Судья Хромова О.В. Дело № 33-3331/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Коротченковой И.И., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Панюковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2-146/2019 по исковому заявлению Павлова Владимира Евгеньевича к Администрации Должанского района Орловской области об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке и признании постановления администрации Должанского района Орловской области недействительным,
по апелляционной жалобе крестьянского хозяйства «Малеевское» на решение Ливенского районного суда Орловской области от 17 сентября 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения представителя третьего лица крестьянского хозяйства «Малеевское» по доверенности Бухтияровой В.В., поддержавшей апелляционную жалобу и просившей об отмене решения суда, представителя истца Павлова В.Е. по доверенности Трубицына М.В., считавшего решение суда законным и обоснованным, представителя ответчика администрации Должанского района Орловской области по доверенности Павловой С.А., согласной с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Павлов В.Е. обратился в суд с иском к Администрации Должанского района Орловской области об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке и признании постановления администрации Должанского района Орловской области недействительным.
Исковые требования мотивированы тем, что Павлов В.Е. является собственником земельной доли, приобретенной в порядке приватизации колхоза, которая входит в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
С целью реализации своего права на выдел земельной доли, Павлов В.Е. обратился к кадастровому инженеру для проведения землеустроительных работ.
Однако из пояснений кадастрового инженера ему стало известно, что в пределах данного земельного участка отсутствуют свободные для межевания территории и выдел доли произвести невозможно.
При изучении сведений, содержащихся в сети «Интернет», в том числе и «Публичной кадастровой карты», справки кадастрового инженера, Павлову В.Е. стало известно, что на государственном кадастровом учете находится земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 3 930 724 кв.м.
Данный земельный участок территориально расположен на землях бывшего колхоза, в части, предоставленной в общую долевую собственность граждан - полевой севооборот № и1, поле № 1, рабочие участки с номерами 1-6.
Основанием для образования данного земельного участка явилось постановление главы администрации Должанского района от 2 мая 2017 г. №, из которого следует, что земельный участок образуется из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером № образован, в том числе, и из земель, собственниками которых являются и обладатели земельных долей, мнение которых учтено при образовании земельного участка не было, то постановление является незаконным и нарушает права собственников земельных долей, в том числе Павлова В.Е.
Осуществляя образование участка, его государственный кадастровый учет и, передавая участок в аренду, ответчик распорядился землей, не принадлежащей муниципальному образованию.
В результате действий ответчика, Павлов В.Е. лишен права на выдел земельного участка в счет принадлежащей ему земельной доли.
По изложенным основаниям Павлов В.Е. просил исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадь 3 930 724 кв.м, и признать недействительным постановление администрации Должанского района Орловской области № от 2 мая 2017 г., в соответствии с которым был образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Успенского сельского поселения Должанского района Орловской области и Крестьянское хозяйство «Малеевское».
Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.
Крестьянское хозяйство «Малеевское» не согласилось с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.
Ссылается на то, что Павлов В.Е. является ненадлежащим истцом по делу, поскольку земельный участок с кадастровым номером № был образован из земель сельскохозяйственного назначения, которые не имеют никакого отношения к земельному участку №, где, по мнению истца, находится его земельная доля.
Приводит доводы о том, что заявленный спор подлежал разрешению в порядке административного судопроизводства.
Обращает внимание на то, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своего права.
Указывает на то, что снятие с кадастрового учета всего земельного участка несоразмерно нарушенному праву, по мнению истца, так как истцом фактически оспаривается законность постановки земельного участка на кадастровый учет в части земель, принадлежащих собственникам земельных долей.
Считает, что для оспаривания постановления администрации истек срок обжалования.
Указывает на то, что из карты-плана бывшего кооперативного хозяйства «Алексеевское» усматривается наличие свободных земельных участков для реализации права на выдел.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о слушании судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
Конституцией Российской Федерации закреплено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст.35 и ст.36).
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 1 июля 1996 г. (в редакции от 25 декабря 2018 г.) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» в целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками постановлено: приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом; установить, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам; районным органам исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель; включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
В силу пункта 11 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.
Как установлено в Указе Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», собственники земельных долей (паев) имеют право без согласия других сособственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, а также обменивать земельную долю (пай) на имущественный пай, передавать ее по наследству, получать стоимостное выражение (стоимость) земельной доли в случае выкупа принадлежащего коллективу на праве общей совместной или общей долевой собственности земельного участка и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.
Согласно ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Положениями ст. 15 ЗК РФ регламентировано, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В ст. 16 ЗК РФ закреплено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании ч. 1, 2, 3, 4 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1, 2, 3, 13, 15 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что постановлением главы администрации Должанского района № от 21 апреля 1994 г. Павлову В.Е. был предоставлен на праве общей совместной собственности земельный участок, общей площадью 7 га по адресу: <адрес>
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о праве собственности серии №. (т. 1 л.д. 14-15)
Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Орловской области от 28 апреля 2016 г. следует, что в целях реализации положений Указа Президента РФ № 323 от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства РФ № 86 от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Правительства РФ № 708 от 4 сентября 1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» на территории бывшего кооперативного хозяйства «Алексеевское» в долевую собственность 421 граждан было передано 2 947 га сельскохозяйственных угодий в земельном массиве по адресу: <адрес> <адрес>. Размер доли каждого сособственника установлен в 7 га. Указанному земельному массиву присвоен условный №. Согласно данным ЕГРП из земельного массива собственниками земельных долей было выделено 28 земельных участков, суммарная площадь которых составила 24 569 737,71 кв.м, в собственности граждан, не заявлявших о выделе, находится земельный участок, площадью 490 га (т.1, л.д.253 оборот).
Согласно сведениям о характеристиках объекта недвижимости от 9 августа 2019 г. и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 5 июня 2019 г., Павлов В.Е. имеет право на долю в общедолевой собственности на земельный участок, площадью 7 га, с кадастровым номером № (единое землепользование), местоположение: <адрес>, общей площадью 5950000+/-2561,23 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером № (ранее условный №).
2 мая 2017 г. постановлением администрации Должанского района Орловской области № 356 была утверждена схема вновь образуемого земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале №, площадью 3930724 кв.м., расположенного в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий местоположением: <адрес> <адрес> для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. (т. 1 л.д. 58-62)
Согласно реестровому делу вышеуказанный земельный участок администрацией Должанского района Орловской области был поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый №.
20 июня 2017 г. постановлением администрации Должанского района Орловской области № главе крестьянского (фермерского) хозяйства МАВ был предоставлен в безвозмездное пользование сроком на 6 лет земельный участок, площадью 3930724+/-17347,80 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского фермерского хозяйства, о чем также с МАВ был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком от 20 июня 2017 г. (т. 1 л.д. 42, 43)
22 марта 2019 г. распоряжением администрации Должанского района Орловской области №-р было принято решение о проведении открытого аукциона с открытой формой подачи предложений о размере годовой арендной платы на право заключения договора аренды земельного участка, общей площадью 3 930 724 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение: <адрес> срок аренды 49 лет. (т. 1 л.д. 16)
8 мая 2019 г. Крестьянское хозяйство «Малеевское» по результатам аукциона было признано победителем на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 930 724 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение: <адрес> (т. 1 л.д. 87-89).
22 мая 2019 г. между администрацией Должанского района Орловской области и КХ «Малеевское» был заключен договор аренды земельного участка №, однако, до настоящего времени данный договор не прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке, и сторонами не исполняется.
Данное обстоятельство представителем ответчика администрации Должанского района Орловской области и представителем третьего лица КХ «Малеевское» не оспаривалось в судебном заседании. (т. 1 л.д. 94-96)
Также судом установлено, что Павлов В.Е., в целях реализации своего права на образование земельного участка за счет принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности, обратился к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ, вследствие чего истцу стало известно, что пашни из не замежеванных земель из состава земельного участка с кадастровым № практически не осталось, а участок, из которого он хотел бы произвести выдел - замежеван и имеет кадастровый №.
По заявлению Павлова В.Е. кадастровым инженером ООО «Земельные изыскания» ФИО10 были проведены землеустроительные работы и дано заключение, согласно которому земельный участок с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение: <адрес>, образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности по постановлению № от 2 мая 2017 г., однако, данный земельный участок расположен на территории бывшего колхоза «КХ «Алексеевское» на землях, предоставленных гражданам в общедолевую собственность. (т. 1 л.д. 18-29)
С целью проверки доводов заявленного иска, судом была назначена землеустроительная экспертиза.
Из экспертного заключения № от 30 августа 2019 г. (т. 2 л.д. 2-33), выводы которого сторонами не оспаривались, земельный участок с кадастровым № согласно описанию его местоположения, учтенному в Едином государственном реестре недвижимости, расположен на территории <адрес>; участок является многоконтурным, второй, третий и пятый контуры земельного участка, общей площадью 769 252,66 кв.м. расположены на землях, находящихся в долевой собственности; первый контур расположен на землях резервного фонда и фонда перераспределения, четвертый контур расположен на землях специального земельного фонда, шестой контур расположен на землях фонда перераспределения. (т. 2 л.д. 2-33)
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО11 заключение поддержал и пояснил, что исследуемый им земельный участок частично был сформирован из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников земельных долей.
По делу установлено, что земельная доля Павлова В.Е. в установленном законом порядке невостребованной не признавалась, у собственника не изымалась.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор по существу, пришел к выводу о том, что спорный земельный участок с кадастровым № был сформирован не только в нарушение требований Земельного кодекса РФ, но и нарушает права собственников земельных долей, в том числе истца, так как он был сформирован за счет площади земельного участка с кадастровым № (ранее условным №), принадлежащего гражданам на праве общей долевой собственности.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не имел полномочий распоряжаться земельными долями их собственников с целью образования спорного земельного участка.
В связи с чем, постановление администрации Должанского района Орловской области № от 2 мая 2017 г., которым утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым №, является недействительным.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что формирование спорного многоконтурного земельного участка, предлагаемого для передачи в аренду, осуществлено не на муниципальных землях либо землях не разграниченной государственной собственности, а частично на землях, принадлежащих собственникам земельных долей. Такое образование земельного участка не соответствует закону. Сформированный земельный участок не мог быть объектом права и предметом сделки, следовательно, не подлежал постановке на кадастровый учет под кадастровым №
Доводы апелляционной жалобы о том, что Павлов В.Е. является ненадлежащим истцом и что им выбран ненадлежащий способ защиты, а также о пропуске срока обжалования постановления органа местного самоуправления, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что снятие с кадастрового учета всего земельного участка несоразмерно нарушенному праву истца судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку сформированный администрацией земельный участок является многоконтурным, из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих гражданам, сформированы отдельные контуры, которые не отнесены законом к объектам земельных отношений. В связи с чем, снятие с кадастрового учета всего земельного участка является обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявленный спор подлежал разрешению в порядке административного судопроизводства (в соответствии с КАС РФ), судебной коллегией отклоняется, поскольку п. 1 ст. 33.1 ГПК РФ предусмотрено, что при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Поскольку оспаривание постановления администрации по формированию земельного участка связано с правами истца на земельный участок, то суд правильно рассмотрел иск в порядке гражданского судопроизводства.
Оснований для отмены решения суда по иным доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 17 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу крестьянского хозяйства «Малеевское» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Хромова О.В. Дело № 33-3331/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 ноября 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Старцевой С.А.,
судей Коротченковой И.И., Хомяковой М.Е.,
при секретаре Панюковой И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2-146/2019 по исковому заявлению Павлова Владимира Евгеньевича к Администрации Должанского района Орловской области об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке и признании постановления администрации Должанского района Орловской области недействительным,
по апелляционной жалобе крестьянского хозяйства «Малеевское» на решение Ливенского районного суда Орловской области от 17 сентября 2019 г., которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Хомяковой М.Е., выслушав объяснения представителя третьего лица крестьянского хозяйства «Малеевское» по доверенности Бухтияровой В.В., поддержавшей апелляционную жалобу и просившей об отмене решения суда, представителя истца Павлова В.Е. по доверенности Трубицына М.В., считавшего решение суда законным и обоснованным, представителя ответчика администрации Должанского района Орловской области по доверенности Павловой С.А., согласной с решением суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Павлов В.Е. обратился в суд с иском к Администрации Должанского района Орловской области об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке и признании постановления администрации Должанского района Орловской области недействительным.
Исковые требования мотивированы тем, что Павлов В.Е. является собственником земельной доли, приобретенной в порядке приватизации колхоза, которая входит в состав земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>
С целью реализации своего права на выдел земельной доли, Павлов В.Е. обратился к кадастровому инженеру для проведения землеустроительных работ.
Однако из пояснений кадастрового инженера ему стало известно, что в пределах данного земельного участка отсутствуют свободные для межевания территории и выдел доли произвести невозможно.
При изучении сведений, содержащихся в сети «Интернет», в том числе и «Публичной кадастровой карты», справки кадастрового инженера, Павлову В.Е. стало известно, что на государственном кадастровом учете находится земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, площадью 3 930 724 кв.м.
Данный земельный участок территориально расположен на землях бывшего колхоза, в части, предоставленной в общую долевую собственность граждан - полевой севооборот № и1, поле № 1, рабочие участки с номерами 1-6.
Основанием для образования данного земельного участка явилось постановление главы администрации Должанского района от 2 мая 2017 г. №, из которого следует, что земельный участок образуется из земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности.
Поскольку земельный участок с кадастровым номером № образован, в том числе, и из земель, собственниками которых являются и обладатели земельных долей, мнение которых учтено при образовании земельного участка не было, то постановление является незаконным и нарушает права собственников земельных долей, в том числе Павлова В.Е.
Осуществляя образование участка, его государственный кадастровый учет и, передавая участок в аренду, ответчик распорядился землей, не принадлежащей муниципальному образованию.
В результате действий ответчика, Павлов В.Е. лишен права на выдел земельного участка в счет принадлежащей ему земельной доли.
По изложенным основаниям Павлов В.Е. просил исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, площадь 3 930 724 кв.м, и признать недействительным постановление администрации Должанского района Орловской области № от 2 мая 2017 г., в соответствии с которым был образован и поставлен на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером №
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация Успенского сельского поселения Должанского района Орловской области и Крестьянское хозяйство «Малеевское».
Рассмотрев возникший спор, суд постановил обжалуемое решение.
Крестьянское хозяйство «Малеевское» не согласилось с решением суда, в своей апелляционной жалобе просит его отменить, как незаконное.
Ссылается на то, что Павлов В.Е. является ненадлежащим истцом по делу, поскольку земельный участок с кадастровым номером № был образован из земель сельскохозяйственного назначения, которые не имеют никакого отношения к земельному участку №, где, по мнению истца, находится его земельная доля.
Приводит доводы о том, что заявленный спор подлежал разрешению в порядке административного судопроизводства.
Обращает внимание на то, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты своего права.
Указывает на то, что снятие с кадастрового учета всего земельного участка несоразмерно нарушенному праву, по мнению истца, так как истцом фактически оспаривается законность постановки земельного участка на кадастровый учет в части земель, принадлежащих собственникам земельных долей.
Считает, что для оспаривания постановления администрации истек срок обжалования.
Указывает на то, что из карты-плана бывшего кооперативного хозяйства «Алексеевское» усматривается наличие свободных земельных участков для реализации права на выдел.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о слушании судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы (ч.1 ст.327.1 ГПК РФ), судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда не имеется, поскольку судом первой инстанции при разрешении спора правильно применены нормы материального и процессуального права, определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда в судебном решении мотивированы.
Конституцией Российской Федерации закреплено, что каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст.35 и ст.36).
Согласно статье 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 совместного постановления Пленума Верховного суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 1 июля 1996 г. (в редакции от 25 декабря 2018 г.) «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со статьей 13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5 Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» в целях дальнейшего совершенствования земельных отношений, приватизации земель, упрощения процедуры наделения граждан земельными участками постановлено: приватизацию земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлять в соответствии с действующим законодательством и настоящим Указом; установить, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам; районным органам исполнительной власти совместно с комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам установить среднерайонные нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан с учетом качества земель; включить в фонды перераспределения земель участки, остающиеся после бесплатной передачи земель коллективам колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерным обществам, в том числе созданным на базе государственных сельскохозяйственных предприятий.
В силу пункта 11 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.
Как установлено в Указе Президента Российской Федерации от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России», собственники земельных долей (паев) имеют право без согласия других сособственников на выдел земельного участка в натуре для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, сдачи в залог и аренду, расширения до установленной нормы участка, используемого под личное подсобное хозяйство и индивидуальное жилищное строительство, а также обменивать земельную долю (пай) на имущественный пай, передавать ее по наследству, получать стоимостное выражение (стоимость) земельной доли в случае выкупа принадлежащего коллективу на праве общей совместной или общей долевой собственности земельного участка и на возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду.
Согласно ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Положениями ст. 15 ЗК РФ регламентировано, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В ст. 16 ЗК РФ закреплено, что государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
В силу ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании ч. 1, 2, 3, 4 ст. 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1, 2, 3, 13, 15 ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года.
В соответствии со статьями 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что постановлением главы администрации Должанского района № от 21 апреля 1994 г. Павлову В.Е. был предоставлен на праве общей совместной собственности земельный участок, общей площадью 7 га по адресу: <адрес>
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о праве собственности серии №. (т. 1 л.д. 14-15)
Из письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Орловской области от 28 апреля 2016 г. следует, что в целях реализации положений Указа Президента РФ № 323 от 27 декабря 1991 г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», постановления Правительства РФ № 86 от 29 декабря 1991 г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Правительства РФ № 708 от 4 сентября 1992 г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» на территории бывшего кооперативного хозяйства «Алексеевское» в долевую собственность 421 граждан было передано 2 947 га сельскохозяйственных угодий в земельном массиве по адресу: <адрес> <адрес>. Размер доли каждого сособственника установлен в 7 га. Указанному земельному массиву присвоен условный №. Согласно данным ЕГРП из земельного массива собственниками земельных долей было выделено 28 земельных участков, суммарная площадь которых составила 24 569 737,71 кв.м, в собственности граждан, не заявлявших о выделе, находится земельный участок, площадью 490 га (т.1, л.д.253 оборот).
Согласно сведениям о характеристиках объекта недвижимости от 9 августа 2019 г. и выписки из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 5 июня 2019 г., Павлов В.Е. имеет право на долю в общедолевой собственности на земельный участок, площадью 7 га, с кадастровым номером № (единое землепользование), местоположение: <адрес>, общей площадью 5950000+/-2561,23 кв.м., образованный из земельного участка с кадастровым номером № (ранее условный №).
2 мая 2017 г. постановлением администрации Должанского района Орловской области № 356 была утверждена схема вновь образуемого земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности в кадастровом квартале №, площадью 3930724 кв.м., расположенного в территориальной зоне сельскохозяйственных угодий местоположением: <адрес> <адрес> для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. (т. 1 л.д. 58-62)
Согласно реестровому делу вышеуказанный земельный участок администрацией Должанского района Орловской области был поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый №.
20 июня 2017 г. постановлением администрации Должанского района Орловской области № главе крестьянского (фермерского) хозяйства МАВ был предоставлен в безвозмездное пользование сроком на 6 лет земельный участок, площадью 3930724+/-17347,80 кв.м. с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского фермерского хозяйства, о чем также с МАВ был заключен договор безвозмездного пользования земельным участком от 20 июня 2017 г. (т. 1 л.д. 42, 43)
22 марта 2019 г. распоряжением администрации Должанского района Орловской области №-р было принято решение о проведении открытого аукциона с открытой формой подачи предложений о размере годовой арендной платы на право заключения договора аренды земельного участка, общей площадью 3 930 724 кв.м, кадастровый №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение: <адрес> срок аренды 49 лет. (т. 1 л.д. 16)
8 мая 2019 г. Крестьянское хозяйство «Малеевское» по результатам аукциона было признано победителем на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3 930 724 кв.м., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение: <адрес> (т. 1 л.д. 87-89).
22 мая 2019 г. между администрацией Должанского района Орловской области и КХ «Малеевское» был заключен договор аренды земельного участка №, однако, до настоящего времени данный договор не прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке, и сторонами не исполняется.
Данное обстоятельство представителем ответчика администрации Должанского района Орловской области и представителем третьего лица КХ «Малеевское» не оспаривалось в судебном заседании. (т. 1 л.д. 94-96)
Также судом установлено, что Павлов В.Е., в целях реализации своего права на образование земельного участка за счет принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности, обратился к кадастровому инженеру для проведения кадастровых работ, вследствие чего истцу стало известно, что пашни из не замежеванных земель из состава земельного участка с кадастровым № практически не осталось, а участок, из которого он хотел бы произвести выдел - замежеван и имеет кадастровый №.
По заявлению Павлова В.Е. кадастровым инженером ООО «Земельные изыскания» ФИО10 были проведены землеустроительные работы и дано заключение, согласно которому земельный участок с кадастровым №, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, местоположение: <адрес>, образован из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности по постановлению № от 2 мая 2017 г., однако, данный земельный участок расположен на территории бывшего колхоза «КХ «Алексеевское» на землях, предоставленных гражданам в общедолевую собственность. (т. 1 л.д. 18-29)
С целью проверки доводов заявленного иска, судом была назначена землеустроительная экспертиза.
Из экспертного заключения № от 30 августа 2019 г. (т. 2 л.д. 2-33), выводы которого сторонами не оспаривались, земельный участок с кадастровым № согласно описанию его местоположения, учтенному в Едином государственном реестре недвижимости, расположен на территории <адрес>; участок является многоконтурным, второй, третий и пятый контуры земельного участка, общей площадью 769 252,66 кв.м. расположены на землях, находящихся в долевой собственности; первый контур расположен на землях резервного фонда и фонда перераспределения, четвертый контур расположен на землях специального земельного фонда, шестой контур расположен на землях фонда перераспределения. (т. 2 л.д. 2-33)
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО11 заключение поддержал и пояснил, что исследуемый им земельный участок частично был сформирован из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности собственников земельных долей.
По делу установлено, что земельная доля Павлова В.Е. в установленном законом порядке невостребованной не признавалась, у собственника не изымалась.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции, разрешая спор по существу, пришел к выводу о том, что спорный земельный участок с кадастровым № был сформирован не только в нарушение требований Земельного кодекса РФ, но и нарушает права собственников земельных долей, в том числе истца, так как он был сформирован за счет площади земельного участка с кадастровым № (ранее условным №), принадлежащего гражданам на праве общей долевой собственности.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что ответчик не имел полномочий распоряжаться земельными долями их собственников с целью образования спорного земельного участка.
В связи с чем, постановление администрации Должанского района Орловской области № от 2 мая 2017 г., которым утверждена схема расположения земельного участка с кадастровым №, является недействительным.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что формирование спорного многоконтурного земельного участка, предлагаемого для передачи в аренду, осуществлено не на муниципальных землях либо землях не разграниченной государственной собственности, а частично на землях, принадлежащих собственникам земельных долей. Такое образование земельного участка не соответствует закону. Сформированный земельный участок не мог быть объектом права и предметом сделки, следовательно, не подлежал постановке на кадастровый учет под кадастровым №
Доводы апелляционной жалобы о том, что Павлов В.Е. является ненадлежащим истцом и что им выбран ненадлежащий способ защиты, а также о пропуске срока обжалования постановления органа местного самоуправления, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что снятие с кадастрового учета всего земельного участка несоразмерно нарушенному праву истца судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку сформированный администрацией земельный участок является многоконтурным, из земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих гражданам, сформированы отдельные контуры, которые не отнесены законом к объектам земельных отношений. В связи с чем, снятие с кадастрового учета всего земельного участка является обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявленный спор подлежал разрешению в порядке административного судопроизводства (в соответствии с КАС РФ), судебной коллегией отклоняется, поскольку п. 1 ст. 33.1 ГПК РФ предусмотрено, что при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства. Поскольку оспаривание постановления администрации по формированию земельного участка связано с правами истца на земельный участок, то суд правильно рассмотрел иск в порядке гражданского судопроизводства.
Оснований для отмены решения суда по иным доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ливенского районного суда Орловской области от 17 сентября 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу крестьянского хозяйства «Малеевское» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи