Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-431/2022 (2-4334/2021;) ~ М-4536/2021 от 29.11.2021

№ 2-431/2022

70RS0004-01-2021-006027-21

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2022 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Ненашевой О.С.,

при секретаре Дадашове Э.Н.,

с участием законного представителя Абанеевой А.А. – Абанеевой З.Т., представителя третьего лица Незаметдинова Т.А. – Стариковой М.А., действующей на основании доверенности от 02.03.2021, сроком на три года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Абанеевой Агаты Артуровны в лице законного представителя Абанеевой Зухры Тахировны к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, федеральному государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, Российской Федерации в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

УСТАНОВИЛ:

Абанеева А.А. в лице законного представителя Абанеевой З.Т. обратилась в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, государственному унитарному предприятию «Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук», межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, Российской Федерации в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> порядке приватизации.

В обоснование иска указано, что Незаметдинов Т.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является нанимателем , расположенной по адресу: <адрес>, в которое также вселены Абанеева З.Т., Абанеев Э.А., Абанеева А.А. ДД.ММ.ГГГГ законный представитель истца направила в ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения РАН», Территориальное Управление Федерального Агентства по управлению Государственным имуществом в <адрес>, Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, заявление с приложенным пакетом документов, в котором просила предоставить в собственность <адрес>, расположенную по адресу: <адрес>. Поскольку истец занимает жилое помещение в государственном жилищном фонде, на условиях социального найма она имеет право на приватизацию занимаемого ею жилого помещения.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации (далее – Минобрнауки РФ),

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен конкурсный управляющий ФГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук», Разуваев А.Г.

В судебном заседании законный представитель истца поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель третьего лица Незаметдинова Т.А. – Старикова М.А. полагала, что требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В судебное заседание представители ответчиков территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, государственного унитарного предприятия «Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, Российской Федерации в лице Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, третьи лица Абанеев Э.А., Незаметдинов Т.А., конкурсный управляющий Разуваев А.Г., будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его проведения, не явились.

В соответствии с положениями статьи 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.

Заслушав законного представителя истца, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 2 ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.

В ст. 40 Конституции РФ с учетом положений международно-правовых актов (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах от ДД.ММ.ГГГГ, ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от ДД.ММ.ГГГГ) закреплено право каждого на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам.

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Закон) установлены основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Закона приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность гражданам Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

В соответствии с ч.1 ст. 2 Закона граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

В соответствии со ст. ст. 6, 7 названного Закона передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.

Согласно ст. 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В силу положений ст.69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Незаметдиновым Т.А. и ГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» заключен договор социального найма жилого помещения -Н.

Из преамбулы указанного договора социального найма следует, что он заключен на основании разрешения на заселение на комнату в общежитии ТНЦ СОРАН серия Р от ДД.ММ.ГГГГ, выданного на основании решения профкома и администрации ИОМ СО РАН.

Объектом найма является изолированное жилое помещение, состоящее из 1 комнаты, общей площадью 33,10 кв.м., в том числе жилой –18,90 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно п.1.1. указанного договора, наймодатель обязуется предоставить нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование пригодное для постоянного проживания изолированное жилое помещение федерального жилищного фонда и обеспечивает предоставление за плату коммунальных и эксплуатационных услуг в соответствии с установленными правилами и нормам, а наниматель обязуется использовать это жилое помещение по назначению и своевременно вносит плату за пользование им.

Согласно справке из паспортного стола от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Незаметдинов Т.А. (наниматель), с ДД.ММ.ГГГГ Абанеева З.Т. (сестра), Абанеев Э.А. (племянник), с ДД.ММ.ГГГГ Абанеева А.А. (племянница).

Из свидетельства о рождении Абанеевой А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, следует, что отцом является Абанеев А.С., матерью Абанеева З.Т.

Копией лицевого (финансового) счета подтверждается отсутствие задолженности по квартплате, коммунальным и жилищным услугам, по найму жилья за жилое помещение по адресу: <адрес>.

Из договора социального найма жилого помещения, приложения к Свидетельству о внесении в реестр федерального имущества ГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» (реестровый ) следует, что передаваемое жилое помещение находится в здании, имеющим статус общежитие.

Из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ следует, что спорное жилое помещение является квартирой, общая площадь которой составляет 33,1 кв.м. и находится в собственности Российской Федерации.

То обстоятельство, что истец ранее не воспользовалась правом бесплатной приватизации, подтверждается сведениями из уведомления об отсутствии в ЕГРН сведений с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отсутствуют сведения о регистрации прав собственности Абанеевой А.А. на объекты недвижимого имущества, приобретенные в порядке приватизации.

Из пояснений законного представителя Абанеевой А.А. следует, что она с детьми Абанеевым Э.А. и Абаневой А.А. вселена в спорное жилое помещение как члены семьи Незаметдинова Т.А., вели с ним совместное хозяйство.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Незаметдинов Т.А., Абанеева З.Т. и Абанеев Э.А. уже воспользовались правом безвозмездно получить в собственность жилое помещение.

Таким образом, истец имеет право безвозмездно получить в собственность спорное жилое помещение.

Руководствуясь нормой ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», с целью реализации своего права на приватизацию Абанеева А.А. в лице законного представителя обратилась в МТУ «Росимущества в Кемеровской и Томской областях» с заявлением о заключении с ней договора передачи данного жилого помещения в собственность.

Ответом МТУ «Росимущества в Кемеровской и Томской областях» от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в федеральной собственности и в хозяйственном ведении ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН». В соответствии с законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение о передаче жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в собственность принимается государственным предприятием, в хозяйственное ведение которого передан жилищный фонд, а именно ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН».

Согласно свидетельству о внесении в реестр федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ за ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» закреплено на праве хозяйственного ведения в том числе жилой дом по адресу: <адрес>.

Суд считает, что указанные обстоятельства создают препятствия истцу в безвозмездном получении в собственность, занимаемого по договору социального найма, жилого помещения.

В силу п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств являются государственными академиями наук, являются некоммерческими организациями, которые созданы в форме федеральных государственных бюджетных учреждений. Учредителем и собственником имущества государственных академий наук является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственных академий наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации.

Согласно п. «б» ст. 4 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти", упразднено ФАНО, переданы его функции по нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в соответствующей сфере деятельности, а также функции по управлению имуществом Минобрнауки России.

В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 682 "Об утверждении Положения о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", функции и полномочия учредителя образовательных организаций высшего образования, научных и иных организаций, подведомственных Министерству, а также функции и полномочия собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями, осуществляет Минобороны науки России.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -р ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН» отнесено к числу организаций, подведомственных Минобрнауки России.

Согласно ч.9 ст.18 Федерального закона № 253-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», организации, находившиеся в ведении Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, передаются в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление функций и полномочий собственника федерального имущества, закрепленного за указанными организациями (далее также - федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный Правительством Российской Федерации). Данный федеральный орган исполнительной власти осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, функции и полномочия учредителя указанных организаций.

Частью 11 статьи 18 указанного Закона предусмотрено, что до передачи организаций, указанных в части 9 настоящей статьи, в ведение федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного Правительством Российской Федерации, не подлежат изменению их организационно-правовая форма, в которой они созданы, вид вещного права (оперативного управления, хозяйственного ведения, постоянного бессрочного пользования), на котором за указанными организациями закреплено имущество, находящееся в федеральной собственности, и его состав, за исключением случаев принятия решений об использовании земельных участков (с расположенными на них объектами недвижимого имущества), закрепленных за указанными организациями, в целях, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства".

Собственником спорного помещения по адресу: <адрес>, является Российская Федерация, право хозяйственного ведения зарегистрировано за ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН», которое на момент судебного разбирательства находится в стадии ликвидации, однако деятельность которого до настоящего времени не прекращена, из ЕГРЮЛ учреждение не исключено.

Учитывая изложенное, а также то, что функции по управлению имуществом переданы Минобрнауки России, следовательно, оно наделено полномочиями собственника в отношении имущества, переданного на праве хозяйственного ведения ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН».

В настоящем судебном заседании ответчиком не представлено достаточных доказательств того, что здание по адресу: <адрес> изъято из хозяйственного ведения ФГУП «ЖКХ ТНЦ СО РАН». Не представлено доказательств отсутствия у ответчиков права распоряжения имуществом.

Приведенные нормы права в совокупности с установленными обстоятельствами дают основание полагать об обоснованности заявленных требований Абанеевой А.А. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

Доказательств отсутствия права на получение спорного жилого помещения в собственность истца в ходе рассмотрения дела не представлено.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную). При этом за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения, поскольку в указанном случае предоставленная этим лицам ст. 11 названного Закона возможность приватизировать бесплатно занимаемое жилое помещение только один раз не была реализована при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами.

В п.8 названного постановления Пленума Верховного Суда РФ указано также, что исходя из смысла преамбулы и ст. ст. 1, 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст. ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).

С учетом изложенного, принимая во внимание вышеприведенные требования закона, учитывая, что спорное жилое помещение относится к жилищному фонду, подлежащему приватизации, истец ранее не реализовала свое право на участие в приватизации жилых помещений, каких-либо правовых оснований, препятствующих приватизации истцом квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, перечисленных в ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», не имеется, за ней должно быть признано право собственности на данное помещение.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации прав на спорную квартиру.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░> ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 21.03.2022

2-431/2022 (2-4334/2021;) ~ М-4536/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Информация скрыта
Ответчики
Российская Федерация в лице Министерства науки и высшего образования РФ
Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Новосибирской области
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях
Жилищно-коммунальное хозяйство Томского научного центра Сибирского отделения Российской Академии наук ГУП
Другие
Незаметдинов Тахир Александрович
Старикова Мария Александровна
Абанеева Зухра Тахировна
Разуваев Александр Григорьевич
Абанеев Эльдар Артурович
Суд
Советский районный суд г. Томска
Судья
Ненашева О.С.
Дело на сайте суда
sovetsky--tms.sudrf.ru
29.11.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.11.2021Передача материалов судье
29.11.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.11.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.12.2021Подготовка дела (собеседование)
24.01.2022Подготовка дела (собеседование)
24.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.02.2022Подготовка дела (собеседование)
14.03.2022Подготовка дела (собеседование)
14.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.03.2022Судебное заседание
21.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее