Именем Российской Федерации
13 марта 2015 года город Саратов
Саратовский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - Суровцева И.И.,
при секретаре судебного заседания Коноваловой А.Е.,
с участием:
представителей заявителя - адвоката Костериной Т.А. и Яковлева Д.П., представителя третьего лица - Яковлева Д.П.,
и начальника 5 отдела (<адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» - Жадана А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению бывшей военнослужащей войсковой части № Копыловой ФИО14 об оспаривании решения начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в <адрес> об отказе в заключении договора социального найма на распределенное ей жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Копылова О.В. проходила военную службу по контракту в войсковой части №.
Приказами Командующего ракетными войсками стратегического назначения от 17 и ДД.ММ.ГГГГ № и № Копылова О.В., имеющая общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 20 лет, уволена с военной службы в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на ней и с 5 июня того же года исключена из списков личного состава воинской части, соответственно.
Решением Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ (далее по тексту - ФГКУ ЦРУЖО МО РФ, Центррегионжилье) от ДД.ММ.ГГГГ Копыловой О.В., состоящей на учете нуждающихся в жилых помещения по избранному месту жительства после увольнения с военной службы, на состав семьи 3 человека (она и две ее дочери - ФИО7 и ФИО8) было распределено жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 61 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (Славянка), <адрес>, на получение которого она согласилась.
Однако решением начальника территориального отделения (заселения) ФГКУ ЦРУЖО МО РФ в <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ № Копыловой О.В. и совместно проживающим с ней членам семьи в заключении договора социального найма на вышеуказанное жилое помещение было отказано по мотиву превышения (с учетом наличия у Копыловой О.В. и ее дочери ФИО8 права пользования жилым помещением по договору социального найма, находящегося по адресу: <адрес>) нормы предоставления жилого помещения, установленной ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Считая свои права нарушенными, Копылова О.В. обвалилась в суд с заявлением, в котором с учетом последующих изменений требований просила признать незаконным решение начальника территориального отделения (заселения) Центррегионжилья в <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ № и обязать названое должностное лицо рассмотреть вопрос об обеспечении ее жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства в установленном порядке без учета части ранее предоставленной ее бывшему супругу общей площади жилья.
В обоснование заявленных требований заявитель в своем заявлении, а в судебном заседании её представители - Костерина Т.А. и Яковлев Д.П. указали, что жилое помещение по адресу: <адрес>, к ней отношения не имеет, было предоставлено её бывшему супругу - Копылову И.А. в связи с прохождением им военной службы и оставлено ему по причине увольнения с нее. После расторжения брака с последним в 2008 году, заявитель принимала меры к обеспечению себя и своих дочерей жильем путем размена квартиры, в том числе и в судебном порядке, которые однако результатов не принесли. Поскольку совместное проживание двух семей в изолированной квартире не представлялось возможным, а данное жилое помещение по договору социального найма принадлежало Копылову И.А, а также учитывая, что заявитель, воспользовавшись своим правом как уволенная с военной службы военнослужащая, избрала иное постоянное место жительства, она и ее дочери вынужденно выехали из данного жилья. Таким образом, делают вывод заявитель и ее представители, действия ответчика, связанные с зачетом части общей площади жилого помещения, предоставленного по договору социального найма Копылову И.А., при предоставлении ей и ее детям жилого помещения по избранному после увольнения с военной службы места жительства не основаны на законе.
Начальник 5 отдела (<адрес>) Центррегионжилья - Жадан А.А., привлеченный к участию в деле как орган, к компетенции которого относится восстановление нарушенных прав и свобод заявителя и устранение препятствий к осуществлению его прав и свобод, вместо упраздненного территориального отделения (заселения) Центррегионжилья в <адрес>) просил отказать в удовлетворении требований заявителя, обосновав свою позицию тем, что право на обеспечение на безвозмездной основе жильем от Министерства обороны РФ предоставляется один раз при условии обязательной сдачи военнослужащим ранее полученного им по месту прохождения военной службы жилого помещения.
Представитель третьего лица Копылова И.А. - Яковлев Д.П. согласился с рассматриваемыми требованиями, пояснив, что в период проживания ее бывшей супруги в его квартире он также предпринимал меры к разделу квартиры, в том числе обращаясь в органы местного самоуправления, однако чего добиться не смог. Впоследствии Копылова О.В. в связи с увольнением с военной службы избрала иное место постоянного жительства и вынужденно выехала с дочерьми из предоставленной ему жилой площади.
Третьи лица - <адрес> ЗАТО <адрес>, Муниципальное унитарное предприятие «жилищно-коммунальное хозяйство» городского округа ЗАТО <адрес>, ФИО7 и ФИО8 просили рассмотреть дело без их участия.
Заслушав объяснения сторон, исследовав имеющиеся в деле и представленные доказательства, суд находит требования Копыловой О.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно выпискам из приказов Командующего ракетными войсками стратегического назначения от 17 и ДД.ММ.ГГГГ № и № Копылова О.В., имеющая общую продолжительность военной службы в календарном исчислении более 20 лет, уволена с военной службы в отставку в связи с достижением предельного возраста пребывания на ней и с 5 июня того же года исключена из списков личного состава воинской части, соответственно.
Как следует из решения начальника территориального отделения (заселения) Центррегионжилья в <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ № Копыловой О.В. и совместно проживающим с ней членам семьи - ФИО7 и ФИО8 отказано в заключении договора социального найма на жилое помещение в виде отдельной двухкомнатной квартиры общей площадью 61 кв.м., расположенное по адресу: <адрес> (Славянка), <адрес>, по мотиву превышения (с учетом наличия у Копыловой О.В. и ее дочери ФИО8 права пользования жилым помещением по договору социального найма, находящегося по адресу: <адрес>) нормы предоставления жилого помещения, установленной ст. 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Из талона к ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что последнее из указанных жилых помещений предоставлено войсковой частью № капитану Копылову И.А. на состав семьи из 4-х человек, включая заявителя и ее двоих дочерей.
Согласно вступившему в законную силу решения мирового судьи судебного участка № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ брак между Копыловым И.А. и заявителем был расторгнут, а их совместная дочь - ФИО8 определена к проживанию с матерью.
Как следует из копий паспортов Копыловой О.В., ее дочерей, объяснений представителей заявителя и третьего лица, других материалов дела, Копыловы О.В., А.И. и ФИО7 снялись с регистрационного учета по адресу: <адрес>, освободили указанное жилое помещение и убыли к избранному месту жительства заявителя в <адрес>, в связи с увольнением последней с военной службы, где проживают на условиях поднайма, ожидая предоставления жилого помещения от Министерства обороны РФ.
Рассматривая законность действий должностного лица, чьи действия оспариваются, связанных с зачетом части общей площади данного жилого помещения при предоставлении Копыловой О.В. и членам ее семьи жилого помещения в <адрес> суд исходит из следующего.
В соответствии с положениями ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Обязывая органы государственной власти создавать для этого условия, Конституция РФ вместе с тем закрепляет, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, предписывая тем самым законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид Федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
Реализуя вышеуказанные правомочия в рамках специального правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и членов их семей, предусмотрев механизм реализации ими права на жилище и определив источники и формы обеспечения их жильем, в том числе при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма.
О специальном характере положений Федерального закона «О статусе военнослужащих», регламентирующих жилищные права военнослужащих, говорится и в ст. 49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются иным определенным Федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ и (или) Федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке только в том случае, если иной порядок не предусмотрен Федеральным законом.
Пунктом 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» определено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются Федеральным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приведенные законы подлежат применению в системном единстве и предусматривают при предоставлении военнослужащим жилых помещений как дополнительные права (на дополнительную площадь и т.д.), так и дополнительные обязанности по сдаче ранее полученного жилья.
Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется Федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны РФ (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В соответствии с требованиями ч. 4 ст. 52 ЖК РФ при принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилье должны быть предоставлены документы, предоставляющие право состоять на учете.
Из анализа положений ст. 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется путем предоставления жилых помещений за счет федерального органа исполнительной власти, в котором Федеральным законом предусмотрена военная службы, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства.
Предоставляя определенной в этих нормах Закона категории военнослужащих гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), названный Закон возлагает на довольствующие органы обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего сдать выделенное ему по месту прохождения военной службы жилое помещение. Исключений из этого правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, законом не предусмотрено.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что если военнослужащий распорядился полученным по основаниям, обусловленным его статусом, и по установленным нормам жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, то он не имеет права требовать повторного предоставления жилого помещения по договору социального найма в порядке, определенном ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», даже по истечении срока, предусмотренного ст. 53 ЖК РФ.
Между тем, как следует из исследованных судом доказательств, жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставлялось в 1995 году третьему лицу - Копылову И.А. как офицеру Вороженных Сил РФ, и отсутствие возможности сдать данное жилое помещение могло быть препятствием только в случае повторного обеспечения данного военнослужащего.
В свою очередь, Копылова О.В. вселена в данное жилое помещение исключительно в качестве члена семьи военнослужащего, поскольку хотя сама и являлась на тот момент военнослужащей, однако самостоятельного права на обеспечение жильем, как рядовой контрактной службы со сроком военной службы менее 3 лет, не имела и на жилищном учете не состояла.
Копылов И.А., напротив, на период предоставления жилого помещения являлся нуждающимся в жилье, и именно этим обстоятельством обусловлено его положение в данных жилищных правоотношениях как наниматель.
Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом РФ в своем Определении от ДД.ММ.ГГГГ № 117-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Абдуллаевой Наргизы Мирджалиловны и Старовойтова Евгения Александровича на нарушение их конституционных прав и конституционных прав несовершеннолетних детей пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»» положения пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», закрепляющие условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, в том числе об однократном обеспечении их жильем и о необходимости представления документов об освобождении жилого помещения, основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных указанным Федеральным законом. При этом правовой статус членов семьи военнослужащего производен от правового статуса самого военнослужащего и они - в случае отсутствия у военнослужащего необходимых правовых оснований для получения жилья в рамках Федерального закона «О статусе военнослужащих» - не ограничены в возможности быть обеспеченными жильем в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
При этом, суд констатирует, что в период проживания заявителя в жилом помещении по адресу: <адрес>, и наличия у нее прав члена семьи нанимателя данного жилья в силу ч. 4 ст. 69 ЖК РФ ею предпринимались достаточные меры к разделу данного жилья, в том числе путем обращения в суд. Однако вступившим в законную силу решением Татищевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в удовлетворении требований к Копылову И.А. о разделе данного жилья.
В последующем после выезда заявителя и членов ее семьи из указанного жилого помещения, обусловленного реализацией ею права военнослужащего на перемену места жительства в связи с увольнением с военной службы, она утратила какие-либо права на это жилье.
В силу подп. «и» п. 7 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы является самостоятельным основанием признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений. А согласно п. 10 этих же Правил препятствием к обеспечению жильем по избранному месту жительства является ухудшение жилищных условий в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья, что не имело место в рассматриваемом случае.
С учетом изложенного, ссылка должностного лица, чьи действия оспариваются на ч. 7 ст. 58 ЖК РФ, согласно которой при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению, является безосновательной.
Таким образом, судом установлено, что имеющееся в пользовании на основании договора социального найма у бывшего супруга Копыловой О.В. жилье не может влиять на право заявителя на первичное обеспечение ее жильем как военнослужащей по избранному постоянному месту жительства после увольнения с военной службы, в связи с чем, оснований для учета 30,92 кв.м. ранее предоставленной общей площади жилья при распределении жилого помещения у должностного лица, чьи действия оспариваются, не имеется и рассматриваемое заявление подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, военный суд -
РЕШИЛ:
Заявление бывшей военнослужащей войсковой части № Копыловой ФИО15 об оспаривании решения начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в <адрес> об отказе в заключении договора социального найма на распределенное ей жилое помещение - удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника территориального отделения (заселения) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в <адрес> об отказе в заключении договора социального найма на распределенное Копыловой О.В. жилое помещение в части учета ранее предоставленной общей площади жилья при предоставлении нового жилого помещения.
Обязать начальника 5 отдела (<адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ в <адрес> не учитывать ранее предоставленную бывшему супругу Копыловой О.В. - Копылову А.И. общую площадь жилья в размере 30,92 кв.м. при предоставлении ей и членам ее семьи жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления его в окончательной форме в Приволжский окружной военный суд через Саратовский гарнизонный военный суд.
<данные изъяты>й