Дело № 12-22/2017 Мировой судья Чемпосова У.Д.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Олёкминск 22 мая 2017 года
Олёкминский районный суд Республики Саха ( Якутия ) в составе:
председательствующего судьи: Седалищева Г.А.,
при секретаре: Ощепковой Ю.В.,
с участием представителя главы администрации МО «Город Олекминск» Сафонова В.В. по доверенности Рахменкуловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу врио. начальника межрайонной ИФНС № 2 России по Республике Саха ( Якутия ) Зорина К.К. на постановление мирового судьи по судебному участку № 25 Олёкминского района РС(Я) от 31 марта 2017 года,
у с т а н о в и л :
Постановлением мирового судьи по судебному участку № 25 Олёкминского района РС(Я) от 31 марта 2017 года производство по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации МО «Город Олекминск» Олекминского района Республики Саха ( Якутия ) Сафонова В.В. по ст.15.5 КоАП РФ прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, врио. начальника межрайонной ИФНС №2 России по Республике Саха ( Якутия ) Зорин К.К. подал жалобу, в которой просит отменить указанное постановление, считая его незаконным.
Врио. начальника межрайонной ИФНС № 2 России по Республике Саха ( Якутия ) Зорин К.К. просит рассмотреть жалобу без его участия. Поэтому судебное заседание в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ проводится без участия врио.начальника межрайонной ИФНС № 2 России по РС(Я) Зорина К.К.
Из жалобы врио.начальника межрайонной ИФНС № 2 России по РС(Я) Зорина К.К. видно, что о дате и времени составления административного протокола глава администрации МО «город Олекминск» Сафонов В.В. надлежащим образом извещен, что подтверждается уведомлением № 05-36/1/448 от 27 октября 2016 года, которое направлено в адрес Сафонова В.В. почтой 31 октября 2016 года и вручено 21 ноября 2016 года, что подтверждается данными «отслеживание почтовых отправлений», размещенными на сайте Почта России russiapost.ru почтовое отправление № 67814492270269, т.е. заблаговременно до даты составления административного протокола. Налоговым органом 23 декабря 2016 года составлен протокол № 854 в отношении главы администрации МО «Город Олекминск» Сафонова В.В. по ст.15.5 КоАП РФ. Протокол № 854 от 23 декабря 2016 года направлен Сафонову В.В. по почте заказным письмом 30 января 2017 года, что подтверждается реестром об отправке и получен налогоплательщиком 18 февраля 2017 года, что подтверждается данными «отслеживание почтовых отправлений», размещенными на сайте Почта России russiapost.ru, номер почтового идентификатора № 67814405341652. При этом, ни после получения уведомления о составлении административного протокола, ни после получения самого административного протокола, возражения относительно его составления, в том числе об ответственных лицах за представление налоговой отчетности, в налоговый орган не поступали. При отсутствии сведении о возложении обязанностей по составлению и представлению налоговых деклараций на иное лицо, административный протокол был составлен в отношении главы администрации МО «Город Олекминск» Сафонова В.В. Кроме того, сведения о лице, ответственном за составление и представление налоговых деклараций, в том числе должностная инструкция на главного специалиста по экономике ФИО1, представлены Сафоновым Н.Л. только в ходе судебного разбирательства 31 марта 2017 года. Соответственно, в момент составления административного протокола налоговый орган не знал и не мог знать об ином должностном лице, ответственном за представление налоговой отчетности. Также налоговый орган был лишен возможности оценить представленные в суд доказательства ( должностная инструкция ) и дать соответствующие пояснения. При указанных обстоятельствам налоговый орган, уже не имел возможности составить новый административный протокол в отношении лица, ответственного за составление и представление налоговых деклараций. Также налоговый орган считает, что Сафонов В.В не воспользовался правом на подачу возражений ( замечаний ) относительно факта составления административного протокола. Получив административный протокол 18 февраля 2017 года Сафонов В.В. имел возможность заблаговременно представить пояснения, в том числе должностную инструкцию на главного специалиста по экономике ФИО1, ответственную за составление и представление налоговых деклараций. На основании изложенного, считает, что административный протокол № 854 составлен законно и обоснованно в отношении главы администрации МО «Город Олекминск» Сафонова В.В. Поэтому просит отменить обжалуемое постановление. Кроме того, просит восстановить срок для обжалования привлечения к административной ответственности Сафонова В.В., поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах составляет 1 год, который истек 31 марта 2017 года, а указанное постановление поступило в налоговый орган только 17 апреля 2017 года.
Глава администрации МО «Город Олекминск» Сафонов В.В. просит рассмотреть жалобу без его участия. Жалобу поддерживает. Поэтому в соответствии с п.4 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ проводится без участия заявителя.
Представителя главы администрации МО «Город Олекминск» Сафонова В.В. по доверенности Рахменкулова Л.В. в ходе судебного разбирательства просит оставить постановление мирового судьи от 31 марта 2017 года без изменения.
Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив представленные доказательства, суд не находит оснований для изменения ( отмены ) судебного решения, исходя из следующих оснований:
Государственный налоговый инспектор межрайонной ИФНС № 2 России по Республике Саха (Якутия) Рудиш А.Н. 23 декабря 2016 года составил в отношении главы администрации МО «Город Олекминск» Сафонова В.В. протокол об административном правонарушении по ст.15.5 КоАП РФ за нарушение установленного п.3 ст.386 НК РФ срока представления до 30 марта 2016 года налоговой декларации по налогу на имущество организации за 2015 год ( л.д.2-3 ).
Статья 23 НК РФ предусматривает обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации ( расчеты ), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговые декларации по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом ( п.3 ст.386 НК РФ ).
В ходе судебного разбирательства установлено, что налоговая декларация по налогу на имущество за 2015 год должна была быть представлена в межрайонную ИФНС России № 2 по Республике Саха ( Якутия ) до 30 марта 2016 года. Фактически налоговая декларация была представлена в налоговый орган 13 июля 2016 года.
Таким образом, само по себе представление налоговой декларации с нарушением установленного законом срока нашло свое подтверждение и не оспаривается представителем Рахменкуловой Л.В.
Ст.15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Протокол об административном правонарушении без вынесения протокола о направлении дела на рассмотрение мировому судье и сопроводительного письма направлен на рассмотрение мировому судье судебного участка № 25 Олекминского района, который поступил мировому судье 29 марта 2017 года ( л.д.1 ).
31 марта 2017 года мировому судье поступило заявление главы МО «Город Олекминск» Сафонова В.В. о прекращении уголовного дела с приложением должностной инструкции главного специалиста по экономике и финансам на правах заместителя главы администрации МО «Город Олекминск» и распоряжения № 15-л от 15 марта 2017 года о расторжении трудового договора с главным специалистом по экономике и финансам на правах заместителя главы администрации МО «Город Олекминск» ФИО1 с 15 марта 2017 года.
Мировой судья на стадии подготовки к судебному разбирательству прекратил производство по делу за отсутствием в действиях главы администрации МО «Город Олекминск» Сафонова В.В. состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, с которым у районного суда нет оснований не соглашаться.
Постановление мирового судьи по судебному участку № 25 Олёкминского района РС(Я) от 31 марта 2017 года направлено в налоговый орган сопроводительным письмом № 481 от 5 апреля 2017 года ( основание: сопроводительное письмо мирового судьи от 5 апреля 2017 года ) и поступило адресату 17 апреля 2017 года ( вх.№003219 ).
Апелляционная жалоба врио. начальника межрайонной ИФНС № 2 России по РС(Я) Зорина К.К. на постановление мирового судьи по судебному участку № 25 Олёкминского района РС(Я) от 31 марта 2017 года поступила в Олекминский районный суд 25 апреля 2017 года, следовательно 10-дневный срок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении заявителем не нарушен.
Из п.2.5 должностной инструкции главного специалиста по экономике и финансам на правах заместителя главы администрации МО «Город Олекминск» ФИО1 видно, что главный специалист осуществляет контроль за своевременным составлением и предоставлением статистической отчетности, бухгалтерской отчетности в налоговые органы. Согласно распоряжению № 15-л от 15 марта 2017 года трудовой договор с главным специалистом по экономике и финансам на правах заместителя главы администрации МО «Город Олекминск» ФИО1 расторгнут с 15 марта 2017 года по инициативе работника на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ.
Следовательно, на момент представления налоговой декларации по налогу на имущество за 2015 год ( на 30 марта 2016 года ) контроль за своевременным составлением и предоставлением статистической отчетности, бухгалтерской отчетности в налоговые органы в администрации МО «Город Олекминск» был возложен на главного специалиста по экономике и финансам на правах заместителя главы администрации МО «Город Олекминск» ФИО1, что не оспаривается автором жалобы.
Автор жалобы указывает, что глава администрации МО «Город Олекминск» не поставил в известность налоговый орган об ином лице, ответственном за своевременное представление налоговой декларации.
Суд не может согласиться с указанными доводами автора жалобы, поскольку лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность ( ч.3 ст.1.5 КоАП РФ ).
При этом суд обращает внимание, что в нарушение требований ст.1.6 КоАП РФ во взаимосвязи со ст.26.1 КоАП РФ налоговый орган не запрашивал администрацию МО «Город Олекминск» об ответственных за представление налоговой декларации должностных лицах и о причинах непредставления налоговой декларации в установленный срок.
Суд не может согласиться с доводами автора жалобы, что налоговый орган был лишен возможности оценить представленные в суд доказательства ( должностная инструкция ) и дать соответствующие пояснения, поскольку в соответствии с п.4 ст.29.1 КоАП РФ судья, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, кроме всего выясняет, имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу.
Это не право судьи, а его обязанность при подготовке дела к рассмотрению. Из смысла ч.2 ст.29.4 КоАП РФ следует, что судьей постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в том случае, если обстоятельства, предусмотренные ст.24.5 КоАП РФ, наступили в суде.
Поскольку обстоятельства, исключающие производство в суде, стали известны мировому судье на стадии подготовки к рассмотрению дела, мировой судья правильно вынесла решение о прекращении производства по делу об административном правонарушении, поскольку в порядке ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств, в том числе ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Нарушений процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влекущих отмену судебного акта, вопреки доводам жалобы по делу не допущено. Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, суд
р е ш и л :
Постановление мирового судьи по судебному участку № 25 Олёкминского района РС(Я) от 31 марта 2017 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении главы администрации МО «город Олекминск» Сафонова В. В. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу врио. начальника межрайонной ИФНС № 2 России по Республике Саха ( Якутия ) Зорина К.К. без удовлетворения.
Копию судебного решения направить всем сторонам.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Председательствующий судья: п/п
Копия верна:
Судья Олёкминского районного
суда Республики Саха (Якутия): Г.А.Седалищев