Дело № 2-602/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
р.п. Варгаши 22 сентября 2016 г.
Курганской области
Варгашинский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Столбова И.В.,
при секретаре Хисамутдиновой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Квочкиной Н. В. к ГБУ «Варгашинская ЦРБ» о признании права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, возложении обязанности,
у с т а н о в и л :
Квочкина Л.В. обратилась в суд с иском к ГБУ «Варгашинская ЦРБ», Департаменту здравоохранения Курганской области о признании незаконным действий по отказу в предоставлении мер социальной поддержки по компенсации коммунальных услуг, включении в список на право получения мер социальной поддержки, указав, что ей как медицинскому работнику, работавшему в сельской местности, находящемуся на пенсии, ранее предоставлялись меры социальной поддержки, выплачивалась компенсация коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ указанные меры социальной поддержки ей не предоставляются. Она обратилась к ответчикам с заявлением о сохранении мер социальной поддержки, но в выплате компенсации коммунальных услуг ей было отказано ввиду того, что у нее отсутствует необходимый стаж работы медицинских организациях, расположенных в сельской местности Курганской области. Считала данные отказы ответчиков незаконными, просила исковые требования удовлетворить.
Впоследствии исковые требования изменила, предъявив требования только к ГБУ «Варгашинская ЦРБ», просила признать за ней право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и электроснабжения как за медицинским работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, предусмотренную Законом Курганской области от 07.09.2005 г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области, обязать ГБУ «Варгашинская ЦРБ» включить ее в список на право получения мер социальной поддержки, предусмотренных вышеуказанным Законом, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Квочкина Н.В. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала полностью, дополнительно пояснила, что с 1974 года она работала лаборантом в ЦРБ Алтынсаринского района Кустанайской области, затем с 1976 г. по 1994 г. – лаборантом и старшим лаборантом в Б.Чураковской и Убаганской районных больницах, работала и проживала в сельской местности. С 1994 по 1996 г.г. работала фельдшером в Пичугинском ФАПе в <адрес>. С 1996 года получает пенсию по выслуге лет как медицинский работник. После выхода на пенсию ей как медицинскому работнику до декабря 2015 года выплачивалась компенсация по оплате коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ указанная компенсация ей не выплачивается, в связи с отсутствием необходимого стажа работы медицинским работником на территории Курганской области, с чем она не согласна. Просила исковые требования удовлетворить полностью.
Представитель ответчика ГБУ «Варгашинская ЦРБ» в судебном заседании не присутствовал, в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ возражал против удовлетворения исковых требований, указывая, что стаж работы истца в сельской местности, рабочих поселках, расположенных на территории Курганской области, составляет менее 10 лет. Основания для приравнивания стажа работы истца в населенных пунктах, расположенных за пределами Курганской области, отсутствуют.
Представитель третьего лица ГКУ «Управление социальной защиты населения № 10» в судебном заседании не присутствовал, в письменном отзыве от ДД.ММ.ГГГГ указал, что в выдаче Квочкиной Н.В. справки о наличии у нее оснований для предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Курганской области от 07.09.2005 г. № 75, отказано, поскольку истцом не были предоставлены документы, подтверждающие наличие 10 лет стажа работы в сельской местности по соответствующим специальностям в медицинских учреждениях, находящихся в ведении Курганской области. За предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных иными правовыми актами, истец не обращалась.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В судебном заседании установлено, что Квочкина Н.В. в качестве медицинского работника, проживающего в сельской местности, приобрела право на установленные ранее действовавшим законодательством социальные льготы по коммунальным услугам.
Согласно письменным материалам дела Квочкина (Столбенко) Н. В. в 1974 году окончила полный курс обучения Кустанайского медицинского училища по специальности фельдшер-лаборант (диплом Э № от ДД.ММ.ГГГГ).
Квочкина Н.В. в период с 1974 года по февраль 1976 года работала в должности лаборанта Кустанайской городской больницы Республики Казахстан, в период с марта 1976 по октябрь 1994 года в должности клинического фельдшера-лаборанта, затем (с января 1988 г.) в должности старшего лаборанта в Б. Чураковской и Убаганской районных больницах Республики Казахстан. С октября 1994 по июль 1996 года она работала заведующей Пичугинским ФАПом Варгашинской ЦРБ.
Данные факты подтверждаются записями в трудовой книжке на имя Квочкиной (Столбенко) Н. В., 1954 года рождения.
Согласно пенсионному удостоверению № Квочкиной Н.В. назначена пенсия по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение Варгашинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Квочкиной Н.В. назначена пенсия в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья, работой в сельской местности и поселках городского типа.
В настоящее время истец зарегистрирована и проживает в <адрес>.
Правом на предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением медицинские работники, проживающие в сельской местности, пользовались в соответствии с Постановлением ВЦИК СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках", постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 05.07.1968 № 517 «О мерах по дальнейшему улучшению здравоохранения и развитию медицинской науки в стране», Жилищным Кодексом РСФСР и Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1.
Пунктом 10 Постановления ВЦИК СНК РСФСР от 10.06.1930 "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" было предусмотрено предоставление соответствующими местными исполкомами (по местно-бюджетным учреждениям) или учреждениями, предприятиями или организациями бесплатных квартир с отоплением и освещением в натуре квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.
Согласно ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР, введенного в действие с 01.01.1984, специалисты, работавшие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях - в рабочих и иных поселках), пользовались бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
19 августа 1993 г. вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (утратили силу 1 января 2012 г.), статья 63 которых в редакции, действовавшей до 1 января 2005 г., предусматривала, что врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие с ними члены их семей имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством (часть вторая).
Пунктом 50 статьи 35 Федерального закона N 122-ФЗ в статью 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан был внесен ряд изменений. В частности, часть вторая данной статьи, закреплявшая право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством, признана утратившей силу. Одновременно в нее была введена часть четвертая, согласно которой меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации, меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, - органами государственной власти субъектов РФ; меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления.
При этом частью 2 ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ было предусмотрено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004, при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
С 1 января 2005 года установленный ранее порядок реализации права медицинских работников на получение натуральных льгот не подлежал применению ввиду утраты силу регламентировавших его актов.
Согласно ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ, введенного в действие с 01.03.2005, отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со ст. 2 Закона Курганской области от 07.09.2005 года № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» меры социальной поддержки предоставляются в частности медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, проживающим и работающим в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области.
Статьей 3 Закона № 75 от 07.09.2005 закреплено, что медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, меры социальной поддержки предоставляются в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения жилого помещения.
Согласно п. 1 статьи 5 Закона врачам, провизорам, работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, а также членам семей указанных лиц, предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); компенсация оплаты отдельных видов коммунальных услуг: электроснабжения и отопления.
Меры социальной поддержки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, сохраняются за врачами, провизорами, работниками со средним медицинским и фармацевтическим образованием организаций здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области, медицинскими работниками, занятыми в государственной системе социальных служб, вышедшими на пенсию, если стаж их работы в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа) по соответствующей специальности составляет не менее 10 лет, и они продолжают проживать там.
При этом из буквального толкования данной нормы не следует, что требуемый стаж работы – 10 лет, должен быть весь выработан именно в организациях здравоохранения, находящихся в ведении Курганской области.
Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области утвержден Постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 18.10.2005 № 379.
Пунктом 9 Постановления № 379 установлено, что начисление и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется по месту работы (пенсионерам - по последнему месту работы по соответствующей специальности, пенсионерам, сменившим место жительства, а также в случае ликвидации организации - органом местного самоуправления по месту жительства).
Из пояснений истца следует, что до ДД.ММ.ГГГГ она являлась получателем льготы по оплате коммунальных услуг, предусмотренной медицинским работникам, перешедшим на пенсию, проживающим в сельской местности при наличии стажа работы не менее 10 лет.
С ДД.ММ.ГГГГ указанная льгота истцу не предоставляется.
Истец обратилась в ГБУ «Варгашинская ЦРБ» с заявлением о предоставлении ей мер социальной поддержки.
В предоставлении мер социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ ответчиком отказано. Согласно справке ГБУ «Варгашинская ЦРБ» причиной отказа в предоставлении льгот по коммунальным услугам является отсутствие необходимого стажа работы в медицинских организациях, расположенных в сельской местности Курганской области.
Как установлено в судебном заседании, в период с 1976 по 1994 годы Квочкина Н.В. работала в должностях лаборанта, клинического фельдшера-лаборанта, старшего лаборанта в медицинских учреждениях в сельской местности Республики Казахстан, с 1994 по 1996 годы – фельдшером Пичугинского ФАП. В июле 1996 года истцу назначена пенсия.
Пенсионное обеспечение граждан, работа которых проходила в странах СНГ, регулируется Соглашением стран СНГ от 13.03.1992 года «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения».
В силу п. 2 ст. 6 Соглашения, подписанного в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, для установления права на пенсию, в том числе на пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, граждан государств – участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за время вступления в силу настоящего Соглашения.
Таким образом, период работы Квочкиной Н.В. в медицинских учреждениях Республики Казахстан засчитывается в специальный стаж, о чем свидетельствует также назначение истцу пенсии по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела видно, что общий стаж работы истца в медицинских учреждениях в сельской местности составляет более 10 лет.
Наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам организаций здравоохранения субъектов Российской Федерации, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения.
Суд приходит к выводу, что истец, являясь пенсионером, ранее отработавшая не менее 10 лет медицинским работником в сельской местности, проживающая в настоящее время в сельской местности, приобрела право на получение мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о том, что недопустимо принятие нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права граждан, что необходимо при правовом регулировании мер социальной поддержки соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, существующих прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо изменение льгот компенсационного характера будет иметь место только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. N 20-П, от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 1 декабря 2005 г. N 521-О, от 2 апреля 2009 г. N 553-О-П).
Учитывая изложенные положения законодательства и руководствуясь принципом недопустимости ухудшения уже установленного уровня социальной защиты, суд приходит к выводу, что ранее приобретенная истцом социальная льгота не была ею утрачена после изменения порядка предоставления указанных мер социальной поддержки, в связи с чем, на истца в полной мере распространяются гарантии, установленные Законом Курганской области № 75 от 07.09.2005 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».
Меры социальной поддержки по иным основаниям истец в настоящее время не получает.
Суд приходит к выводу, что истец имеет право на предоставление ей мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Курганской области № 75 от 07.09.2005 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и электроснабжения, а также на включение её в список на право получения данных мер, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Квочкиной Н. В. к ГБУ «Варгашинская ЦРБ» о признании права на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, возложении обязанности удовлетворить полностью.
Признать за Квочкиной Н. В. право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и электроснабжения как за медицинским работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности, предусмотренную Законом Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».
Обязать ГБУ «Варгашинская ЦРБ» включить Квочкину Н. В. в список на право получения мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Курганской области от 07.09.2005 № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение составлено 27.09.2016 года.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Варгашинский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья И.В. Столбов