2-327/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 августа 2016 года <адрес>
Сергокалинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи ФИО1
при секретаре ФИО1-С.,
с участием заместителя прокурора <адрес> РД ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан и муниципальному казенному образовательному учреждению «Кичигамринская СОШ» <адрес> Республики Дагестан об обязании выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального района (далее – МР) «<адрес>» Республики Дагестан и муниципальному казенному образовательному учреждению «Кичигамринская СОШ» ( далее – МКОУ «Кичигамринская СОШ») <адрес> Республики Дагестан об обязании выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, мотивируя тем, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка обеспечения образовательными учреждениями района исполнения требований законодательства об образовании, об антитеррористической защищенности безопасности. В ходе проверки установлено, что законодательство о противодействии терроризму МКОУ «Кичигамринская СОШ» <адрес> исполняет не в полной мере. В здании МКОУ «Кичигамринская СОШ» <адрес> отсутствует система видеонаблюдения, что нарушает право посещающих учреждение детей на безопасные условия пребывания в учреждении и создает угрозу их безопасности и антитеррористической защищенности. В силу п. 4.18 Свода правил «Общественные здания и сооружения», утвержденного приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ №, здания дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных учреждений, домов интернатов для инвалидов и престарелых, домов для детей-инвалидов, лечебных учреждений должны быть оборудованы каналом передачи информации на пульт центрального наблюдения. Принципы обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритета мер предупреждения терроризма согласно ст. 2 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» являются одними из основных принципов борьбы с терроризмом. Непринятие мер по обеспечению безопасности учащихся и сотрудников образовательного учреждения создает условия для террористических актов, последствиями которых являются массовая гибель людей, уничтожение имущества. Основными задачами противодействия терроризму являются обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей (п.п. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утверждённой Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ). Согласно п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Органы местного самоуправления в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно п. 6. ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Согласно объяснению начальника МКУ «Управление образования» <адрес> ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ общеобразовательное учреждение «Кичигамринская СОШ» является муниципальным казенным учреждением. Финансовое обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. Функции Учредителя образовательных учреждений района от имени муниципального района «<адрес>» осуществляет МКУ «Управление образования». Собственником имущества образовательных учреждений является муниципальный район «Сергокалинский» от имени, которого выступает МКУ «Управление образования». Система видеонаблюдения не устанавливалась ввиду отсутствия финансирования на эти цели.
Из информации отдела по финансам и налоговым вопросам Администрации МР «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что за 2013-2015 гг. и истекший период 2016 года бюджетные средства на приобретение, установку в образовательных учреждениях района (в школах и садиках) системы видеонаблюдения, а также на другие цели, направленные на обеспечение антитеррористической защищенности образовательных учреждений <адрес>, не выделялись. В соответствии со ст. 120 ГК РФ учреждение создается собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично; учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества. Согласно Уставу МКОУ «Кичигамринская СОШ» является муниципальным казенным учреждением. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы. Функции учредителя от имени муниципального района осуществляет отраслевой (функциональный) МКУ «Управление образования». Собственником имущества учреждения является муниципальный район «<адрес>» Республики Дагестан, от имени которого выступает МКУ «Управление Образования». Задачами образовательного учреждения в том числе, является охрана жизни и здоровья детей. Образовательное учреждение несет в установленном законом порядке ответственность за жизнь и здоровье воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса. Уставом МР «<адрес>» определено, что Администрация МР «<адрес>» организует: предоставление общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти Республики Дагестан; предоставление дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время. МКОУ «Кичигамринская СОШ» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних граждан, т.е. является важным объектом инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Осуществление деятельности МКОУ с перечисленными недостатками нарушает требования действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерба имуществу. Согласно ст. 12 ГПК РФ в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривается восстановление положения, существовавшего до нарушения права и пресечение действий, нарушающих или создающих угрозу его нарушения. В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Отсутствие системы видеонаблюдения в здании МКОУ «Кичигамринская СОШ» отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, создает угрозу их безопасности и антитеррористической защищенности, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Республики Дагестан ФИО1 поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика ФИО1, начальник юридического отдела администрации МР «<адрес>» РД, действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании требования прокурора признал полностью, не возражал против их удовлетворения и пояснил, что в бюджете района за 2015 - 2016 года не были заложены денежные средства на указанные цели.
Представитель ответчика ФИО1 - директор МКОУ «Кичигамринская СОШ» <адрес> РД, на судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрения дела без ее участия, а также приложила справку с отдела по финансам и налоговым вопросам Администрации МР «<адрес>» о том, что по общеобразовательным учреждениям в 2016 году отсутствуют денежные средства на прочие расходы кроме как на выплату заработной платы для освобождения от уплаты государственной пошлины.
Заслушав стороны и исследовав материалы дела, суд находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц. Признание иска прокурора представителем ответчика ФИО1 в данном случае не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, в связи, с чем суд принимает данное признание иска.
Согласно ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В силу ст. 198 ГПК РФ в случае принятия судом признания иска в мотивировочной части решения достаточно указания на данные обстоятельства.
Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлении и их последствии; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под противодействием терроризму понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Согласно п. 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Органы местного самоуправления в соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий. Согласно п. 6. ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 названного закона органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями на осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования согласно п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Согласно Уставу МКОУ «Кичигамринская СОШ» является муниципальным казенным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств районного бюджета по утвержденным учредителем бюджетной смете при казначейской системе исполнения бюджета. Учредителем МКОУ «Кичигамринская СОШ» является Администрация МР «<адрес>».
Таким образом, в судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> РД была проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в МКОУ «Кичигамринская СОШ» <адрес>. В ходе проверки установлено, что законодательство о противодействии терроризму МКОУ исполняет не в полной мере. В здании МКОУ отсутствует система видеонаблюдения, что нарушает право посещающих учреждение детей на безопасные условия пребывания в учреждении и создает угрозу их безопасности и антитеррористической защищенности.
Согласно ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение обязать соответствующий орган государственной власти, органа местного самоуправления, должностное лицо, государственного и муниципального служащего, решения и действия которого оспариваются, устранить в полном объёме допущенные нарушения прав и законных интересов граждан.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке выполнения ответчиком возложенных на него обязательств, суд учитывает время, необходимое для решения вопроса по исполнению законодательства о противодействии терроризму и полагает необходимым установить разумный срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.
Принимая во внимание, что истец – заместитель прокурора <адрес>, исковые требования которого удовлетворены, и ответчик Администрация МР «<адрес>», в соответствии с подп. 9 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по настоящему делу освобождены.
Согласно ч.2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер.
С учётом тяжёлого финансового положения ответчика суд в связи с ходатайством последнего полагает необходимым освободить МКОУ «Кичигамринская СОШ» <адрес> от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в этом решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Принимая во внимание, что на проведение открытого конкурса на закупку работ по установлению системы видеонаблюдения и выполнение самих работ необходимо определенное время, суд считает возможным и необходимым обязать ответчиков устранить нарушения требований законодательства – оборудовать здание МКОУ «Кичигамринская СОШ» системой видеонаблюдения до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Республики Дагестан в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» РД и МКОУ «Кичигамринская СОШ» <адрес> РД удовлетворить.
Возложить на Администрацию МР «<адрес>» РД и МКОУ «Кичигамринская СОШ» <адрес> РД обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.
Обязать администрацию МР «<адрес>» РД осуществить финансирование по организации приобретения системы видеонаблюдения в здании МКОУ «<данные изъяты> <адрес> РД, расположенном по адресу: РД, <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать МКОУ «Кичигамринская СОШ» <адрес> РД обеспечить установку системы видеонаблюдения в здании МКОУ «Кичигамринская СОШ» <адрес> РД, расположенном по адресу: РД, <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через районный суд.
Решение отпечатано в совещательной комнате, первый экземпляр подписан судьей и приобщен к материалам дела.
Судья ФИО1