дело № 3а-30/2020 (3а-1045/2019)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор.Брянск 05 февраля 2020 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Богородской Н.А.,
при секретаре Шалатоновой Т.С.,
с участием представителя административного истца Куриленко С.Н. – Жиляева Б.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куриленко Светланы Николаевны к управлению имущественных отношений Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости,
У С Т А Н О В И Л :
Куриленко С.Н. обратилась в Брянский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей на праве собственности объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости: здания складов и 2 бокса гаражей, назначение: нежилое, общей площадью 341,4 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> кадастровая стоимость которого составляет 12 779 370,15 руб.; столярного цеха, назначение: нежилое, общей площадью 48,3 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровая стоимость которого составляет 2 219 929,34 руб., ссылаясь на то, что кадастровая стоимость указанных объектов недвижимости не соответствует их рыночной стоимости, что влечет нарушение прав административного истца, как плательщика налога.
Просит установить кадастровую стоимость равной рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года: здания складов и 2 бокса гаражей, назначение: нежилое, общей площадью 341,4 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 2 576 000 руб. и столярного цеха, назначение: нежилое, общей площадью 48,3 кв.м, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 433 000 руб.
Административный истец Куриленко С.Н. о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении дела не заявляла.
В судебном заседании представитель административного истца Куриленко С.Н. – Жиляев Б.О. административный иск поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административные ответчики – управление имущественных отношений Брянской области, управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и заинтересованные лица - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области и Брянская городская администрация о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители указанных органов не явились, ходатайств об отложении дела не заявлено.
Из ходатайства представителя административного ответчика – управления имущественных отношений Брянской области Семиленковой Е.В. от 07 октября 2019 года следует, что управление имущественных отношений Брянской области возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости в соответствии с предоставленным административным истцом отчетом об оценке, приведет к понижению консолидируемого бюджета Брянской области. Право административного истца на установление кадастровой стоимости спорных объектов в размере рыночной стоимости не оспаривает.
В ходатайстве от 03 февраля 2020 года представитель административного ответчика - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Богушевская Н.С. просит провести судебное заседание в отсутствие представителя управления Росреестра по Брянской области. В ранее представленном отзыве на административный иск от 24 октября 2019 года указала, что заявленные в суд требования сводятся к реализации в судебном порядке права административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое управлением Росреестра по Брянской области не оспаривается, а также не оспаривается представленный истцом в качестве доказательства отчет об определении рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Управление Росреестра по Брянской области как орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, права и законные интересы заявителя не нарушало, по существу заявленных требований не возражает, рассмотрение спора оставляет на усмотрение суда.
Согласно отзыву от 15 октября 2019 года заместителя директора филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области Жензировой О.В., филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Брянской области не оспаривает право административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении объектов недвижимости ни по основаниям возникновения, ни по содержанию, в том числе размеру рыночной стоимости.
В отзыве от 15 октября 2019 года представитель Брянской городской администрации Драп А.И. указывает, что уменьшение размера кадастровой стоимости повлечет уменьшение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования, ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации.
В соответствии с требованиями статьи 150, части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Куриленко С.Н., представителей административных ответчиков - управления имущественных отношений Брянской области, управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области, заинтересованных лиц - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Брянской области, Брянской городской администрации.
Выслушав объяснения представителя административного истца Жиляева Б.О., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Вопросы государственной кадастровой оценки регулируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ( далее - Закон об оценочной деятельности).
В соответствии с положениями статьи 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства; под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки ( статья 11 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (за исключением земельных участков), расположенных на территории Брянской области, утверждены приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2015 года № 1890.
Как следует из материалов административного дела, Куриленко С.Н. является собственником: нежилого здания, наименование: здание складов и 2 бокса гаражей, площадью 341,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей:1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>; и нежилого здания, наименование: столярный цех, площадью 48,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей:1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 19 июля 2019 года № 32/ИСХ/19-226657 и № 32/ИСХ/19-226650 и информации, предоставленной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Брянской области, кадастровая стоимость здания (нежилое), наименование: здание складов и 2 бокса гаражей, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 12 779 370,15 руб.; здания (нежилое), наименование: столярный цех, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, - 2 219 929,34 руб. Дата утверждения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости - 27 декабря 2015 года, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости – 28 декабря 2015 года, дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость данных объектов (дата определения кадастровой стоимости) – 01 января 2015 года. Учет изменений размера кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости с момента ее внесения в Единый государственный реестр недвижимости и до настоящего времени не осуществлялся.
В соответствии с требованиями статей 400 и 401 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, обладающие правом собственности на жилой дом; квартиру, комнату; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение, являются плательщиками налога на имущество физических лиц.
Согласно статье 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.
Таким образом, права и обязанности административного истца Куриленко С.Н., как налогоплательщика, затронуты результатами определения кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости, и она вправе требовать пересмотра результатов определения кадастровой стоимости и установления в отношении принадлежащих ей объектов недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость.
В силу разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на заявителе (административном истце) (часть 5 статьи 247 и часть 1 статьи 248 КАС РФ).
Административный истец Куриленко С.Н., оспаривая кадастровую стоимость принадлежащих ей объектов недвижимости, в обоснование заявленных требований представила отчет об оценке от 16 августа 2019 года № 19719 ОЦ, выполненный ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки», согласно которому по состоянию на 01 января 2015 года рыночная стоимость составляет: здания складов и 2 бокса гаражей, назначение: производственное, общей площадью 341,4 кв.м, 1-этажный, кадастровый №, адрес объекта: <адрес>, - 2 576 000 руб.; столярного цеха, назначение: производственное, общей площадью 48,3 кв.м., 1-этажный, кадастровый №, адрес объекта: <адрес>,- 433 000 руб.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя административного истца Жиляева Б.О. по делу была назначена судебная оценочная экспертиза на предмет соответствия представленного отчета об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки, производство которой поручено экспертам ООО «ПРАКТИКА».
Согласно заключению эксперта ООО «ПРАКТИКА» ФИО1 от 11 января 2020 года №1123256-2420, на основании проведенного исследования отчет об оценке от 16 августа 2019 года № 19719 ОЦ, выполненный ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки», соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и федеральным стандартам оценки. Также иные нарушения не выявлены: в том числе факторы, влияющие на стоимость объектов недвижимости, определены правильно (являются типичными для сегмента рынка оцениваемых объектов, соответствуют рекомендациям ФСО №7), ошибки при выполнении математических действий не допускались, информация, использованная оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой.
Оценивая указанное заключение эксперта ООО «ПРАКТИКА» от 11 января 2020 года №1123256-2420 в соответствии с пунктом 8 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд признает его надлежащим доказательством по делу, поскольку экспертиза проведена в соответствии с требованиями действующего процессуального законодательства, в заключении приведены ссылки на нормативные акты и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы. Эксперт ФИО1 является членом саморегулируемой организации оценщиков «Российское общество оценщиков» и имеет право на осуществление оценочной деятельности на территории Российской Федерации, имеет необходимые дипломы и квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования, на основании чего сделаны выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы. Оснований для сомнения в правильности, беспристрастности и объективности эксперта не имеется.
Административными ответчиками и заинтересованными лицами доказательств, опровергающих указанное заключение эксперта, не представлено.
Таким образом, учитывая, что административным истцом выполнена возложенная на нее обязанность по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, а административными ответчиками и заинтересованными лицами не опровергнуты представленные доказательства об определении рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, а также принимая во внимание, что данные об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, которые могли бы опровергнуть отчет об оценке от 16 августа 2019 года № 19719 ОЦ, выполненный ООО «Независимая Лаборатория Экспертизы и Оценки», и заключение эксперта ООО «ПРАКТИКА» ФИО1 от 11 января 2020 года №1123256-2420, отсутствуют, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Куриленко С.Н. и установлении кадастровой стоимости: нежилого здания, наименование: здание складов и 2 бокса гаражей, площадью 341,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей:1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2 576 000 руб.; и нежилого здания, наименование: столярный цех, площадью 48,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей:1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 433 000 руб.
Исходя из разъяснений, данных в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», резолютивная часть решения суда по делу о пересмотре кадастровой стоимости должна содержать данные о величине установленной судом кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая является новой кадастровой стоимостью и подлежит внесению в государственный кадастр недвижимости (статья 248, часть 3 статьи 249 КАС РФ).
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Как следует из материалов административного дела, Куриленко С.Н. обратилась в суд с настоящим административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости 13 сентября 2019 года (л.д.2).
Таким образом, датой подачи Куриленко С.Н. заявления об установлении кадастровой стоимости принадлежащих ей объектов недвижимости в размере рыночной стоимости следует считать 13 сентября 2019 года, т.е. дату ее обращения в суд.
По смыслу положений статей 24.18, 24.20 Закона об оценочной деятельности актом, на основании которого сведения о кадастровой стоимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости в случае ее пересмотра, может служить вступившее в законную силу решение суда.
С учетом изложенного настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
административное исковое заявление Куриленко Светланы Николаевны к управлению имущественных отношений Брянской области, управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, наименование: здание складов и 2 бокса гаражей, площадью 341,4 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей:1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 2 576 000 руб.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания, наименование: столярный цех, площадью 48,3 кв.м., количество этажей, в том числе подземных этажей:1, кадастровый №, расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 433 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости считать 13 сентября 2019 года – дату обращения Куриленко С.Н. с настоящим административным иском в суд.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости.
Решение суда может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Брянский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А.Богородская