Дело № 5-624/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
об административном правонарушении
с. Частоозерье 24 ноября 2021 г.
Судья Петуховского районного суда Курганской области Аверкина У.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Виноградова Евгения Витальевича, <данные изъяты> трудоустроенного менеджером по продажам у ИП ФИО3,
УСТАНОВИЛ:
в Петуховский районный суд Курганской области поступил на рассмотрение протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Виноградова Е.В.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Виноградов Е.В., с протоколом об административном правонарушении выразил несогласие.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении Сидорова Т.И., в судебном заседании на изложенных в протоколе доводах настаивала.
Заслушав участников судебного процесса, изучив письменные материалы дела, прихожу к следующему выводу.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, и влечет наказание для граждан в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
В силу статьи 11 указанного Федерального закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно части 2 статьи 29 данного Федерального закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью,
В силу пунктов 4.1, 4.4. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22 мая 2020 г. № 15 противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Мероприятиями, направленными на «разрыв» механизма передачи инфекции, являются: соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1,5 до 2 метров; выполнение требований биологической безопасности в медицинских организациях и лабораториях, проводящих исследования с потенциально инфицированным биологическим материалом; организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха; обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации; организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
Постановлением Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 г. № 12 в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Курганской области с 16 марта 2020 г. введен режим повышенной готовности.
На организации и индивидуальных предпринимателей возложено выполнение решений Оперативных штабов и рекомендаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (пп. 1,2 п. 10 настоящего Постановления).
Пунктом 10 решения областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov, на территории Курганской области от 06 апреля 2020 г. № 18 установлен «масочный режим» для работников организаций в сфере услуг.
Пунктами 6 и 8 Приложения «Дополнительный порядок работы организаций независимо от организационного-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований» к решению областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCov, на территории Курганской области от 10 июня 2020 г. № 34, на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по обеспечению наличия средств дезинфекции при входе в торговый объект, на рабочем месте, в местах кассового обслуживания (иметь в наличии запас средств дезинфекции на 5 дней) и соблюдения между покупателями социального дистанцирования (не менее 1,5 метра), в том числе путем нанесения специальной разметки.
Из материалов дела следует, что ФИО3 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; основной вид деятельности – торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки и табачными изделиями в неспециализированных магазинах, согласно выписке из ЕГРИП.
18 октября 2021 г. в период времени с 11 часов 45 минут по 11 часов 50 минут в ходе выездного обследования магазина ИП ФИО3, расположенного по адресу: <адрес> в целях контроля соблюдения санитарно-противоэпидемических, профилактических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), сотрудниками Петуховского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области выявлено, что в торговом зале магазина отсутствовали санитайзер для посетителей и разметка на полу, позволяющая соблюдать социальную дистанцию между посетителями, у продавца магазина гигиеническая маска не защищала органы дыхания.
Выездное обследование магазина ИП ФИО3 было проведено на основании задания начальника Петуховского территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Курганской области Дроздецкой Е.И. от 18 октября 2021 г. № 09/27 о проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом в форме выездного обследования.
Вышеуказанные выявленные нарушения подтверждаются актом выездного обследования и протоколом осмотра от 18 октября 2021 г., а также исследованной в ходе судебного заседания видеозаписью.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола от 27 октября 2021 г. № 09-09-1/50 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Виноградова Е.В., который трудоустроен менеджером по продажам у ИП ФИО3 согласно трудовому договору № 14 от 20 января 2019 г.
Вместе с тем, согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Исходя из содержания части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание, предусмотренное названной нормой, в зависимости от конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении, может быть назначено такому субъекту административного правонарушения как гражданин, должностное лицо, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридическое лицо.
По смыслу разъяснений, содержащихся в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г., следует, что привлечению к административной ответственности по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции, лица, находящиеся или находившиеся в контакте с источником заболевания, в контакте с лицами с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, уклоняющиеся от лечения опасного инфекционного заболевания, нарушающие санитарно-противоэпидемический режим, а также не выполнившие в установленный срок выданное в периоды, указанные в части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Таких обстоятельств по делу не установлено.
В ходе рассмотрения дела судье представлена копия приказа от 12 апреля 2020 г. № 3, в соответствии с которым на Виноградова Е.В. возложена обязанность по установлению санитайзеров с дезинфицирующими составами при входах, введению масочного режима и нанесению разметки по соблюдению дистанции в 1, 5 метрах в помещениях всех магазинов индивидуального предпринимателя в срок до 14 апреля 2020 г., с оставлением контроля за исполнением данного приказа за самим ИП ФИО3
Вместе с тем, исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, менеджер по продажам ИП ФИО3 - Виноградов Е.В. в силу занимаемой им должности не является должностным лицом в данном случае.
Более того, согласно вышеприведенным правовым нормам в их взаимосвязи обязанность по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований, в том числе: организации «масочного режима» продавцов, обеспечению наличия средств дезинфекции в торговом объекте и специальной разметки в целях соблюдения между покупателями социального дистанцирования возложена на индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере торговли.
Таким образом, оценив совокупность имеющихся в деле доказательств, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) Виноградова Е.В. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и прекращению производства по делу на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 настоящего кодекса.
Руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Виноградова Евгения Витальевича прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Курганский областной суд через Петуховский районный суд Курганской области в течение 10 суток со дня вручения либо получения копии постановления.
Судья У.А. Аверкина