Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-358/2019 ~ М-315/2019 от 30.07.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

29 августа 2019 года <адрес>

Судья Приволжского районного суда, <адрес> Писарев С.Н., при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального района <адрес> к ФИО1 о взыскании части суммы социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района <адрес> обратилась в суд с иском к ФИО1 о взыскании части суммы социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности.

Истец свои требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию района <адрес> с заявлением о включении его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и его семья в составе: ФИО4, ФИО5, ФИО6, получили свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности , по которому им была предоставлена социальная выплата в размере 1485237,60 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 75711,24 руб., средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере 1388287,46 руб., средств местного бюджета в размере 21238,90 руб. на приобретение жилого помещения в сельском поселении Приволжье муниципального района <адрес>ю 72 кв.м.

Одним из условий предоставления социальной выплаты является наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30% расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с п. 13 Типового положения, а также средств, необходимых для строительства (приобретения) жилья в случае, предусмотренном п. 18 Типового положения. Доля собственных и (или) заемных средств (в процентах) в расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, в том числе отдельно в отношении граждан и молодых семей (молодых специалистов), устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ.

В соответствии с п. 13 Типового положения расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семе разной численности (33 кв.м. метра – для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющее 3 им более человек) и стоимости 1 кв.метра общей площади жилья в сельской местности на территории субъекта РФ, утвержденной органом исполнительной власти на очередной финансовый год исходя из фактической стоимости строительства (приобретения) жилья в рамках мероприятий, указанных в п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением к государственной программе, за предыдущий год с учетом прогнозного уровня инфляции, установленного в субъекте РФ на очередной финансовый год, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв.метра общей площади жилья по субъекту РФ, определяемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ на I квартал очередного финансового года.

Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -П стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории <адрес> для расчета размере социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам на 2018 год составляла 29469 рублей.

На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения об изменении нотариально удостоверенного договора от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, его жена ФИО4, сын ФИО5, сын ФИО6 приобрели у ФИО7, ФИО8 в общую долевую собственность ( по 1/4 доли) жилой дом, общей площадью 93,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, по цене 2300000 рублей.

В результате анализа расхода средств социально выплаты и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об изменении нотариально удостоверенного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади жилья составляет 24625,27 руб., т.е. меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти субъекта РФ.

В силу п.15 Типового положения, в случае если фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади жилья построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимость 1 кв. метра общей площади жилья.

В результате перерасчета размер социальной выплаты исходя из фактической стоимости 1 кв.м. составляет 1241113,61 руб.

Таким образом, ФИО1 излишне получил социальную выплату в размере 244123,99 руб.

Сумма переплаты составляет неосновательное обогащение и подлежит возврату в бюджет муниципального района <адрес>.

Просят взыскать с ФИО1 часть суммы социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сельском поселении Приволжье муниципального района Приволжский в размере 244123 рубля 99 копеек.

В судебном заседании представитель истца ФИО9 пояснила, что семья ФИО10 была признана нуждающимися в улучшении жилищных условий и включена в программу «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». В администрацию был предоставлен договор уже зарегистрированный у нотариуса. Проект договора не предоставлялся. Администрацией проверяются только сведения указанные в свидетельстве и в договоре.

Ответчик ФИО1 с исковыми требованиями не согласился, просил отказать в удовлетворении исковых требований администрации муниципального района <адрес>.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании с иском не согласилась пояснила, что на момент проверки документов администрацией замечаний по размеру социальной выплаты выявлено не было. Денежные средства на руки ответчику не выдавались, социальная выплата была перечислена продавцу, указанному в договоре купли-продажи, на основании которого осуществлена государственная регистрация права собственности на приобретаемое жилье. На момент выдачи разрешения на безналичный перевод денежных средств нарушений не выявлено. Просила отказать в удовлетворении исковых требований.

Привлеченное в качестве третьего лица Министерство сельского хозяйства и продовольствия <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайствовали о рассмотрении дела в его отсутствие. В отзыве на исковое заявление пояснили, что ответчику была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения в размере 1485237,60 руб., из них 75 711,24 рубля - средства федерального бюджета, 1 388 287,46 рубля - средства областного бюджета, 21 238,90 рубля - средства местного бюджета).

Фактическая стоимость приобретенного ответчиком 1 кв. метра жилья составила 24625,27 рубля. Таким образом, размер субсидии, рассчитанной в соответствии с пунктом 15 Типового положения, должен был составить 1241113,61 рубля (2300000 рублей - стоимость приобретенного жилого помещения/ 93,4 кв. метра - фактическая площадь приобретения * 72 кв. метра - норма предоставления общей площади на семью из трех человек)* 70%.

В связи с тем, что фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади приобретенного ответчиком жилья меньше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, утвержденной органом исполнительной власти субъекта РФ, в соответствии с пунктом 15 Типового положения, размер социальной выплаты подлежит перерасчету исхода из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади приобретенного жилья.

Излишне полученная ответчиком социальная выплата составила — 244123,99 рубля (1485237,60 рубля - 1241113,61 рубля). На основании вышеизложенного, считают, что иск подлежит удовлетворению.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает необходимым исковые требования администрации муниципального района <адрес> подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

1) имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

2) имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

3) заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

4) денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в администрацию района <адрес> с заявлением о включении его семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках федеральной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

Постановлением администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список участников федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года».

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 и его семья в составе: ФИО4, ФИО5, ФИО6, получили свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности , по которому им была предоставлена социальная выплата в размере 1485237,60 руб., в том числе за счет средств федерального бюджета в размере 75711,24 руб., средств бюджета субъекта Российской Федерации в размере 1388287,46 руб., средств местного бюджета в размере 21238,90 руб. на приобретение жилого помещения в сельском поселении Приволжье муниципального района <адрес>ю 72 кв.м.

Факт предоставления социальной выплаты ФИО1 подтверждается корешком свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО4, ФИО5, ФИО6 приобрели частично за свой счет (заемные средства) 1014762,40 руб., частично за счет бюджетных средств 1485237,60 руб. жилое помещение (жилой дом) и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>. Стоимость жилого дома составила 2300000 руб.

Соглашением об изменении нотариально удостоверенного договора от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения согласно, которых жилой дом приобретается за счет бюджетных средств в размере 1485237,60 руб., за счет заемных средств 8147622,40 руб. Земельный участок приобретается за счет заемных средств в размере 200000 руб. Остальные условия договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ остаются неизменными.

Право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.

Согласно приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-П стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в сельской местности на территории <адрес> для расчета размере социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым специалистам на 2018 год составляла 29469 рублей.

В результате анализа расхода средств социально выплаты и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, соглашения об изменении нотариально удостоверенного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что фактическая стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, приобретенного ФИО1, составляет 24625,27 руб., т.е. меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти субъекта РФ.

Таким образом, хоть действия ФИО1 и не носят виновный характер, поскольку на него, как на получателя средств, не возложена обязанность по осуществлению расчета/перерасчета размера социальной выплаты, вместе с тем со стороны ответчика имеется неосновательное обогащение. Учитывая, что ФИО1 получил социальную выплату в размере, превышающем размер, установленный законодательством, соответственно сумма переплаты составляет неосновательное обогащение и подлежит возврату. Согласно расчета, переплата социальной выплаты составила 244123,99 руб.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований администрации муниципального района <адрес> к ФИО1 о взыскании части суммы социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление администрации муниципального района <адрес> к ФИО1 о взыскании части суммы социальной выплаты на приобретение жилья в сельской местности – удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу администрации муниципального района <адрес> часть суммы социальной выплаты на приобретение жилого помещения в сельском поселении Приволжье муниципального района Приволжский в размере 244123 (Двести сорок четыре тысячи сто двадцать три) рубля 99 копеек.

Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального района <адрес> государственную пошлину в размере 5641 (Пять тысяч шестьсот сорок один) рубль 23 копейки.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляции, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, в Самарский областной суд через Приволжский районный суд.

Судья С.Н. Писарев

2-358/2019 ~ М-315/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
администрация муниципального района Приволжский Самарской области
Ответчики
Мартынов С.Ю.
Суд
Приволжский районный суд Самарской области
Судья
Писарев С. Н.
Дело на странице суда
privolzhsky--sam.sudrf.ru
30.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2019Передача материалов судье
01.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.08.2019Подготовка дела (собеседование)
14.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.08.2019Судебное заседание
29.08.2019Судебное заседание
29.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.09.2019Дело оформлено
28.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее