Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1894/2020 от 14.08.2020

Судья Агибалов В.С. Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 сентября 2020 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.,

судей Курлаевой Л.И., Старцевой С.А.,

при секретаре Зябкине А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишковой И.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 03 июля 2020 г., которым исковые требования Шишковой И.В. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Шишковой И.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Шишкова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование указала, что в период с <дата> по <дата>. она постоянно проживала в д. Жилина Орловского района Орловской области. Данный населенный пункт относится к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.

15 апреля 2020 г. истец обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально - экономическим статусом.

В удовлетворении заявления ответчиком отказано.

Полагая отказ в назначении досрочной пенсии незаконным, просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года; обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 03 мая 2020 года.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда, принять по делу новое, которым в удовлетворении иска отказать.

Считает, что истец не имеет права на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года.

Ссылается на то, что факт проживания Шишкова И.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с <дата> допустимыми доказательствами не подтвержден.

Указывает, что право истца на получение досрочной пенсии возникает с даты вступления решения суда в законную силу. В связи с этим, не имеется оснований для признания за истцом права на пенсию с 03 мая 2020 года.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Шишкова И.В. 15 апреля 2020 г. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Решением пенсионного органа от 28 апреля 2020 г. в назначении досрочной пенсии истцу отказано. Свое решение ответчик мотивировал тем, что факт проживания Шишковой И.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период <дата> не подтвержден данными о регистрации в паспорте или адресно-справочной информацией, представленной уполномоченным органом. Пенсионным органом установлено, что представленными документами подтвержден факт проживания Шишковой И.В. на загрязненной территории с <дата> (7 лет 8 месяцев 9 дней), что дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на один год. Ответчиком признано право истца на установление пенсии по старости в возрасте 54 лет, которого на дату обращения с заявлением она не достигла.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Шишкова И.В. ссылалась на то, что в период с <дата> постоянно проживала в д. Жилина Орловской области, о чем имеются записи в похозяйственной книге <...> сельского совета Орловского района.

В судебном заседании истец пояснила, что с момента предоставления по ордеру ее матери ФИО квартиры в д. Жилина Орловского района в 1979 г. она проживала в данном населенном пункте. На постоянное место жительства в г. Орел Шишкова И.В. переехала в 1989 г.

Из материалов дела усматривается следующее.

Согласно ордеру <...>., ФИО на состав семьи: она и несовершеннолетняя дочь Баева И.В. была предоставлена квартира <адрес> в <...> сельском поселении.

<дата> у истца родилась дочь ФИО

<дата>. Баева И.В. вступила в брак, после чего ей присвоена фамилия мужа Шишкова.

Согласно выписке из похозяйственной книги <...> сельского совета Орловского района Орловской области за 1986-1990 гг. в хозяйстве ФИО значатся дочь Баева И.В., <дата> года рождения, и внучка ФИО., <дата> рождения, выбывшие 29 марта 1989 в г. Орел.

Из медицинской карты ФИО <дата> года рождения, следует, что местом ее жительства указан Орловский район, <дата> В записях за 1989 год указано о выбытии ребенка в г. Орел. Также в обменной карте ребенка в качестве адреса места жительства матери Баевой И.В. указана ул. <адрес>

Кроме того, факт проживания истца по указанному адресу подтверждается сведениями <...>», согласно которым адресом Баевой (Шишковой) И.В., обучавшейся в данном учебном заведении с <дата>., на момент поступления был указан: <адрес>

Допущенное образовательным учреждением указание в адресе «г. Орел», расценено судом первой инстанции как неточность, поскольку улица, номер дома и квартиры соответствует адресу истца в д. Жилина Орловской района Орловской области.

По данным паспорта Шишкова И.В., <дата>, с <дата> по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, д. Жилина Орловского района Орловской области. Сведений о предыдущих регистрациях не имеется.

Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей ФИО22., ФИО., проживающие в д. Жилина, также подтвердили факт постоянного проживания истца в спорный период в данном населенном пункте.

Разрешив спор, суд удовлетворил исковые требования о досрочном назначении пенсии. При этом исходил из доказанности факта постоянного Шишковой И.В. в период с <дата> в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 и примечанию к статье 35 данного Закона (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. №216-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 вышеуказанного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с абзацем 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

В Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года №1074, включен населенный пункт д.Жилина Орловского района Орловской области, относящийся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года №1582 (утратившим силу с 21 октября 2015 года), а также Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 №237-р (утратившим силу с 01 февраля 1998 года), населенный пункт д.Жилина Орловского района Орловской области также был отнесен к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а именно к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1,2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что факт проживания Шишковой И.В. в спорный период на территории с льготным социально-экономическим статусом подтверждается допустимыми и относимыми доказательствами, истец имеет право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года.

Доводы представителя ответчика о том, что похозяйственная книга не является документом, подтверждающим регистрацию по конкретному адресу, на законность выводов районного суда не влияет. Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено ограничений в способах доказывания по данной категории споров.

Записи в похозяйственной книге согласуются с анкетными данными истца и ее пояснениями о дате выбытия из д. Жилина (<дата>.)

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.

Поскольку право Шишковой И.В., <дата>, на досрочную пенсию возникло с момента достижения ею возраста пятидесяти двух лет, а с заявлением в пенсионный орган о назначении льготной пенсии она обратилась 15 апреля 2020 г., то есть до достижения указанного возраста, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении истцу пенсии с момента возникновения такого права – с 03 мая 2020 г.

Доводы ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о возникновении права Шишковой И.В. на пенсию с иного момента времени основаны на неверном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, вышеприведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы, на законность постановленного решения не влияют и не являются основанием для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 03 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Агибалов В.С. Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 сентября 2020 года г. Орёл

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Должикова С.С.,

судей Курлаевой Л.И., Старцевой С.А.,

при секретаре Зябкине А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шишковой И.В. к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 03 июля 2020 г., которым исковые требования Шишковой И.В. удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Должикова С.С., выслушав объяснения представителя Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) по доверенности ФИО, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Шишковой И.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

Шишкова И.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) (далее - ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование указала, что в период с <дата> по <дата>. она постоянно проживала в д. Жилина Орловского района Орловской области. Данный населенный пункт относится к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.

15 апреля 2020 г. истец обратилась в ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории с льготным социально - экономическим статусом.

В удовлетворении заявления ответчиком отказано.

Полагая отказ в назначении досрочной пенсии незаконным, просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года; обязать ответчика назначить и производить выплату пенсии с 03 мая 2020 года.

Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области просит отменить решение суда, принять по делу новое, которым в удовлетворении иска отказать.

Считает, что истец не имеет права на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года.

Ссылается на то, что факт проживания Шишкова И.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период с <дата> допустимыми доказательствами не подтвержден.

Указывает, что право истца на получение досрочной пенсии возникает с даты вступления решения суда в законную силу. В связи с этим, не имеется оснований для признания за истцом права на пенсию с 03 мая 2020 года.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Шишкова И.В. 15 апреля 2020 г. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии в связи с проживанием на территории, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Решением пенсионного органа от 28 апреля 2020 г. в назначении досрочной пенсии истцу отказано. Свое решение ответчик мотивировал тем, что факт проживания Шишковой И.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в период <дата> не подтвержден данными о регистрации в паспорте или адресно-справочной информацией, представленной уполномоченным органом. Пенсионным органом установлено, что представленными документами подтвержден факт проживания Шишковой И.В. на загрязненной территории с <дата> (7 лет 8 месяцев 9 дней), что дает право на снижение общеустановленного пенсионного возраста на один год. Ответчиком признано право истца на установление пенсии по старости в возрасте 54 лет, которого на дату обращения с заявлением она не достигла.

Обращаясь в суд с настоящим иском, Шишкова И.В. ссылалась на то, что в период с <дата> постоянно проживала в д. Жилина Орловской области, о чем имеются записи в похозяйственной книге <...> сельского совета Орловского района.

В судебном заседании истец пояснила, что с момента предоставления по ордеру ее матери ФИО квартиры в д. Жилина Орловского района в 1979 г. она проживала в данном населенном пункте. На постоянное место жительства в г. Орел Шишкова И.В. переехала в 1989 г.

Из материалов дела усматривается следующее.

Согласно ордеру <...>., ФИО на состав семьи: она и несовершеннолетняя дочь Баева И.В. была предоставлена квартира <адрес> в <...> сельском поселении.

<дата> у истца родилась дочь ФИО

<дата>. Баева И.В. вступила в брак, после чего ей присвоена фамилия мужа Шишкова.

Согласно выписке из похозяйственной книги <...> сельского совета Орловского района Орловской области за 1986-1990 гг. в хозяйстве ФИО значатся дочь Баева И.В., <дата> года рождения, и внучка ФИО., <дата> рождения, выбывшие 29 марта 1989 в г. Орел.

Из медицинской карты ФИО <дата> года рождения, следует, что местом ее жительства указан Орловский район, <дата> В записях за 1989 год указано о выбытии ребенка в г. Орел. Также в обменной карте ребенка в качестве адреса места жительства матери Баевой И.В. указана ул. <адрес>

Кроме того, факт проживания истца по указанному адресу подтверждается сведениями <...>», согласно которым адресом Баевой (Шишковой) И.В., обучавшейся в данном учебном заведении с <дата>., на момент поступления был указан: <адрес>

Допущенное образовательным учреждением указание в адресе «г. Орел», расценено судом первой инстанции как неточность, поскольку улица, номер дома и квартиры соответствует адресу истца в д. Жилина Орловской района Орловской области.

По данным паспорта Шишкова И.В., <дата>, с <дата> по настоящее время зарегистрирована по адресу: <адрес>, д. Жилина Орловского района Орловской области. Сведений о предыдущих регистрациях не имеется.

Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей ФИО22., ФИО., проживающие в д. Жилина, также подтвердили факт постоянного проживания истца в спорный период в данном населенном пункте.

Разрешив спор, суд удовлетворил исковые требования о досрочном назначении пенсии. При этом исходил из доказанности факта постоянного Шишковой И.В. в период с <дата> в населенном пункте, относящемся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Принимая во внимание, что решение постановлено судом с соблюдением норм материального и процессуального права, основано на исследованных в судебном заседании доказательствах, судебная коллегия находит его законным и обоснованным.

В силу статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей до 01 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно статье 34 и примечанию к статье 35 данного Закона (в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. №216-ФЗ, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 – 35 вышеуказанного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

В соответствии с абзацем 3 статьи 7 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон проживания с льготным социально-экономическим статусом и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.

В Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 года №1074, включен населенный пункт д.Жилина Орловского района Орловской области, относящийся к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Перечнем населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 года №1582 (утратившим силу с 21 октября 2015 года), а также Перечнем населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденным Распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 №237-р (утратившим силу с 01 февраля 1998 года), населенный пункт д.Жилина Орловского района Орловской области также был отнесен к территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, а именно к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу частей 1,2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Учитывая, что факт проживания Шишковой И.В. в спорный период на территории с льготным социально-экономическим статусом подтверждается допустимыми и относимыми доказательствами, истец имеет право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации №1244-1 от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» со снижением общеустановленного пенсионного возраста на три года.

Доводы представителя ответчика о том, что похозяйственная книга не является документом, подтверждающим регистрацию по конкретному адресу, на законность выводов районного суда не влияет. Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрено ограничений в способах доказывания по данной категории споров.

Записи в похозяйственной книге согласуются с анкетными данными истца и ее пояснениями о дате выбытия из д. Жилина (<дата>.)

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 данного Федерального закона.

Поскольку право Шишковой И.В., <дата>, на досрочную пенсию возникло с момента достижения ею возраста пятидесяти двух лет, а с заявлением в пенсионный орган о назначении льготной пенсии она обратилась 15 апреля 2020 г., то есть до достижения указанного возраста, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении истцу пенсии с момента возникновения такого права – с 03 мая 2020 г.

Доводы ГУ УПФ РФ в г.Орле и Орловском районе Орловской области о возникновении права Шишковой И.В. на пенсию с иного момента времени основаны на неверном толковании норм материального права.

При таких обстоятельствах, вышеприведенные, а также иные доводы апелляционной жалобы, на законность постановленного решения не влияют и не являются основанием для его отмены.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения, судом также не допущено.

Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 03 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1894/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Шишкова Ирина Владимировна
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области
Другие
Администрация Неполодского сельского поселения Орловского района Орловской области
Суд
Орловский областной суд
Судья
Должиков Сергей Сергеевич
Дело на странице суда
oblsud--orl.sudrf.ru
17.08.2020Передача дела судье
02.09.2020Судебное заседание
14.09.2020Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее