Дело №2-471/2019
10RS0014-01-2019-000720-02
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 декабря 2019 года посёлок Пряжа
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
с участием истца Герасимова В.В.,
представителя ответчиков – МВД по Республике Карелия, ОМВД России по Пряжинскому району Веретенникова Е.В.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Герасимова В. В. к ОМВД России по Пряжинскому району, МВД по Республике Карелия о признании незаконным приказа, взыскании денежных сумм,
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец является <данные изъяты> ОМВД России по Пряжинскому району, имеет высшее юридическое образование. Приказом ОМВД России от 08.11.2016 истец назначен ответственным за ведение и организацию правовой работы. Обязанности истца в части правовой работы изменены 25.05.2019, в указанные обязанности входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов, их визирование в качестве юриста или исполнителя. Пунктом 6 приказа МВД по Республике Карелия от 28.12.2018 № л/с истцу с 01.01.2019 назначена ежемесячная юридическая надбавка в размере <данные изъяты>% должностного оклада на основании пункта 44 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31.01.2013 №. Указанный пункт признан утратившим силу приказом МВД по Республике Карелия от 23.10.2019 № л/с, в результате чего истец лишился упомянутой надбавки. Указанный приказ издан на основании письма договорно-правового департамента МВД России от 16.10.2019. Согласно позиции, изложенной в данном письме, юридическая надбавка не устанавливается сотрудникам, не замещающим должности в правовых подразделениях. Истец полагает, что в указанном письме неверно трактуются положения материального права. На основании изложенных в иске обстоятельств истец просит суд признать незаконным приказ МВД по Республике Карелия от 23.10.2019 № л/с в части отмены пункта 6 приказа МВД по Республике Карелия от 28.12.2018 № л/с; взыскать с ответчика в пользу истца ежемесячную юридическую надбавку в размере <данные изъяты>% от оклада в период времени с 24.10.2019 за каждый день на дату вынесения решения суда; взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию за просрочку надбавки с 24.10.2019 за каждый день на дату вынесения решения суда.
В отзыве на иск ответчик – МВД по Республике Карелия исковые требования полагает необоснованными.
Истец в судебном заседании поддержал исковые требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков в судебном заседании с иском не согласился, поддержав изложенную в отзыве позицию.
Суд, выслушав истца и представителя ответчиков, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства и пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 19 июля 2011 года №247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 3).
Перечень дополнительных выплат сотрудникам органов внутренних дел установлен частью 6 указанной статьи 2, пунктом 8 которой предусмотрены процентные надбавки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 17 данной статьи, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации помимо дополнительных выплат и надбавок, предусмотренных настоящим Федеральным законом, сотрудникам могут устанавливаться другие дополнительные выплаты и надбавки.
Частью 18 указанной статьи предусмотрено, что порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителем иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники.
Применительно к сотрудникам органов внутренних дел Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Порядок) утвержден приказом МВД России от 31 января 2013 года №65.
Как предусмотрено пунктами 44, 44.6 Порядка, сотрудникам, имеющим высшее юридическое образование и замещающим должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, выплачивается ежемесячная надбавка в размере до 50% процентов должностного оклада в зависимости от объема и сложности проводимых сотрудниками правовых экспертиз правовых актов и проектов правовых актов, работы по подготовке и редактированию проектов правовых актов. Юридическая надбавка устанавливается сотрудникам отделений МВД России по районам руководителем соответствующего территориального органа МВД России на региональном уровне.
Истец является <данные изъяты> ОМВД России по Пряжинскому району, имеет высшее юридическое образование. Приказом ОМВД России от 08.11.2016 № истец назначен ответственным за ведение и организацию правовой работы, соответствующие изменения были внесены в должностной регламент (должностную инструкцию) истца. 20.05.2019 начальником ОМВД России по Пряжинскому району утверждено дополнение в должностной регламент (должностную инструкцию) истца, содержащее детализацию обязанностей истца в части, касающейся правовой работы.
Пунктом 6 приказа МВД по Республике Карелия от 28 декабря 2018 года № л/с истцу с 1 января 2019 года установлена юридическая надбавка в размере <данные изъяты>% должностного оклада в соответствии с пунктом 44 Порядка. Указанный пункт признан утратившим силу на основании пункта 3 приказа МВД по Республике Карелия от 23 октября 2019 года № л/с, в результате чего выплата истцу юридической надбавки была прекращена.
Оценивая обоснованность приказа МВД по Республике Карелия в обжалуемой части, суд исходит из следующего.
Как установлено в судебном заседании, в ОМВД России по Пряжинскому району отсутствует самостоятельное подразделение, осуществляющее функцию юридической службы. Правовую работу в указанном органе внутренних дел осуществляет истец, совмещая её с основной работой в качестве начальника группы дознания.
Замещаемая истцом должность, вне зависимости от объёма служебных обязанностей, требует наличия высшего юридического образования (пункт 7 приложения №13 к Порядку организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 1 февраля 2018 года №50).
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 года №528 «О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов», на который имеется ссылка в приведенном пункте 44 Порядка, руководителям федеральных органов государственной власти, иных государственных органов рекомендовано установить, что юридические службы входят в состав указанных органов (их аппаратов) в качестве самостоятельных подразделений и подчиняются непосредственно руководителям этих органов или их аппаратов.
Пунктом 2 данного Указа предоставлено право руководителям федеральных органов государственной власти устанавливать лицам, замещающим в федеральных органах государственной власти должности, в основные служебные обязанности по которым входит проведение правовой экспертизы правовых актов и проектов правовых актов, подготовка и редактирование проектов правовых актов и их визирование в качестве юриста или исполнителя, имеющим высшее юридическое образование, увеличенное денежное вознаграждение (ежемесячную надбавку).
Как усматривается из Типового положения о юридической службе федерального органа исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №207 во исполнение упомянутого Указа, юридическая служба, в которой нормативными актами установлена юридическая надбавка, создается для правового обеспечения его деятельности. Обязанности и права юридической службы регламентированы пунктами 6, 7 Типового положения, к которым в частности, относятся правовая экспертиза проектов нормативных правовых актов, разрабатываемых федеральным органом исполнительной власти, проектов приказов, инструкций, постановлений, распоряжений и других нормативно-правовых актов федерального органа исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 41 Наставления по организации правовой работы в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 5 января 2007 года №6, основными направлениями правового контроля являются осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов и оценка законности принятых ведомственных правовых актов, а также контроль за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России.
Согласно пункту 85 указанного Наставления, правовое подразделение является самостоятельным структурным подразделением органа, организации, подразделения, непосредственно подчиняющимся руководителю органа, организации, подразделения, организационно-штатное построение и должностной состав которого определяются в установленном порядке, исходя из необходимости обеспечения всех направлений правовой работы. В органах, организациях, подразделениях, не имеющих в штатном расписании правовых подразделений, функции по организации и осуществлению правовой работы могут возлагаться приказами соответствующих руководителей на одного (или нескольких) из подготовленных сотрудников, имеющих высшее юридическое образование.
Непосредственно из наименования Указа Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 года №528 («О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов») следует, что данный Указ, а равно как и принятые в его исполнение положения подзаконных нормативных актов федеральных органов исполнительной власти (в рассматриваемом случае – пункт 44 Порядка, содержащий ссылку на этот Указ), направлены именно на укрепление юридических служб, к числу сотрудников которой истец не относится.
При таких обстоятельствах у ответчика – МВД по Республике Карелия – не имелось оснований для продолжения выплаты истцу юридической надбавки, а потому соответствующее положение индивидуального правового акта правомерно признано утратившим силу.
Поскольку иные исковые требования (исходя из их существа, заявленные к работодателю истца – ОМВД России по Пряжинскому району) – о взыскании ежемесячной юридической выплаты и компенсации за просрочку этой выплаты – производны от основного искового требования и не могут быть удовлетворены при его отклонении, в удовлетворении таких требований суд также считает необходимым отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со статьей 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 25 декабря 2019 года, последний день для подачи апелляционной жалобы – 27 января 2020 года.