наличие стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности является обязательным для замещения такой должности муниципальной службы в Администрации ЭМР как должность заместителя Главы <адрес> - руководителя департамента капитального строительства Администрации ЭМР.

В соответствии с ч. 1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № служащий обязан, в том числе: соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.

Согласно ст.<адрес> квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются пунктами 2-3.1 настоящей статьи.

Согласно п. 2 данной статьи указано, что гражданам для замещения высших, главных и ведущих должностей муниципальной службы категории «руководители» необходимо иметь высшее образование. Согласно подпункту 1 п. 3 этой же статьи установлены типовые квалификационные требования к стажу муниципальной службы и стажу работы по специальности, направлению подготовки для замещения высших должностей муниципальной службы- не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

В соответствии с решением Эвенкийского <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимых для замещения должности муниципальной службы в Эвенкийском муниципальном районе» в редакции решения от ДД.ММ.ГГГГ для категории «руководители» высшей, главной, ведущей групп должностей предусмотрены: образование: высшее по направлению подготовки (специальности) в соответствии с утвержденной должностной инструкцией (в зависимости от направления деятельности) (п.1.2) по подпункту 1.3 п.1.3 квалификационные требования к стажу муниципальной или стажу (опыту) работы по специальности для высших должностей муниципальной службы категории «руководители» - не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки.

Таким образом, содержание и специфика профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус муниципальных служащих.

Частью 7 ст. 11 ТК РФ установлено, что на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о муниципальной службе.

Согласно ч. 1 ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Трудовые отношения, как следует из положений ч. 1 ст. 16 ТК РФ, возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно ч.1 ст.19, ч.2 ст.23 Закона Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ. При расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Таким образом, нормы Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", регулирующие порядок увольнения муниципального служащего в связи с сокращением штата работников, отсылают к нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст.22 Трудового кодекса Российской Федерации (далее- ТК РФ) работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В силу ч. 3 ст. 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», прекращение трудового договора на основании пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место. Обязанность доказать данное обстоятельство возлагается на ответчика.

Согласно ст. 179 ТК РФ при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

В силу ст. 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с ч. 3 ст. 81 настоящего Кодекса. О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Согласно п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» судам разъяснено, что следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

Из смысла и содержания указанных правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатель не обязан при сокращении штата (численности) предлагать перевод на должности, если работник не может занять их из-за отсутствия необходимой квалификации и, если они уже предложены другим сокращаемым работникам, которые согласились на перевод.

Таким образом, с учетом приведенных норм материального права юридически значимым для правильного разрешения настоящего спора, по мнению суда, является установление следующих обстоятельств: было ли реальное сокращение численности или штата работников в Администрации ЭМР, соблюдена ли процедура увольнения, предусмотренная ч.3 ст. 81 и ст. 180 ТК РФ.

Исследовав фактические обстоятельства дела, проверив проведенную Администрацией ЭМР процедуру сокращения, суд находит доводы истца о незаконном его увольнении, приведенные в исковом заявлении, несостоятельными.

По мнению суда, реальное сокращение штата Администрации ЭМР имело место, поскольку исчезла сама потребность определенного рода деятельности и объема, которые реализовывались ранее по должности руководителя ДКС.

Введение в структуру Администрации <адрес> должности заместитель Главы <адрес> - руководитель департамента капитального строительства Администрации ЭМР обусловлена необходимостью исполнения более обширных полномочий и компетенций на территории Эвенкийского муниципального района, чем у руководителя ДКС.

В рамках своей компетенции избранный ДД.ММ.ГГГГ Глава Эвенкийского муниципального района <адрес> Черкасов А.Ю. вправе был обратиться в представительный орган местного самоуправления – <адрес> Совет депутатов с представлением о созыве внеочередной сессии для разрешения вопросов, в том числе об утверждении структуры Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>.

В свою очередь <адрес> Совет депутатов в соответствии с полномочиями, определенными Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и на основании Устава Эвенкийского муниципального района принял решение «Об утверждении структуры Администрации Эвенкийского муниципального района» от ДД.ММ.ГГГГ .

Должность заместителя Главы <адрес> - руководителя департамента капитального строительства Администрации ЭМР утверждена с соответствие с разделом 3 перечня должностей муниципальной службы в Администрации <адрес> и органах Администрации Эвенкийского муниципального района, утвержденным Решением Эвенкийского <адрес> Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления, муниципальных органах Эвенкийского муниципального района».

Из должностной инструкции категории «Руководители» высшей группы должностей заместителя Главы Эвенкийского муниципального района – руководителя департамента капитального строительства следует, что наименование должности «Заместитель Главы Эвенкийского муниципального района – руководитель департамента капитального строительства» по реестру должностей муниципальной службы относится к высшей группе должностей категории «руководители» (п. 1.4) Полное наименование структурного подразделения или органа со статусом юридического лица Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>: «Администрация Эвенкийского муниципального района <адрес>» (п. 1.3). Порядок назначения и освобождения от должности: - назначается и освобождается от должности Главой Эвенкийского муниципального района (п.1.5). Непосредственная подчиненность: - подчиняется Главе Эвенкийского муниципального района (п.1.6). В разделе 2 «Квалификационные требования» установлено: в п.2.1. Требование к образованию: - наличие высшего профессионального технического образования по специальности «промышленное и гражданское строительство». Согласно п. 2.2. Требование к стажу работы: - на замещение высшей должности муниципальной службы категории «руководители» по стажу работы – не менее двух лет стажа муниципальной службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки (т.1, л.д. 109-117).

По мнению суда, должностная инструкция заместителя Главы – руководителя ДКС соответствует квалификационным требованиям, утвержденным Решением Эвенкийского <адрес> Совета депутатов «Об утверждении квалификационных требований к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимых для замещения должностей муниципальной службы в Эвенкийском муниципальном районе» от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ ) и не противоречит <адрес> «Об особенностях правового регулирования муниципальной службы в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , а также п. 3 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О реестре должностей муниципальной службы», согласно которому не допускается учреждение должностей муниципальной службы с двойным наименованием, совмещающим наименования должностей из различных категорий и (или) групп, поскольку указанный запрет не распространяется на должности категории «руководители».

Анализ структуры Администрации ЭМР показал, что стандарт двойных должностей в структуре Администрации ЭМР используется неоднократно. Кроме должности заместителя Главы ЭМР-руководителя Департамента капитального строительства, в этой же структуре есть должность заместителя Главы ЭМР- руководителя Департамента по делам КМНС.

Истец Морозов О.П. в силу имеющихся у него образовательных специализаций не отвечает уровню квалификационных требований, предъявляемых к должности заместителя Главы Эвенкийского муниципального района – руководителя ДКС в части высшего специального образования, так как у него нет высшего профессионального технического образования по специальности «промышленное и гражданское строительство».

Судом также проверены доводы истца о несоблюдении работодателем порядка увольнения, который выразился в том, что ему не были предложены все имеющиеся вакансии.

Указанные доводы не нашли своего подтверждения. В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ Морозову О.П. были предложены вакантные должности в структурных подразделениях Администрации ЭМР с учетом квалификационных требований: главного специалиста Аппарата Главы ЭМР; секретаря руководителя Аппарата Главы ЭМР; главного специалиста отдела договорной и претензионной работы Управления по правовым вопросам; ведущего специалиста отдела по подготовке и экспертизе нормативно-правовых актов Управления по правовым вопросам; главного специалиста отдела развития сельских территорий и реализации целевых программ Управления территориальной политики и взаимодействия с МСУ; главного специалиста отдела спорта Управления молодежной политики, спорта и реализации программ общественного развития; специалиста 1 категории отдела контрактной службы; архивариуса, водителя, уборщика служебных помещений, уборщика территории Управления делами. Однако, согласия на замещение одной из вакантных должностей от Морозова О.П. не поступило.

В иске истец указывает, что ему не были предложены все вакантные должности, в том числе в отраслевых (функциональных) органах, то есть органах, наделенных статусом юридического лица (например, должность руководителя департамента земельно – имущественных отношений или вакантные должности в ДКС, а также структуре Администрации ЭМР).

В ходе судебного разбирательства установлено, что истцу не предложены вакантные должности Советника Главы ЭМР, помощника Главы ЭМР, ведущего специалиста Управления экономики Администрации ЭМР, в связи с тем, что у Морозова О.П. высшее юридическое образование, что не соответствует квалификационным требованиям, указанным в должностных инструкциях по данным должностям. Должность руководителя департамента земельно-имущественных отношений Администрации ЭМР Морозову О.П. не была предложена по причине отсутствия у истца высшего профессионального образования по направлению деятельности «архитектурно-строительное», «землеустройство».

О том, что в период сокращения истца были в наличии только предлагаемые вакансии, подтверждается штатной расстановкой (штатно-списочным составом) сотрудников Администрации Эвенкийского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ и на ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств тому, что имелись еще какие-либо вакансии в Администрации ЭМР и структурных подразделениях на рассматриваемый период, сторонами суду не представлено.

При этом Администрацией ЭМР в целях соблюдения установленных требований действующего законодательства РФ ДД.ММ.ГГГГ исходящим от ДД.ММ.ГГГГ в Центр занятости населения <адрес> были поданы сведения о процедуре сокращения численности (штата) (Приложение 1, 2).

Предлагать вакантные должности в отраслевых (функциональных) органах со статусом юридического лица Глава ЭМР не имеет права, поскольку в указанных органах на основании Устава ЭМР и Положения об Администрации ЭМР он назначает и освобождает от должности руководителей органов Администрации. Полномочиями подбора и расстановкой кадров занимаются руководители отраслевых (функциональных) органов, наделенных статусом юридического лица.

Таким образом, суд находит не состоятельными доводы истца о том, что ему не предложены вакантные должности в отраслевых (функциональных) органах со статусом юридического лица, а также не все должности в других структурных подразделениях Администрации ЭМР.

Не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства довод истца о предвзятом к нему отношении и увольнении его как неугодного из-за конфликтной ситуации с Главой ЭМР Черкасовым А.Ю. Доказательств дискриминации истца ответчиком суду не представлено.

Морозов О.П. уволен по сокращению штатов, ДД.ММ.ГГГГ, с ним произведен расчет, выдана трудовая книжка, что не оспаривалось сторонами по делу.

Учитывая вышеизложенное суд полагает, что со стороны ответчика были предприняты все возможные меры, свидетельствующие о соблюдении процедуры сокращения штата и ее обоснованности, в связи с чем, исковые требования Морозова О.П. о признании увольнения незаконным и восстановлении в должности руководителя МУ «Департамент Капитального строительства Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес>» не подлежат удовлетворению.

Требование о взыскании с Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> в пользу Морозова О.П. средней заработной платы за время вынужденного прогула является производным от требования о восстановлении в должности, следовательно, поскольку суд не удовлетворил основное требование, не имеется оснований для удовлетворения требования о взыскании средней заработной платы за время вынужденного прогула.

Поскольку суд не установил факта нарушения трудовых прав Морозова О.П., а также факта причинения истцу действиями ответчика физических или нравственных страданий, то оснований, предусмотренных ст. ст. 237, 394 ТК РФ, для удовлетворения требований о компенсации морального вреда у суда не имеется, в связи с чем, заявленные истцом требования о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению.

Таким образом, оценив в совокупности все представленные сторонами по делу доказательства, суд отказывает истцу Морозову О.П. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Морозову Олегу Павловичу в удовлетворении иска к Администрации Эвенкийского муниципального района <адрес> о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда путем подачи апелляционной жалобы (представления) через Илимпийский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий:

Судья                                                                      Е.П. Кирпиченко

2-133/2021 ~ М-78/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор
Морозов Олег Павлович
Ответчики
Администрация Эвенкийского муниципального района Красноярского края
Другие
Департамент Капитального строительства
Мамедова Елизавета Михайловна
Суд
Илимпийский районный суд Красноярского края
Судья
Попова Яна Юрьевна
Дело на странице суда
ilimpiysky--tur.sudrf.ru
08.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.04.2021Передача материалов судье
15.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.04.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.06.2021Предварительное судебное заседание
24.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.11.2021Дело оформлено
19.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее