12-92/2017
РЕШЕНИЕ
город Рыбинск 13 апреля 2017 года
Судья Рыбинского городского суда ЯО Карасев М.А., при секретаре Чайка О.П., рассмотрев дело по жалобе главного технолога Акционерного общества «Конструкторское бюро «Луч», Сурикова Е.Н. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ц. от 14.03.2017 года, которым Суриков Е.Н. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 40000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ц. от 14.03.2017 года главный технолог Акционерного общества «Конструкторское бюро «Луч»(далее АО «КБ «Луч») Суриков Е.Н. на основании ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 40000 рублей за то, что при проведении плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства управлением Росприроднадзора по Ярославской области в период с 24.01.2017 г. по 20.02.2017 г. в отношении АО «КБ «Луч» выявлено, что в процессе производственной деятельности АО «КБ «Луч»» осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, расположенных на промплощадке предприятия. АО «КБ «Луч»» имеет разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) от 14.06.2016 г. № №. Срок действия разрешения с 14.06.201бг. по 09.05.2021 г.. Согласно разрешения нормативный выброс загрязняющих веществ – 2,589570 т/год. Ранее предприятию было выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 25.06.2010 г. № 377 (срок действия разрешения с 25.06.2010 г. по 24.06.2015 г.). Управлением было установлено, что предприятие в период с 25.06.2015 г. по 13.06.2016 г. не имело разрешение на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух, следовательно, осуществляло выбросы в его отсутствии. По данным статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) за 2014 год фактический объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников предприятия составил 2,316172 т/год. По данным статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) за 2015 год фактический объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников предприятия составил 2,316172 т/год. По данным статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) за 2016 год фактический объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферу от источников предприятия составил 2,589570 т/год. Таким образом, превышения установленных нормативов допустимого выброса не зафиксировано. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха. На момент проведения плановой выездной проверки установлено, что АО «КБ «Луч»» осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в период с 20.02.2016 г. по 13.06.2016 г., не имея при этом специального разрешения. Приказом генерального директора АО «КБ «Луч»» от 11.03.2012 г. № № <данные изъяты>. ответственным за охрану окружающей среды на предприятии и ответственным за ведение документации по экологии и природопользованию назначен главный технолог предприятия Е.Н. Суриков, который не принял соответствующих мер по оформлению необходимого разрешения, тем самым допустил нарушение требований природоохранного законодательства, а именно ст. 14 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, Суриков Е.Н. обратился с жалобой в Рыбинский городской суд Ярославской области. В жалобе ставится вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу. Не оспаривая факта совершения административного правонарушения, автор жалобы просил отменить постановление и производство по делу прекратить в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, поскольку даже в отсутствие разрешения на осуществление загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников производило оплату этих выбросов, при этом оплата производилась как за сверхнормативные выбросы, каких-либо вредных последствий как для окружающей среды и людей не наступило. Также указал на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, поскольку нарушение является длящимся, совершенно в период отсутствия специального разрешения с 25.06.15 г. по 13.06.16 года, при этом контролирующий орган не был лишен возможности выявить правонарушение в день окончания действия предыдущего разрешения, т.к. выдача разрешений входит в компетенцию того же контролирующего органа.
В судебном заседании Суриков Е.Н. доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме, просил постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ц. от 14.03.2017 года отменить, производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, рассмотрев доводы жалобы, нахожу постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ц. от 14.03.2017 года подлежащим изменению.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ) атмосферный воздух - жизненно важный компонент окружающей среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений.
В соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
П. 1 ст. 14 Закона N 96-ФЗ предусмотрено, что выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
За нарушение правил охраны атмосферного воздуха, выразившееся в выбросе вредных веществ в атмосферный воздух или вредном физическом воздействии на него без специального разрешения, ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Таким образом, при привлечении должностного лица к ответственности подлежат установлению и доказыванию наличие источника вредных выбросов, его эксплуатация, отсутствие специального разрешения, а также неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей в результате чего совершено административное правонарушение.
Факт наличия источника вредных выбросов, его ежедневная эксплуатация и отсутствие специального разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в период с 25.06.2015 года по 13.06.2016 года у АО «КБ «Луч»», а также то, что получение специального разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух входит в круг его должностных обязанностей, Суриковым Е.Н. не оспаривается.
Должностным лицом, вынесшим обжалуемое постановление правильно установлены фактические обстоятельства дела. Выводы должностного лица о виновности главного технолога АО «КБ «Луч» Сурикова Е.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч. 1 КоАП РФ основаны на исследованных доказательствах: протоколе об административном правонарушении № 64/4047 от 06.03.2017 г., акте плановой выездной проверки № 34/4047 от 20.02.2017 г. АО «КБ «Луч», которым установлено наличие у хозяйствующего субъекта источников вредных выбросов, их ежедневная эксплуатация и отсутствие у АО «КБ «Луч» специального разрешения на выбросы вредных веществ в атмосферный воздух в период с 25.06.2015 года по 13.06.2016 года, а также приказе генерального директора АО «КБ «Луч»» от 11.03.2012 г. № 93, которым ответственным за охрану окружающей среды на предприятии и ответственным за ведение документации по экологии и природопользованию назначен главный технолог предприятия Суриков Е.Н..
Каких-либо процессуальных нарушений, как при производстве по делу об административном правонарушении, так и при рассмотрении дела об административном правонарушении, послуживших бы поводом для отмены обжалуемого постановления, должностным лицом допущено не было.
Вместе с тем, вывод должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, о том, что АО «КБ «Луч» осуществляло выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников в период с 20.02.2016 года по 13.06.2016 года, не имея при этом специального разрешения, сделан без учета положений ч.1 и ч.2 ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ длящимся не является, поскольку с объективной стороны выражается в действии связанном с осуществлением выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Таким образом, срок давности, установленный ч.4.5 КоАП РФ за указанное правонарушение должен исчисляться с момента совершения административного правонарушения
Обжалуемое постановление вынесено 14.03.2017 года, таким образом, с учетом положений ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, к моменту вынесения указанного постановления, срок давности привлечения главного технолога АО «КБ «Луч» Сурикова Е.Н. к административной ответственности за совершение выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в период с 25.06.2015 года по 13.03.2016 года истек и Суриков Е.Н. за осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения в период с 25.06.2015 года по 13.03.2016 года к административной ответственности привлечен быть не мог в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ц. от 14.03.2017 года подлежит изменению путем указания в описательно-мотивировочной части постановления периода осуществления АО «КБ «Луч» выбросов вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения как периода с 14.03.2016 года по 13.06.2016 года.
Доводы жалобы о возможности административного органа выявить административное правонарушение непосредственно в первый день после окончания действия специального разрешения на осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, т.е. 25.06.2015 года, и, как следствие, истечение сроков давности привлечения АО «КБ «Луч», на законе не основан, поскольку в данном случае момент выявления административного правонарушения для исчисления сроков давности привлечения АО «КБ «Луч» к административной ответственности по ч.1 ст. 8.21 КоАП РФ правового значения не имеет.
Вопреки доводам жалобы, каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания деяния малозначительным с учетом всех обстоятельств дела, таких как внесение АО «КБ «Луч» платы за негативное воздействие на окружающую природную среду с повышенным коэффициентом, осуществление выбросов вредных веществ в атмосферный воздух в пределах лимитов, установленных позднее в 2016 году и отсутствия вредных последствий для окружающей среды, в судебном заседании установлено не было.
Иных оснований для отмены либо изменения постановления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ярославской области, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора и разрешительной деятельности Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Ц. от 14.03.2017 года в отношении АО «КБ «Луч» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в том числе и по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.7 ч. 1 п. 1 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░ 14.03.2017 ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░ «░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.21 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░:
- ░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░ «░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░ 14.03.2016 ░░░░ ░░ 13.06.2016 ░░░░;
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░ 14.03.2017 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ «░░ «░░░» ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ 13.06.2017 ░░░░.