Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2079/2022 от 15.06.2022

Дело №2а-2079/2022

УИД 63RS0039-01-2022-002057-82

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    27 сентября 2022 года г.о. Самара

    Железнодорожный районный суд г.о. Самара в составе:

    председательствующего судьи Чирковой Е.А.,

    при помощнике судьи ФИО2,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2а-2079/2022 по административному иску МИ ФНС России №18 по Самарской области к Мышенцеву В.Е. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу,

УСТАНОВИЛ:

    МИ ФНС России №18 по Самарской области обратилась в Ленинский районный суд г. Самары с иском о взыскании с Мышенцева В.Е. недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу, в обоснование заявленных требований указав, что административный ответчик является собственником транспортного средства марки ВАЗ 21099, гос.знак Е375ТК 163, объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> с кадастровым номером . Согласно статье 23 (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ, Закона Самарской области «О транспортном налоге на территории Самарской области» №86-ГД от 06.11.2002г. административный ответчик обязан уплачивать имущественные налоги. Во исполнение положений ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом на имя административного ответчика выставлено налоговое уведомление №3065257 от 21.09.2017г. о необходимости уплаты исчисленных налогов, которые в добровольном порядке исполнены не были, в связи с чем, инспекцией сформировано требование об уплате налога №2709 на сумму 3 857 рублей и пени в размере 73,73 рублей, со сроком исполнение до 10.04.2018 г. В связи с неисполнением налогоплательщиком обязанности по уплате образовавшейся недоимки, налоговая инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Мышенцева В.Е. недоимки по имущественным налогам за 2016 г., который впоследствии на основании поступивших возражений должника был отменен, с сохранением за налоговым органом права обратиться с аналогичными требованиями в порядке искового производства.

Сославшись на указанные обстоятельства, административный истец просит суд взыскать с Мышенцева В.Е. в пользу МИ ФНС России №18 по Самарской области недоимку на общую сумму 2 758,18 рублей, в том числе пени по транспортному налогу за 2016 г. в размере 21,41 рублей, по налогу на имущество за 2016 г. в размере 2 737 рублей.

Определением Ленинского районного суда г. Самары от 19.05.2022г. настоящее административное дело по иску МИ ФНС России №18 по Самарской области к Мышенцеву Вячеславу Евгеньевичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу передано по подсудности в Железнодорожный районный суд г. Самары по месту жительства административного ответчика (л.д.55-56).

Представитель административного истца МИ ФНС России №18 по Самарской области, надлежаще извещенный о слушании дела, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д.4 оборот).

Административный ответчик Мышенцев В.И. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, просил применить последствия пропуска срока исковой давности, позицию изложил письменно в возражениях, приобщенных к материалам дела.

Руководствуясь ст.ст.150, ч.2 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы административного дела и обоснованность заявленных требований, соблюдение налоговым органом процессуальных сроков, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в виду следующего.

В силу ч.1 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст.57 Конституции Российской Федерации, п.1 ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьёй 14 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что транспортный налог относится к региональным налогам и сборам.

В соответствии с ч.1 ст.357 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы в установленном порядке транспортные средства.

Пунктом 1 ст.358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины. Зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Думы городского округа Самара от 24.11.2014 №482 «О налоге на имущество физических лиц» на территориях внутригородских районов городского округа Самара введен налог на имущество физических лиц, установлены ставки налога на имущество физических лиц.

В соответствии со ст.400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Положениями ст.401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается, в том числе, квартира.

На основании учетных данных налогоплательщиков (л.д.12), карточки учета транспортного средства (л.д.47), установлено, что Мышенцев В.Е. с 28.10.2011г. является собственником транспортного средства марки <данные изъяты>, vin , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, гос.знак , с мощностью двигателя 69 лошадиных сил; с 01.03.2012г. собственником помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимого, сформированной по состоянию на 19.04.2022 (л.д.48).

Следовательно, ответчик в порядке ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплачивать начисленные ему имущественные налоги.

В силу п.1 ч. 1 ст.359 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных ст.403 НК РФ.

Согласно ч.4 ст.85, п.1 ст.362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами (организациями, должностными лицами), осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, а также государственный кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество на территории Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.363, ч.1 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации, ч.3 Решения Думы городского округа Самары от 24.11.2014 №482, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств, либо недвижимого имущества. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, срок уплаты налоговых обязательств за 2016г. – не позднее 01.12.2017г.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом – п.3 ст.363, ч.2 ст.409 Налогового кодекса Российской Федерации, п.12 ст.3 Закона Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области».

При этом согласно ч.2 ст.52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п.4 ст.57 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу ч.1 ст.45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Согласно ч.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно представленным материалам дела, 21.09.2017г. на имя Мышенцева В.Е. налоговым органом сформировано налоговое уведомление №31065267, которым налогоплательщику начислен транспортный налог за 2016 г. в размере 1 120 рублей, а также налог на имущество физических лиц за 2016 г. размере 2 737 рублей. Срок уплаты налога определен до 01.12.2017г. включительно (л.д.7)

В установленный срок обязательства по уплате недоимки за 2016 г. Мышенцевым В.Е. исполнены не были, в связи с чем, на основании п.2 ст.69, п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговым органом в адрес административного ответчика направлено требование №2709 по состоянию на 13.02.2018г. об уплате транспортного налога в сумме 1 120 рублей и пени в сумме 21,41 рублей, налога на имущество физических лиц в размере 2 737 рублей и пени в размере 52,32 рублей, установив срок исполнения требования до 10.04.2018 г. включительно (л.д.8).

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налоге и пени.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (ч.2 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 5 ст. 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В силу ст. 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Из материалов дела следует, что налоговая инспекция обратилась к мировому судье судебного участка №30 Ленинского судебного района г. Самары Самарской области с заявлением о вынесении в отношении Мышенцева В.Е. судебного приказа о взыскании недоимки за 2016 г. по транспортному налогу в сумме 1 120 рублей и пени в сумме 21,41 рублей, по налогу на имущество физических лиц в сумме 2 737 рублей, на общую сумму 3 878,41 рублей.

08.10.2021г. мировым судьей вынесен судебный приказ №2а-2464/2018.

Определением того же мирового судьи от 15.11.2021г. судебный приказ №2а-2464/2018 от 08.10.2021г. на основании поступивших возражений должника отменен, с разъяснением взыскателю права на предъявление аналогичных требований в порядке искового производства (л.д.5-6).

Административный иск сдан в отделение почтовой связи 26.03.2022г.(л.д.18).

Разрешая заявленные требования налоговой инспекции о взыскании недоимки за 2016г., суд обращает внимание на нарушение инспекцией сроков обращения с заявлением о вынесении судебного приказа, поскольку согласно требованию №2709 срок уплаты налога установлен до 10.04.2018г. При этом общая сумма задолженности по налогам по состоянию на 13.02.2018г. составила 31 101,03 рублей, что превышает 3000 рублей. Заявление о вынесении судебного приказа поступило мировому судье только в октябре 2021г., т.е. по истечении шестимесячного срока, отведенного законодателем для обращения в суд. Доказательств своевременного взыскания недоимок, размер которых вошел в сумму 31 101,03 рублей, налоговым органом не представлено.

    Принимая во внимание, пропуск процессуального срока для обращения с административным иском в суд, а также отсутствие обоснованных и мотивированных ходатайств административного истца о восстановлении нарушенного срока, суд полагает, исковые требования налогового органа о взыскании с Мышенцева В.Е. недоимки по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц удовлетворению не подлежат.

Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44 НК РФ).

Согласно правовым предписаниям, закрепленным в пункте 1 статьи 45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (абзац 1).

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный в соответствии с названным Кодексом (абзац 2).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (абзац 3).

В силу положений статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Как отмечается Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 23.11.2017 N 2519-О, в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указываются сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.

Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления.

В обоснование заявленных требований налоговый орган ссылается на налоговое уведомление № 31065267 от 21.09.2017 и требование №2709 по состоянию на 13.02.2018 г., направленные в адрес административного ответчика и не исполненного им в добровольном порядке.

Как видно из материалов дела, вышеуказанное налоговое уведомление и соответствующее требование об уплате налога на имущество физических лиц, а также сумм пени, начисленных в связи с неуплатой названного налога, направлялись Мышенцеву В.Е. налоговым органом по адресу: г. Самара, ул. Коммунистическая 10-69.

Направление, налогового уведомления и требования подтверждается списками внутренних почтовых отправлений.

Из ответа МИФНС России № 18 по Самарской области, Мышенцев В.Е. не является пользователем сервиса «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц».

Судом установлено, что с 25.12.2012 г. Мышенцев В.Е. по настоящее время зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Обязанность направить налоговое уведомление по месту жительства налогоплательщика, если им не предоставлен налоговому органу иной адрес для переписки, лежит на налоговом органе.

В целях надлежащего обеспечения налоговыми органами данной обязанности положениями пункта 3 статьи 85 НК РФ предусмотрена обязанность органов, осуществляющих регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания) сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) по месту пребывания иностранного работника в налоговые органы по месту своего нахождения в течение десяти дней после дня регистрации, постановки на миграционный учет (снятия с миграционного учета) указанного лица.

Таким образом, налоговым органом не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающийся в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени по месту его жительства.

Доводы административного истца о получении Мышенцевым В.Е. налогового требования, не могут быть приняты во внимание, поскольку на указанную дату административный ответчик по адресу: <адрес>, уже не проживал.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.

Вместе с тем, учитывая, что право на взыскание налога на имущество за 2016 год, налоговый орган утратил, поскольку истекли все сроки, суд приходит к выводу об оставлении административных исковых требований МИФНС России № 18 по Самарской области к Мышенцеву В.Е. о взыскании обязательных платежей, - без удовлетворения.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск МИ ФНС России №18 по Самарской области к Мышенцеву В.Е. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц и транспортному налогу за 2016 год оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в месячный срок со дня составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 10 октября 2022 года.

Председательствующий судья п/п Е.А. Чиркова

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-2079/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
МИФНС России № 18 по Самарской области
Ответчики
Мышенцев В.Е.
Суд
Железнодорожный районный суд г. Самары
Судья
Чиркова Е. А.
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--sam.sudrf.ru
15.06.2022Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
17.06.2022Передача материалов судье
20.06.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.07.2022Судебное заседание
16.08.2022Судебное заседание
05.09.2022Судебное заседание
27.09.2022Судебное заседание
10.10.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее