Дело № 2-603/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 16 марта 2020 года
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе: председательствующего судьи Болохоновой Т.Ю.
при секретаре судебного заседания Лесиной А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску первого заместителя прокурора Волгоградской области Чиженьковой Светланы Викторовны в интересах Ткаченко Ирины Александровны к ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» о возложении обязанности по устранению нарушения жилищного законодательства заключением договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в лице абонентского отдела ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в г. Волжском устранить нарушения жилищного законодательства путем заключения с Ткаченко И.А. договора поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В обоснование иска прокурор указал, что в ходе проведенной прокурорской проверки по обращению Ткаченко И.А. выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ВО «Управление капитального строительства» и Ткаченко И.А. был заключен договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – квартиры <адрес>. В целях газоснабжения жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко И.А. подала в абонентский отдел ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда» в г. Волжском заявление о заключении договора поставки газа, предоставив необходимый пакет документов. Письмом начальника абонентского отдела от ДД.ММ.ГГГГ № ответчик в заключении договора поставки газа Ткаченко И.А. отказал со ссылкой на то, что стороной по договору газоснабжения должно выступать ГКУ ВО «Управление капитального строительства» как наймодатель жилого помещения.
Однако действующее законодательство не содержит запрета на заключение нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот договоров поставки газа непосредственно с газоснабжающими организациями, тогда как уклонение ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда» от заключения с Ткаченко И.А договора поставки газа приводит к невозможности использования ею жилого помещения по целевому назначению, нарушает ее права на предоставление качественных коммунальных услуг и не согласуется с декларируемыми государством принципами соблюдения гарантированных законом жилищных прав детям-сиротам и создания им комфортных условий проживания для обеспечения необходимой социальной защищенности и полноценной адаптации в обществе.
В судебном заседании прокурор Джаналиева Э.Р. исковые требования поддержала, суду пояснила, что возникшие правоотношения регулируются нормами Гражданского и Жилищного кодексов РФ, Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 и Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации». Положения Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 вопреки доводам ответчика к ним не применимы, поскольку они регулируют иную сферу гражданских правоотношений. Наниматели жилых помещений по договорам найма жилого помещения государственной жилищного фонда, к каковым относится и переданной Ткаченко И.А. специализированное жилое помещение, с момента заключения такого договора обязаны своевременно и полностью оплачивать коммунальные услуги. Есть решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ о переходе с ДД.ММ.ГГГГ на прямые договорные отношения по оказанию коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями, а потому именно Ткаченко И.А. должна выступать в качестве абонента по договору газоснабжения. ДД.ММ.ГГГГ ей был предоставлен ответчику полный пакет документов, необходимый для заключения договор, и предусмотренных п. 13 Правил поставки газа оснований для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам оснований для отказа в заключении с ней такого договора не имелось, а потому уклонение ответчика от заключения с Ткаченко И.А. договора на газоснабжение лишено правовых оснований и является незаконным.
Истец Ткаченко И.А. настаивала на удовлетворении иска прокурора, суду пояснила, что вследствие уклонения ответчика от заключения с ней договора газоснабжения она лишена возможности использовать предоставленное для проживания специализированное жилое помещение и производить оплату за газоснабжение.
Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» Беликова О.А. возражала против удовлетворения иска и просила в иске прокурору отказать. Суду пояснила, что согласно п. 11, 12 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011, условия предоставления коммунальных услуг определяются в договоре найма, в настоящем случае в договоре найма специализированного жилого помещения. При этом собственник жилого помещения, выступающий наймодателем жилого помещения, в целях обеспечения предоставления нанимателем коммунальных услуг того вида, предоставление которых возможно с учетом степени благоустройства жилого помещения, заключает с исполнителем договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, из числа договоров, указанных в пунктах 9 и 10 вышеуказанных Правил. В правоотношениях по поставке коммунальных ресурсов в специализированный жилищный фонд участвуют наймодатель как исполнитель коммунальных услуг и ресурсоснабжающая организация как поставщик. Абонентом по договору поставки газа и, как следствие, лицом, обязанным оплатить коммунальные ресурсы является наймодатель, то есть ГКУ ВО «Управление капитального строительства», которому потребитель, в данном случае Ткаченко И.А., оплачивает оказанные коммунальные услуги. Поскольку согласно договору найма специализированного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ обязанность обеспечить предоставление нанимателю всех коммунальных услуг принята на себя наймодателем, наниматель имеет встречное обязательство оплачивать коммунальные услуги именно этому лицу. Соответственно, именно ГКУ ВО «Управление капитального строительства» обязано нести бремя содержания имущества, в том числе оплачивать потребленные коммунальные ресурсы и только оно должно выступать в качестве абонента по договору газоснабжения занимаемого Ткаченко И.А. жилого помещения, поскольку прямые договорные отношения на предоставление коммунальной услуги газоснабжения ресурсоснабжающей организацией с нанимателями жилых помещений специализированного жилищного фонда действующим законодательством не предусмотрены. Со своей стороны ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в порядке Правил № 549 направило в адрес ГКУ ВО «Управление капитального строительства» для подписания государственный контракт поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № от ДД.ММ.ГГГГ, в который включило занимаемое Ткаченко И.А. жилое помещение, тогда как указанное юридическое лицо от его подписания уклонилось.
Представитель третьих лиц Комитета строительства Волгоградской области и администрации Волгоградской области Корольков А.В. полагал иск обоснованным и подлежащим удовлетворению. Суду пояснил, что предложенный ответчиком для подписания государственный контракт ГКУ ВО «Управление капитального строительства» не был подписан последним. По смыслу п. 3 Правил поставки газа абонентом по договору поставки газа выступает физическое лицо, приобретающее газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению. ГКУ ВО «Управление капитального строительства» к таким юридическим лицам не относится, выступая в качестве наймодателя жилого помещения государственного жилищного фонда. Наличие в договоре найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ссылок на обеспечение наймодателем предоставления нанимателю коммунальных услуг правового значения для оценки сложившихся правоотношений не имеет, ссылка на условия договора в качестве основания для отказа в заключении с Ткаченко И.А. договора поставки газоснабжения необоснованна. Предусмотренных п. 13 Правил поставки газа для отказа в заключении с Ткаченко И.А. договора не имелось.
Представитель третьего лица ГКУ ВО «Управление капитального строительства» Пименова О.А. полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, полагая доводы ответчика лишенными правовых оснований. Суду пояснила, что ГКУ ВО «Управление капитального строительства» согласно Уставу выполняет функции наймодателя жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области и на основании приказа Комитета строительства Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № заключило с Ткаченко И.А. договор найма соответствующего жилого помещения. На основании подп. 3 п. 2 ст. 153 ЖК РФ и п. 2.2.6 договора найма с момента заключения договора у нанимателя жилого помещения Ткаченко И.А. возникла обязанность по внесению платы за коммунальные услуги. ГКУ ВО «Управление капитального строительства» не является получателем платы за коммунальные услуги от нанимателей жилых помещений и не является лицом, обязанным производить оплату по заселенным квартирам в пользу ресурсоснабжающей организации ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», а потому оно не может выступать абонентом по договору газоснабжения.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ООО «Управляющая компания «Флагман-Сервис» Никифорова Е.В. также полагала исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что решением собственников помещений в многоквартирном доме <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определено заключение с ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений договоров холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления напрямую с ресурсоснабжающими организациями, в связи с чем с ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых помещений в доме, как и наниматели, имеющие в силу ч. 9 с. 157.2 ЖК РФ одинаковые с собственниками права на заключение договоров на оказание коммунальных услуг, перешли на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями. Согласно п. 7.5 ст. 155 ЖК РФ в случаях, предусмотренных ст. 157.2 ЖК РФ, то есть при предоставлении коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями плата за коммунальные услуги вносится нанимателями жилых помещений по договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации. Таким образом, наниматели жилых помещений специализированного жилищного фонда, к которым относится Ткаченко И.А., обязаны осуществлять оплату газоснабжения за жилое помещение непосредственно газоснабжающей организацией, то есть ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», в соответствии с заключенным между ними договором. Следовательно, уклонение ответчика от заключения с Ткаченко И.А. договора является незаконным.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (часть 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договор газоснабжения в силу статьи 426 ГК РФ является публичным договором, на него распространяется требование пункта 4 указанной статьи о том, что условия договора должны соответствовать издаваемым Правительством Российской Федерации правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров.
В соответствии со ст. 539 ГК РФ, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно п. 2 ст. 549 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" поставка газа производится на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила № 549), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Настоящие Правила не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности (абз. 2 п. 1 Правил).
Согласно п. 3 Правил под «абонентом» понимается сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
В силу п. 5-7 Правил № 549, поставка газа для обеспечения для коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Поставщик газа в целях обеспечения исполнения обязательств по поставке газа заключает с газораспределительной организацией договор о транспортировке газа населению. Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. Газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.
Перечень подлежащих приложению к оферте документов определен в п. 8, 9 Правил.
В соответствии с п. 11 Правил газоснабжающая организация в срок, не превышающий одного месяца со дня регистрации оферты, осуществляет проверку наличия технической возможности подачи газа заявителю, а также комплектности и правильности оформления представленных документов и достоверности содержащихся в них сведений.
При наличии оснований, указанных в пунктах 13 настоящих Правил, газоснабжающая организация направляет заявителю мотивированное уведомление в письменной форме об отказе от заключения договора и возвращает приложенные к оферте документы (п. 17).
В случае отказа или уклонения газоснабжающей организации от заключения договора заявитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении к заключению договора (п. 18 Правил).
Согласно п. 13 Правил основаниями для отказа в заключении договора являются:
а) отсутствие у заявителя газопровода, входящего в состав внутридомового газового оборудования, присоединенного к газораспределительной сети либо резервуарной или групповой баллонной установке, и газоиспользующего оборудования, отвечающих установленным для таких газопровода и оборудования техническим требованиям, а также подключенного к входящему в состав внутридомового газового оборудования газопроводу коллективного (общедомового) прибора (узла) учета газа, отвечающего установленным для таких приборов требованиям, - в случаях, когда заявитель - юридическое лицо приобретает газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению или когда заявитель-гражданин приобретает газ для газоснабжения домовладения;
б) отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты;
в) отсутствие у газоснабжающей организации технической возможности для обеспечения подачи газа;
г) предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.
В силу подп. 8 п. 1 ст. 92 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированные жилые помещения).
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов п. п. 2 ст. 92 ЖК РФ).
В силу подп. 3 п. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Согласно п. 1, 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя плату за коммунальные услуги и, в том числе плату за газ.
По смыслу п. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
В силу п. 7.5 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, плата за коммунальные услуги вносится собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме соответствующей ресурсоснабжающей организации и региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме и нанимателям жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в случае при принятии общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения, предусмотренного пунктом 4.4 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
Согласно п. 9 ст. 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации положения данной статьи также распространяются на отношения с участием лиц, указанных в пунктах 1, 1.1, 3, 4, 6, 7 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, то есть в отношении нанимателей специализированных жилых помещений.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в соответствии с п. 1.4 Порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Волгоградской области от 19.03.2013 № 109-п ГКУ ВО «Управление капитального строительства» является уполномоченной организацией по передаче указанной категории граждан жилых помещений специализированного жилищного фонда Волгоградской области и в соответствии с п. 2.4.2 Устава ГКУ ВО «Управление капитального строительства» выполняет функции наймодателя таких жилых помещений государственного жилищного фонда и заключает соответствующие договоры найма жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа Комитета строительства Волгоградской области от № от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ВО «Управление капитального строительства» заключило с Ткаченко И.А. договор найма жилого помещения специализированного жилищного фонда Волгоградской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №, по которому на основании акта приема-передачи передало последней квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории Волгоградской области и непосредственно г. Волжского выступает ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
ДД.ММ.ГГГГ в целях газоснабжения указанного жилого помещения Ткаченко И.А. подала в абонентский отдел ООО «Газпром межрегионгаз Волгограда» в г. Волжском заявление (оферту) о заключении договора поставки газа для удовлетворения коммунально-бытовых нужд, приложив к нему копию документов, подтверждающих право пользования жилым помещением (договор найма), документы на газоиспользующее оборудование (паспорт на газовое оборудование), паспорт на счетчик газа и копию договора о техническом обслуживании внутридомового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении.
В установленный п. 11 Правил № 549 срок ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» направило в адрес Ткаченко И.А. мотивированное уведомление в письменной форме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № за подписью начальника абонентского отдела в г. Волжском, в котором указало на необходимость обращения к наймодателю в связи с исполнением условий договора найма, в частности для обеспечения предоставления коммунальных услуг, ссылаясь на положения п. 3.2.7 и п. 3.1.1 договора найма специализированного жилого помещения, определяющие обязанность наймодателя обеспечивать предоставление нанимателю коммунальных услуг.
В отсутствие иных адресованных Ткаченко И.А. мотивированных письменных уведомлений об отказе в заключении договора указанные действия ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» подлежат расцениванию в качестве уклонения от акцепта направленной ему оферты и уклонения от заключения с Ткаченко И.А. договора на поставку газа для коммунально-бытовых нужд.
В судебном заседании представителем ответчика не оспаривалось, что при обращении Ткаченко И.А. с заявлением на оформление договора о поставке газа для коммунально-бытовых нужд граждан ей была соблюдена форма оферты и представлены все необходимые документы, предусмотренных п. 13 Правил № 549 оснований для отказа в заключении договора не имелось.
Отказное решение обусловлено тем, что ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» полагает, что в настоящем случае абонентом по договору должно выступать ГКУ ВО «УКС».
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в целях установления с ДД.ММ.ГГГГ договорных отношений по поставкам газа направило в адрес ГКУ ВО «Управление капитального строительства» для подписания государственный контракт поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № от ДД.ММ.ГГГГ.
Не согласившись с позицией ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград», ДД.ММ.ГГГГ ГКУ ВО «Управление капитального строительства» вернуло контракт от ДД.ММ.ГГГГ № без подписания, тогда как ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» направило в адрес Ткаченко И.А. ответ на обращение о том, что поставка газа осуществляется на основании контракта между поставщиком газа и наймодателем.
ДД.ММ.ГГГГ представителем ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» составлен акт об отсутствии нарушений в работе газоснабжения в <адрес>. В качестве абонента в акте указано ГКУ ВО «УКС», копия акта вручена Ткаченко И.А.
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ собственниками помещений в многоквартирном <адрес> было проведено общее собрание, на котором принято решение о заключении с ДД.ММ.ГГГГ собственниками и нанимателями помещений в многоквартирном доме договоров холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления с ресурсоснабжающими организациями, что следует из протокола общего собрания № от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в сложившейся ситуации оплата коммунальной услуги за газ должна осуществляться собственниками помещений в указанном многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений дома в соответствии с прямыми договорами, заключаемыми с ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград».
Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных участниками процесса доказательств дают основание для вывода об обоснованности доводов истцов и ошибочности возражений ответчика, поскольку, исходя из действующего нормативного регулирования и имеющихся юридически значимых обстоятельств, абонентом по договору поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд следует определять именно Ткаченко И.А., являющейся нанимателем жилого помещения государственного жилищного фонда и использующей жилое помещение для личных бытовых нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Доводы ответчика об обратном несостоятельны, поскольку они основаны на неверной оценке имеющих правовое значение для дела фактических обстоятельств и неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
ГКУ ВО «Управление капитального строительства» к числу юридических лиц, поименованных в п. 3 Правил № 549 не относится, поскольку коммунальные услуги нанимателям не предоставляет, выступая в качестве наймодателя жилого помещения государственного жилищного фонда.
Наличие в договоре найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ссылок на обеспечение наймодателем предоставления нанимателю коммунальных услуг правового значения для оценки сложившихся правоотношений не имеет, а потому ссылка ответчика на условия договора найма в качестве основания для отказа в заключении с Ткаченко И.А. договора поставки газа необоснованна.
Вопреки доводам ответчика Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации №354 от 06.05.2011, к настоящим правоотношениям не применимы, поскольку они регулируют иную сферу отношений.
В этой связи в целях защиты жилищных прав Ткаченко И.А. суд полагает необходимым обязать ответчика заключить с ней договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, установив в соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ для исполнения возложенной судом обязанности десятидневный срок, как наиболее отвечающий требованиям разумности и справедливости.
Тогда как в удовлетворении остальной части иска, касающейся возложения на ответчика непосредственно в лице абонентского отдела в г. Волжском обязанности по заключению соответствующего договора, прокурору следует отказать, поскольку указанное не соотносится с требованиями закона и, в том числе с положениями ст. 12 ГК РФ и п. 7 Правил № 549.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования первого заместителя прокурора Волгоградской области Чиженьковой Светланы Викторовны удовлетворить частично.
Обязать ООО «Газпром межрегионгаз Волгоград» в течение десятидневного срока заключить с Ткаченко Ириной Александровной договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Решение вынесено в окончательной форме 23 марта 2020 года.
Председательствующий Т.Ю. Болохонова