РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 июня 2016 года г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Лигус О.В.,
при секретаре Коченковой А.В.,
с участием истца Азаровой О.Н.,
с участием представителя ответчика Департамента здравоохранения Орловской области Морозовой Ю.А.,
представителя третьего лица Департамента финансов Орловской области Морозовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Азаровой О.Н. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами,
УСТАНОВИЛ:
Азарова О.Н. обратилась в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами.
В обоснование своего иска указала, что она состоит на диспансерном учете в поликлинике <...> с диагнозом рассеянный ...... частые обострения и имею право на бесплатное получение лекарственных препаратов и медицинских изделий по рецептам врачей, является инвалидом 2 группы. Согласно рекомендации врача-невролога <...> <...> ФИО4 от ДД.ММ.ГГ, лечащему врачу по месту жительства предложено рассмотреть вопрос о переводе её, как пациента по жизненным показаниям ...... В связи с чем, её лечащий врач ФИО5 обратилась с соответствующим ходатайством во врачебную комиссию Орловской области. По заключению врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГ, принято решение о подготовке в Департамент здравоохранения соответствующего письма об изыскании возможности в приобретении препарата ......
Указанное лекарство было единожды ею получено на основании рецепта от ДД.ММ.ГГ. После этого в выдаче лекарственного препарата отказывают в связи с отсутствием финансирования.
Принятие указанного препарата для неё является очень важным, поскольку помогает в лечении имеющегося заболевания, значительно улучшает результаты лечения. Самостоятельно его приобретать она не имеет возможности, поскольку доход её семьи состоит из её пенсии и незначительной зарплаты мужа. На основании изложенного просит обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное получение ею лекарственного препарата ... в дозировке, назначенной медицинским учреждением, постоянно на весь период лечения до отмены лекарственного препарата лечащим врачом по медицинским показаниям.
В судебном заседании истица Азарова О.Н. поддержала заявленные исковые требования по основаниям и доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области, третьего лица Департамента финансов Орловской области Морозова Ю.А. суду пояснила, что заявка на закупку данного лекарственного препарата была направлена в адрес Департамента здравоохранения Орловской области ДД.ММ.ГГ, однако на тот момент закупка лекарственных препаратов по основной заявке на 1 полугодие 2016 года была уже завершена, в связи с чем за счет экономии, Азарова О.Н. была обеспечена лишь один раз ДД.ММ.ГГ. Основная заявка на 2 полугодие 2016 года, так же была уже подана до поступления заявки на Азарову О.Н., в связи с чем она не может обеспечиваться в плановом порядке, в связи с чем просила в иске отказать.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).
В силу ст. 8 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В силу п. 5 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Из статьи 19 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» следует, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Постановлением Правительства РФ от 18.10.2013г. № 932 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Разделом I указанной Программы определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с данной Программой, разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Территориальная программа, включая территориальную программу обязательного медицинского страхования, в части определения порядка и условий оказания медицинской помощи должна включать порядок обеспечения граждан лекарственными препаратами (раздел VII Программы).
При закреплении в территориальных программах перечней лекарственных препаратов, отпускаемых населению на льготных условиях (бесплатно или при 50-процентной оплате) субъекты Российской Федерации должны учитывать Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
Приложением № 1 к указанному Постановлению установлен Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В него включена такая категория заболеваний, как ....
Согласно представленным медицинским документам выписке, Азарова О.Н. является инвалидом 2 группы, состоит на учете в <...> с диагнозом ...... и имеет право на бесплатное получение лекарственных препаратов по рецептам врача за счет средств федерального бюджета.
Следовательно, истец, как лицо, имеющее диагноз «......», вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости.
При этом суд также учитывает, что согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи.
В соответствии с частью 2 этой же статьи порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Из пункта 1 части 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ следует, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи должны быть учтены порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи.
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на получение бесплатной медицинской помощи на территории Орловской области, во исполнение постановления Правительства РФ от 18.10.2013 № 932 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» и в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Правительством Орловской области утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов (Постановление Правительства Орловской области от 25.12.2013 № 455).
Разделами III –IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Орловской области, предусмотрено, что за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляются обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890).
Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах охраны здоровья и социальной защиты населения, осуществляет полномочия по разработке и реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Орловской области.
Согласно рекомендации врача-невролога <...> ФИО4 от ДД.ММ.ГГ, лечащему врачу по месту жительства предложено рассмотреть вопрос о переводе её, как пациента по жизненным показаниям на препарат ......
Согласно рекомендации, лечащий врач обратилась с соответствующим ходатайством во врачебную комиссию Орловской области. По заключению врачебной комиссии от 01 апреля 2016 года, принято решение о подготовке в Департамент здравоохранения соответствующего письма об изыскании возможности в приобретении препарата .....
ДД.ММ.ГГ, в адрес Департамента здравоохранения Орловской области была направлена заявка в отношении Азаровой О.Н. о необходимости терапии .....
Указанная заявка была принята и ДД.ММ.ГГ Азаровой О.Н. был выдан указанный лекарственный препарат. В последующем Азарова О.Н. им не обеспечивается в виду отсутствия финансирования, что не отрицалось ответчиком.
Как видно из представленных материалов назначение препарата ...... стало следствием того, что заболевание Азаровой О.Н. прогрессирует и отсутствует эффект от проведения ......
Суд принимает во внимание, что не обеспечение истца указанным препаратом, ставит под угрозу ее жизнь и здоровье, в связи с чем учитывая, что она вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости, исковые требования подлежат удовлетворению.
Учитывая, что не принятие указанного препарата создает угрозу жизни и здоровья истца, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Азаровой О.Н. к Департаменту здравоохранения Орловской области об обязании обеспечить лекарственными препаратами, удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области обеспечить бесплатное получение Азаровой О.Н. лекарственного препарата .... в дозировке, назначенной медицинским учреждением на период лечения до отмены лекарственного препарата лечащим врачом.
Решение обратить немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд в месячный срок с момента вынесения мотивированного решения суда которое будет готово в течение пяти дней.
Судья О.В. Лигус