Дело № 2-342/2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 октября 2014 года город Петрозаводск
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Т.В.Барановой,
при секретаре К.В.Носуль,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Филатова К.С. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконными постановлений, возложении обязанности совершить определенные действия, администрации Нововилговского сельского поселения к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным постановления в части, возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Филатов К.С. (далее - истец) обратился в суд к администрации Прионежского муниципального района (далее администрация района, ответчик) с названными требованиями, мотивируя тем, что отказ органа местного самоуправления в предварительном согласовании места размещения дачного дома в соответствии с вариантом выбора земельного участка, расположенного в ..., нарушает его права, являясь незаконным.
Учитывая, что истец с соблюдением требований законодательства обратился в администрацию района по вопросу предоставления земельного участка в аренду, просил признать незаконным постановление ответчика № от хх.хх.хх г. в части отказа в предварительном согласовании места размещения дачного дома в соответствии с вариантом выбора земельного участка, расположенного в границах кадастрового квартала №; возложить на ответчика обязанность принять решение о предварительном согласовании места размещения дачного дома, утверждающее акт о выборе земельного участка от хх.хх.хх г. для ведения дачного хозяйства из земель населенного пункта в кадастровом квартале № Прионежского района, площадью ... кв.м.
В порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) истец дополнил заявленные требования требованием о признании недействительным постановления ответчика от хх.хх.хх г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории ...»; аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости (ГКН) сведений о земельном участке с кадастровым номером № площадью ... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № Прионежского района, с разрешенным использованием - объекты обеспечения пожарной безопасности (гидранты, резервуары, противопожарные водоемы).
Определением суда от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Нововилговского сельского поселения Прионежского муниципального района (далее - администрация поселения).
Определением суда от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП «Отдел архитектуры и градостроительства Прионежского района».
Определением суда от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена администрация Нововилговского сельского поселения Прионежского муниципального района. Администрация поселения заявила требования о признании пункта первого постановления администрации района от хх.хх.хх г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилагаемой к акту о выборе земельного участка в ... и отказе в размещении объекта» незаконным, возложении обязанности на ответчика отказать Филатову К.С. в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью ... га, прилагаемой к акту о выборе земельного участка, расположенного в ... в границах кадастрового квартала № Прионежского района Республики Карелия.
Определением суда от хх.хх.хх г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия» (филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия).
Истец в судебном заседании поддержал заявленные уточненные требования.
Представитель администрации Нововилговского сельского поселения Прионежского муниципального района, действующий по доверенности, поддержал заявленные требования, в иске истцу просил отказать, указав, на интересы неограниченного круга лиц в обеспечении пожарной безопасности в ..., которые должны быть обеспечены расположением на испрашиваемом истцом спорном участке пожарного водоема.
Представитель ответчика, в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву просили рассмотреть заявление в отсутствие своего представителя, требования истца полагали не подлежащими удовлетворению, с требованиями администрации поселения согласились.
Представитель МУП «Отдел архитектуры и градостроительства Прионежского района» в судебное заседание не явился, согласно представленному отзыву просили рассмотреть заявление в отсутствие своего представителя.
Представитель филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия в судебное заседание не явился, уведомлены о слушании дела, согласно представленному отзыву, просили рассмотреть дело в отсутствие своего доверителя с учетом представленных письменных пояснений.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, материалы гражданского дела № по заявлению Филатова К.С. об оспаривании решения администрации Прионежского муниципального района, рассмотренного ... судом хх.хх.хх г., приходит к следующему.
В силу п. 1 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации (ЗК РФ) земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Таким образом, органом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, является администрация Прионежского муниципального района.
Порядок предоставления земельных участков для строительства, в т.ч. для дачного строительства, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определен положениями ст. ст. 30 - 32 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса (п. 5 ст. 30 ЗК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении этих земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельный срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления.
Согласно п. 5 ст. 31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе в размещении объекта может быть обжаловано заинтересованными лицами в суд.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (п. 8 ст. 31 ЗК РФ).
По смыслу положений земельного законодательства выбор земельного участка имеет целью определить, имеются ли какие-либо препятствия к размещению объекта недвижимости, что отражается в акте выбора земельного участка. В случае установления по результатам выбора земельного участка препятствий в размещении объекта на испрашиваемом участке в предварительном согласовании места размещения объекта может быть отказано. Данное решение может быть принято только органом, уполномоченным на это в соответствии с положениями ст. ст. 29, 31 ЗК РФ.
При этом нормами действующего законодательства не регламентирован порядок согласования акта о выборе земельного участка соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Судом установлено, что истец хх.хх.хх г. обратился в администрацию Прионежского муниципального района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для ведения дачного хозяйства в кадастровом квартале № Прионежского района Республики Карелия.
Ответчиком по заявлению Филатова К.С. была начата процедура выбора земельного участка, но не была завершена надлежащим образом.
Из акта выбора земельного участка от хх.хх.хх г. следует, что процедура выбора земельного участка хх.хх.хх г. не была закончена по причине возражений со стороны администрации поселения, указавших в особом мнении, что на испрашиваемом Филатовым К.С. земельном участке согласно Генеральному плану поселения планируется строительство пожарного водоема с разворотной площадкой. Спорный участок является единственно возможным местом для размещения пожарного водоема, учитывая возможность организации подъездных путей.
Обстоятельства планирования на спорном участке пожарного водоема, до принятия Генерального плана Нововилговского сельского поселения и Правил землепользования и застройки, подтверждаются разработанными ранее (хх.хх.хх г.) ситуационными планами размещения участков в ... по заявлениям граждан. Так, в частности размещение пожарного водоема на спорном участке отражено на приложении к акту выбора и обследования земельного участка от хх.хх.хх г. по заявлению Н. (л.д.№), а также от хх.хх.хх г. по заявлению М. (л.д.№).
Решением ... суда от хх.хх.хх г. по заявлению Филатова К.С. об оспаривании решения администрации Прионежского муниципального района об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта (дачного дома), на ответчика была возложена обязанность осуществить, по заявлению Филатова К.С. от хх.хх.хх г., выбор земельного участка с учетом требований статьи 31 ЗК РФ. В удовлетворении требований о предварительном согласовании места размещения объекта было отказано.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Карелия от хх.хх.хх г. решение ... суда вступило в законную силу (л.д.№).
Постановлением администрации района от хх.хх.хх г. № во исполнение решения ... суда от хх.хх.хх г. была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ориентировочной площадью ... кв.м. для ведения дачного хозяйства, и отказано истцу в размещении дачного дома с набором хозяйственных построек, а также в утверждении акта о выборе земельного участка (л.д.№).
хх.хх.хх г. истцом был получен акт выбора земельного участка для строительства от хх.хх.хх г.
Отказ истцу в предварительном размещении дачного дома был мотивирован ответчиком тем, что на испрашиваемом истцом земельном участке администрацией поселения запланировано строительство пожарного водоема.
В результате выбора земельного участка по заявлению Филатова К.С. в акте о выборе земельного участка администрацией поселения было указано на нецелесообразность размещения земельного участка в испрашиваемом месте в связи с проектированием пожарного водоема (л.д.№).
Также судом установлено, что Решением № сессии № созыва Совета Нововилговского сельского поселения № от хх.хх.хх г. была утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах Нововилговского сельского поселения на 2013-2017 годы» (далее Программа). Согласно перечню программных мероприятий на 2013-2017 г., являющегося приложением к Программе хх.хх.хх г., в ... (переулок между улицами ...) запланировано строительство пожарного водоема, на что планируется потратить ... рублей (л.д.№).
хх.хх.хх г. и хх.хх.хх г. (л.д.№) администрация поселения обратилась к ответчику с заявлениями о предоставлении земельного участка общей площадью ... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № Прионежского района с разрешенным использованием: для обеспечения пожарной безопасности (гидранты, резервуары, противопожарные водоемы). Ходатайство о предоставлении участка мотивировано расположением участка в зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальным домами (Ж-1).
Решением Комиссии по контролю за эффективностью управления земельными ресурсами администрации Прионежского муниципального района от хх.хх.хх г. (далее - Комиссия) была обеспечена публикация информационного сообщения о возможном предоставлении на праве постоянного бессрочного пользования земельного участка, ориентировочной площадью ... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № Прионежского района с разрешенным использованием: для обеспечения пожарной безопасности (гидранты, резервуары, противопожарные водоемы) (л.д.№).
Постановлением администрации района от хх.хх.хх г. № в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью ... кв.м., расположенного в кадастровом квартале № Прионежского района с разрешенным использованием: для обеспечения пожарной безопасности (гидранты, резервуары, противопожарные водоемы) (л.д.№).
Согласно схеме расположения земельного участка, межевому плану участка, выполненного кадастровым инженером, и пояснениям участников процесса участок, испрашиваемый администрацией поселения, и истцом по делу расположен в одном месте. Данное обстоятельство участниками процесса не оспаривалось.
В настоящее время, согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Карелия, земельный участок, сформированный по заявлению администрации поселения, поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером № (л.д.№).
Согласно положениям статьи 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
Согласно положениям статьи 20 ЗК РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Согласно положениям статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.20 ч.1 ст. 14 Федерального Закона N 131 от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к полномочиям органа местного самоуправления относится утверждение правил землепользования и застройки, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель поселения, следовательно орган местного самоуправления вправе принять решение об отказе в размещении строящегося объекта исходя из интересов муниципального образования.
В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 года (далее - Закон) к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов, среди прочего, относятся создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Из Генерального плана Нововилговского сельского поселения следует, что испрашиваемый истцом участок, относится к землям населенного пункта и расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж- 1).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что испрашиваемый истцом земельный участок не может быть предоставлен для дачного строительства, т.к. испрашивается администрацией поселения в рамках возложенных законом обязанностей для обеспечения пожарной безопасности неопределенного круга лиц, т.к. на момент выбора земельного участка являлся предназначенным для иных целей.
По требованиям, заявленным администрацией поселения, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснить, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
Таким образом, условием для удовлетворения требований в порядке главы 25 является факт нарушения прав заявителя, который требует его пресечения и восстановления на момент рассмотрения дела.
В соответствии с положениями ст. ст. 11, 12 ГК РФ судебной защите подлежит только нарушенное право.
В силу ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в указанной статье, а также иными способами, предусмотренными законом. Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты. При этом изложенные основания иска должны соответствовать его предмету, то есть материально-правовому требованию, а в силу ст. 56 ГПК РФ лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Оспариваемым постановлением ответчика № от хх.хх.хх г. Филатову К.С. отказано в предварительном согласовании места размещения дачного дома, а также в утверждении акта о выборе земельного участка, тогда как заявление администрации поселения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для строительство пожарного водоема в ... удовлетворено.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление ответчика прав заявителя не нарушает, поскольку правовых последствий для него не влечет.
Кроме того, оспаривая пункт первый постановления администрации района от хх.хх.хх г. № «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, прилагаемой к акту о выборе земельного участка в ... и отказе в размещении объекта», заявляя требования о возложении обязанности на ответчика отказать Филатову К.С. в утверждении схемы расположения земельного участка ориентировочной площадью ... га, прилагаемой к акту о выборе земельного участка, расположенного в ... в границах кадастрового квартала № Прионежского района Республики Карелия, администрация поселения ссылалась на утвержденные Правила землепользования и застройки администрации Нововилговского сельского поселения, согласно которым испрашиваемый истцом земельный участок относится к зоне жилой малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1), где не могут располагаться участки, предназначенные для дачного строительства.
С указанным доводом, суд согласиться не может в силу того, что использование дачного земельного участка в целях возведения жилого строения не противоречит предусмотренным градостроительным регламентом для территории зоны Ж-1 видам разрешенного использования земельного участка.
Также суд учитывает, что Решением ... сессии ... созыва Совета Нововилговского сельского поселения № от хх.хх.хх г. были внесены изменения в Правила землепользования и застройки Нововилговского сельского поселения, согласно которым зона Ж-1 расширена условно разрешенными видами использования и в, частности, в указанной зоне разрешено строительство индивидуальных садовых (дачных) домов.
Таким образом, оснований для удовлетворения требования администрации поселения у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь нормами ст.ст.12, 56, 194-198, 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковое заявление Филатова К.С. к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконными постановлений, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Исковое заявление администрации Нововилговского сельского поселения к администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия о признании незаконным постановления в части, возложении обязанности совершить определенные действия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения суда через Прионежский районный суд Республики Карелия.
Судья Т.В.Баранова
Мотивированное решение составлено 21 октября 2014 года.